Файл: Levina_L_M_Etnokulturnaya_istoria_Vostochnogo_P.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 4944

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

да. Одинаковая "мода" на определенные наборы ожерелий наблюдается в погребе-

ниях разных типов, безусловно, относящихся к разному времени.

Во всех женских погребениях, включая и погребения маленьких девочек, отме-

чается присутствие туалетных наборов.

Разнообразные бронзовые зеркала, обычно в специальных футлярах, подобны

зеркалам как из скифских, савроматских, сарматских памятников Северного При-

черноморья, Поволжья, Юго-Западной Сибири, так и из среднеазиатских памятни-

ков (прежде всего ферганских). Среди найденных в джетыасарских погребениях

зеркал, безусловно, есть импортные — китайского, возможно, и туркестанского

происхождения.

Помимо зеркал в туалетные наборы входили брусок мела (очень редко и кусочек

охры), маленький железный нож, створка крупной речной раковины, деревянный

гребень, бронзовый или железный пинцет, косметический набор с "копоушкой ",

туалетный сосуд, изредка железное или бронзовое шило с деревянной или костяной

рукоятью и совсем редко — "сурматаш". "Сурматаш" в виде кусочка угля (в одном

случае — со специальным отверстием) и сигарообразных песчаниковых палочек для

сурьмления бровей и ресниц находим лишь в двух погребениях. Они тождественны

распространенным в каунчинской культуре Ташкентского оазиса первых веков н.э.

(Горбунова, 1981, с. 178-181, рис. 37).

Среди других находок в специальных типах могил можно отметить антропо-

морфные глиняные и бронзовые изображения. Бронзовые антропоморфные бляш-

ки и пряжки в виде исключительно мужских изображений, найденные только в по-

гребениях маленьких девочек, очевидно имели определенный культовый смысл.

Интересны находки иранских каменных резных печатей на "ложных перстнях",

встреченных в женских погребениях. Как удалось установить, они первоначально

находились в одной связке с одной-двумя янтарными, халцедоновыми, стеклянны-

ми бусинами, на левом боку погребенной, рядом с рукоятью кинжала или ножа.

Анализ остатков погребальных инвентарей позволяет считать, что наиболее ран-

ними типами джетыасарских подкурганных погребений были захоронения в ямах с

боковыми нишками и некоторые погребения в простых ямах. Весьма вероятно, что

в середине I тыс. до н.э. в Джетыасарском урочище подобные погребения уже су-

ществовали. Курганы с погребениями в ямах с боковыми нишками в абсолютном

большинстве случаев прекращают бытовать в III-IV в. (возможно, отдельные курга-

ны и в начале V в.) н.э. (за исключением шести курганов в могильниках Алтынасар

4а и 46, что составило чуть менее 1,5% от числа раскопанных погребений данного

типа, см. Левина, 1994). В IV— начале V вв. появляются и курганы с погребениями

в подбоях, которые параллельно с небольшим числом погребений в простых ямах

бытуют до конца существования джетыасарской культуры в регионе. Если курганы с

погребениями в ямах с боковыми нишками размещались внутри некрополя парал-

лельными рядами цепочек, то курганы с подбойными захоронениями располагались

группами вокруг одного более крупного кургана, часто перекрывая курганы с по-

гребениями в ямах с боковыми нишками и курганы с первым типом склепов.

Как указывалось, за исключением всех курганов некрополя Алтынасар 4м и от-

дельных курганов соседнего с последним могильника 4л, все раскопанные джетыа-

сарские курганы имели окаймлявшие насыпи рвы. Наибольшие диаметры насыпей

были у курганов, содержавших погребения в ямах с боковыми нишами. За исклю-

чением могильников Алтынасар 4м и Косасар 2, расположение могильных ям под

насыпью по отношению к воображаемой оси перемычки рва строго унифицирова-

но, независимо от типа грунтового погребения. То же относится и к ориентировке

ямы, где полностью господствовало меридиональное расположение длинной ее оси.

118


background image

Среди курганов, содержавших три типа (за исключением катакомбных захороне-

ний) подкурганных грунтовых погребений, 15% имели по два и более одновремен-

ных захоронения, в 18 случаях зафиксированы двое погребенных в одной могиль-

ной яме, при этом в 13 могилах— это были захоронения женщины с ребенком (из

которых в 6 погребениях речь идет о новорожденном ребенке или ребенке не старше

2-3-х месяцев), в трех погребениях — мужчина с маленьким ребенком, в одном —

двое маленьких детей, в одном— девочка 10-12 лет и маленький ребенок (см.

табл. 2).

