Файл: Соколов Д.С. - Мистика и философия спецслужб (Хроники реального мира) - 2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2806

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

промышленность, передовую науку. Социальный облик страны определял "средний класс ": население СССР не знало ни нищеты, ни голода, ни безграмотности, ни эпидемий, ни страха перед будущим.

Отталкиваясь от ценностей советского "среднего класса", следует проводить тезис и о пози­тивной оценке стремления к переменам, которые назрели в стране к 80-м годам, когда мы вплотную по­дошли к задаче перехода к новой - постиндустриальной - фазе истории. Энтузиазм, с которым была встречена перестройка, должен оцениваться как неотъемлемая часть нашего исторического наследия, а не как вина народа.

Такой подход создаст прочные психологические связи государственного субъекта с массовым сознани­ем, которое, как известно, всегда ориентировано пози­тивной самооценкой, не приемлет идеи "раскаяния", ищет в любой ситуации мотивы и аргументы, оправ­дывающие свое прошлое.

Дистанцирование от эпохи "радикальных ре­форм" не должно пониматься как стремление к ре­ставрации прошлого, как откат от реформаторской политики вообще. Государственное руководство мо­жет рассчитывать на успех лишь в том случае, если оно сумеет перехватить эстафету реформы, предло­жив для них иной, более продуктивный политический стиль.

В связи с изложенным, неизбежно встает во­прос о необходимости объяснения текущего кризисного состояния с помощью технологии, не травмирующей


достоинство большинства населения. Такой испытан­ной технологией является переключение чувства неудо­влетворенности на "образ врага".


Принципы позитивной государственной фи­лософии


Задавая рамки формулирования позитивной государственной философии, следует указать на важ­ное обстоятельство, с которым приходится мирить­ся. Идеальное ядро (то, что должно находиться в сердце российской государственной доктрины) очень трудно поддается определению словами.

В сознании любого народа идеальное ядро ар­тикулируется через общезначимые символы, в первую очередь - исторические. Чтобы и дальше Россия двига­лась своим путем, необходимо сохранение единства российской истории, неразрывности и непрерывности исторической траектории движения России, связи всех российских времен. Единство такого рода есть един­ство исторических целей, великих исторических собы­тий и достигнутых результатов. Это и есть истори­ческий капитал нации.

Для народа концом его истории является не за­воевание страны (а тем более не "поражение" в "хо­лодной войне"). После завоевания возможно и возрож­дение. Катастрофа - это признанное народом пора­жение в сфере смыслов, отречение от самого себя.

Гордость за свою страну предполагает знание ее истории, предполагает системное и целенаправлен­


ное формирование в общественном сознании соответ­ствующих образов и представлений, а также вытесне­ние омерзительного порчеобраза России, целенаправ­ленно внедрявшегося в умы наших сограждан в девяно­стые.

Позитивный образ России и должен стать яд­ром государственной философии.

Вторым важнейшим ее компонентом, как представляется, должна стать идея развития. Госу-дарственнически мыслящая элита должна сознать всю тупиковость курса на реставрацию советской систе­мы и советского величия. Подобные настроения, до­статочно широко распространенные среди старшего поколения, необходимо деликатно развеять. Любая даже частная реставрационная задача влечет за собой неразрешимые проблемы.

Будущее России - движение вперед. Сегодня нет, и не может быть гуманного проекта стабилиза­ции вне предъявления обществу идеи развития. Необхо­димо определить "точки роста", "зоны прорыва" (то есть наиболее перспективные участки социально-экономической ткани) и поставить их в благоприятные инвестиционные условия. Важно не ошибиться в выбо­ре важнейших звеньев, потянув за которые, мы вытя­нем всю цепь.

Четкое формулирование действительных целей должно внести ясность в умы людей, в общественное сознание, вот уже десятилетие находящееся в стрес­совом состоянии.

Традиционализм. Государственное руководство


должно выступить как субъект, примиряющий основ­ные идеологические концепции прошлого, как преемник всей российской истории в ее полном объеме.

От самодержавной России страна унаследова­ла религиозные ценности, нравственные устои, великую культуру, необъятное евразийское пространство с бо­гатейшими ресурсами.

Коммунизм заповедал социальную справедли­вость и солидарность, идею служения государства простому народу, всеобщее образование, развитую науку, индустриальные технологии. И даже либера­лизм, при всех своих пороках, привнес в нашу духов­ность кое-что ценное - стремление к личной свободе, предприимчивость, ориентацию на частную инициати­ву.

Только на основе синтеза ценностей различных эпох может возникнуть здоровый политический орга­низм, способный вывести страну из нынешнего гло­бального кризиса, прочная социальная база общенацио­нальной власти.

Воспитание духа уважения к позитивным цен­ностям. Преобладание прагматических ориентаций в массовом сознании россиян не означает, что политиче­ская сфера должна стать чисто технологическим про­цессом решения управленческих задач. При всей своей важности, управление обществом основывается на по­литической легитимности власти, на ее признании об­щественным мнением в качестве интеллектуального и морального авторитета.

Государственное руководство для решения сво­


их задач нуждается в развитой системе легитимиру­ющих аргументов, в четкой программе действий, от­ражающих ее ценности и цели, совпадающие с общена­циональными. Только на основе таких аргументов мо­жет сплотиться новая, ответственная политическая элита страны и сложиться социально-активное мень­шинство, из которого будет рекрутироваться тонкий слой профессиональных управленцев.

Российская власть достигнет большинства своих целей, если в народное сознание удастся зало­жить прочные традиции уважения:

  • к государству, армии, закону и порядку;

  • к отечественной истории, культуре, науке; к героическим боевым и трудовым традициям предков, к их религиозному подвижничеству, к их жертвам, к их обретениям и к трагическим заблуждениям;

  • к здоровому быту, прочной семье;

  • к опыту старости и энергии молодости;

-к честному труду, преданности делу, заслу­женному вознаграждению таланта, упорства и пред­приимчивости;

  • к личности, ее правам, свободам и, главное, к общественному, гражданскому и воинскому долгу;

  • к частной и государственной собственности.


Механизм трансляции


Обе ключевые задачи - формирование идеоло­гического ядра и определение вектора развития -усложняются необходимостью создания механизма