Файл: Соколов Д.С. - Мистика и философия спецслужб (Хроники реального мира) - 2010.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2806
Скачиваний: 5
промышленность, передовую науку. Социальный облик страны определял "средний класс ": население СССР не знало ни нищеты, ни голода, ни безграмотности, ни эпидемий, ни страха перед будущим.
Отталкиваясь от ценностей советского "среднего класса", следует проводить тезис и о позитивной оценке стремления к переменам, которые назрели в стране к 80-м годам, когда мы вплотную подошли к задаче перехода к новой - постиндустриальной - фазе истории. Энтузиазм, с которым была встречена перестройка, должен оцениваться как неотъемлемая часть нашего исторического наследия, а не как вина народа.
Такой подход создаст прочные психологические связи государственного субъекта с массовым сознанием, которое, как известно, всегда ориентировано позитивной самооценкой, не приемлет идеи "раскаяния", ищет в любой ситуации мотивы и аргументы, оправдывающие свое прошлое.
Дистанцирование от эпохи "радикальных реформ" не должно пониматься как стремление к реставрации прошлого, как откат от реформаторской политики вообще. Государственное руководство может рассчитывать на успех лишь в том случае, если оно сумеет перехватить эстафету реформы, предложив для них иной, более продуктивный политический стиль.
В связи с изложенным, неизбежно встает вопрос о необходимости объяснения текущего кризисного состояния с помощью технологии, не травмирующей
достоинство большинства населения. Такой испытанной технологией является переключение чувства неудовлетворенности на "образ врага".
Принципы позитивной государственной философии
Задавая рамки формулирования позитивной государственной философии, следует указать на важное обстоятельство, с которым приходится мириться. Идеальное ядро (то, что должно находиться в сердце российской государственной доктрины) очень трудно поддается определению словами.
В сознании любого народа идеальное ядро артикулируется через общезначимые символы, в первую очередь - исторические. Чтобы и дальше Россия двигалась своим путем, необходимо сохранение единства российской истории, неразрывности и непрерывности исторической траектории движения России, связи всех российских времен. Единство такого рода есть единство исторических целей, великих исторических событий и достигнутых результатов. Это и есть исторический капитал нации.
Для народа концом его истории является не завоевание страны (а тем более не "поражение" в "холодной войне"). После завоевания возможно и возрождение. Катастрофа - это признанное народом поражение в сфере смыслов, отречение от самого себя.
Гордость за свою страну предполагает знание ее истории, предполагает системное и целенаправлен
ное формирование в общественном сознании соответствующих образов и представлений, а также вытеснение омерзительного порчеобраза России, целенаправленно внедрявшегося в умы наших сограждан в девяностые.
Позитивный образ России и должен стать ядром государственной философии.
Вторым важнейшим ее компонентом, как представляется, должна стать идея развития. Госу-дарственнически мыслящая элита должна сознать всю тупиковость курса на реставрацию советской системы и советского величия. Подобные настроения, достаточно широко распространенные среди старшего поколения, необходимо деликатно развеять. Любая даже частная реставрационная задача влечет за собой неразрешимые проблемы.
Будущее России - движение вперед. Сегодня нет, и не может быть гуманного проекта стабилизации вне предъявления обществу идеи развития. Необходимо определить "точки роста", "зоны прорыва" (то есть наиболее перспективные участки социально-экономической ткани) и поставить их в благоприятные инвестиционные условия. Важно не ошибиться в выборе важнейших звеньев, потянув за которые, мы вытянем всю цепь.
Четкое формулирование действительных целей должно внести ясность в умы людей, в общественное сознание, вот уже десятилетие находящееся в стрессовом состоянии.
Традиционализм. Государственное руководство
должно выступить как субъект, примиряющий основные идеологические концепции прошлого, как преемник всей российской истории в ее полном объеме.
От самодержавной России страна унаследовала религиозные ценности, нравственные устои, великую культуру, необъятное евразийское пространство с богатейшими ресурсами.
Коммунизм заповедал социальную справедливость и солидарность, идею служения государства простому народу, всеобщее образование, развитую науку, индустриальные технологии. И даже либерализм, при всех своих пороках, привнес в нашу духовность кое-что ценное - стремление к личной свободе, предприимчивость, ориентацию на частную инициативу.
Только на основе синтеза ценностей различных эпох может возникнуть здоровый политический организм, способный вывести страну из нынешнего глобального кризиса, прочная социальная база общенациональной власти.
Воспитание духа уважения к позитивным ценностям. Преобладание прагматических ориентаций в массовом сознании россиян не означает, что политическая сфера должна стать чисто технологическим процессом решения управленческих задач. При всей своей важности, управление обществом основывается на политической легитимности власти, на ее признании общественным мнением в качестве интеллектуального и морального авторитета.
Государственное руководство для решения сво
их задач нуждается в развитой системе легитимирующих аргументов, в четкой программе действий, отражающих ее ценности и цели, совпадающие с общенациональными. Только на основе таких аргументов может сплотиться новая, ответственная политическая элита страны и сложиться социально-активное меньшинство, из которого будет рекрутироваться тонкий слой профессиональных управленцев.
Российская власть достигнет большинства своих целей, если в народное сознание удастся заложить прочные традиции уважения:
-
к государству, армии, закону и порядку;
-
к отечественной истории, культуре, науке; к героическим боевым и трудовым традициям предков, к их религиозному подвижничеству, к их жертвам, к их обретениям и к трагическим заблуждениям;
-
к здоровому быту, прочной семье;
-
к опыту старости и энергии молодости;
-к честному труду, преданности делу, заслуженному вознаграждению таланта, упорства и предприимчивости;
-
к личности, ее правам, свободам и, главное, к общественному, гражданскому и воинскому долгу;
-
к частной и государственной собственности.
Механизм трансляции
Обе ключевые задачи - формирование идеологического ядра и определение вектора развития -усложняются необходимостью создания механизма