ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2149
Скачиваний: 2
Сегодня социальная напряженность выливается в политическое противостояние, политическую конфронтацию и даже политический терроризм, направленный на уничтожение несправедливости в опоре на собственные варварские способы. Завтра социальная несправедливость может привести к «столкновениям цивилизаций», но не исламского и христианского мира в чистом виде, о которых в свое время писал С. Хантингтон, а цивилизации бедных и отсталых и цивилизации богатых и передовых. Это, наверное, самая большая угроза современного мира. Когда тылы безнадежно отстают, армия проигрывает. Думается, что указанная угроза имеет приоритет перед другими вызовами и опасностями современности, во многом обусловливая их.
3. Научно-технический прогресс парадоксальным образом превратился в фундаментальный водораздел в глобальном мире, который также воздействует на все остальные вызовы и угрозы. В начале XXI века прогресс в био- и нанотехнологиях, их сочетание с прорывными результатами информационных и когнитивных технологий, а также технологий, нацеленных на создание новых материалов, все глубже влияют на человеческую цивилизацию. Достижения в области науки и образования, техники и технологий и их трансформация в инновации как никогда прежде начали определять динамику развития государств, их конкурентоспособность в мировом сообществе, степень обеспечения национальной безопасности и равноправной интеграции в мировую экономику. Место государства на глобальном рынке наукоемкой продукции, его доступ к современной информационной инфраструктуре, системам образования и подготовки кадров, опора на инновационную модель роста становятся ключевыми условиями благосостояния граждан такого государства на длительную перспективу.
НТР оказывает влияние на процесс поляризации государств. Несмотря на ожидание «спасительных технологий», которые помогут преодолеть разрыв в развитии, пропасть между передовыми и отстающими расширяется и углубляется. Возьмите
хотя бы проблему цифрового разрыва, связанного с распространением ИКТ. Очень скоро стало ясно, что для эффективного использования этой инновационной технологии необходимы соответствующие инфраструктура, система образования, развитое законодательство и даже определенная культура пользования. Без этих компонентов общества оказываются не готовыми для эффективного использования ИКТ. И действительно, через десять лет после Окинавской хартии о глобальном информационном обществе 2000 года, которая поставила задачу обеспечения равного доступа к ИКТ и сокращения цифрового разрыва, информационно-технологическая пропасть между авангардными развитыми странами и отстающими странами значительно увеличилась. Это означает, что природа неравномерности обусловлена политико-экономическими, а не научно-технологическими факторами, несмотря на их возрастающую общественную влиятельность.
4. «Глобализация по-американски» превратилась в «дьявольский насос», о котором не раз говорил наш великий соотечественник Никита Николаевич Моисеев. Авангардные развитые страны продолжают устранять препятствия, обусловленные суверенитетом, на пути свободного движения товаров, услуг, капиталов, технологий и людей. Они, например, пытаются свести к минимуму значение государственных границ, таможенных барьеров и других процедур, влияющих на такое перемещение. При этом они действуют, исходя из собственных интересов, поэтому препятствия устраняются выборочно и возводятся новые барьеры для того, чтобы фильтровать потоки товаров, услуг, капиталов, технологий и людей. Повсеместное распространение получают распространяемые развитыми странами интерпретации невозможности сохранить секреты и защитить интеллектуальную собственность в глобальном масштабе из-за нарушения правил технологического обмена, интеллектуального пиратства и промышленного шпионажа, нелегальной торговли оружием. Как будто весь негатив исходит
только из стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран, хотя фактов, свидетельствующих о том, что перечисленные явления нередко берут начало в развитых странах, имеетсядостаточно. Вовсе не случайновразвивающихся странах чрезвычайно популярен тезис об исторической вине государств, бывших в свое время колониальными державами и проводивших политику бесцеремонного и наглого ограбления стран периферии, да и неоколониализм попросту стимулирует неэквивалентность обмена. Поэтому во многих проблемах современности, включая перечисленные выше, существенная доля вины приходится на сами развитые страны.
