ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 4913
Скачиваний: 49
захстана, локальных вариантов среднесырдарьинских культур. Возможно, ко II-I вв.
до н.э. — I в. н.э. можно отнести и постройку на территории, занятой джетыасар-
скими памятниками, четырех городищ, столь отличных от характерных джетыасар-
ских крепостей, как-то: Ашак-асар, Карак-асар, Кос-кала Северная и Южная. Не
только планировка, фортификация отличают эти памятники от джетыасарских, но
прежде всего и керамический комплекс. Характерные пропорции, технология сосу-
дов, найденных как на этих поселениях, так и в некоторых курганах могильников
Бедаикасар 2-4, Алтынасар 4в, Алтынасар 4к, Косасар 2, тождественны таковым
ранних слоев первого периода среднесырдарьинских культур (прежде всего пред-
горных районов), отличаясь от последних лишь большей примитивностью техноло-
гий изготовления и покрытия сосудов (так называемый "пачкающий" ангоб). Нам
представляется вероятным отождествлять носителей этих культур с юечжами.
Еще позднее, вероятно в I в. до н.э., в джетыасарских комплексах фиксируются
предметы инвентаря и элементы, характерные для памятников, связываемых их ис-
следователями с характерными гуннскими (вплоть до металлических и керамиче-
ских котлов, см. часть курганов могильников Косасар 2, Алтынасар 4в, 4к).
Неоднократно упомянутая специфика джетыасарской культуры позволяет не
только четко выделять в материальных комплексах инокультурные элементы, но и
прослеживать их существование на протяжении длительного периода времени.
Продолжительное бытование таких элементов, их органическое проникновение в
джетыасарскую культуру дают основание предполагать, с одной стороны, непре-
рывность связей бывшего "пришлого" населения с первоначальным местом их оби-
тания, а с другой — постепенную естественную ассимиляцию пришлого населения
"джетыасарцами".
Аналогичная картина наблюдается неоднократно и в памятниках первых веков и
середины первого тысячелетия н.э. вплоть до VI-VII вв., когда в Джетыасарском
урочище отмечаем не только специфические черты "тюркского" орнамента на ха-
рактерной джетыасарской керамике, но и фрагмент рунической надписи на венчике
типичного джетыасарского кувшина (Кляшторный, Левина, 1989), найденного в
культурном слое одного из джетыасарских городищ (рис. 173). Можно говорить да-
же о двух волнах тюркского населения, с востока и юго-востока, попавших на
"джетыасарскую" территорию в VI и начале VII в., но после "смешения" с местным
населением давших отличные варианты культуры. К сожалению, мы не имеем воз-
можности здесь подробно останавливаться на этих проблемах, как и на самой этни-
ческой атрибуции, так как считаем первоначальной задачей максимально полно
дать характеристику самих культур. Отметим также, что полученные при раскопках
материалы дали возможность проследить судьбу "чужих" этносов и культур, попа-
давших на территорию "джетыасарцев". Неоднократно отмечены факты, когда под
одной курганной насыпью, в одновременных трех погребениях фиксируются ин-
вентари, в состав которых входит либо лишь джетыасарская керамика, либо "чужая",
либо смешанная (например, курган №6 некрополя Косасар 2). Наличие чужой ке-
рамики в различных культурных слоях джетыасарских поселений разного времени
свидетельствовало о длительном бытовании той или иной группы инокультурного
населения в регионе. При этом постепенная ассимиляция, как уже говорилось,
часто не прерывала связи определенной группы пришлого населения с местами
прежнего обитания. Последнее предположение подтверждается продолжающимися
тесными связями и с зауральскими, и с восточносреднеазиатскими, и другими рай-
онами по крайней мере по IV в. н.э.
Исследования антропологов подтверждают выводы археологов о том, что имен-
но в
УПОМЯНУТЫХ
нескольких могильниках (Ьиксиоуется смешанность населения,
пример из могильника Косасар 2, обнаруживают почти тождественное сходство с
носителями тогарской культуры, жителями Тувы, савроматами и сарматами Ураль-
ского региона (Бужилова, Медникова, 1995, с. 232).
