Файл: Levina_L_M_Etnokulturnaya_istoria_Vostochnogo_P.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 4939

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Зауралья V-II вв. до н.э. (Корякова, 1988, с. 92 и ел., рис. 26, 28, 34,5; Погодин,

Труфанов, 1991, с. 301, табл. 127,17, 1, 2, 4).

Помимо керамических в джетыасарских погребениях встречены бронзовые и

деревянные сосуды. В нескольких погребениях в простых ямах (например, курганы

№№92, 131 могильника Алтынасар 4в, №233 некрополя Алтынасар 4л, №№36, 41 и

др. могильника Косасар 2) были разной степени сохранности бронзовые и имити-

рующие их глиняные котлы с яйцевидным или округлым туловом, высокими руч-

ками, иногда с горизонтальным валиком на тулове, с коническим поддоном.

Тождественные бронзовые котлы и их глиняные копии мы находим в Западной

Сибири, Киргизии (см. главу III ,§1).

Упомянутые деревянные сосуды сохранились более чем в ста двадцати погребе-

ниях (см. табл. 2). Деревянная посуда особенно широко и разнообразно представле-

на во всех курганах могильника Алтынасар 4м, но зафиксирована она во многих

курганах и других джетыасарских некрополей. В основном это были крупные

овальные, реже круглые в плане блюда на коническом поддоне или четырех ножках,

кружки и чаши. Деревянные кружки и чаши, как правило, ставились рядом с кера-

мическими кувшинами, флягами, крупными двуручными горшками, изредка по-

мещались и внутри сосудов для жидкостей (например, в курганах №№160, 293 и др.

некрополей Алтынасар 4). Аналогичные деревянные сосуды широко известны

прежде всего в материалах кенкольских памятников, памятниках предгорных и гор-

ных районов Тянь-Шаня, Забайкалья, Тувы, Монголии (Кожомбердиев, 1963, с. 43,

рис.9; он же, 1977, с. 22, рис.8; Кибиров, 1959, рис.24; Вайнштейн, 1970, с. 62,

рис. 97).

Отметим и наличие в целом ряде погребений плетеных корзин (обычно с крыш-

ками), деревянных шкатулок. Корзины из джетыасарских погребений также в пер-

вую очередь напоминают найденные в памятниках Тянь-Шаня (Кибиров, 1959).

Помимо посуды в инвентарь джетыасарских погребений входили: оружие, ору-

дия труда, иногда предметы конской упряжи, украшения, туалетные наборы.

Насколько можно судить, учитывая массовый характер древних ограблений,

оружие являлось обязательной принадлежностью всех мужских и многих женских

погребений. Но, очевидно, оружие было особо желанной добычей тех же грабите-

лей. Мечи сохранились в 24 мужских погребениях. Положение их в могилах говорит

о двух способах их ношения: слева от пояса, вдоль левого бедра и справа, за правым

плечом. Последнее зафиксировано в нескольких погребениях в ямах с боковыми

нишками, при этом остатки рукояти лежали под правой ключицей (см. курганы

№№365, 408 и др. могильника Алтынасар 4о). Положение меча от пояса, вдоль ле-

вого бедра отмечено и в погребениях того же типа, и в ямных захоронениях

(например, курганы №№164, 355, 356 могильников Алтынасар 4в 4о; курган №53

некрополя Томпакасар, №39 могильника Косасар 2, см. Левина, 19936, рис. 46; 79;

она же, 1994, рис. 122, 5,6). Клинки всех мечей двулезвийные, линзовидные, упло-

щенные или двояковыпуклые, длина 68-90 см. Подробнее найденное оружие, в том

числе мечи, рассматриваются в главе III, здесь отметим лишь, что большинство со-

хранившихся мечей имело прямое перекрестье (как, например, у мечей из курганов

№№358, 408 некрополей Алтынасар 4о, 4р). Ни у одного из мечей не сохранилось

навершье, всегда отламливаемое грабителями, часто вместе с перекрестьем (как, на-

пример, у мечей из погребений курганов №№159, 164, 478 некрополей Алтынасар 4,

кургана №53 могильника Томпакасар). Аналогичные мечи с прямым железным пе-

рекрестьем известны на обширной территории Поволжья, Приуралья, Кавказа,

Средней Азии и др. регионов в памятниках Ш-П вв. до н.э. (Хазанов, 1971, с.6 и ел.,

табл. III, IV; Мандельштам, 1966, табл. XXXIX, 1,2), а без перекрестья и навершья —

в тех же районах, но в памятниках

 II-IVBB. Н.Э.

