Файл: Eyvazov_A_Kh_Strategicheskiy_kurs_RF_v_rusle_politiko-pravovykh_problem_voenno-politicheskoy_integratsii_gosudarstv-chlenov_ODKB_v.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 177
Скачиваний: 1
298
«Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности»
мянутого Указа Президента РФ от 14.09.1995 «Об утверждении
Стратегического курса Российской Федерации с государства-
ми-участниками Содружества Независимых Государств» входят в
«зону интересов России», что, цитируя данный нормативно пра-
вовой акт, «должно быть понято со стороны третьих стран и меж-
дународных организаций во взаимодействии с ними».
С появлением Шанхайской Организации Сотрудничества
(ШОС) в 2001 г., его «генеральный учредитель» — Китай — стал,
с одной стороны, всячески тормозить процессы военно-полити-
ческой интеграции РФ с НАТО (о которых воспоминания уже
практически стерты), а с другой — привлек в ШОС государ-
ства-члены ДКБ (впоследствии — ОДКБ): Казахстан, Киргизию,
Таджикистан, Узбекистан (в 2012 году приостановил свое член-
ство в ОДКБ). Китай использует финансово-экономические ме-
тоды воздействия на процессы принятия политических решений
государств-участников, в первую очередь, Евразийской интегра-
ции, а во второй — военно-политической. Кабальная долговая
зависимость, в которую на протяжении практически всего пери-
ода государственной независимости Республики Таджикистан,
тормозит принятие политического решения со стороны высше-
го руководства Таджикистана по возвращению российских сол-
дат на защиту, как минимум, афгано-таджикской границы, а как
максимум — всей государственной границы РТ. КНР не заинте-
ресована в нахождении российской погранслужбы ФСБ у границ
Афганистана, в силу того, что это может катализировать рас-
ширение зоны ответственности российской погранслужбы и на
район китайско-таджикской границы на также очень нестабиль-
ном [сепаратистском] Синьцзян-Уйгурском автономном районе
(СУАР) Китая.
Процессы военно-политической интеграции не могут быть
результативными, в первую очередь, без экономической интегра-
ции, которая является базисом. Сегодня усиление своего воен-
ного влияния в различных точках земного шара должно выгля-
деть не как самоцель, а как следствие экономического влияния,
с которым посредством грамотной информационно-вещательной
пропаганды можно проводить, выражаясь словами доктора Генри
Киссинджера, «реальную политику».
IV Всероссийская студенческая научная конференция
299
Но сегодня, в целом, в военно-политической интеграции го-
сударств-членов ОДКБ на пространстве, по выражению Збигнева
Бзежинского, «Евразийских Балкан» благодаря стабильному стра-
тегическому курсу РФ относительно проблем в Таджикистане
прослеживаются перемены, которые могут не привести к розы-
грышу партии в «китайскую ничью» или полету «американских
ястребов» над родными просторами, которые исторически защи-
щал русский солдат.
Список литературы
1. В США пересмотрели стратегию по Центральной Азии от 26 марта
2015 г. // URL: http://rus.azattyk.org/content/article/26915514.html. —
26.03.15
2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан
о сотрудничестве в военной области от 25 мая 1993 г. — URL: // http://
3. Там же.
4. Эрнест: США намерены оставить в Афганистане около 1500 военнос-
лужащих от 26.03.2015 // URL: http://ria.ru/world/20150326/1054506662.
html. — 26.03.15
5. Интервью С.В. Лаврова на Эхо Москвы от 22 апреля 2015 года // URL:
http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/1534726-echo/. — 22.04.15
6. С «цветных революций» хотят снять камуфляж от 05.03.15 // URL:
http://www.kommersant.ru/doc/2679357. — 22.04.15
7. «Военная доктрина Российской Федерации» (утв. Президентом РФ
25.12.2014 N Пр-2976) // «Российская газета», N 298, 30.12.2014
8. Щит один на всех. Лидеры стран ОДКБ обсудили согласованные
действия в области безопасности от 22.12.15 // URL: http://www.
rg.ru/2014/12/23/odkb-site.html. — 12.01.15
9. Россия перебросит 70 миллиардов к Афганистану. Душанбе получит
средства для укрепления границ ОДКБ от 03.04.15 // URL: http://www.
kommersant.ru/doc/2699992. — 04.04.15
10. Указ Президента РФ от 14.09.1995 N 940 (ред. от 31.08.2005) «Об
утверждении Стратегического курса Российской Федерации с госу-
дарствами — участниками Содружества Независимых Государств» //
«Российская газета», N 186, 23.09.1995.
11. Казахстан является генератором идей наших коллективных действий
в сфере обеспечения безопасности — генсек ОДКБ от 17.03.2015 //
300
«Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности»
12. Талеб Н.М. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. — 2-ое
изд., доп. / Нассим Николас Талеб. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус,
2015. — с. 28
13. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 605 «О мерах по реализации
внешнеполитического курса Российской Федерации» // «Российская
газета», N 102, 09.05.2012
14. Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на
IV Московской конференции по международной безопасности от
16.04.2015 // URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/3B6E2157551AE2904
15. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между
Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16
июля 2001 года // URL: http://http://www.rg.ru/2009/03/20/russia-kitai-
16. ОДКБ предлагает возродить в Таджикистане предприятия оборон-
ного назначения от 16.03.2015 // URL: http://www.interfax.by/news/
17. ОДКБ хочет приобщить Таджикистан к российской военной про-
мышленности от 13.03.2015 // URL: http://news.tj/ru/node/204906. —
18. Войска ОДКБ в случае необходимости прибудут в Таджикистан в те-
чение трех дней заявил на пресс-конференции в Душабе Генеральный
секретарь ОДКБ Николай Бордюжа от 14.03.2015 // URL: http://
www.odkb-csto.org/news/detail.php?ELEMENT_ID=4429&SECTION_
ID=91. — 18.03.15
19. Эксперты ищут причины поражения исламской партии от 01.03.2015
// URL: http://rus.azattyq.org/content/tajikistan-porazhenie-islamskoy-
partii/26881147.html. — 10.03.15