Взаимодействие носителей джетыасарской культуры с иными племенами не
проходило бесследно и для "джетыасарцев". Так, в конце
III-IV
в. н.э. гибнет в огне
военных столкновений целый ряд джетыасарских городищ, другие спешно поки-
даются жителями. Очевидно, под влиянием волны кочевников с востока происходит
передвижение больших групп джетыасарского населения в районы Северного Кав-
каза и далее на запад, а также четко фиксируемое одновременное передвижение их
по правому берегу Сырдарьи на юг и юго-восток, по крайней мере до Ферганы.
В то же время джетыасарское население оказывало значительное влияние и на
племена восточной части Средней Азии (прежде всего присырдарьинские), Север-
ного Кавказа (см. раннеаланские памятники), Среднего Поволжья и др.
Миграционные волны достаточно четко фиксируются в рассматриваемых ре-
гионах Восточного Приаралья и в конце V— начале
VI
в., в конце VI —
VII
в. и в
VIII
в. н.э. В VIII-IX вв. в связи с очередными экологическими катаклизмами пре-
кращается жизнь в долинах древних северных сырдарьинских протоков, а жители
джетыасарских городищ частью переселились в районы современных дельт Сырда-
рьи и Амударьи, некоторые на юго-восток, но большинство, покинув регион, дви-
нулось дальше на запад и северо-запад, обосновавшись в районах Среднего и Ниж-
него Поволжья, Северного Кавказа (бахмутинская, салтавская культуры).
Вся совокупность сложных многоплановых контактов "джетыасарцев" с другими
племенами как на своей, так и на иной территории, безусловно, требует более под-
робного освещения и объяснения. Дифференцированный анализ этих контактов
при специальной маркировке материала и картографировании их передвижений —
дело ближайшего будущего. В данном случае особо важным для нас было фиксиро-
вание плотности и разнохарактерности контактов, где носители джетыасарской
культуры выступали в различных позициях, сохраняя свою самобытность и цен-
тральное положение в большинстве этих контактов.
Безусловно, этническая идентификация остается одной из интереснейших про-
блем. С рассматриваемым регионом связывают множество различных племен и го-
сударственных объединений, упомянем хотя бы такие глобальные проблемы, как
тохарская (см. Толстое, 1948; он же, 1962а), аланская (Бартольд, 1965), эфталито-
хионитская (Гумилев, 1959; Толстов, 1947; он же, 1962а), аварская, огузская, пече-
нежская и многие другие, но в первую очередь кангюйская. Кангюйская — одна из
самых противоречивых и запутанных проблем всегда связывается с присырдарьин-
скими районами. К сожалению, мы не имеем возможности в данной работе подроб-
но останавливаться на вышеупомянутых проблемах, в том числе и на кангюйской.
Отметим лишь, что первые упоминания Кангюя в китайских хрониках относятся к
середине II в. до н.э. в связи с посольством Чжан Цяня (Бичурин, 1950, с. 150,
184-
186 и ел.). И уже в тот период Кангюй представлял собой одно из могущественных
государств Средней Азии, распространяющее свою власть на северо-запад, где в за-
висимости от Кангюя находилось владение Яньцай (Аланья), посылающее помощь
Давань (Фергане) в его борьбе с китайцами, поддерживающее гуннов и т. п.
