Файл: kurs_lektsiy_ODKB_Kirutsa_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 573

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство по образованию

Архангельский государственный технический университет

Институт экономики, финансов и бизнеса











Организация деятельности коммерческого банка

Курс лекций

















Архангельск

2008


Рассмотрен и рекомендован к изданию методической комиссией

Института экономики, финансов и бизнеса

Архангельского государственного технического университета

26 марта 2008 г.





Составитель:

Г.А.Кируца, доцент кафедры финансов и кредита АГТУ


Рецензент:

Г.Г.Суханов, канд.экон.наук, доцент кафедры финансов и кредита АГТУ



УДК 368

ББК 65.9.(2) 261.7


Кируца Г.А. Организация деятельности коммерческого банка: курс лекций. – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2008.- 122с.


Подготовлен кафедрой финансов и кредита ИЭФБ АГТУ. Приведены тексты лекций дисциплины, разработанные в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Предназначен для студентов всех форм обучения специальности 080105.65 «Финансы и кредит».

Ил.11 Табл.19 Библиогр.50 Назв.

Печатается в авторской редакции.




© Архангельский государственный

технический университет, 2008




Введение


Банковская система – органическая часть экономической системы, отражающая ее особенности, цели, принципы развития. В соответствии с законодательством Российской Федерации Банк России осуществляет деятельность на макроуровне и его главной задачей является укрепление покупательной способности национальной валюты, развитие платежного оборота и осуществление надзора за работой коммерческих банков. Операции на микроуровне, т.е. с клиентами (юридическими и физическими лицами) выполняют коммерческие банки, которые наряду с депозитными, кредитными и расчетными операциями выполняют операции по инкассации денежных средств, операции на открытом рынке, по управлению имуществом своих клиентов и др.

Через коммерческий банк проходят денежные потоки, отражающие производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Увеличение масштабов деятельности предприятий сферы производства, расширение товарооборота и повышение благосостояния населения вызывает рост банковской активности.

Крупные банки предлагают разнообразные виды операций и инструментов, работают во всех регионах и странах, при этом экономические риски многочисленны и разнообразны. Только коммерческие банки могут привлекать во вклады и размещать от своего имени драгоценные металлы, выдавать банковские гарантии.

Коммерческий банк должен обеспечивать доходность и ликвидность, снижение рисков при выполнении операций и оказание услуг, а деятельность его оценивается по стабильности получения доходов, надежности функционирования и финансовой устойчивости. Это очень важно в условиях, когда около 90% ресурсов коммерческого банка – средства кредиторов и вкладчиков.

Для коммерческих банков современной России присущи такие особенности, как короткий срок существования и как результат, недостаток практического опыта и традиций, небольшие размеры собственных средств, недостаток достоверной кредитной и иной банковской истории, отсутствие полной законодательной базы по осуществлению банковских операций, высокие риски.


Целью и задачами, поставленными при разработке курса лекций по дисциплине «Организация деятельности коммерческого банка» - раскрыть принципы, методы, содержание, технологию проведения и эффективность осуществления основных банковских операций и организации деятельности банка на всех этапах их проведения. Курс лекций может быть использован при подготовке дипломных работ по тематике деятельности коммерческого банка

Основные задачи, решаемые при разработке курса:

- познакомить студентов с законодательной базой и нормативными актами Банка России по организации деятельности коммерческого банка;

- изучить и освоить теорию и практику проведения основных банковских операций (депозитных, кредитных, валютных, инвестиционных и т.д.);

- изучить организационно-финансовый механизм функционирования банка как коммерческого предприятия во взаимосвязях с клиентской базой;

- овладеть принципами, методами проведения анализа эффективности базовых операций банка, элементами маркетинга и финансового менеджмента.

В конце каждой темы приведены контрольные вопросы, ответы на которые помогут повысить уровень освоения материала.


Тема 1. Цель создания, функции коммерческого банка


Цель лекции. Ознакомить студентов с экономическими, правовыми и организационными основами деятельности коммерческого банка, понятиями «банковский продукт», «банковская операция» и «банковская услуга». Дать характеристику банковской системы Архангельской области.

