ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2140
Скачиваний: 2
жизни и деятельности, включая культуру, образование, здравоохранение, науку, трудоустройство, социальное обеспечение, творчество. Поэтому в странах должны формироваться такие модели общественного развития, которые создавали бы социальную гармонию и стабильность, а экономический рост опирался бы главным образом на научно-технический прогресс, неуклонно повышали бы культурный уровень трудящихся, а характер управленческой работы был бы действительно инновационным. Трансформация модели экономического развития, содействие оптимизации и модернизации экономической структуры, обеспечение согласованного развития экономических и социальных сфер — все это предъявляет более высокие требования к культурному и образовательному уровню трудящихся. Можно сказать, что в инклюзивном развитии политическая и гуманитарная модернизация по своей значимости равноценна экономической и технологической трансформации, поскольку самым важным компонентом развития выступают адекватные человеческие ресурсы — члены гражданского общества.
В этой связи образование является основой всего дела. Это обусловливает особенное внимание вопросам образования: модернизировать его согласно требованиям формирования обучающегося общества, внедрять систему образования в течение всей жизни, обеспечивать доступность образования для представителей разных слоев общества, гарантировать законное право граждан на получение образования, воспитывать высококвалифицированных специалистов, растить выдающихся и творческих людей.
9. Глобальная академическая революция подтверждает инклюзивный характер мирового развития. Полным ходом происходит демократизация высшего образования — число студентов быстро возрастает по всему миру. Наблюдается подъем инженерного образования в развивающихся странах. Открывается перспектива трансформации «утечки мозгов» в «циркуляцию умов». В этих условиях глобальный технологический
трансфер, оставаясь могучим инструментом политико-экономического доминирования авангардных развитых стран в мире, при грамотной национальной политике может стать важнейшим фактором развития эндогенных технологий. Эта тенденция, думается, будет неуклонно развиваться в условиях все более активного участия развивающегося мира в глобальном инновационном процессе. В рамках глобального информационного общества в практическую плоскость встал вопрос интернационализации интернета. Все это меняет картину мирового порядка, который исключает доминирование одного полюса в обеспечении глобальной безопасности и предполагает многополюсную структуру, на знаменах которой написано партнерство и сотрудничество.
ДИСКУРС МНОГОПОЛЯРНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ
МЫСЛИ
Бовдунов А. Л.
Аспирант кафедры Социологии международных отношений Социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
Для российской геополитики в настоящее время свойственно рассматривать страны Восточной Европы в качестве зоны непосредственного влияния США. Влияние России в них после распада Советского Союза резко уменьшилось, обиды недавней истории, претензии, выдвигаемые к нашей стране со стороны лидеров этих государств, не содействовали дальнейшему улучшению отношений. Элиты восточноевропейских стран, за исключением Сербии, которая только в 2000-х присоединилась к этому тренду, взяли строгий курс на вхождение в НАТО и ЕС.
Однако
по мере интеграции в европейские
и
евроатлантические структуры,
непосредственное
1
Krastev I. The
Anti-American Century?
//
Journal of Democracy. April 2004.
Volume
15, № 2.
P.5-16.
соприкосновение
с Западом вызвало и противоположную
тенденцию. Миры Восточноевропейских
стран и мир Запада оказались слишком
разными, та социокультурная система,
куда восточноевропейцам пришлось
интегрироваться, для многих оказалась
неприемлемой, а их роль на международной
арене слишком подчиненной интересам
США и западноевропейских стран, чтобы
удовлетворять как часть элит, так и
мощные контрэлиты1.
1 ПоллакД.
Национализм
и евроскептицизм в посткоммунистических
государствах Центральной и Восточной
Европы / Восточная Европа: национальные
культуры в контексте глобализации и
интеграции. М., 2005.
С.
10
2 Сорокин
П. Человек,
цивилизация, общество. М.: Политиздат,
1992. С. 428-433
3 Национализм
и популизм в Восточной Европе. М.:2007.
В
последнее время в Восточной Европе, как
отмечают многие аналитики, происходит
рост настроений евроскептицизма и
разочарования в либерально-демократической
системе, в тех ценностях, которые открыто
проповедуют США и их союзники. Образ
Европы, как замечают сами западные
исследователи, теряет свою привлекательность
для восточноевропейцев1.
Если в политическом плане эта тенденция
зачастую выражается в росте поддержки
популистских движений и их лидеров, то
в плане интеллектуальном — появлением
оригинальных геополитических и
мировоззренческих концепций, отстаивающих
идеи альтернативные однополярной
глобализации, отвергающие стратегическую
ориентацию на США и ЕС, неприемлю-щие
насаждение свойственных современным
странам Запада ценностей «чувственной
культуры», в которой ведущее место
отводится материальной составляющей
человеческого существования,
процветает культ комфорта и удовольствий,
эгоизма и взаимного отчуждения2.
Эксперты ИНИОН РАН отмечают, что движущей
силой определенного «разочарования в
Западе» в восточноевропейских странах
служат нерешенность социальных
проблем, а также несоответствие ценностей
Европы в эпоху постмодернистского
«конца истории» традиционным и
неспособность самой Западной Европы
принять в себя вос-точноевропейцев3.
Как отметил американский историк Ларри
Вульф, занимавшийся изучением возникновения
самого понятия «Восточная Европа»,
Восточная Европа традиционно выполняла
функции своеобразного «Другого» для
Запада, необходимого при конструировании
идентичности самих западно
1 Вульф
Л. Изобретая
Восточную Европу: карта цивилизации в
сознании эпохи Просвещения. М., 2003.
С. 35.
2 Diez
T. Europe's
Others and the Return of Geopolitics
//
Cambridge Review of International Affairs. July
2004.
Vol.
17, №2.
P.
319 — 336.
3 KuusM.
Europe's
eastern expansion and the reinscription of otherness in East-Central
Europe
//
Progress in Human Geography.
2004. №28.
P.
472-489.
4 Саид
Э. Ориентализм:
западные концепции Востока. СПб, 2006
5 Neumann
I. B. The
Uses of the Other. «The East» in European Identity Formation.
Minneapolis: University of Minnesota Press,
1999.
P.
281.
европейцев1.
Процесс интеграции восточноевропейских
стран в межгосударственные и
надгосударственные структуры Запада
только усилил эту тенденцию. По мнению
английского исследователя Томаса
Диеса, если ранее Европа пыталась
выстроить свою идентичность,
отталкиваясь от фигуры темпорального
«Другого» (после Второй мировой войны
таким «Другим» стало само европейское
прошлое), то с «поднятием железного
занавеса», отрицаемое прошлое воплотилось
в странах Восточной Европы2.
Отдельные авторы, в частности канадский
геополитик эстонского происхождения
Мери Куус, полагают, что исследования
относительного геополитики и социологии
Восточной Европы должны более активно
применяться наработки теории
постколониализма3,
имея ввиду не выход из советского или
российского «колониального господства»,
а уникальную ситуацию, при которой к
странам и народам Восточной Европы
Запад применял и применяет точно так
же, как к бывшим в орбите его колониального
влияния странам Востока, стратегии
ориентализма, как особого культурного
кода, освящающего и оправдывающего
колониальное и неоколониальное
господство, описанного американским
ученым арабского происхождения Эдвардом
Саидом4.
Восточная Европа продолжает оставаться
внутренним «Другим» для стран Запада,
обреченным на подчиненной положение,
вынужденным постоянно учиться и
«цивилизоваться», тогда как с внешним
«Другим» все давно ясно — это мусульманские
государства (прежде всего Турция) и
Россия5.