 (Хазанов, 1971, с. 16).

113


background image

В тех же погребениях, где отмечены мечи, как правило, находили и двулезвий-

ные и однолезвийные железные кинжалы, но нередко отмечали наличие одних

кинжалов, в том числе и в женских погребениях (например, в погребении кургана

№160 некрополя Алтынасар 4д в захоронении женщины с новорожденным ребен-

ком). Несмотря на "повальные ограбления", удалось зафиксировать кинжалы

(нередко во фрагментированном виде) более чем в 40 курганах могильников Коса-

сар 2 (№№4, 21, 39, 60), Томпакасар (№№16, 44, 61, 75), Алтынасар 4а, 46, 4в, и др.

Многие кинжалы имели прямое железное перекрестье, но навершье у всех было от-

ломано целиком или частично (см. курганы №№128, 330, 352, 474 могильников

Алтынасар 4в, 4о, 4р, 4т), но у большинства кинжалов металлическое перекрестье

отсутствовало, хотя при этом фиксировалось расширение в верхней части лезвия пе-

ред рукоятью кинжалов. Ареал распространения и хронологические рамки кинжа-

лов идентичны таковым мечей.

В одном из курганов некрополя Косасар 2 (погребение 3 кургана №11) сохра-

нился железный лавролистной (ланцетовидной) формы наконечник копья, подоб-

ный распространенным в материалах скифских памятников Северного Причерно-

морья, того же времени Северного Кавказа, с VII в. до н.э. в памятниках Вол-

го-Камья, в IV-III вв. до н.э. в сарматских памятниках Поволжья (Халиков, 1977, с.

188-196, рис. 73; Хазанов, 1971, с. 44-50, табл. XXVI, 4; XXVII, 2-4,7).

Костяные накладки сложного лука отмечены в 34 мужских и I женском погре-

бениях всех четырех типов. Все луки находились справа от захороненного, а рядом с

луком или поверх него помещали колчан со стрелами. Находки фрагментов бересты

заставляют предполагать существование берестяных коробок для луков и стрел.

Большинство из представленных нескольких типов сложных луков имело по четыре

разновеликие концевые и по три срединные костяные накладки: две боковые и одну

фронтальную. У многих луков зафиксирована четвертая срединная накладка — вто-

рая фронтальная, имевшая явно лишь декоративные функции. Возможно, к лукам

относятся костяные, каменные или деревянные выпукло-вогнутые округлые или

овальные в плане пластины, а также небольшие костяные цилиндры, очевидно

предназначенные для защиты пальцев руки. Сложные луки с костяными накладка-

ми распространяются в памятниках некоторых культур Южной Сибири, Приуралья,

Поволжья, Зауралья, Казахстана, Средней Азии, по крайней мере, с конца III в. до

н.э. и бытуют весьма длительное время (Хазанов, 1971, с. 28; Могильников, 19926, с.

302, табл. 122).