В раскопанных погребениях четырех типов удалось зафиксировать 194 захоро-

нения мужчин, 224— женщин; 91 — детей и подростков, 160 погребенных из-за

древних ограблений не удалось определить.

Учитывая погребения в склепах, можно говорить об исследовании около тысячи

захоронений, среди которых оказалось 245 мужских погребений, 255 — женских,

106 — детских.

Насколько можно судить по заполнению могил и положению захороненных

после древних ограблений, погребальный обряд во всех типах джетыасарских под-

курганных грунтовых погребений одинаков. Завернутого в камышовые циновки

умершего клали на дно ямы (подбоя, катакомбы) поверх слоя камыша или камышо-

вых циновок, на спине, головой на север, с вытянутыми ногами (сухожилия стоп

подрезаны), с вытянутыми вдоль туловища руками. 86,4% раскопанных нами погре-

бений было ограблено в древности. Наибольшее число ограблений падает на погре-

бения в ямах с боковыми нишками (94,6%), а наименьшее (81%) — на погребения в

подбоях. Судя по анатомически правильному положению отдельных отброшенных

грабителями частей скелета, как правило, ограбления происходили вскоре после со-

вершения обряда погребения. Отметим, что грабители знали, кого и где грабить.

Возможно, по этой причине часто погребения маленьких детей оказывались нетро-

нутыми.

Принимая во внимание количество и характер ограблений, можно говорить, что

при положении захороненного на спине вытянуто в абсолютном большинстве слу-

чаев ноги также были вытянуты. Отмечены лишь единичные погребения, где ноги

первоначально были чуть согнуты в коленях и приподняты (например, в погребе-

нии 1 кургана №247 могильника Алтынасар 4л) или перекрещены в районе щиколо-

ток (погребение кургана №38 некрополя Томпакасар, см. Левина, 19936, рис. 66).

Безусловно, в большинстве погребений руки захороненного вытянуты вдоль туло-

вища, но зафиксировано 36 случаев, когда кисти левой руки (реже — правой) лежа-

ли поверх или под (7 погребений) тазовой костью или головкой бедра. Как неодно-

кратно упоминалось, погребенные положены на дно ямы (подбоя, катакомбы) голо-

вой на север (в 98,4% раскопанных захоронений), вытянуто на спине. Лишь менее

1% составили курганы, содержавшие погребения в простых ямах, в которых покой-

ные были положены в "скорченном" виде, на боку, с согнутыми в коленях и локтях

ногами и руками, кисти рук перед лицом захороненного, но с той же северной ори-

ентировкой. Среди раскопанных нами курганов было 6 погребений со

"скорченниками" (три — в могильнике Томпакасар, три — в некрополях Алтынасар

4а, 46, 4и).

В 73% джетыасарских погребений сохранились остатки камыша или камышовых

циновок, выстилавших дно и нижние части стенок могильной ямы (например, в

могильниках Алтынасар 4, в курганах №№38, 72, 91, 99, 128, 164, 221, 222, 226, 229,

236, 241, 264 и др., в 90% курганов некрополя Косасар 3, 74% курганов могильника

Томпакасар, 81% курганов некрополя Косасар 2, см. Левина, 19936; она же 1994). В

остальных погребениях чрезвычайно велика степень ограбления. Камышовые ци-

новки или выкладки из стеблей камыша неоднократно сохранялись и на стенах

119


background image

могильных ям, изредка закрывая нишки для сосудов с заупокойной пищей и входы

в подбои и катакомбы. В пяти случаях под головой захороненных лежало нечто вро-

де войлочной подушки. В семи погребениях помимо камыша есть и кора дерева, пе-

рекрывающая захороненного или же подстилавшая его ложе (курганы №№184/1,

204, 218, 299, 413/1 могильников Алтынасар 4, №33 некрополя Томпакасар). В 30

курганах могильника Косасар 2 (№№21, 40, 44, 50, 52, 54, 57, 60, 62, 66, 67, 68, 70,

77, 78 и др.), в трех курганах некрополя Томпакасар, в 12 курганах могильников

Алтынасар 4 хорошо сохранились многослойные камышовые циновки, в которые

было обернуто тело покойного. В некоторых курганах помимо вышеуказанных

обертывающих тело циновок находились камышовые же циновки, выстилавшие дно

и частично стенки могильной ямы, а также продольно положенные стебли и листья

камыша (например, в кургане №49 некрополя Косасар 2). Во многих погребениях

зафиксированы лишь камышовые циновки на дне могилы, на которых лежали захо-

роненные, покрытые таковыми же, но без специальных обертываний.

