Файл: Eyvazov_A_Kh_Strategicheskiy_kurs_RF_v_rusle_politiko-pravovykh_problem_voenno-politicheskoy_integratsii_gosudarstv-chlenov_ODKB_v.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
IV Всероссийская студенческая научная конференция
293
Осетия (уже включая и военно-техническую помощь молодой ре-
спублике) составил более 43 миллиардов рублей.
Милитаризация Таджикистана может, в свою очередь, стать
источником опасений со стороны Казахстана, который, по
сути «зажат» между Россией и российской 201 военной базой
в Таджикистане; Казахстана, который до недавнего времени в
принципе пророссийски настроен был. Таким образом, опасения
Казахстана после заявлений российского истеблишмента о «вос-
становлении исторической справедливости» и «защиты русскоя-
зычного населения» в Украине, породили опасения у казахского
политического руководства о севере страны, в которой подавля-
ющее население составляют русскоязычные граждане Казахстана.
Казахское руководство ужесточило уголовную ответственность
за сепаратизм и даже осуществило частичное переселение русско-
язычного населения в южную часть страны и усилило полицей-
ский контроль на севере.
Можно прийти к выводу, что даже Республика Казахстан
будет всячески противиться усилению российского влияния че-
рез ОДКБ в Таджикистане, даже в решении такой общей острой
проблемы для всех государств-членов ОДКБ, как вероятность
прорыва афганскими боевиками афганско-таджикской границы
и последующего распространения религиозного экстремизма в
Центрально-Азиатском регионе в целом.
Необходимо отметить, что поддержание безопасности силу
скопления порядка 5 тыс. организованных боевиков Талибана
на границе Таджикистана с Афганистаном является также и
реализацией стратегического курса РФ в СНГ, обозначенного в п.
14 Указа Президента РФ от 14.09.1995 N 940 (ред. от 31.08.2005)
«Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации
с государствами — участниками Содружества Независимых
Государств», в силу того, что «национальным интересам России
и общим интересам государств СНГ соответствует надежная
охрана границ по периметру СНГ, которая является их общим
делом и должна осуществляться совместными усилиями»[10].
До 2005 г., т.е. даже спустя 14 лет после распада Союза ССР,
пограничная служба ФСБ РФ осуществляла охрану государствен-
ной границы Республики Таджикистан. На самом же деле более
294
«Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности»
150 лет российский солдат верой и правдой защищал эту границу,
но в 2005 году эта история закончилась.
«Пограничникам Таджикистана сегодня нужно оказывать
очень серьезную помощь, так как они являются форпостом, пре-
дотвращая возможность прорыва через границу боевиков, нар-
кокурьеров и вооруженных бандитов, которые такие попытки
предпринимают периодически» [11], — отметил Н.Бордюжа на
встрече с казахскими журналистами 17 марта 2015 года.
Теперь можно понять, что сама ситуация с выводом амери-
канского военного контингента из Афганистана является фено-
меном «черного лебедя», что по Николасу Насиму Талебу, явля-
ется «аномальным или значительным событием со значительным
(обычно опасным) воздействием на большое количество людей»
[12], т.е. подобно бомбе замедленного действия, у которой неиз-
вестно точное время взрыва, но и избежать этого взрыва невоз-
можно. Сам факт вывода американского военного контингента
из Афганистана безусловно изменит баланс сил в регионе, вакуум
будет заполнен. Только кем именно?
В соответствии с абзацем 1 пп. «д» п. 1 Указа Президента РФ
от 07.05.2012 № 605 «О мерах по реализации внешнеполитическо-
го курса Российской Федерации» МИД РФ и другим федеральным
органам исполнительной власти вменено в обязанность «рассма-
тривать развитие многостороннего взаимодействия и интеграци-
онных процессов на пространстве СНГ как
ключевое направление
внешней политики»
[13].
С усилением влияния РФ на данный регион через ОДКБ, на-
чинается гонка, активизация другого ключевого игрока на дан-
ном направлении — Китая. Систему, как известно, характеризует
на ошибка, а реакция на ошибку. Россия оказывается в именуе-
мой в шахматах ситуации «цугцванг», когда независимо от хода
на этой Азиатской шахматной доске, на которой пропустить хода
технически просто нельзя в силу международных обязательств
РФ, проблемы неизбежны.
Как отметил министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, вы-
ступая 16 апреля 2015 г. на IV Московской конференции по меж-
дународной безопасности в заключение своей речи: «важно дви-
гаться к созданию сети региональных структур, которые несут
IV Всероссийская студенческая научная конференция
295
ответственность за обеспечение безопасности в своих регионах»
[14]. Однако возникает вопрос: Таджикистан, входя и в ОДКБ и в
ШОС, под ответственностью за обеспечение безопасности какой
региональной структуры находится? Однако, далее С.В. Лавров
говоря о зоне ответственности Организации Договора о кол-
лективной безопасности уточнил, что необходима кооперация с
ШОС, из чего можно сделать вывод, что это является своего рода
исключением из вышеприведенного им тезиса о разведении на
«регионализацию» в вопросах обеспечения безопасности.
Данный подход к решению проблем в Центрально-Азиатском
регионе воспроизводит ранее достигнутую договоренность между
Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, за-
крепленную в ст. 14 Договора о добрососедстве, дружбе и сотруд-
ничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной
Республикой от 16 июля 2001 г., согласно которой Россия и Китай
«всемерно способствуют укреплению стабильности, утвержде-
нию атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества в
регионах, прилегающих к их территориям, и содействуют усили-
ям по созданию в этих регионах соответствующих их реалиям
многосторонних механизмов взаимодействия по вопросам без-
опасности и сотрудничества» [15]. Следовательно, Таджикистан,
находящийся в сердце Центрально-азиатского региона, является
своего рода зоной ответственности двух державами по вопросам
безопасности.
