Файл: Eyvazov_A_Kh_Strategicheskiy_kurs_RF_v_rusle_politiko-pravovykh_problem_voenno-politicheskoy_integratsii_gosudarstv-chlenov_ODKB_v.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

IV Всероссийская студенческая научная конференция

 

293

Осетия (уже включая и военно-техническую помощь молодой ре-

спублике) составил более 43 миллиардов рублей. 

Милитаризация Таджикистана может, в свою очередь, стать 

источником опасений со стороны Казахстана, который, по 

сути «зажат» между Россией и российской 201 военной базой 

в Таджикистане; Казахстана, который до недавнего времени в 

принципе пророссийски настроен был. Таким образом, опасения 

Казахстана после заявлений российского истеблишмента о «вос-

становлении исторической справедливости» и «защиты русскоя-

зычного населения» в Украине, породили опасения у казахского 

политического руководства о севере страны, в которой подавля-

ющее население составляют русскоязычные граждане Казахстана. 

Казахское руководство ужесточило уголовную ответственность 

за сепаратизм и даже осуществило частичное переселение русско-

язычного населения в южную часть страны и усилило полицей-

ский контроль на севере. 

Можно прийти к выводу, что даже Республика Казахстан 

будет всячески противиться усилению российского влияния че-

рез ОДКБ в Таджикистане, даже в решении такой общей острой 

проблемы для всех государств-членов ОДКБ, как вероятность 

прорыва афганскими боевиками афганско-таджикской границы 

и последующего распространения религиозного экстремизма в 

Центрально-Азиатском регионе в целом. 

Необходимо отметить, что поддержание безопасности силу 

скопления порядка 5 тыс. организованных боевиков Талибана 

на границе Таджикистана с Афганистаном является также и 

реализацией стратегического курса РФ в СНГ, обозначенного в п. 

14 Указа Президента РФ от 14.09.1995 N 940 (ред. от 31.08.2005) 

«Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации 

с государствами — участниками Содружества Независимых 

Государств», в силу того, что «национальным интересам России 

и общим интересам государств СНГ соответствует надежная 

охрана границ по периметру СНГ, которая является их общим 

делом и должна осуществляться совместными усилиями»[10]. 

До 2005 г., т.е. даже спустя 14 лет после распада Союза ССР, 

пограничная служба ФСБ РФ осуществляла охрану государствен-

ной границы Республики Таджикистан. На самом же деле более 


background image

294

 

«Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности»

150 лет российский солдат верой и правдой защищал эту границу, 

но в 2005 году эта история закончилась. 

«Пограничникам Таджикистана сегодня нужно оказывать 

очень серьезную помощь, так как они являются форпостом, пре-

дотвращая возможность прорыва через границу боевиков, нар-

кокурьеров и вооруженных бандитов, которые такие попытки 

предпринимают периодически» [11], — отметил Н.Бордюжа на 

встрече с казахскими журналистами 17 марта 2015 года.

Теперь можно понять, что сама ситуация с выводом амери-

канского военного контингента из Афганистана является фено-

меном «черного лебедя», что по Николасу Насиму Талебу, явля-

ется «аномальным или значительным событием со значительным 

(обычно опасным) воздействием на большое количество людей» 

[12], т.е. подобно бомбе замедленного действия, у которой неиз-

вестно точное время взрыва, но и избежать этого взрыва невоз-

можно. Сам факт вывода американского военного контингента 

из Афганистана безусловно изменит баланс сил в регионе, вакуум 

будет заполнен. Только кем именно? 

В соответствии с абзацем 1 пп. «д» п. 1 Указа Президента РФ 

от 07.05.2012 № 605 «О мерах по реализации внешнеполитическо-

го курса Российской Федерации» МИД РФ и другим федеральным 

органам исполнительной власти вменено в обязанность «рассма-

тривать развитие многостороннего взаимодействия и интеграци-

онных процессов на пространстве СНГ как 

ключевое направление 

внешней политики»

 [13]. 

С усилением влияния РФ на данный регион через ОДКБ, на-

чинается гонка, активизация другого ключевого игрока на дан-

ном направлении — Китая. Систему, как известно, характеризует 

на ошибка, а реакция на ошибку. Россия оказывается в именуе-

мой в шахматах ситуации «цугцванг», когда независимо от хода 

на этой Азиатской шахматной доске, на которой пропустить хода 

технически просто нельзя в силу международных обязательств 

РФ, проблемы неизбежны. 

Как отметил министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, вы-

ступая 16 апреля 2015 г. на IV Московской конференции по меж-

дународной безопасности в заключение своей речи: «важно дви-

гаться к созданию сети региональных структур, которые несут 


background image

IV Всероссийская студенческая научная конференция

 

295

ответственность за обеспечение безопасности в своих регионах» 

[14]. Однако возникает вопрос: Таджикистан, входя и в ОДКБ и в 

ШОС, под ответственностью за обеспечение безопасности какой 

региональной структуры находится? Однако, далее С.В. Лавров 

говоря о зоне ответственности Организации Договора о кол-

лективной безопасности уточнил, что необходима кооперация с 

ШОС, из чего можно сделать вывод, что это является своего рода 

исключением из вышеприведенного им тезиса о разведении на 

«регионализацию» в вопросах обеспечения безопасности. 

Данный подход к решению проблем в Центрально-Азиатском 

регионе воспроизводит ранее достигнутую договоренность между 

Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, за-

крепленную в ст. 14 Договора о добрососедстве, дружбе и сотруд-

ничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной 

Республикой от 16 июля 2001 г., согласно которой Россия и Китай 

«всемерно способствуют укреплению стабильности, утвержде-

нию атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества в 

регионах, прилегающих к их территориям, и содействуют усили-

ям по созданию в этих регионах соответствующих их реалиям 

многосторонних механизмов взаимодействия по вопросам без-

опасности и сотрудничества» [15]. Следовательно, Таджикистан, 

находящийся в сердце Центрально-азиатского региона, является 

своего рода зоной ответственности двух державами по вопросам 

безопасности. 