План лекции.

    1. Банковская деятельность, факторы на нее влияющие, цель, функции коммерческого банка и принципы деятельности.

    2. Рыночная среда и структура экономики банка. Взаимоотношения с клиентами банка.

    3. Организационное устройство и типы организационных структур коммерческого банка.

    4. Структура денежных потоков банка.

    5. Банковская система Архангельской области.

Коммерческий банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право на проведение банковских операций: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли, как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять операции.

Банковская деятельность – это банковские операции и сделки, а также другие действия кредитной организации, которые непосредственно направлены на развитие эффективности и повышение безопасности банковских услуг.

Основная банковская деятельность включает банковские операции и сделки, вспомогательная банковская деятельность направлена на обеспечение благоприятных и безопасных условий осуществления основной банковской деятельности.


Факторы, влияющие на банковскую деятельность, можно подразделить на внешние: социально-политическая и общеэкономическая ситуация в стране, состояние финансового рынка (размер процентных ставок по вкладам и кредитам, валютный курс, конкуренция на рынке банковских услуг и т.д.), степень развития банковской системы и внутренние: совокупность индивидуальных характеристик банка, его стратегия и внутренняя политика, кадровый потенциал банка.

К особенностям банковской деятельности относятся: нематериальный характер банковских продуктов (услуг), необходимость постоянного расширения клиентской базы и содействия клиентам в прибыльности их деятельности, чрезвычайная подвижность и изменчивость параметров функционирования рынков на которых они работают, подверженность рискам, двойной обмен долговыми обязательствами. Объектом деятельности являются денежные средства, ценные бумаги и драгоценные металлы и камни.

Целью создания банков является необходимость управления денежными ресурсами, а необходимость их развития обусловлена аккумулированием свободных денежных средств, их эффективным использованием и ускорением их оборота.

Принципы деятельности:

- ориентация на запросы клиентов, так как клиенты дают банку работу, формируют его доходы и определяют эффективность его деятельности;

- взаимная заинтересованность банка и клиента, соблюдение взятых на себя обязательств;

- рациональная деятельность и обеспечение разумной рискованности банковских операций;

- платность;

- соблюдение законов, регулирующих деятельность кредитных организаций;

- результатом деятельности банка является банковский продукт.

Банковский продукт – конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказывать ту или иную свою услугу нуждающемуся в ней клиенту, то есть упорядоченный, внутренне согласованный и, как правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (конкретных его подразделений) с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию обслуживания клиента.

Банковская операция – сами практические действия (упорядоченная, внутренне согласованная совокупность действий) работников банка в процессе обслуживания клиента (оказания ему заказанной конкурентной услуги), форма воплощения в действительность банковского продукта. Здесь следует иметь в виду, что сам банковский продукт – это не что иное, как банковская технология, то есть определенное умение сотрудников банка, которое может применяться, если это нужно клиентам, но может и не использоваться, оставаясь в «резерве»;

Банковские операции классифицируются следующим образом.

Банковские операции




по

природе

по

содержанию

по

правовой организации

по

отношению к клиентам

по

используемой валюте

по

отношению

к балансу банка





- банковские;

- небанковские, выполняемые с другими финансовыми учреждениями

- экономические;

- юридические;

- технические;

- по обеспечению безопасности банка


- базовые, согласно юридического статуса банка;

- вспомогательные;

- требующие лицензии;

- не требующие лицензии


- прямые (за счет собственных средств банка);

- посреднические


- в национальной валюте;

- в иностранной валюте;

- с комбинированием валют

- активные;

- пассивные;

- забалансовые.












Рис.1 Классификация банковских операций


Банковская услуга – результат банковской операции, то есть итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников банка), состоящий в более или менее полном удовлетворении заявленной клиентом потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке/продаже ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.).

Основными функциями коммерческого банка являются: посредничество в кредите, стимулирование накоплений и сбережений в хозяйстве и у населения, посредничество в платежах между самостоятельными субъектами и в операциях с ценными бумагами и валютными ценностями.

