Файл: Левиафан выпуск 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2068

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

работных, с приниженным социальным статусом, с невысоким образованием и т.д.). По данным Национального антитеррори­стического комитета, возраст 80 % экстремистов, преступная деятельность которых была пресечена за последние 4-5 лет, составлял менее 30 лет1. Принимая данные обстоятельства во внимание, необходимо заострить внимание на причинах, по­буждающих молодежь вступать в такие организации.

По уровню этнополитической напряженности в стране, ре­гион лидирует среди прочих. Здесь сосредоточены основные российские межэтнические конфликты и сепаратистские дви­жения. В преодоления отрицательных тенденций государство заинтересовано в стабильном обществе и его поступательном развитии, в осуществлении сопротивления внешним раздражи­телям. Проведение реформ и преобразований зависит, главным образом, от политических предпочтений, установок и норм по­ведения местных управляющих элит, которые традиционно за­нимают особую роль в регионе.

1 «Северокавказский терроризм в контексте национальной и регио­нальной безопасности России», Добаев Игорь, профессор Южного феде­рального университета, доктор философских наук, Ростов-на-Дону, http:// geopolitica.ru/Articles/1148/

2 «Исламский радикализм в современных этнополитических про­цессах на Северном Кавказе», Добаев Игорь, профессор Южного феде­рального университета, доктор философских наук, Ростов-на-Дону, http:// www.ca-c.org/journal/rus-06-2000/09.doba.shtml


Нынешняя взрывоопасность северокавказского региона объясняется, в том числе, и тем, что традиционный ислам здесь подвержен внешним и внутренним дестабилизирующим влияниям. Традиционный ислам ослаблен в связи со всеми историческими коллизиями, имевшими место в ходе пребывания мусульманских народов Северного Кавказа сначала в составе Российской империи, а затем и Советского Союза, в результате чего образовался религиозный вакуум. Официальная исламская структура также понесла ощутимый урон в ходе постигшего ее кризиса, связанного с распадом существовавших в Советском Союзе духовных управлений мусульман, в том числе ДУМ Северного Кавказа2. Современное состояние мусульманского


сообщества региона указывает на то, что его фактический раскол на традиционалистов и радикалов, в некоторых случаях смыкающихся с экстремистскими элементами, продолжает увеличиваться, не смотря на поддержку правительством традиционно ориентированных священнослужителей. Тем не менее, укрепление позиций традиционного духовенства, совпавшее с действиями правоохранительных органов против радикально настроенных имамов, ведет к дальнейшей деинституализации экстремистских организаций, ослабеванию их влияния.

1 «В Адыгее расширяют информационное поле для противодей­ствия экстремизму», официальный интернет сайт республики Адыгея, adygheya.ru>press/news/show/?newsid=1248

2 Официальный сайт ГУ МВД РФ по Дальневосточному федераль­ному округу, http://www.mvddfo.ru/MVD/novosti/ministr-vnutrennih-del-rossii-provel-soveschanie-v-habarovske


Наименее разработанный блок — информационно-про­пагандистский и разъяснительные работы. Борьба «за умы» является трудоемкой составляющей антитеррористической стратегии и требует индивидуального внимания. Для усиле­ния идеолого-пропагандистской и разъяснительной работы на этом направлении Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. утвержден Комплексный план информаци­онного противодействия терроризму в Российской Федера­ции на 2008 — 2012 годы1, включающий борьбу на Интернет площадке. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев заявил на выездном заседании межведомственной комиссии по про­тиводействию экстремизму, проходившей в Хабаровске 3 авгу­ста 2011г., что в русскоязычном Интернете беспрепятственно действуют 7.5 тысячи экстремистских сайтов2. Затруднение в их ограничении заключается в том, что в основной массе эти сайты зарегистрированы на зарубежных серверах. Учитывая данный факт, вопрос о регулировании информационной сферы остается актуальным.


