Файл: Levina_L_M_Etnokulturnaya_istoria_Vostochnogo_P.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 4773

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

365


background image

background image

367


background image

background image

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

_г1так, в I тысячелетии до н.э. — I тысячелетии н.э. на огромной

примыкающей с востока к Аральскому морю равнине были обитаемы главным обра-

зом обширные территории бассейнов древних северных среднесырдарьинских

протоков — Эскидарьялыка (Пракувандарьи) и Кувандарьи. Если жизнь в районах

древних южных сырдарьинских протоков в этот период продолжалась на протяже-

нии нескольких веков (саки, затем их потомки — носители чирикрабатской культу-

ры) и уже к концу III — началу II в. до н.э. прекратилась, и обитатели этих районов

(вероятно, дай, дахи, см. Вайнберг, в кн. Вайнберг, Левина, 1993) ушли в основном

на юго-юго-запад, в Парфию, то долины северных сырдарьинских протоков, где

развивалась джетыасарская культура, люди не покидали по крайней мере с конца

бронзового века и по IX в. н.э. включительно. Когда же по каким-либо причинам

(изменение гидрографического режима или военная катастрофа) прекращалась

жизнь на одном городище или нескольких сразу, обитатели их, как правило, пересе-

лялись на соседние.

В результате создалась устойчивая, насыщенная памятниками область своеоб-

разной культуры. Как неоднократно отмечалось выше, само 'географическое поло-

жение ее определяло функциональную нагрузку территории и джетыасарской

культуры. Именно эти регионы, занятые джетыасарскими памятниками, с древ-

нейших времен являлись зоной постоянных торговых, культурных и этнических

контактов между скотоводами евразийского степного пояса и прилегающих райо-

нов, а также между скотоводческими племенами и земледельцами среднеазиатских

оазисов. Здесь же проходили весьма значимые торговые тропы (прежде всего одно

из важнейших северных ответвлений Великого Шелкового Пути), одновременно

пролегали исторические миграционные дороги, и здесь же лежал своеобразный их

перекресток. Вышесказанное определило особую роль джетыасарской культуры в

системе этнокультурной истории многих евразийских племен.

Бытовавшая в этих районах джетыасарская культура является чрезвычайно свое-

образной и резко отличной от всех соседних и более удаленных среднеазиатских и

казахстанских культур. Ее характеризуют и особенности расселения, организация

поселений, специфика материальной культуры, в том числе и погребальные памят-

ники.

Любое джетыасарское поселение, всегда окруженное курганными некрополями,

расположено в непосредственной близости к естественному водному источнику и,

безусловно, переставало бытовать одновременно с прекращением стока воды в

русле, на котором оно базировалось. Среди известных нам джетыасарских городищ

со сплошной внутренней жилой застройкой и развитой фортификацией нет ни од-

ного неукрепленного поселения. Характерно размещение джетыасарских поселений

группами или "гнездами" (по 5-9 крепостей в каждой), при этом одно из них всегда

выделялось своими крупными размерами. Характерная для джетыасарской культу-

16 — Зак 4052

 369