Файл: Дискретная математика - учебное пособие.pdf

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26 

2 Элементы комбинаторики 

2.1 Вводные замечания 

Впервые  термин  «комбинаторный»  появился  в  работе  «Об  искусстве 

комбинаторики», опубликованной 1666 г. немецким языковедом, философом и 
математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646–1716). Именно с этого 
времени комбинаторику стали рассматривать как самостоятельное направление 
в науке [42, с. 140], хотя многие комбинаторные задачи были сформулированы 
ещё в древности. 

В литературе  толкование  различными  авторами  термина  «комбинатори-

ка» является почти одинаковым: 

«Комбинаторика  –  раздел  дискретной  математики,  изучающий  всевоз-

можные сочетания и расположения предметов» [36, с. 280]. 

«Комбинаторика – [от лат. 

combinare

 – соединять, сочетать] раздел мате-

матики, изучающий приёмы нахождения числа различных соединений (комби-
наций):  перестановок,  размещений,  сочетаний,  составляемых  при  определён-
ных условиях из данных предметов» [43, с. 311]. 

«Комбинаторика –  раздел  математики,  в  котором  рассматриваются  раз-

личного  вида  совокупности  (соединения)  образов  из  элементов  некоторого 
множества 

M

,  содержащего 

n

  различных  элементов.  Виды  соединений:  разме-

щения, перестановки, сочетания» [41, с. 219]. 

Исходным в комбинаторике является понятие 

выборки

 как набора 

m

 эле-

ментов из 

n

 заданных, причем наборы могут быть как упорядоченными, так и 

неупорядоченными,  с  повторениями  элементов  и  без  повторений  [33,  с. 131]. 
Понятие выборки не требует уточнения, вполне достаточно пояснения близки-
ми по смыслу словами, такими как расстановки, комбинации, соединения. 

Согласно  [33,  с. 130],  в  комбинаторике  различают  две  задачи.  Одна  из 

них – 

пересчёт

,  другая – 

перечисление

.  Если  требуется  ответить  на  вопрос 

«Сколько?»,  то  это  задача  пересчёта.  Например:  «Сколько  существует  пя-
тизначных двоичных чисел, в каждом из которых содержится точно два нуля и 
каждое число начинается с единицы?». Ответом является число 6. Если же тре-
буется найти все выборки, удовлетворяющие заданным условиям, то это будет 
задача перечисления. Например: «Найдите все пятизначные двоичные числа, в 
каждом  из  которых  содержится  точно  два  нуля  и  каждое  число  начинается  с 


background image

27 

единицы?». Ответом является не число 6, как в предыдущей формулировке этой 
задачи, а перечень вида: 11100, 11010, 11001, 10110, 10101, 10011. 

В настоящее  время  комбинаторика  в  той  или  иной  мере  применяется  во 

многих  науках.  Можно  даже  утверждать,  что  очень  непросто  найти  научное 
направление, где бы комбинаторные понятия совсем не применялись. В связи с 
этим комбинаторика включена в данное пособие как важнейшая составляющая 
курса дискретной математики, имеющая большое прикладное значение.  

2.2 Факториал 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Факториал

  –  это  функция  аргумента  n,  представляющая 

собой  произведение  всех  натуральных  чисел  от 

1

  до  n  без  пропус-

ков, где каждое число встречается точно один раз: 

n

!

 = 

1·2·3·4·…·(

n – 

1)

 n. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Название  функции,  согласно  [43],  произошло  от  лат. 

factor

  (делающий, 

производящий), а согласно [42, с. 310] – от англ. 

factor

, что в переводе обозна-

чает «сомножитель». 

Переменная 

n

 может принимать любые значения из натурального ряда, но 

не всякое целое число может быть значением функции 

n

!. 

Например, число 100 невозможно представить в виде произведения чисел 

натурального ряда от 1 до 

n

 без пропусков и не содержащего повторяющихся 

чисел, поэтому оно не может быть значением функции 

n

!. 

Запишем функцию 

n

! в виде 

n

! = (

n

 – 1)! 

n

При 

n

 = 1 имеем: 

f

 = (1 – 1)!·1 = 0!·1 = 1!, 

откуда следует, что 0! = 1. 

Рассмотрим несколько примеров.  

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример 2.1

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Записать со знаком факториала: 

2·3·4·5·5·6. 

В заданном произведении число 5 встречается два раза. Кроме того, в за-

писи отсутствует единица. Добавим её. Тогда получим: 

2·3·4·5·5·6 = 1·2·3·4·5·5·6 = 6!·5. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   


background image

28 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример 2.2

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Записать со знаком факториала: 1·3·5·6·7·8. 
Умножим и разделим на 2 и 4 все выражение: 

1·3·5·6·7·8 = 

4

2

8

7

6

5

4

3

2

1

После сокращения на 8 находим ответ: 

1·3·5·6·7·8 = 7!. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример 2.3

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Упростить: 

 

! (

1)!

.

(

2)!

k

k

N

k

+

=

 

(2.1) 

Представим выражение (2.1) в виде 

1 2 3 ... (

2)(

1)

1 2 3 ... (

2)(

1)

.