Информационное агентство Интерфакс в сообщении от 16 

марта 2015 г. проинформировало о том, что ОДКБ может высту-

пить посредником для восстановления связей между российски-

ми и таджикскими предприятиями оборонно-промышленного 

комплекса (ОПК) в целях производства продукции военного на-

значения [16]. Данные предприятия функционировали в годы со-

ветской власти в рамках единого союзного государства. 

Можно проследить заинтересованность генсека ОДКБ, не-

жели роль арбитра в решении данного вопроса. Во время четы-

рехдневного визита в Душанбе генеральный секретарь ОДКБ 

Н.Н. Бордюжа на пресс-конференции в субботу, 14 марта 2015 г., 

заявил, что «нам нужно оценить потребности, которые сегодня 

испытывают российские военно-промышленные предприятия. 


background image

296

 

«Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности»

Если у нас всё это дело будет, так сказать, срастаться, мы орга-

низуем совместные предприятия для взаимодействия этих про-

изводств»[17]. 

С распадом Союза ССР и обретением государственной неза-

висимости Республикой Таджикистан, оборудование этих воен-

ных предприятий не модернизировалось, из чего следует его мо-

рально-техническое отставание; также имели место распродажи 

по бросовым ценам и откровенные расхищения.

«Войска ОДКБ готовы отразить любую агрессию на границе 

Таджикистана и Афганистана» и в случае конфликта, в зону от-

ветственности которой, ОДКБ «будет в состоянии доставить свои 

войска в этот район в течение трех дней» [18]. Данное заявление 

у журналистов начало вызывать недоумение, и Н.Н. Бордюжа 

заверил, что «Россия не намерена открывать второй фронт в 

Таджикистане, но нельзя позволить, чтобы безопасность членов 

ОДКБ была поставлена под сомнение». 

Обстановка в Таджикистане накаляется. В социальной сети 

«Одноклассники» 19 марта 2015 г. было выложено видео, на кото-

ром 16 боевиков ИГ, являющихся таджиками по национальности и 

одетых в военную форму с масками на лицах, выдвигают ультима-

тум властям Таджикистана (а именно — президенту РТ Рахмону, 

добавив, что их голос в следующий раз прозвучит в Кремле, уже 

после взятия находящегося в прицеле джихадистов Душанбе). 

Прошедшие 1 марта 2015 года парламентские выборы в 

Таджикистане вытеснили из политического процесса Исламскую 

Партию Таджикистана (ИПТ). К слову сказать, это была един-

ственная партия клерикального толка в Центрально-азиатском 

регионе [19]. Мусульмане Таджикистана потеряли свое предста-

вительство в парламенте. Кстати, именно эта партия была тем са-

мым 1%, который проголосовал против передачи в 2011 году тер-

ритории Восточного Памира от Таджикистана к Китаю (вообще 

со времен обетения независимости был передан 1% от всей терри-

тории РТ) и активно поднимала в таджикском обществе данную 

проблему на протяжении всего этого времени. Совпадение? 

Ряд некоторых киргизских и таджикских политологов, вы-

ражая обеспокоенность ситуацией на афгано-таджикской гра-

нице, советуют, что если ОДКБ не состоянии будет решить эту 


background image

IV Всероссийская студенческая научная конференция

 

297

проблему, то Таджикистану следует обратиться за её решением в 

ШОС. Однако данная позиция представляется ошибочной в силу 

того, что решая данный вопрос, степень попадая под экономи-

ческое влияние Китая, у которого, к слову так сказать, имеются 

претензии почти на 20% территории Таджикистана, несомненно, 

усилится, а поддержка российского внешнеполитического кур-

са, соответственно, может ослабнуть или вообще сойти на нет, 

что недопустимо. Интересно, что данный территориальный спор 

между Китаем и Таджикистаном имеет немалым 130-тилетнюю 

историю, т.е. период времени, совпадавший с российским воен-

ным присутствием на современных афгано-таджикской и китай-

ско-таджикских границах, соответственно. 

В 2013 году МИД КНР заявил свои территориальные претензии 

относительно российского Алтая, несмотря на достигнутую 

договоренность о проведении демаркации российско-китайской 

границы в 2005 году, которая окончательно как бы должна была 

положить конец всем территориальным спорам между двумя 

государствами. В европейской политической доктрине дого-

вор является документом об учреждении или ликвидации прав 

и обязанностей, а в китайской политической доктрине договор 

рассматривается лишь как начало для взаимодействия. Таким 

образом, в зависимости от того, насколько территориальные 

претензии Китая к Таджикистану будут заглушены благодаря 

военно-политической интеграции государств-членов ОДКБ 

при ведущей роли России в данном вопросе, зависит и решение 

территориальных вопросов между КНР и РФ, а в противном 

случае можно ожидать перманентную реакцию. Следует иметь в 

виду, что современный Китай, как четко подметил американский 

профессор Питер Наварро, «только на вид добрая панда, а на 

самом деле — голодный дракон». 

Центрально-Азиатский регион сегодня является перепле-

тенным паутиной, лишь слегка дотронувшись до одной ниточ-

ки которой начинается тревога во всем регионе. ОДКБ по сути 

имеет целевое направление обеспечения безопасности преиму-

щественно в данном регион, о чем свидетельствует, что, кроме 

самой России, три страны из пяти — Таджикистан, Киргизстан, 

Казахстан — входя в СНГ, в соответствии с абз. 3 п. 14 ранее упо-