Информационное агентство Интерфакс в сообщении от 16
марта 2015 г. проинформировало о том, что ОДКБ может высту-
пить посредником для восстановления связей между российски-
ми и таджикскими предприятиями оборонно-промышленного
комплекса (ОПК) в целях производства продукции военного на-
значения [16]. Данные предприятия функционировали в годы со-
ветской власти в рамках единого союзного государства.
Можно проследить заинтересованность генсека ОДКБ, не-
жели роль арбитра в решении данного вопроса. Во время четы-
рехдневного визита в Душанбе генеральный секретарь ОДКБ
Н.Н. Бордюжа на пресс-конференции в субботу, 14 марта 2015 г.,
заявил, что «нам нужно оценить потребности, которые сегодня
испытывают российские военно-промышленные предприятия.
296
«Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности»
Если у нас всё это дело будет, так сказать, срастаться, мы орга-
низуем совместные предприятия для взаимодействия этих про-
изводств»[17].
С распадом Союза ССР и обретением государственной неза-
висимости Республикой Таджикистан, оборудование этих воен-
ных предприятий не модернизировалось, из чего следует его мо-
рально-техническое отставание; также имели место распродажи
по бросовым ценам и откровенные расхищения.
«Войска ОДКБ готовы отразить любую агрессию на границе
Таджикистана и Афганистана» и в случае конфликта, в зону от-
ветственности которой, ОДКБ «будет в состоянии доставить свои
войска в этот район в течение трех дней» [18]. Данное заявление
у журналистов начало вызывать недоумение, и Н.Н. Бордюжа
заверил, что «Россия не намерена открывать второй фронт в
Таджикистане, но нельзя позволить, чтобы безопасность членов
ОДКБ была поставлена под сомнение».
Обстановка в Таджикистане накаляется. В социальной сети
«Одноклассники» 19 марта 2015 г. было выложено видео, на кото-
ром 16 боевиков ИГ, являющихся таджиками по национальности и
одетых в военную форму с масками на лицах, выдвигают ультима-
тум властям Таджикистана (а именно — президенту РТ Рахмону,
добавив, что их голос в следующий раз прозвучит в Кремле, уже
после взятия находящегося в прицеле джихадистов Душанбе).
Прошедшие 1 марта 2015 года парламентские выборы в
Таджикистане вытеснили из политического процесса Исламскую
Партию Таджикистана (ИПТ). К слову сказать, это была един-
ственная партия клерикального толка в Центрально-азиатском
регионе [19]. Мусульмане Таджикистана потеряли свое предста-
вительство в парламенте. Кстати, именно эта партия была тем са-
мым 1%, который проголосовал против передачи в 2011 году тер-
ритории Восточного Памира от Таджикистана к Китаю (вообще
со времен обетения независимости был передан 1% от всей терри-
тории РТ) и активно поднимала в таджикском обществе данную
проблему на протяжении всего этого времени. Совпадение?
Ряд некоторых киргизских и таджикских политологов, вы-
ражая обеспокоенность ситуацией на афгано-таджикской гра-
нице, советуют, что если ОДКБ не состоянии будет решить эту
IV Всероссийская студенческая научная конференция
297
проблему, то Таджикистану следует обратиться за её решением в
ШОС. Однако данная позиция представляется ошибочной в силу
того, что решая данный вопрос, степень попадая под экономи-
ческое влияние Китая, у которого, к слову так сказать, имеются
претензии почти на 20% территории Таджикистана, несомненно,
усилится, а поддержка российского внешнеполитического кур-
са, соответственно, может ослабнуть или вообще сойти на нет,
что недопустимо. Интересно, что данный территориальный спор
между Китаем и Таджикистаном имеет немалым 130-тилетнюю
историю, т.е. период времени, совпадавший с российским воен-
ным присутствием на современных афгано-таджикской и китай-
ско-таджикских границах, соответственно.
В 2013 году МИД КНР заявил свои территориальные претензии
относительно российского Алтая, несмотря на достигнутую
договоренность о проведении демаркации российско-китайской
границы в 2005 году, которая окончательно как бы должна была
положить конец всем территориальным спорам между двумя
государствами. В европейской политической доктрине дого-
вор является документом об учреждении или ликвидации прав
и обязанностей, а в китайской политической доктрине договор
рассматривается лишь как начало для взаимодействия. Таким
образом, в зависимости от того, насколько территориальные
претензии Китая к Таджикистану будут заглушены благодаря
военно-политической интеграции государств-членов ОДКБ
при ведущей роли России в данном вопросе, зависит и решение
территориальных вопросов между КНР и РФ, а в противном
случае можно ожидать перманентную реакцию. Следует иметь в
виду, что современный Китай, как четко подметил американский
профессор Питер Наварро, «только на вид добрая панда, а на
самом деле — голодный дракон».
Центрально-Азиатский регион сегодня является перепле-
тенным паутиной, лишь слегка дотронувшись до одной ниточ-
ки которой начинается тревога во всем регионе. ОДКБ по сути
имеет целевое направление обеспечения безопасности преиму-
щественно в данном регион, о чем свидетельствует, что, кроме
самой России, три страны из пяти — Таджикистан, Киргизстан,
Казахстан — входя в СНГ, в соответствии с абз. 3 п. 14 ранее упо-