В настоящее время в РФ существует 3 группы коммерческих банков на рынке банковских услуг:

I группа – так называемые государственные коммерческие кредитные организации, так или иначе поддерживаемые государством, а банк выполняет определенные функции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности государства;

II группа – «дочки» иностранных банков, имеющие значительный капитал и дешевые ресурсы;

III группа – собственно российские коммерческие банки, условно подразделяемые на три подгруппы: банки, занимающиеся обслуживанием своих учредителей; банки, занимающиеся видами деятельности в рамках Закона и региональные коммерческие банки, обладающие незначительным капиталом.

Рыночной средой и структурой экономики банка или внешним окружением являются рынок труда, рынок товаров и услуг, финансовые рынки и рынок потребителей банковских продуктов и услуг.

Схематично это изображено на рис. 2.

  1. Внесение инвесторами взносов в уставный капитал банка и обеспечение его ресурсами, включая снабжение средствами производства для осуществления бизнес-процессов и информационно-коммуникационное обеспечение.

  2. Преобразование информации в банковский продукт.

  3. Анализ потребителей банковских услуг.

  4. Получение и распределение денежных средств, необходимых для функционирования банка.

  5. Работа с персоналом для выполнения банковских операций.


Рис. 2 Рыночная среда банка


Коммерческий банк является элементом банковской системы. Классификация коммерческих банков по видам:


- по характеру выполняемых операций различают универсальные и специализированные банки;

- по типу собственности: государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные;

- по масштабам деятельности: банковские консорциумы, крупные, средние и малые;

- по сфере обслуживания: региональные (местные), межрегиональные, национальные и международные.

Банк как участник финансовых рынков: рынка ценных бумаг, рынка кредитов и валютного рынка выступает в различных качествах:

- эмитентов, при выпуске собственных акций, облигаций, сертификатов, векселей и др.;

- инвесторов, при приобретении ценных бумаг от своего имени и за свой счет;

- брокеров, при приеме ценных бумаг от клиента по договору комиссии и продаже их новому инвестору или приобретения для инвестора требуемых бумаг по договору поручения;

- дилеров, при покупке ценных бумаг за свой счет или за счет кредита и перепродажи их инвесторам;

- независимого регистратора, при ведении реестра акционеров;

- депозитария, при организации учета прав и операций по движению ценных бумаг.

Банки как участники рынка кредитов имеют отношения с:

- Центральным банком (Банком России);

- коммерческими банками (российскими и зарубежными);

- обслуживаемыми ими юридическими и физическими лицами.

На валютном рынке уполномоченные банки выступают в качестве посредников между физическими и юридическими лицами при проведении международных расчетов, кредитных и других денежных операций, связанных с приобретением или продажей иностранной валюты. В России сложился и действует двухуровневый валютный рынок: биржевой и внебиржевой. На биржевом межбанковском валютном рынке банки выступают гарантами расчетов, которые осуществляются благодаря посредничеству валютных бирж. На втором уровне банки непосредственно контактируют между собой.

Физические и юридические лица, пользующиеся услугами банка, называются клиентами. С юридической точки зрения существуют некоторые признаки, по которым можно определить лицо, выступающее клиентом банка:

  1. Клиент – это лицо, которое поручает какую-либо деятельность банку, и операции банк проводит от имени клиента;

  2. Клиент – это лицо, открывшее в банке счет: депозитный, текущий, расчетный и пр.;

  3. Клиент – это лицо, когда между ним и банком возникают деловые отношения не обязательно с открытием счета в этом банке: консультирование, депозитарные операции, доверительное управление имуществом и т.п.;

  4. Клиентом банка может стать другой банк.

Принципы взаимоотношений банка с клиентами:

взаимной заинтересованности, платности, рациональной деятельности, обеспечение ликвидности, взаимной обязательности, доверительных отношений, ответственности, невмешательства, партнерских отношений, принцип договорных отношений, законопослушание и дифференцированности.