ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 4939
Скачиваний: 49
Зауралья V-II вв. до н.э. (Корякова, 1988, с. 92 и ел., рис. 26, 28, 34,5; Погодин,
Труфанов, 1991, с. 301, табл. 127,17, 1, 2, 4).
Помимо керамических в джетыасарских погребениях встречены бронзовые и
деревянные сосуды. В нескольких погребениях в простых ямах (например, курганы
№№92, 131 могильника Алтынасар 4в, №233 некрополя Алтынасар 4л, №№36, 41 и
др. могильника Косасар 2) были разной степени сохранности бронзовые и имити-
рующие их глиняные котлы с яйцевидным или округлым туловом, высокими руч-
ками, иногда с горизонтальным валиком на тулове, с коническим поддоном.
Тождественные бронзовые котлы и их глиняные копии мы находим в Западной
Сибири, Киргизии (см. главу III ,§1).
Упомянутые деревянные сосуды сохранились более чем в ста двадцати погребе-
ниях (см. табл. 2). Деревянная посуда особенно широко и разнообразно представле-
на во всех курганах могильника Алтынасар 4м, но зафиксирована она во многих
курганах и других джетыасарских некрополей. В основном это были крупные
овальные, реже круглые в плане блюда на коническом поддоне или четырех ножках,
кружки и чаши. Деревянные кружки и чаши, как правило, ставились рядом с кера-
мическими кувшинами, флягами, крупными двуручными горшками, изредка по-
мещались и внутри сосудов для жидкостей (например, в курганах №№160, 293 и др.
некрополей Алтынасар 4). Аналогичные деревянные сосуды широко известны
прежде всего в материалах кенкольских памятников, памятниках предгорных и гор-
ных районов Тянь-Шаня, Забайкалья, Тувы, Монголии (Кожомбердиев, 1963, с. 43,
рис.9; он же, 1977, с. 22, рис.8; Кибиров, 1959, рис.24; Вайнштейн, 1970, с. 62,
рис. 97).
Отметим и наличие в целом ряде погребений плетеных корзин (обычно с крыш-
ками), деревянных шкатулок. Корзины из джетыасарских погребений также в пер-
вую очередь напоминают найденные в памятниках Тянь-Шаня (Кибиров, 1959).
Помимо посуды в инвентарь джетыасарских погребений входили: оружие, ору-
дия труда, иногда предметы конской упряжи, украшения, туалетные наборы.
Насколько можно судить, учитывая массовый характер древних ограблений,
оружие являлось обязательной принадлежностью всех мужских и многих женских
погребений. Но, очевидно, оружие было особо желанной добычей тех же грабите-
лей. Мечи сохранились в 24 мужских погребениях. Положение их в могилах говорит
о двух способах их ношения: слева от пояса, вдоль левого бедра и справа, за правым
плечом. Последнее зафиксировано в нескольких погребениях в ямах с боковыми
нишками, при этом остатки рукояти лежали под правой ключицей (см. курганы
№№365, 408 и др. могильника Алтынасар 4о). Положение меча от пояса, вдоль ле-
вого бедра отмечено и в погребениях того же типа, и в ямных захоронениях
(например, курганы №№164, 355, 356 могильников Алтынасар 4в 4о; курган №53
некрополя Томпакасар, №39 могильника Косасар 2, см. Левина, 19936, рис. 46; 79;
она же, 1994, рис. 122, 5,6). Клинки всех мечей двулезвийные, линзовидные, упло-
щенные или двояковыпуклые, длина 68-90 см. Подробнее найденное оружие, в том
числе мечи, рассматриваются в главе III, здесь отметим лишь, что большинство со-
хранившихся мечей имело прямое перекрестье (как, например, у мечей из курганов
№№358, 408 некрополей Алтынасар 4о, 4р). Ни у одного из мечей не сохранилось
навершье, всегда отламливаемое грабителями, часто вместе с перекрестьем (как, на-
пример, у мечей из погребений курганов №№159, 164, 478 некрополей Алтынасар 4,
кургана №53 могильника Томпакасар). Аналогичные мечи с прямым железным пе-
рекрестьем известны на обширной территории Поволжья, Приуралья, Кавказа,
Средней Азии и др. регионов в памятниках Ш-П вв. до н.э. (Хазанов, 1971, с.6 и ел.,
табл. III, IV; Мандельштам, 1966, табл. XXXIX, 1,2), а без перекрестья и навершья —
в тех же районах, но в памятниках
II-IVBB. Н.Э.