1

 Бронзовые, железные и костяные наконечники стрел сохранились лишь в пяти-

десяти мужских и женских погребениях. Так как характер охранных работ диктовал

выбор объектов раскопок, которые заведомо должны были быть синхронны лишь

поздним культурным слоям соседних городищ, ранние курганы могли попасть в

число исследуемых лишь случайно. Например, к северу от раннего городища ком-

плекса Алтын-асар — крепости "Малый дом" на месте почти развеянных погребений

курганов №№46la и 4616 вместе с фрагментами сосудов обнаружены и бронзовые

наконечники стрел: пулевидный и трехлопастной втульчатый. К северо-западу от

того же "Малого дома" в одном из ранних курганов (№183/1), перекрывшим два еще

более древних кургана (№№183/2, 185), в грабительском выбросе найден бронзовый

черешковый трехлопастной наконечник. Два бронзовых втульчатых трехлопастных

наконечника обнаружены при работах на некрополе Алтынасар 4л в кургане №229 и

в грабительском выбросе рядом с курганом №233 (рис. 92). Все вышеупомянутые

бронзовые наконечники стрел, известные на обширной территории, разнотипны,

безусловно, разновременны и могут быть датированы в пределах VII-VI, может

быть, V и IV-II вв. до н.э. Мелкие железные трехгранные наконечники стрел, по-

добные найденным в курганах №№70, 232, 238, 313, 321 могильников Алтынасар 4,

114


background image

№№18, 53, 69 могильника Косасар 2, №№47, 64 некрополя Томпакасар, известны в

памятниках сарматов и других культур с конца IV в. до н.э. Среднего размера желез-

ные трехперые наконечники стрел, аналогичные найденным в курганах №№86, 91,

98, 224, 240, 31 и др., распространены в материалах Южной и Западной Сибири,

Алтая, Тянь-Шаня, Казахстана, Средней Азии, Приуралья, Поволжья и других рай-

онов в первые века н.э. Относительно крупные железные трехлопастные ассимет-

рично-ромбические наконечники стрел, подобные встреченным в кургане №488

некрополя Алтынасар 4т, отмечены в памятниках тех же регионов IV-VIII вв. н.э.

Так же как и у бронзовых и железных наконечников широк ареал распространения

костяных наконечников стрел, аналогичных найденным в курганах №2 могильника

Бедаикасар 2, №№7, 33, 47 некрополя Томпакасар, №№34,149, 240, 268 и др. мо-

гильников Алтынасар 4а, 4в, 4л, 4м (рис. 93), хотя хронологический диапазон их

бытования намного шире, чем у металлических. Тождественные джетыасарским

костяные наконечники стрел есть и в памятниках соседней тасмолинскои культуры

Центрального Казахстана, у саков бассейна Жаныдарьи, Инкардарьи в Восточном

Приаралье, в памятниках Тувы, Алтая, Южной Сибири, Зауралья, Поволжья и др. ,

Предметы конской сбруи в алтынасарских погребениях встречаются крайне

редко" Основная масса этих находок относится к некрополю Алтынасар 4м, а также

к единичным курганам, отличающимся от характерных джетыасарских, в могиль-

никах Алтынасар 4т и 4ж. Бронзовые и железные удила, однокольчатые, двусостав-

ные употреблялись вместе с двудырчатыми стержневыми роговыми (Левина, 19926,

табл.23, 50, 51) или деревянными псалиями, прямыми и слегка изогнутыми, иногда

со специально вырезанным конусообразным или округлым украшением на концах.

Близкие по форме костяные псалии известны в материалах савроматских и ранне-

сарматских памятников, а также в одновременных указанным и в более поздних па-

мятниках Западной Сибири, Алтая. В ранних гуннских погребениях Алтая, Забай-

калья также находим аналогии джетыасарским роговым псалиям. Такие удила рас-

пространены на обширнейшей территории с VII-V вв. до н.э. В погребении кургана

№104 некрополя Алтынасар 4в сохранилась выточенная из кости крупного живот-

ного лука седла, подобная распространенным в культурных слоях джетыасарских

городищ, начиная с первых веков н.э. (Левина, 19926, табл.23, 58-59, 67). Вероятно,

речь идет о каком-либо раннем варианте твердого седла. В нескольких курганах

могильника Алтынасар 4м обнаружены различной степени сохранности деревянные

седла, положенные в перевернутом виде в ногах захороненного. В погребениях

курганов №№260, 261 на поверхности седел зафиксированы остатки кожаной об-

тяжки со следами красной краски. Аналогии этим седлам достаточно многочислен-

ны в памятниках ранних тюрок Саяно-Алтая.

