Файл: Esse_Etnopolitika_Ocheredko_F_A.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во внутренней политике это выражается в склонности к обобщениям, систематизации и прогнозированию. Президентство Д.А. Медведева во многом направляется российско-грузинским конфликтом, учреждением федеральных национальных программ и необходимостью реформирования отдельных составных частей государства.

В первом Послании нового президента много внимания уделялось обобщению политики прошлого, введению института местного самоуправления и укреплению федеративных начал государства по методу “проб и ошибок” и особом акцентировании того, что “такой многосубъектной, многонациональной и многоконфессиональной федерации”, как Россия, в мире больше не существует. Подводились итоги введения закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, а также говорилось о необходимости изменения партийного законодательства и приема предложений по кандидатурам будущих руководителей исполнительной власти субъектов Федерации только от партий, набравших наибольшее число голосов на региональных выборах.

Во втором Послании Д.А. Медведева большое внимание обращается на укрепление демократических институтов на региональном уровне. В рамках этого предлагается программа из нескольких действий:

  1. Введение единого критерия установления численности депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации;

  2. Предоставление всем партиям, представленным в региональных парламентах, возможности формировать фракции;

  3. Получение партиями, за которые на региональных выборах проголосовало более 5 процентов избирателей, гарантий представительства в законодательном органе субъекта Федерации;

  4. Идея об освобождении партии, не представленной в Государственной Думе, но имеющей фракции в законодательных собраниях субъектов Федерации, от сбора подписей для участия в региональных выборах в соответствующих регионах;

  5. Идея об отказе от сбора подписей для партий перед выборами.

Также в Послании особое внимание обращается на необходимость сделать избирательную систему на региональном уровне более прозрачной.

Новый виток интереса к внутренней, в частности национальной политике, возник после событий на Манежной площади в декабре 2010 года, когда стало очевидно, что нерешенная проблема сильно задевает интересы не только “верхушки”, но и населения. Выступления радикально настроенной молодежи даже породили идею создания должности омбудсмена по межнациональным взаимоотношениям. Однако позднее эта идея не получила претворения в жизнь.

В предвыборный период 2010-2011 годов президент В.В. Путин в своей риторике вновь обратился к национальной политике. Рассуждения о межэтническом составе страны и проекты по развитию межнациональных отношений отлично способствовали поднятию популярности и, как следствие, рейтингов в предвыборный период.


В августе 2011 года было принято решение о создании в департаменте культуры правительства отдела по вопросам национальных отношений. Отдел предлагалось вверить комиссии по национальным вопросам. Он должен был сконцентрировать свою деятельность на реализации государственной национальной политики, совершенствовании организационных и правовых основ национальных отношений, участии в работе по анализу состояния межнациональных отношений в регионах, а также ряде иных функций и полномочий. Решение о создании данного отдела в аппарате правительства было принято по итогам встречи В.В. Путина с представителями различных конфессий и национально-культурных общественных организаций от 19 июля, на которой он акцентировал внимание на возможности решения национальных проблем, опираясь “на авторитет лидеров национальных объединений, на авторитет лидеров религиозных организаций”. Безусловно, множество вопросов вызывает деятельность отдела по вопросам национальных отношений в рамках департамента культуры.

После событий на Манежной площади и отдельных фрагментарных шагов в области национальной политики в 2010-2012-х годах было принято решение о подготовке “Стратегии государственной национальной политики до 2025 года”. В сентябре 2012 года четырем бывшим министрам по делам национальностей – Вячеславу Михайлову, Валерию Тишкову, Владимиру Зорину и Рамазану Абдулатипову – было поручено разработать ее проект.

Стратегия была представлена на обсуждение аппарата президента 17 октября, а уже в декабре “Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года” прошла процедуру утверждения.

Стратегия” является программным документом, направленным на обобщение законодательной базы и доктринальных документов, имеющихся в области национальной политики, и общее прогнозирование желаемого результата через несколько лет. Иначе говоря, “Стратегия” обращает внимание федеральных органов на задачи в области национальной политики, требующие решения. В отличие от “Концепции” Б.Н. Ельцина, основанной на принципах национальной политики, “Стратегия” отталкивается от общих подгрупп задач и будет синхронизирована с трехлетними бюджетами. Реализация “Стратегии” планируется в три этапа: 2013-2015 гг., 2016-2018 гг. и 2019-2025 гг.