(Хазанов, 1971, с. 16).
113
В тех же погребениях, где отмечены мечи, как правило, находили и двулезвий-
ные и однолезвийные железные кинжалы, но нередко отмечали наличие одних
кинжалов, в том числе и в женских погребениях (например, в погребении кургана
№160 некрополя Алтынасар 4д в захоронении женщины с новорожденным ребен-
ком). Несмотря на "повальные ограбления", удалось зафиксировать кинжалы
(нередко во фрагментированном виде) более чем в 40 курганах могильников Коса-
сар 2 (№№4, 21, 39, 60), Томпакасар (№№16, 44, 61, 75), Алтынасар 4а, 46, 4в, и др.
Многие кинжалы имели прямое железное перекрестье, но навершье у всех было от-
ломано целиком или частично (см. курганы №№128, 330, 352, 474 могильников
Алтынасар 4в, 4о, 4р, 4т), но у большинства кинжалов металлическое перекрестье
отсутствовало, хотя при этом фиксировалось расширение в верхней части лезвия пе-
ред рукоятью кинжалов. Ареал распространения и хронологические рамки кинжа-
лов идентичны таковым мечей.
В одном из курганов некрополя Косасар 2 (погребение 3 кургана №11) сохра-
нился железный лавролистной (ланцетовидной) формы наконечник копья, подоб-
ный распространенным в материалах скифских памятников Северного Причерно-
морья, того же времени Северного Кавказа, с VII в. до н.э. в памятниках Вол-
го-Камья, в IV-III вв. до н.э. в сарматских памятниках Поволжья (Халиков, 1977, с.
188-196, рис. 73; Хазанов, 1971, с. 44-50, табл. XXVI, 4; XXVII, 2-4,7).
Костяные накладки сложного лука отмечены в 34 мужских и I женском погре-
бениях всех четырех типов. Все луки находились справа от захороненного, а рядом с
луком или поверх него помещали колчан со стрелами. Находки фрагментов бересты
заставляют предполагать существование берестяных коробок для луков и стрел.
Большинство из представленных нескольких типов сложных луков имело по четыре
разновеликие концевые и по три срединные костяные накладки: две боковые и одну
фронтальную. У многих луков зафиксирована четвертая срединная накладка — вто-
рая фронтальная, имевшая явно лишь декоративные функции. Возможно, к лукам
относятся костяные, каменные или деревянные выпукло-вогнутые округлые или
овальные в плане пластины, а также небольшие костяные цилиндры, очевидно
предназначенные для защиты пальцев руки. Сложные луки с костяными накладка-
ми распространяются в памятниках некоторых культур Южной Сибири, Приуралья,
Поволжья, Зауралья, Казахстана, Средней Азии, по крайней мере, с конца III в. до
н.э. и бытуют весьма длительное время (Хазанов, 1971, с. 28; Могильников, 19926, с.
302, табл. 122).
