Файл: Дискретная математика - учебное пособие.pdf

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36 

4.

 Буквенно-цифровой  код  составляют  следующим  образом: 

сначала  в  некотором  порядке  записывают  четыре  буквы  а,  b,  c,  d
затем справа приписывают также в некотором порядке три цифры 1, 
2, 3. Сколько всего существует таких кодов?  
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

2.6 Перестановки с повторениями 

Постановка  задачи.  Последовательность  состоит  из  n  элементов.  В ней 

содержится n

1

 неразличимых между собой элементов вида аn

2

 элементов вида 

b, …, n

k

 элементов вида x. Очевидно, что 

n

n

+ … + n

k

Одна из последовательностей, содержащая n элементов, имеет вид 

1

2

...

...

...

...

.

 элементов

элементов

элементов

k

a

a

a

a

b

b

b

b

x

x

x

x

n

n

n

 

Если некоторые буквы переставить местами, то получится другая после-

довательность. Сколько существует таких последовательностей, которые отли-
чаются одна от другой только порядком расположения элементов?  

Число  последовательностей  равно  n!,  если  все  n  элементов  считать  раз-

личными. Но среди них n

1

! перестановок неразличимы. Они состоят из повто-

ров  буквы  a.  Неразличимы  и  n

2

!  перестановок.  В них  входит  только  буква  b

И так далее до буквы x. Следовательно, 

 

1

2

1

2

1

2

(

...

)!

!

,

! ! ...

!

! ! ...

!

k

n

k

k

n

n

n

n

Р

n n

n

n n

n

+

+ +

=

=

ɺ

 

(2.4) 

где точка над знаком Р

n

 обозначает перестановки с повторениями, то есть гово-

рит о том, что в перестановках есть повторяющиеся элементы. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример 2.14

 

  · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Сколько пятибуквенных слов можно составить из двух букв а и б, если в 

каждом слове содержится точно три буквы а?  

По  условию:  n

1

  =  3,  n

2

  =  2,  n  =  5.  Искомое  число  находим  по  форму-

ле (2.4): 

5

5!

10.

3! 2!

=

=

ɺ

P

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   


background image

37 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример 2.15

 

  · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Сколько различных слов можно составить, переставляя буквы слова обо-

роноспособность

В этом слове 18 букв. Из них семь букв о, две буквы б, одна буква р, две 

буквы н, одна буква п, три буквы с, одна буква т и один мягкий знак. Следова-
тельно, 

n = 18,  n

1

 = 7,  n

2

 = 2,  n

3

 = 1,  n

4

 = 2,  n

5

 = 1,  n

6

 = 3,  n

7

 = 1,  n

8

 = 1. 

Искомое число различных слов равно: 

11

18

18!

1,03 10 .

7! 2! 1! 2! 1! 3! 1! 1!

P

=

⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅

ɺ

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Упражнения 

1.

 Сколько существует 10-значных двоичных чисел, в каждом 

из которых единиц столько же, сколько и нулей? Числа могут начи-
наться с нуля.  

2.

 Сколько существует 10-значных двоичных чисел, в каждом 

из  которых  единиц  столько  же,  сколько  и  нулей,  но  числа  с  нуля 
начинаться не могут.  

3.

 Сколько существует 6-значных троичных чисел, в которых 

нет нулей?  

4.

 В 11-значном  числе  4  двойки,  3  тройки,  1  четверка,  3  пя-

терки. Сколько существует таких чисел, которые могут быть обра-
зованы  перестановкой  этих  цифр,  если  каждое  число  начинается  с 
последовательности 334 и оканчивается тремя двойками?  

5. 

Сколько  новых  слов  можно  получить  путём  перестановки 

гласных  букв  в  заданном  слове  из  нижеприведённых,  если  все  со-
гласные буквы остаются на своих местах без изменений (букву «й» 
гласной не считать)? 

а. Водопроводчик. 

в. Авиационный. 

д. Змееед.  

б. Громоотвод. 

г. Перестановочный. 

е. Треска.  

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   


background image

38 

2.7 Размещения без повторений 

Постановка  задачи.  Множество  А содержит  n  элементов.  Из  него  пооче-

рёдно  выбирают  по  одному  элементу  и  образуют  упорядоченную  последова-
тельность длины m, где m ≤ n. Сколько существует таких последовательностей? 

Так как элементы выбираются из множества, где нет повторов, то элемен-

ты  в  каждой  из  последовательностей  не  могут  встречаться  более  одного  раза. 
Такие последовательности называют размещениями без повторений.  

Очевидно,  что  размещения  могут  отличаться  одно  от  другого  не  только 

элементами,  но  и  порядком  записи  элементов.  Например,  размещения  365  и 
346, составленные из элементов множества 

 

A = {1, 2, 3, 4, 5, 6}, 

(2.5)

 

являются различными, поскольку отличаются одно от другого наборами цифр. 
Размещения той же длины 356 и 365, хотя и состоят из одних и тех же элемен-
тов  множества  А,  но  отличаются  одно  от  другого  порядком  записи  цифр,  по-
этому также различны. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример 2.16

 

  · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Сколько  существует  размещений  длины  3,  которые  можно  составить  из 

элементов множества (2.5)? 