Зачастую экстремистами применяются методы, использо­вавшиеся ранее и имевшие положительные результаты в дру­гих странах. В противостоянии таким методам может помочь опыт, имеющийся в международной практике. В общем ракурсе рассмотрения, он заключается в совершенствовании антитер­рористического законодательства, укреплении национальных спецслужб, вскрытии и пресечении каналов финансирования терроризма, а также проведении информационно-пропаган­дистской и разъяснительной работы среди различных слоев на-селения1.

1 «Северокавказский терроризм в контексте национальной и регио­нальной безопасности России», Добаев Игорь, профессор Южного феде­рального университета, доктор философских наук, Ростов-на-Дону, http:// geopolitica.ru/Articles/1148/


Снижение внутренних конфликтогенных факторов в севе­рокавказском регионе, способствует ослаблению проявления ''внешнего фактора'', продуцируемого геополитическими ин­тересами акторами международных отношений.


ИНКЛЮЗИВНОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ПО-АМЕРИКАНСКИ


Бирюков А. В.

Кандидат исторических наук, г. Москва


1. На рубеже XXI века США выступили инициатором эпо­хальной инновации — глобализации, которая стала важнейшим фактором ускорения развития этой сверхдержавы. Глобали­зация и рост мощи США оказались взаимосвязанными и вза­имообусловленными процессами. Поэтому вовсе не случайно в политологической литературе встречается словосочетание «глобализация по-американски», которое отражает особенно­сти глобализации на этапе ее становления. Эти особенности заключаются в субъективном понимании глобального приори­тета, когда интересы человечества по существу приравнивают­ся к интересам США и окружающих их авангардных развитых стран Запада. В реальности это означает игнорирование инте­ресов других государств и проведение политики их подчине­ния и использования в качестве объектов эксплуатации. В этих условиях именно имперское мышление американской полити­ческой и деловой элиты стало идейной основной глобализации по-американски.

Представляется весьма удачным ход организаторов конфе­ренции, предоставивших первое слово известному американ­скому политологу Уильяму Энгдалю, который очень ярко, на конкретных примерах продемонстрировал стратегию США, которая всегда была нацелена на реализацию имперских амби­ций, еще задолго до эпохи глобализации, а с ее наступлением эта закономерность американского подхода только усилилась.


В этой связи хотелось бы напомнить, что в 2001 году Джордж Буш старший, будучи президентом США, заявил: «Наша стра­на будет определять обстоятельства своего времени, а не они будут вершить ее судьбу». Прямо-таки американский вариант одиннадцатого тезиса о Фейербахе, который в свое время пред­ложил Карл Маркс, который, как известно, утверждал, что «не только обстоятельства творят людей, но и люди творят обстоя­тельства». Вовсе не случайно, у нас на конференции появилась тема «теории заговора», когда какие-либо события историче­ского процесса объясняют результатом влияния субъективного фактора. Действительно, американцы располагают мощью для того, чтобы «творить обстоятельства» в собственных интересах в разных регионах мира.

2. Последние десять лет прошлого столетия ознаменовались не только распадом одной сверхдержавы и невероятным уси­лением другой, но и ростом неравномерности развития стран мира, ведущей к их поляризации. Казалось бы, глобализация создает условия для того, чтобы все могли воспользоваться плодами общественного прогресса, достижениями науки, но­выми технологиями с тем, чтобы «выровнять игровое поле в экономической и политической областях». Однако процесс выравнивания, который, безусловно, имеет место, происхо­дит одновременно с доминирующим ростом числа беднейших стран, многие из которых превратились в государства-изгои. Эти страны остаются на обочине научно-технического прогрес­са в годы, когда он становится основой успешного движения вперед, наращивания национальной мощи, обеспечения благо­состояния своих граждан. В результате имеет место социальная несправедливость - с одной стороны, происходит концентрация благополучных, богатых, технологически насыщенных, старе­ющих стран, а с другой стороны растет число стран, находя­щихся в замкнутых кругах нищеты, безысходности, технически дремучести и перенаселенности. Эта опасная тенденция ведет к колоссальному усилению социальной напряженности в мире.