1
Бронзовые, железные и костяные наконечники стрел сохранились лишь в пяти-
десяти мужских и женских погребениях. Так как характер охранных работ диктовал
выбор объектов раскопок, которые заведомо должны были быть синхронны лишь
поздним культурным слоям соседних городищ, ранние курганы могли попасть в
число исследуемых лишь случайно. Например, к северу от раннего городища ком-
плекса Алтын-асар — крепости "Малый дом" на месте почти развеянных погребений
курганов №№46la и 4616 вместе с фрагментами сосудов обнаружены и бронзовые
наконечники стрел: пулевидный и трехлопастной втульчатый. К северо-западу от
того же "Малого дома" в одном из ранних курганов (№183/1), перекрывшим два еще
более древних кургана (№№183/2, 185), в грабительском выбросе найден бронзовый
черешковый трехлопастной наконечник. Два бронзовых втульчатых трехлопастных
наконечника обнаружены при работах на некрополе Алтынасар 4л в кургане №229 и
в грабительском выбросе рядом с курганом №233 (рис. 92). Все вышеупомянутые
бронзовые наконечники стрел, известные на обширной территории, разнотипны,
безусловно, разновременны и могут быть датированы в пределах VII-VI, может
быть, V и IV-II вв. до н.э. Мелкие железные трехгранные наконечники стрел, по-
добные найденным в курганах №№70, 232, 238, 313, 321 могильников Алтынасар 4,
114
№№18, 53, 69 могильника Косасар 2, №№47, 64 некрополя Томпакасар, известны в
памятниках сарматов и других культур с конца IV в. до н.э. Среднего размера желез-
ные трехперые наконечники стрел, аналогичные найденным в курганах №№86, 91,
98, 224, 240, 31 и др., распространены в материалах Южной и Западной Сибири,
Алтая, Тянь-Шаня, Казахстана, Средней Азии, Приуралья, Поволжья и других рай-
онов в первые века н.э. Относительно крупные железные трехлопастные ассимет-
рично-ромбические наконечники стрел, подобные встреченным в кургане №488
некрополя Алтынасар 4т, отмечены в памятниках тех же регионов IV-VIII вв. н.э.
Так же как и у бронзовых и железных наконечников широк ареал распространения
костяных наконечников стрел, аналогичных найденным в курганах №2 могильника
Бедаикасар 2, №№7, 33, 47 некрополя Томпакасар, №№34,149, 240, 268 и др. мо-
гильников Алтынасар 4а, 4в, 4л, 4м (рис. 93), хотя хронологический диапазон их
бытования намного шире, чем у металлических. Тождественные джетыасарским
костяные наконечники стрел есть и в памятниках соседней тасмолинскои культуры
Центрального Казахстана, у саков бассейна Жаныдарьи, Инкардарьи в Восточном
Приаралье, в памятниках Тувы, Алтая, Южной Сибири, Зауралья, Поволжья и др. ,
Предметы конской сбруи в алтынасарских погребениях встречаются крайне
редко" Основная масса этих находок относится к некрополю Алтынасар 4м, а также
к единичным курганам, отличающимся от характерных джетыасарских, в могиль-
никах Алтынасар 4т и 4ж. Бронзовые и железные удила, однокольчатые, двусостав-
ные употреблялись вместе с двудырчатыми стержневыми роговыми (Левина, 19926,
табл.23, 50, 51) или деревянными псалиями, прямыми и слегка изогнутыми, иногда
со специально вырезанным конусообразным или округлым украшением на концах.
Близкие по форме костяные псалии известны в материалах савроматских и ранне-
сарматских памятников, а также в одновременных указанным и в более поздних па-
мятниках Западной Сибири, Алтая. В ранних гуннских погребениях Алтая, Забай-
калья также находим аналогии джетыасарским роговым псалиям. Такие удила рас-
пространены на обширнейшей территории с VII-V вв. до н.э. В погребении кургана
№104 некрополя Алтынасар 4в сохранилась выточенная из кости крупного живот-
ного лука седла, подобная распространенным в культурных слоях джетыасарских
городищ, начиная с первых веков н.э. (Левина, 19926, табл.23, 58-59, 67). Вероятно,
речь идет о каком-либо раннем варианте твердого седла. В нескольких курганах
могильника Алтынасар 4м обнаружены различной степени сохранности деревянные
седла, положенные в перевернутом виде в ногах захороненного. В погребениях
курганов №№260, 261 на поверхности седел зафиксированы остатки кожаной об-
тяжки со следами красной краски. Аналогии этим седлам достаточно многочислен-
ны в памятниках ранних тюрок Саяно-Алтая.