Так  как  размещения  –  это  упорядоченные  последовательности,  то  для 

нахождения  их  количества  можно  воспользоваться  правилом  произведения. 
Первый элемент выбираем шестью способами. Останется пять элементов. Для 
выбора  второго  элемента  существует  5  способов,  для  третьего  –  4.  Искомое 
число размещений равно: 6·5·4 = 120.

 

Выведем формулу числа размещений без повторений для общего случая. 

Если множество содержит n элементов, то согласно правилу произведения пер-
вый элемент можно выбрать n способами, второй после него – – 1 способами, 
третий  –  n – 2  способами  и  так  далее  до  элемента  m,  который  можно  выбрать 
– m + 1 способами. Следовательно, 

 

m

n

A

 = n(– 1)(– 2)…(n – m +1), 

(2.6) 

где 

m

n

A

– число размещений из n элементов по m без повторений. 

Умножим и разделим выражение (2.6) на (n – m)!:  

(

1)(

2)...(

1) (

)!

(

)!

− + ⋅

=

=

m

n

n n

n

n

m

n

m

A

n

m

 


background image

39 

(

1)(

2) ... (

1)(

)(

1) ... 3 2 1

.

(

)!

− +

− −

⋅ ⋅

=

n n

n

n

m

n

m n

m

n

m

 

Числитель  последней  формулы  представляет  собой  произведение  нату-

ральных чисел от 1 до n без повторов и без пропусков сомножителей, следова-
тельно, формулу для числа размещений без повторений можно записать в виде: 

 

!

.

(

)!

=

m

n

n

A

n

m

 

(2.7) 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример 2.17

 

  · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Сколько  существует  трёхзначных  десятичных  чисел,  в  каждом  из  кото-

рых нет повторов цифр? С нуля числа не начинаются. 

По правилу произведения: первую цифру можно выбрать из девяти цифр 

(так как нулю запрещено занимать место старшего разряда), вторую – также из 
девяти (поскольку нуль возвращён), третью – из восьми. Следовательно, иско-
мое число N равно: 

= 9·9·8 = 648. 

С применением  формулы  для  числа  размещений  эту  задачу  решим  при 

условии,  что  существует  один  элемент,  с  которого  не  должно  начинаться  ни 
одно размещение. Запишем искомое число N в виде 

 

1

1

,

=

m

m

n

n

N

А

A

 

(2.8) 

где 

m

n

А

  –  число  всех  возможных  m-элементных  размещений.  Сюда  входят  и 

те размещения, которые начинаются с отмеченного элемента; 

1

1

m

n

А

 – число только тех размещений, которые начинаются с отмеченного 

элемента. 

Запишем формулу (2.8) в развёрнутом виде: 

!

(

1)!

(

1)!

(

1)!

.

(

)! [

1 (

1)]! (

)! (

)!

=

=

− −

n

n

n n

n

N

n

m

n

m

n

m

n

m

 

Выражение 

)!

(

)!

1

(

m

n

n

 вынесем за скобки: 

 

(

1)! (

1)

.

(

)!

n

n

N

n

m

−  ⋅

=

 

(2.9) 

 

 


background image

40 

Возвращаемся  к  заданному  примеру.  По  формуле  (2.9)  находим  число 

размещений при n = 10, m = 3: 

(10 1)! (10 1) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9

648.

(10 3)!

1 2 3 4 5 6 7

N

−  ⋅

⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅

=

=

=

⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример 2.18

 

  · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Сколько  существует  двухразрядных  восьмеричных  чисел,  в  которых  нет 

четных цифр и нет повторов? Привести список этих чисел. (Это пример задачи 
на пересчёт и перечисление согласно [33].) 

Искомые числа состоят только из нечётных цифр. В восьмеричной систе-

ме  нечётными  являются  цифры:  1,  3,  5,  7.  Согласно  условию,  n = 4,  m = 2.  По 
формуле (2.7) определяем количество искомых чисел: 

2

4

4!

1 2 3 4

12.

(4 2)!

1 2

⋅ ⋅ ⋅

=

=

=

A

 

Список искомых чисел имеет вид: 13, 15, 17, 31, 35, 37, 51, 53, 57, 71, 73, 

75. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример 2.19

 

  · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В библиотеке  имеется  по  одному  экземпляру  10  книг  о  приключениях. 

Четырём  читателям  предлагается  выбор.  Каждый  читатель  может  выбрать 
только одну книгу. Сколько всего существует способов выбора книг этими че-
тырьмя читателями? 

Пронумеруем книги: 0, 1, 2, 3, …, 9 и переформулируем задачу: сколько 

существует  четырехразрядных  чисел,  которые  могут  быть  образованы  из 
10 цифр (без повторов), при условии, что числа могут начинаться с нуля? 

Согласно новому условию,  

n = 10, m = 4, 

тогда искомое число способов распределения 10 книг между четырьмя читате-
лями равно: 

4

10

10!

10!

7 8 9 10 5040.

(10 4)!

6!

=

=

= ⋅ ⋅ ⋅

=

A

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·