(Бичурин, 1950, с. 165-166, 299; Кюнер, 1961, с. 127; подробно о проблеме Кангюя,
кангаров, кенгересов — см. Кляшторный, 1964, с. 172 и ел., а также Андрианов,
1969; Бартольд, 1965; Бернштам, 1952, с. 211; Толстов, 1948, с. 144 и др.; Левина,
1971, с. 6 и ел.; Вайнберг, 1973, с. 105 и ел.). Хотя мы продолжаем считать, что неза-
висимо от локализации центра Кангюя районы Нижней и Средней Сырдарьи к на-
чалу н.э. входили в это государственное объединение, однако широкомасштабные
Средней Азии и присырдарьинских районах позволяют уже в настоящее время
предположить, что носители джетыасарской культуры занимали особо важное место
в этнически сложном объединении Кангюй. Учитывая данные китайских летопи-
сей, напомним, что уже во второй половине I тысячелетия до н.э. Кангюй имел
мощные укрепленные поселения, однако нигде, ни на территории присырдарьин-
ских районов Южного Казахстана (отрарско-каратауская культура), ни в Ташкент-
ском оазисе (каунчинская культура), не известно ни одного поселения подобного
типа, датируемого ранее первых веков н.э., в то же время сейчас уже не вызывает
сомнения существование целого ряда джетыасарских крепостей по крайней мере с
середины I тысячелетия до н.э. Бесспорно, фиксируемые гуннские материалы в
джетыасарских памятниках (см. выше) в какой-то степени можно объяснить и
дальнейшим продвижением на запад в центр Кангюя части воинов Чжичжи
Шаньюя (подробнее см. Бернштам, 1951). Вероятно, именно на территории, зани-
маемой джетыасарской культурой, гунны могли длительное время тесно контакти-
ровать и с аборигенами-иранцами, и с сравнительно незадолго до них появив-
шимися здесь юэчжами и уграми (см. выше). Уже в I тысячелетии н.э. в этих же
районах, как выше неоднократно упоминалось, хорошо прослеживаются новые
волны иноэтничного, инокультурного населения, в том числе и тюркоязычного.
Естественно, нельзя хотя бы не упомянуть другие проблемы, в частности проблемы
формирования печенежского, огузского объединений, в которых "джетыасарцы"
бесспорно играли весьма важную роль.
Вышесказанное позволяет ставить вопрос об особой значимости джетыасарских
племен в этнокультурной истории евразийских народов.
На разных этапах истории носители джетыасарской культуры не были простыми
ретрансляторами культур различных этнических групп, но прежде всего сами
сыграли весьма заметную роль в этнокультурной истории многих народов Евразии.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВАУ — Вопросы археологии Урала. Свердловск.
ВДИ — Вестник древней истории. М.
ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения. СПб.
ИАК — Известия археологической комиссии. СПб.—Пг.
ИИАЭ — Институт истории, археологии и этнографии АН КазССР.
ИЭиА — Институт этнологии и антропологии РАН.
КСИА — Краткие сообщения Института археологии АН СССР. М.
КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры. М.—Л., М.
КСИЭ — Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. М.—Л., М.
МИА — Материалы и исследования по археологии СССР. М.
МХАЭ — Материалы Хорезмской археологической экспедиции. М.
ПТКЛА — Протоколы заседаний и сообщения членов Туркестанского кружка любителей
археологии. Таш.
СА — Советская археология. М.—Л., М.
САИ — Свод археологических источников. М.
СЭ — Советская этнография. М.—Л., М.
ТИЯЛИ — Труды Института языка, литературы и истории АН КиргССР.
ТОИПКГЭ — Труды Отдела истории первобытной культуры Гос. Эрмитажа.
ТТАЭЭ — Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции
Института этнографии АН СССР.