Несмотря на почти сплошное древнее ограбление джетыасарских захоронений,

кости животных сохранились в 67% раскопанных курганов, при этом в 88% таких

погребений — кости барана. Среди последних в 98% захоронений положены тазо-

бедренные части барана, в одном — курдючная часть (погребение 5 кургана №44

некрополя Алтынасар 46), в другом — лопатка барана (курган №42 могильника

Томпакасар). В одном из детских захоронений (курган №385, погребение 2 некро-

поля Алтынасар 4о) найдены кости ног и таза ягненка. В погребении кургана №478

могильника Алтынасар 4т вместе с костями барана лежали и тазобедренные части

козы. Кости ног и таза крупных рогатых животных отмечены в 34 погребениях (в

том числе и в двух камерах склепов), еще в девяти погребениях были и черепа этих

животных (курганы №№153, 165, 266, 364, 375, 488 и др. некрополей Алтынасар 4,

№ 29 могильника Косасар 2, №40 некрополя Томпакасар). Обычно кости крупных

животных в погребении находились вместе с костями барана. В двух погребениях

были кости сайги (курганы №№331/1, 476 могильников Алтынасар 4р, 4т), в од-

ном — череп козла с ветвистыми рогами (№37 некрополя Томпакасар). В девяти

погребениях, с весьма бедным инвентарем, найдены кости рыб (курганы №№34,

36, 51 могильника Томпакасар, склеп кургана №290 некрополя Алтынасар 4о, кур-

ганы №№76/2, 226, 294, 396, 456, 484 могильников Алтынасар 46, 4л, 4о, 4р, 4т).

Чаще рыбу помещали в небольшую миску или чашу, но иногда клали на обрывок

циновки, обычно целиком по нескольку штук сразу. В семи курганах зафиксирова-

ны кости лошадей, иногда вместе с костями барана (например, в курганах №№167,

209, 212, 355, 356 и др. могильников Алтынасар 4и, 4к, 4л, 4о, №62 некрополя Том-

пакасар), из них в четырех случаях это — специальные захоронения коня (или жере-

бенка), как, например, в склепе кургана №167 могильника Алтынасар 4и, №212

некрополя Алтынасар 4к, №62 могильника Томпакасар и др. Аналогичное захоро-

нение двух жеребят в специальной яме найдено на одном из полов верхних строи-

тельных горизонтов восточной башни городища Томпак-асар. В ряде случаев вместо

полного скелета хоронили лишь головы и шкуры коня, например в курганах №62,

209, 212, где в могиле помимо черепа сохранились лишь копыта и нижние части

ног. В пяти курганах встречено захоронение собак (№№20, 93, 250, 347/1 некропо-

лей Алтынасар 4а, 4в, 4м, 4р), при этом в погребении кургана №250 целый скелет

собаки положен в вырытой в центре могилы яме под камышовым ложем захоронен-

ного. В кургане №20 скелет собаки — перед входом в камеру склепа. В центре нек-

рополя Косасар 3 в кургане №8 было, очевидно, специальное захоронение собак, в

огромной яме, так как сохранилось около двух десятков черепов их (Левина, 19936).

Подобные погребения могут свидетельствовать и об особой роли собаки в хтониче-

ском культе.

120


background image

Итак, раскопанные джетыасарские курганы демонстрируют необычайную ус-

тойчивость типов погребальных сооружений, наземных и подземных, и погребаль-

ного обряда. Строго унифицированны как детали погребальных сооружений, ме-

стоположение погребений, так и наборы и характер погребальных инвентарей, а

также нюансы одежды и украшений, что, безусловно, определялось характером са-

мой джетыасарской культуры. Вероятно, именно на фоне подобного единообразия

проще выявить малейшие отличия в деталях погребальных сооружений и инвентаре.

Учитывая местоположение данного региона на перекрестке важнейших миграцион-

ных путей, представляется правомерным связывать появление новых, иных деталей,

прежде всего в материальной культуре, с притоком на данную территорию иноэт-

ничного населения и прослеживать связи каждой новой волны. Приходится учиты-

вать также и экологическую ситуацию региона. Так, вероятно, период смены типов

подкурганных грунтовых погребений (при неизменности погребального обряда и

внешнего вида насыпи и рва) совпал с прекращением стока воды в нескольких

крупных руслах, с появлением принципиально новых ирригационных систем (см.

Левина, Галиева, 1993а; они же, 19936; они же, 1995), что подтверждается и топо-

графией хронологически разных курганов (Левина, 1994, рис. 188, 189). Безусловно,

в смене типов погребений важную роль сыграли и определенные новые идеологиче-

ские религиозные воззрения населения, возникшие, возможно, и под влиянием по-

явления на территории размещения джетыасарских памятников очередного, но

достаточно мощного притока иноэтничного, инокультурного населения.

121


background image