Железные стремена найдены лишь в двух курганах в могильниках Алтынасар 4ж
и 4т. В ямном погребении кургана №165 среди остатков погребального инвентаря
были железные стремена округлого контура с петлеобразным ушком для петлища,
"восьмеркообразные" с гораздо более узкой по сравнению с остальными частями
стремени подножкой. От раннетюркских стремян (VI в.) Саяно-Алтая стремена из
кургана №165 некрополя Алтынасар 4ж отличаются более круглым контуром. В
погребении кургана №488 найдены железные стремена арочной формы, с петлеоб-
разным ушком, с уплощенной подножкой. Подобные характерны для тюркских па-
мятников VII-VIII вв. В кургане №261 на деревянном седле под железными удила-
ми и деревянными двудырчатыми псалиями найдены обрывки кожаного ремня, ор-
наментированного двумя продольными рядами мелкого бронзового бисера. Рядом с
вышеупомянутым ремнем была и костяная подпружная пряжка. Костяные и рого-
вые подпружные пряжки известны и в других курганах джетыасарских могильни-
ков. Такие костяные и роговые пряжки распространены в курганах Тувы уже во
115
второй половине I тыс. до н.э., в памятниках Западной Сибири последних веков до
н.э. — первых веков н.э. Широко представлены подобные костяные и роговые
пряжки в погребениях тюрок Саяно-Алтая. В курганах некрополей Алтынасар 4
найдены и костяные застежки от пут, тождественные древнетюркским Западной
Сибири.
Более чем в 250 джетыасарских погребениях среди орудий труда были целые или
фрагментированные железные ножи, однолезвийные, с прямой или со слегка изо-
гнутой спинкой, часто с деревянной или костяной рукоятью. Практически в каждом
захоронении, где зафиксировано какое-либо оружие, есть железный нож. Часто же-
лезные ножи помещали рядом с миской, блюдом или куском циновки с тазобедрен-
ной частью барана, в мужских погребениях в подбоях ножи были привешены к поя-
су. Большинство ножей было рядом с кистью захороненных. В женских погребени-
ях обычно присутствие дополнительно той же формы маленького железного ножич-
ка вместе с другими туалетными принадлежностями. Подобные джетыасарским же-
лезные ножи достаточно широко распространены в памятниках второй половины I
тыс. до н.э., а также в первых веках и в середине первого тысячелетия н.э.
Нередко в джетыасарских курганах находили различные острия, проколки, гвоз-
ди, орудия типа долота, костяные и роговые "кочедыки", иногда орнаментирован-
ные пунсонным узором, деревянные и костяные ложки, обычно в кожаном чехле. В
детских погребениях встречались и принадлежности детских кроваток — костяные
"сунаки". Костяные рукоятки ножей и проколок сохранились в 38 курганах. Некото-
рые из них покрыты прорезным орнаментом. Более чем в сотне погребений сохра-
нились керамические пряслица (рис. 99,100), иногда по нескольку штук, надетых на
стержень (курганы №№252, 266 могильника Алтынасар 4м). Пряслица находили
как в женских, так и в мужских погребениях. Аналогичные пряслица распростране-
ны в материалах соседних земледельческих культур Средней Азии и Казахстана, от-
мечены и в материалах скотоводов евразийских степей, например, у ранних сарма-
тов Поволжья и Приуралья. Тождественные джетыасарским усечен-
но-биконические пряслица с разной степенью уплощенности широко известны
прежде всего в материалах саргатской культуры Зауралья и в памятниках савроматов
и ранних сарматов Поволжья и Южного Приуралья.
Даже в разграбленных мужских погребениях джетыасарских курганов оставались
точильные камни или оселки, изготовленные из серого песчаника, в виде прямо-
угольного или прямоугольно-овального в сечении бруска, равного по всей длине
или чуть расширяющегося книзу. В подбойных погребениях алтынасарских некро-
полей зафиксированы случаи, когда такие оселки в кожаном чехле приторочены к
поясу захороненного. Подобные находки достаточно широко распространены как
территориально, так и хронологически, но ближайшие аналогии находим в памят-
никах савроматов Поволжья и Приуралья (Смирнов, Петренко, 1963, табл. 19,
23-31).
В нескольких детских погребениях были бронзовые игрушки различной степени
сохранности.
Остатки одежды, кафтанов, платьев, головных уборов, обуви в виде обрывков
шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных тканей, кожи, войлока (см. главу III §4)
отмечены во многих подкурганных грунтовых погребениях всех типов. Часто одеж-
да украшалась стеклянными и каменными бусами и пуговицами, металлическими
бляшками, стягивалась полотняными и кожаными поясами.