Железные стремена найдены лишь в двух курганах в могильниках Алтынасар 4ж

и 4т. В ямном погребении кургана №165 среди остатков погребального инвентаря

были железные стремена округлого контура с петлеобразным ушком для петлища,

"восьмеркообразные" с гораздо более узкой по сравнению с остальными частями

стремени подножкой. От раннетюркских стремян (VI в.) Саяно-Алтая стремена из

кургана №165 некрополя Алтынасар 4ж отличаются более круглым контуром. В

погребении кургана №488 найдены железные стремена арочной формы, с петлеоб-

разным ушком, с уплощенной подножкой. Подобные характерны для тюркских па-

мятников VII-VIII вв. В кургане №261 на деревянном седле под железными удила-

ми и деревянными двудырчатыми псалиями найдены обрывки кожаного ремня, ор-

наментированного двумя продольными рядами мелкого бронзового бисера. Рядом с

вышеупомянутым ремнем была и костяная подпружная пряжка. Костяные и рого-

вые подпружные пряжки известны и в других курганах джетыасарских могильни-

ков. Такие костяные и роговые пряжки распространены в курганах Тувы уже во

115


background image

второй половине I тыс. до н.э., в памятниках Западной Сибири последних веков до

н.э. — первых веков н.э. Широко представлены подобные костяные и роговые

пряжки в погребениях тюрок Саяно-Алтая. В курганах некрополей Алтынасар 4

найдены и костяные застежки от пут, тождественные древнетюркским Западной

Сибири.

Более чем в 250 джетыасарских погребениях среди орудий труда были целые или

фрагментированные железные ножи, однолезвийные, с прямой или со слегка изо-

гнутой спинкой, часто с деревянной или костяной рукоятью. Практически в каждом

захоронении, где зафиксировано какое-либо оружие, есть железный нож. Часто же-

лезные ножи помещали рядом с миской, блюдом или куском циновки с тазобедрен-

ной частью барана, в мужских погребениях в подбоях ножи были привешены к поя-

су. Большинство ножей было рядом с кистью захороненных. В женских погребени-

ях обычно присутствие дополнительно той же формы маленького железного ножич-

ка вместе с другими туалетными принадлежностями. Подобные джетыасарским же-

лезные ножи достаточно широко распространены в памятниках второй половины I

тыс. до н.э., а также в первых веках и в середине первого тысячелетия н.э.

Нередко в джетыасарских курганах находили различные острия, проколки, гвоз-

ди, орудия типа долота, костяные и роговые "кочедыки", иногда орнаментирован-

ные пунсонным узором, деревянные и костяные ложки, обычно в кожаном чехле. В

детских погребениях встречались и принадлежности детских кроваток — костяные

"сунаки". Костяные рукоятки ножей и проколок сохранились в 38 курганах. Некото-

рые из них покрыты прорезным орнаментом. Более чем в сотне погребений сохра-

нились керамические пряслица (рис. 99,100), иногда по нескольку штук, надетых на

стержень (курганы №№252, 266 могильника Алтынасар 4м). Пряслица находили

как в женских, так и в мужских погребениях. Аналогичные пряслица распростране-

ны в материалах соседних земледельческих культур Средней Азии и Казахстана, от-

мечены и в материалах скотоводов евразийских степей, например, у ранних сарма-

тов Поволжья и Приуралья. Тождественные джетыасарским усечен-

но-биконические пряслица с разной степенью уплощенности широко известны

прежде всего в материалах саргатской культуры Зауралья и в памятниках савроматов

и ранних сарматов Поволжья и Южного Приуралья.

Даже в разграбленных мужских погребениях джетыасарских курганов оставались

точильные камни или оселки, изготовленные из серого песчаника, в виде прямо-

угольного или прямоугольно-овального в сечении бруска, равного по всей длине

или чуть расширяющегося книзу. В подбойных погребениях алтынасарских некро-

полей зафиксированы случаи, когда такие оселки в кожаном чехле приторочены к

поясу захороненного. Подобные находки достаточно широко распространены как

территориально, так и хронологически, но ближайшие аналогии находим в памят-

никах савроматов Поволжья и Приуралья (Смирнов, Петренко, 1963, табл. 19,

23-31).

В нескольких детских погребениях были бронзовые игрушки различной степени

сохранности.

Остатки одежды, кафтанов, платьев, головных уборов, обуви в виде обрывков

шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных тканей, кожи, войлока (см. главу III §4)

отмечены во многих подкурганных грунтовых погребениях всех типов. Часто одеж-

да украшалась стеклянными и каменными бусами и пуговицами, металлическими

бляшками, стягивалась полотняными и кожаными поясами.