Несмотря на то, что в написании документа участвовала выдающаяся плеяда деятелей в области национальной политики, эксперты в целом весьма критично настроены по отношению к “Стратегии”. Они сходятся во мнении, что “Стратегия” – показатель того, что прошлые действия правительства в сфере национальной политики были неудачны и, следовательно, реализация нового этапа не принесет ожидаемых плодов. Эту точку зрения подтверждает отсутствие единой доктрины национальной политики, в рамках которой действовало бы государство, и наличие отдельных законов (например, “О национально-культурной автономии”), но не единой линии поведения в данной области. На практике, до создания “Стратегии” задавать линию национальной политики должна была “Концепция”, но она не имела фактической реализации, выступая скорее фиктивным документом.


Подводя краткий итог периоду 2000-2013 г.г. следует отметить изменение вектора попыток строительства национальной политики в Российской Федерации. За срок чуть более десятилетия было упразднено министерство, занимающееся национальной политикой и должность министра по национальной политике. Было создано Министерство регионального развития и Комиссия по федеративной реформе под председательством Д.Н. Козака. Была проведена федеративная реформа, выразившаяся в укрупнении федеральных округов, пересмотре договоров центра и регионов и назначении полномочных представителей президента в субъектах федерации. Были изменены региональные законодательства о выборах, вышла новая редакция закона “О местном самоуправлении”, изменены условия ротации элит в Совете Федерации.

Период с 2000-х по 2013 г. не решил насущных вопросов российской национальной политики. Множество действий, совершенных двумя президентами, во многом были направлены на изменение ситуации, сложившейся в отношениях “центр – регионы” к началу 2000-х годов. За десятилетие с лишним, российские власти от децентрализации власти вернулись к централизации власти, исправляя отдельные политические решения прошлого руководства. Но единая государственная линия по национальной политике так и не была выработана.

Развитие национальной политики Российской Федерации в период с 1991 по 2013 год, систематизирует основные направления, нормативно-правовые документы и институты в этой области.

За прошедший период в сфере государственной национальной политики Российской Федерации можно было наблюдать три типа президентства (“президент-агитатор”, “администратор”, “теоретический лидер”) и две основных модели отношений с регионами (децентрализация и централизация). Три политических лидера российской федерации Б.Н. Ельцин, Д.А. Медведев и В.В. Путин демонстрировали свое видение внешней и внутренней политики России, в частности, национальной политики.

На данный момент проблема национальной политики является в Российской Федерации одной из ключевых и самых болезненных. Федерация продолжает быть асимметричной, а отношения “центр – регионы” продолжают желать лучшего. На смену “децентрализационной” модели или модели “безграничного суверенитета” пришла “централизаторская” модель или модель “безграничного завинчивания гаек”, выразившаяся в намеренном ослаблении регионов, подконтрольных губернаторах, слабом местном самоуправлении, перераспределении федерального и регионального бюджета, расторжении договоров о разграничении полномочий между центром и регионами.

В целом, ситуация начала 1990-х годов с сильными регионами и слабым центром к началу 2000-х годов поменялась на обратную, со слабыми регионами и сильным центром. В настоящее время она вылилась в шаткое равновесие, однако программные документы конца 2012 года и создание новых федеральных институтов в сфере национальной политики показывают, что новый виток изменений в ней только начинается. Политическая повестка 2000-х демонстрировала преемственность В.В. Путина Б.Н. Ельцину, но в то же время и реконструкцию и централизацию власти, ужесточение и симметризацию федерализма.


Любопытно также восприятие населением национальной политики – статистика показывает, что большинство граждан России чувствуют, что происходят какие-то подвижки в области межэтнических отношений, однако с недоверием относятся к ним или считаю их недостаточными. Поддержка федерализма в стране, особенно в регионах, остается довольно высокой, но респонденты практически в равной степени выступают за продолжение и сворачивание реформ. Такой же дуализм наблюдается и в отношениях между центром и регионами.

В сфере строительства государственной национальной политики асимметричной Российской Федерации придется пройти еще очень долгий путь.