1 2 3 ... (

2)

⋅ ⋅ ⋅ ⋅

+ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅

=

⋅ ⋅ ⋅ ⋅

k

k

k

k

k

N

k

 

В числителе вынесем за скобки 1·2·3·…·(k – 2): 

[

]

1 2 3 ... (

2) (

1)

(

1)

.

1 2 3 ... (

2)

⋅ ⋅ ⋅ ⋅

+

=

⋅ ⋅ ⋅ ⋅

k

k

k

k

N

k

 

После сокращения получаем ответ: 

N = (k – 1)k + k – 1 = k

2

 – 1. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример 2.4

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Упростить: 

.

!

)

2

(

!

)

2

(

!

)

1

(

!

2

2

+

=

n

n

n

n

K

 

В числителе вынесем за скобки выражение 

1 2 3 ... (

2) 1 2 3 ... (

2).

n

n

⋅ ⋅ ⋅ ⋅

⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅

 

Сократим его со знаменателем, тогда получим: 

K = n

4

 – 2n

n

2

 + n –1. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   


background image

29 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Упражнения 

1.

 Запишите произведения с использованием знака факториа-

ла: 

1) 1·2·3·4·5·6·7·8; 

3) 1·2·3·…·(k – 1);  

2) 1·1·3·4·6·7·8·9·10; 

4) 1·2·5·6·7·8·9·10·11·12.  

2.

 Вычислите при n = 31: 

1) 

)!

2

)(

4

3

(

2

!

4

)!

1

(

3

+

+

n

n

n

n

2) 

3

!

)!

1

(

)!

1

(

!

n

n

n

n

n

+

.  

3.

 Найдите значение функции при n = 2: 

1) f = (n–2)!(n–1)n

3

2) f = (n–3)!(n–2)(n–1)n.  

4.

 Какими цифрами не может оканчиваться число n!? 

5.

 Какими цифрами может оканчиваться число n! при >

 

3?  

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

2.3 Правило произведения в комбинаторике 

Правило произведения является основным в комбинаторике. Его форму-

лировка:  если  один  элемент  из  некоторого  множества  может  быть  выбран  n 
способами,  а  второй  после  него –  m  способами,  то  выбор  того  и  другого  эле-
ментов в заданном порядке может быть осуществлен N способами: 

N = nm

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример 2.5

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Сколько существует двузначных чисел шестеричной системы счисления, 

в каждом из которых нет повторов цифр и нет нулей? 

Запишем шестеричные цифры, исключив нуль: 1, 2, 3, 4, 5. Одну цифру из 

них  можно  выбрать  = 5  способами.  Так  как  повторы  запрещены,  то  вторую 
цифру  можно  выбрать  m = 4  способами.  Следовательно,  выбор  двух  цифр  с 
учётом порядка их записи возможен 5·4 = 20 способами. Это числа: 

12, 13, 14, 15, 21, 23, 24, 25, 31, 32, 34, 35, 41, 42, 43, 45, 51, 52, 53, 54. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример 2.6

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В урне пять шаров, пронумерованных шестеричными цифрами вида 1, 2, 

3,  4,  5. Все номера разные.  Наугад  вынимают один  шар и записывают его  но-


background image

30 

мер. Шар возвращают в  урну и наугад снова выбирают один шар и его номер 
записывают справа от первой цифры. Получится двухразрядное число. Сколько 
возможно таких различных чисел? 

Очевидно,  что  задача  сводится  к  вопросу  о  том,  сколько  существует 

двухразрядных чисел, которые можно составить из цифр множества {1, 2, 3, 4, 
5}  при  условии,  что  повторы  цифр  разрешены.  Так  как  шаров 5,  то  на  первое 
место можно поставить одну из пяти цифр. Следовательно, n = 5. Выбор второй 
цифры возможен также пятью способами. Таким образом, m = 5. Тогда искомое 
число nm = 5·5 = 25. Среди всех этих 25 выборок (в отличие от предыдущего 
примера) существуют пары с одинаковыми цифрами. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример 2.7

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Условие  предыдущего  примера,  но  шары  извлекают  три  раза.  Сколько 

получится трехзначных чисел? 

На первом месте может стоять одна цифра из пяти, на втором – также од-

на из пяти, и на третьем – одна из пяти. Следовательно, число выборок равно 
5·5·5 = 125. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример 2.8

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Сколько  существует  трехразрядных  чисел  семеричной  системы  счисле-

ния, не начинающихся с нуля? Повторы цифр в числах возможны. 

В семеричной  системе  счисления  семь  цифр:  0,  1,  2,  3,  4,  5,  6.  Первую 

цифру  можно  выбрать  шестью  способами,  поскольку  нуль  не  используем:  по 
условию его запрещено ставить на место старшего разряда. Вторая цифра мо-
жет быть любой, в том числе и нулем, следовательно, для её выбора существует 
7 вариантов. То же самое относится и к цифре младшего разряда. Искомое чис-
ло равно 6·7·7 = 294. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример 2.9

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Сколько существует четырёхзначных симметричных чисел восьмеричной 

системы счисления, то есть таких чисел, которые одинаково читаются как слева