Украшавшие обувь бронзовые бляшки и маленькие круглорамчатые или оваль-

норамчатые сапожные пряжки отмечены во многих погребениях в ямах с боковыми

нишками и в отдельных захоронениях в простых ямах. Часть таких пряжек, возмож-

но, могла быть поясными. Кожаные или полотняные пояса с бронзовыми и сереб-

116


background image

ряными пряжками и бляшками были, очевидно, одной из основных деталей муж-

ского костюма. В погребальных комплексах джетыасарских курганов зафиксирова-

ны две группы таких поясов: I — пояс из сплошных бронзовых и серебряных сдво-

енных округлых бляшек, соединенных прямоугольной пластинкой на штырях, за-

крепленных на тонком кожаном ремешке, оканчивающийся двумя идентичными

бронзовыми пряжками; II — различные поясные наборы так называемого гун-

но-аварского типа, с отходящими от основного короткими ремешками, к которым

приторочены различные предметы. Пояса первой группы находили только в погре-

бениях в ямах с боковыми нишками

 7

. В джетыасарских могильниках такие пояса

найдены в одиннадцати курганах. Известно не более 20 случаев находок таких на-

борных поясов, из них 19 — с территории Казахстана. Можно говорить о существо-

вании таких поясов в тасмолинской культуре в памятниках VII-V и V-III вв. до н.э.,

но наиболее близкие аналогии джетыасарским не могут быть датированы позднее

III-IV вв. н.э. Джетыасарские пояса алтынасарских и томпакасарских курганов, судя

по комплексам других категорий находок в погребениях, могут быть датированы в

пределах с последних веков до н.э. по III-IV вв. н.э.

Поясные гарнитуры второй группы встречены во многих "подбойных погребени-

ях только в алтынасарских могильниках и в отдельных погребениях в ямах с боко-

выми нишками. Все. пряжки, бляшки, наконечники (серебряные, бронзовые, из-

редка позолоченные), число которых превышает шесть с половиной сотен, находят

аналоги на территории евразийского степного пояса и прилегающих районов, от

Саяно-Алтая до Подунавья и Центральной Европы, в памятниках, охватывающих

период от IV по VII в., изредка и VIII в. н.э. Однако только один наконечник (из

кургана №475) имел прорезной орнамент, столь характерный для поясных наборов

VII-IX вв. н.э.

Намного шире ареал распространения железных пряжек, аналогичных найден-

ным в джетыасарских могильниках, начиная со II в. до н.э.

Во многих женских захоронениях найдены и фибулы, которые, судя по их мес-

тонахождению в редких непотревоженных грабителями погребениях, скрепляли по-

яс платья под кафтаном. Среди них — и лучковые фибулы, и фибулы с ромбовидной

изогнутой спинкой, но большинство — бронзовые и серебряные двухпластинчатые,

иногда обтянутые золотой фольгой, украшенные зернью, стеклянными, янтарны-

ми, сердоликовыми и гранатовыми вставками. Основная масса фибул встречена в

погребениях в ямах с боковыми нишками и лишь одна в относительно раннем под-

бойном погребении. Аналогичные джетыасарским известны в памятниках с конца I

тыс. до н.э. по IV — начало V в. на обширной территории Восточной и Центральной

Европы (см. главу III).

Сохранившиеся в женских погребениях (как правило, основательно разграблен-

ных в древности) многочисленные украшения в виде подвесок, нашивных бляшек,

определенного типа каменных, стеклянных, металлических пуговиц, цепочек, брас-

летов, колец, перстней, разнообразных серег, в том числе и полихромных, камен-

ных, янтарных, стеклянных бус тождественны таковым из памятников, начиная с

IV-III вв. до н.э. и по V-VI вв. н.э., с территории Поволжья, Приуралья, Северного

Причерноморья, Казахстана, Восточного Туркестана, Китая, Присредиземномор-

ских районов, в том числе Сирии, Византии, Египта, а также Индии, Прибалтики и

др. районов.

Характерный для джетыасарской культуры консерватизм проявляется и в устой-

чивости и повторяемости многих украшений на протяжении значительного перио-

7

 Из-за грабителей, повредивших восточную стенку ямы, тип данного погребения остается спор-

ным.

117