ТХАЭ — Труды Хорезмской археологической экспедиции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова, 1975
—
Абрамова МП
Катакомбные погребения IV-V вв нэ из Северной Осетии - СА №1,
1975
Агаджанов, 1969
—
Агаджанов С Г
Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв Ашхабад,
1969
Акишев, 1983
—
АкишевКА
Древнее золото Казахстана Алма-Ата, 1983
Акишев, Байпаков, 1979
—
Акишев К А , Байпаков К М
Вопросы археологии Казахстана Алма-Ата, 1979
Акишев, Байпаков, Ерзакович, 1975
—
Акишев К А
,
Байпаков КМ, Ерзакович Л Б
Отрар XVI-XVII вв по
итогам раскопок 1971-73 гг - Древности Казахстана Алма-Ата, 1975
Акишев, Байпаков, Ерзакович, 1976
—
Акишев К А , Байпаков КМ, Ерзакович Л Б
Отчет о раскопках на
городище Отрар - Прошлое Казахстана по археологическим источникам. Алма-Ата, 1976
Акишев, Байпаков, Ерзакович, 1981
—
Акишев К А
,
Байпаков КМ, Ерзакович Л Б
Позднесредневековый
Отрар Алма-Ата, 1981
Акишев, Байпаков, Ерзакович, 1982
—
Акишев К А , Байпаков К М Ерзакович Л Б
Жилище позднесредне-
векового Отрара XVI-XVI1I вв - Жилище народов Средней Азии н Казахстана
М
,
1
982
Акишев, Кушаев, 1963
—
Акишев К А, Кушаев ГА
Древняя культура саков и усуней р Или Алма-Ата,
1963 •
Акишев, Маргулан, 1966
—
Акишев К А
,
Маргулан А X
Памятники андроновской культуры Центрального
Казахстана - Древняя культура Центрального Казахстана Алма-Ата, 1966
Алексеева, 1970
—
Алексеева ЕМ
Классификация бус некрополя у дер Ново-Отрадное - Поселения и
могильники Керченского полуострова начала нэ М, 1970
Алексеева, 1975
—
Алексеева ЕМ
Античные бусы Северного Причерноморья М , 1975 (САИ
П-12)
Алексеева, 1978
—
Алексеева ЕМ
Античные бусы Северного Причерноморья М , 1978 (САИ П-12) ( •'
Алексеева,
1982
—
Алексеева Е М
Античные бусы Северного Причерноморья М, 1982 (САИ
П-12)
Алексеева, 1984
—
Алексеева ЕМ
Серьги, бусы, подвески - Археология СССР Античные государства
Северного Причерноморья М , 1984
Амброз, 1966
—
АмброзА К
Фибулы юга европейской части СССР М , 1966 (САИ Д1-30)
Амброз,
1971
—
Амброз А К
Проблемы раннесредневековой хронологии Восточной Европы - СА №2 М ,
1971
Амброз, 1973
—
Амброз А К
Стремена и седла раннего средневековья как хронологический показатель
(IV-
VII вв) - С А
№4 М, 1973
Амброз, 1981
—
Амброз А К
Восточноевропейские и среднеазиатские степи V — первой половины VIII в -
Археология СССР Степи Евразии в эпоху средневековья М, 1981
Амброз,
1989
—
АмброзА К
Хронология древностей Северного Кавказа М , 1989
Андрианов, 1952
—
Андрианов Б В
Ак-Джакыз ( к истории формирования современной этнической
территории каракалпаков в низовье Аму-Дарьи) - ТХАЭЭ, т 1 М , 1952
Андрианов, 1969
—
Андрианов Б В
Древние оросительные системы Приаралья М, 1969
Андрианов, Итина, Кесь, 1975
—
Андрианов БВ, Итина МА, Кесь АС
Земли древнего орошения в
низовьях Сырдарьи и задачи их освоения - Вопросы географии, сб 99, 1975
Андрианов, Левина, 1979
—
Андрианов Б В Левина Л М
Некоторые вопросы исторической этнографии
Восточного Приаралья в первом тысячелетии н э - Этнография и археология Средней Азии М , 1979
Арсеньева, 1965
—
Арсеньева ТМ
Лепная керамика Танаиса - Древности нижнего Дона М , 1965
Арсланова, 1969
—
Арсланова ФХ
Погребения тюркского времени в Восточном Казахстане - Культура
древних скотоводов и земледельцев Казахстана Алма-Ата,
1
969
Арсланова, 1972
—
Арсланова ФХ
Курганы с трупосожжением в верхнем Прииртышье - Поиски и
раскопки в Казахстане Алма-Ата, 1972
378