5. Чтобы выжить, человечеству необходима смена парадигмы обеспечения глобальной безопасности, которая должна быть связана, прежде всего, с трансформацией глобализации по-американски и отходом от однополярного мироустройства. Необходимо укрепление ценностей, которые принесут инте-гративная гуманистически-ноосферная глобализация и многополярный мир. Разработчиками этого типа глобализации являются Борис Николаевич Кузык и Юрий Владимирович Яковец. Они систематизировали и проанализировали основные вызовы и угрозы XXI века и пришли к выводу, что демографический вызов, экологический императив, технологический переворот, экономические трансформации, политическая модернизация и переход к интегральному социально-культурному строю как никогда требуют смены модели развития и оптимизации процесса глобализации. Представляется чрезвычайно важным, что предложенный тип глобализации подходит к развитию человечества комплексно, ставя во главу угла глобальный приоритет и социальную справедливость. Авторы предлагают в качестве «главного звена, которое вытянет всю цепь глобализации» научно-технический прогресс. По их обоснованному мнению, чтобы соответствовать высокой миссии главного звена необходимо интенсифицировать процессы гуманизации, экологизации и демилитаризации НТП.
6. Не
менее важна опора на глокализацию как
оборотную сто-
рону
глобализации, которая исключает
возможность попадания
в
ловушки унификации и утраты идентичности
— хронические
болезни
глобализации по-американски. На Тайване,
где в бук-
вальном
смысле слова исповедуют глокализацию,
трактуют ее
как
сочетание плюсов глобализации, которые
позволяют «вы-
равнивать
игровое поле», с региональными,
национальными и
локальными
особенностями. Опора на глокализацию
позволи-
ла
превратить Тайвань в «силиконовый
остров». Разумеется,
это
произошло в результате строительства
т.н. конфуцианского
капитализма,
который имел ярко выраженный
интегративный
характер,
объединяя энергию рыночной экономики
и мудрость
конфуцианского
понимания общественной жизни.
Концепция инклюзивного развития, между прочим, тоже родилась в Китае и, как представляется, является весьма успешной попыткой осмысления глобального приоритета в качестве основы плодотворного и справедливого развития международного сообщества и отдельного государства. Инклюзивное развитие подразумевает собой модель глобализации, в условиях которой абсолютно доминирует «выравнивание игрового поля», ведущее к сокращению дисбалансов и равномерному распределению благ экономического роста. Кроме, того оно подразумевает демократизацию международных отношений и создание справедливого политического и экономического миропорядка, где государства уважают многообразие цивилизаций и осуществляют равноправное взаимовыгодное сотрудничество и вместе противодействуют новым вызовам и угрозам. Это позволило бы сформировать новую многополярную систему международных отношений и подтолкнуло бы к образованию новых политических и экономических центров влияния и мощи.
7. Этот
подход к глобализации взяли на
вооружение
государства
БРИКС, которые в Декларации своего
последнего
саммита
в китайском городе Санья 14 апреля 2011
года заявили,
что
«XXI век должен характеризоваться миром,
гармонией,
сотрудничеством и научно обоснованным развитием». Члены БРИКС зафиксировали важность укрепления партнерства в соответствии с принципами открытости, солидарности и взаимопомощи, а также развития сотрудничества инклюзивного характера.
В парадигме инклюзивного развития государство рассматривается в глобальном контексте, который играет важнейшую роль с точки зрения развития. В свое время, еще в период правления Дэн Сяопина, в Китае был принят на вооружение политический курс «открытость значит развитие». Он был актуальным, поскольку при всех возможных издержках масштабного прихода в страну иностранного капитала вместе с ним поступали опыт организации современного бизнеса, относительно передовые технологии, уникальные квалификации, важные импульсы реформирования национальной системы высшего образования, банковской системы, формирования институциональной среды, необходимой для оптимального функционирования рыночной экономики.
Однако обменивая в течение 20 лет рынок на технологии, элита Китая, быстро превратив страну в промышленный центр мирового значения, пришла к выводу, что открытости недостаточно. Источники иностранного капитала имеют собственные интересы, нередко вовсе несовместимые с национальными интересами страны-реципиента, которая не получала ожидаемые результаты. Отсюда был сделан вывод: в процессы глобализации научного и инновационного развития необходимо включаться на основе собственных идей и разработок, выращивать собственных лидеров на приоритетных направлениях, изменить сложившейся потребительский стиль взаимоотношений с зарубежными университетами, научными центрами и ТНК. Поэтому уже в 2007 году на XVII съезде КПК перед обществом была поставлена задача перехода к эндогенному инновационному развитию.
8. В центре инклюзивного развития стоит человек, поэтому приоритетными направлениями здесь являются все аспекты его