Украшавшие обувь бронзовые бляшки и маленькие круглорамчатые или оваль-
норамчатые сапожные пряжки отмечены во многих погребениях в ямах с боковыми
нишками и в отдельных захоронениях в простых ямах. Часть таких пряжек, возмож-
но, могла быть поясными. Кожаные или полотняные пояса с бронзовыми и сереб-
116
ряными пряжками и бляшками были, очевидно, одной из основных деталей муж-
ского костюма. В погребальных комплексах джетыасарских курганов зафиксирова-
ны две группы таких поясов: I — пояс из сплошных бронзовых и серебряных сдво-
енных округлых бляшек, соединенных прямоугольной пластинкой на штырях, за-
крепленных на тонком кожаном ремешке, оканчивающийся двумя идентичными
бронзовыми пряжками; II — различные поясные наборы так называемого гун-
но-аварского типа, с отходящими от основного короткими ремешками, к которым
приторочены различные предметы. Пояса первой группы находили только в погре-
бениях в ямах с боковыми нишками
7
. В джетыасарских могильниках такие пояса
найдены в одиннадцати курганах. Известно не более 20 случаев находок таких на-
борных поясов, из них 19 — с территории Казахстана. Можно говорить о существо-
вании таких поясов в тасмолинской культуре в памятниках VII-V и V-III вв. до н.э.,
но наиболее близкие аналогии джетыасарским не могут быть датированы позднее
III-IV вв. н.э. Джетыасарские пояса алтынасарских и томпакасарских курганов, судя
по комплексам других категорий находок в погребениях, могут быть датированы в
пределах с последних веков до н.э. по III-IV вв. н.э.
Поясные гарнитуры второй группы встречены во многих "подбойных погребени-
ях только в алтынасарских могильниках и в отдельных погребениях в ямах с боко-
выми нишками. Все. пряжки, бляшки, наконечники (серебряные, бронзовые, из-
редка позолоченные), число которых превышает шесть с половиной сотен, находят
аналоги на территории евразийского степного пояса и прилегающих районов, от
Саяно-Алтая до Подунавья и Центральной Европы, в памятниках, охватывающих
период от IV по VII в., изредка и VIII в. н.э. Однако только один наконечник (из
кургана №475) имел прорезной орнамент, столь характерный для поясных наборов
VII-IX вв. н.э.
Намного шире ареал распространения железных пряжек, аналогичных найден-
ным в джетыасарских могильниках, начиная со II в. до н.э.
Во многих женских захоронениях найдены и фибулы, которые, судя по их мес-
тонахождению в редких непотревоженных грабителями погребениях, скрепляли по-
яс платья под кафтаном. Среди них — и лучковые фибулы, и фибулы с ромбовидной
изогнутой спинкой, но большинство — бронзовые и серебряные двухпластинчатые,
иногда обтянутые золотой фольгой, украшенные зернью, стеклянными, янтарны-
ми, сердоликовыми и гранатовыми вставками. Основная масса фибул встречена в
погребениях в ямах с боковыми нишками и лишь одна в относительно раннем под-
бойном погребении. Аналогичные джетыасарским известны в памятниках с конца I
тыс. до н.э. по IV — начало V в. на обширной территории Восточной и Центральной
Европы (см. главу III).
Сохранившиеся в женских погребениях (как правило, основательно разграблен-
ных в древности) многочисленные украшения в виде подвесок, нашивных бляшек,
определенного типа каменных, стеклянных, металлических пуговиц, цепочек, брас-
летов, колец, перстней, разнообразных серег, в том числе и полихромных, камен-
ных, янтарных, стеклянных бус тождественны таковым из памятников, начиная с
IV-III вв. до н.э. и по V-VI вв. н.э., с территории Поволжья, Приуралья, Северного
Причерноморья, Казахстана, Восточного Туркестана, Китая, Присредиземномор-
ских районов, в том числе Сирии, Византии, Египта, а также Индии, Прибалтики и
др. районов.
Характерный для джетыасарской культуры консерватизм проявляется и в устой-
чивости и повторяемости многих украшений на протяжении значительного перио-
7
Из-за грабителей, повредивших восточную стенку ямы, тип данного погребения остается спор-
ным.
117