Файл: Левиафан выпуск 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ИРАНА И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-ИРАНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА


Кузнецов А. А.

Кандидат политических наук, г. Москва


Внешнеполитические приоритеты Исламской Республики Иран во многом определяются сложной и по-своему уникаль­ной геополитической ситуацией этой страны, а также теми вы­зовами и угрозами, которые несет данная ситуация.

Уникальность иранской геополитики объясняется тем, что эта страна, занимающая центральное, ключевое положение в регионе Среднего Востока имеет выходы на такие различные в географическом, экономическом и культурном аспектах реги­оны как Ближний Восток, Центральная Азия и Закавказье. С каждым из этих регионов у Ирана на протяжении его трехты-сячелетней истории складывались непростые отношения при­тяжения и отталкивания. Учитывая то, что Иран — это страна с имперской традицией государственности, в каждом из этих регионов она исторически отстаивает свои стратегические ин­тересы.

Кроме того, специфика иранской геополитики состоит в том влиянии, которое на нее оказывает тридцатилетнее противо­стояние Ирана и США, берущее начало со времени исламской революции 1979г. в Иране. Данное противостояние выражает­ся в строгом режиме экономических санкций, наносящих су­щественный ущерб иранской экономике, а также в военно-по­литическом противостоянии по периметру иранских границ. Присутствие военных контингентов США в Афганистане и в Ираке, 6-го флота США в Персидском заливе, военных баз в


Пакистане и Турции увеличивает опасения иранской стороны. Учитывая напряженные и даже сопернические отношения меж­ду двумя странами, Иран фактически находится во враждебном окружении.

Информационный фон последнего года создают иллюзию, что главной причиной американо-иранских противоречий явля­ется иранская ядерная программа (ИЯП). Несмотря на то, что рассмотрение этой программы выходит за рамки темы докла­да, хотелось бы высказать ряд соображений на этот счет. Иран действительно осуществляет ядерную программу, но было бы большой ошибкой полагать, что эта программа однозначно осу­ществляется в военных целях. Атомная энергетика необходима для иранской экономики. В немалой степени это объясняется тем, что в настоящее время природный газ составляет в энерге­тическом балансе Ирана 55%. Это непропорционально большая доля. Развитие ядерной энергетики позволило бы Ирану высво­бодить значительную часть газа для экспортного потенциала и тем самым существенно увеличить доходы этой страны.

Кроме того, мировое сообщество вполне терпимо относится к наличию ядерного оружия у двух других держав Ближнего и Среднего Востока — Израиля и Пакистана. Наибольшее бес­покойство в данном ракурсе вызывает, естественно, Пакистан. В отличие от относительно стабильного Ирана, вполне предска­зуемого и контролируемого центральной властью государства, Пакистан, согласно оценкам многих, в том числе американских аналитиков, является «несостоявшимся государством». На тер­ритории его северных провинций идет вялотекущая граждан­ская война, происходят постоянные террористические акты, и попадание пакистанского ядерного арсенала в руки террори­стов вовсе не является чем-то невозможным. Таким образом, представляется, что истинной причиной негативной амери­канской политики по отношению к Ирану является не ядерная программа и не режим исламского правления (велаят-э-факих) в ИРИ, а независимый внешнеполитический курс этой страны.


Если бы в настоящее время Иран стал выстраивать свою поли­тику в американском фарватере, Вашингтон примирился бы и с ядерной программой и с правлением аятолл.

В то же время последние события в Ливии скорее всего при­ведут к тому, что иранская ядерная программа не только не бу­дет свернута, но и будет завершена до стадии создания ядерно­го оружия. Печальный опыт Каддафи, отказавшегося в 2002 г. от осуществления собственной ядерной программы показывает иранской элите, что разговаривать с Западом на равных можно только при наличии серьезного силового аргумента.

Для выявления основных констант иранской геополитики целесообразно сделать краткий обзор региональной политики

ИРИ.

Говоря о регионе Ближнего Востока следует указать на эволюцию иранских внешнеполитических подходов к этому району мира. В последнее двадцатилетие произошло заметное изменение иранской политики здесь, в результате которого доктрина «экспорта исламской революции» утратила свое оперативное измерение и во многом уступила место внешнеполитическому прагматизму. В настоящее время основной базой поддержки Ирана в регионе являются шиитские общины, а основным стратегическим противником—не Израиль, как полагают некоторые масс-медиа и политологи, а Саудовская Аравия. Именно иранско-саудовские, а не иранско-израильские противоречия будут определять направление иранской внешней политики в долгосрочной перспективе. Исходя из этого, основным объектом приложения иранской внешнеполитической энергии в Иране будет Ирак, а также государства Персидского залива, в составе населения которых имеются значительные шиитские общины, такие как Бахрейн (большинство населения) и Саудовская Аравия (до 20%). Американская агрессия в Ираке в 2003 г., приведшая к гражданской войне в стране и фактическому демонтажу иракского государства, с одной стороны, избавила Тегеран от серьезного геополитического


конкурента и фактически сделал эту страну наиболее мощной державой ближневосточного региона, с другой стороны, привела к появлению новых вызовов. Таким вызовом является американское военное присутствие на границе с Ираном. Установление контроля над иракской политикой с помощью расширения своего экономического присутствия, а также с помощью шиитских клерикальных партий («Даава», Высший совет исламской революции, партия Муктады ас-Садра), таким образом, будет доминантой иранского курса в этой стране. Что касается поддержки Ираном ливанского движения «Хезболла» и нынешнего сирийского руководства, то оно имеет совей целью не только и не столько противостояние Израилю, сколько намерение создать плацдарм в восточном Средиземноморье. В этом отношении нынешние политические потрясения в Сирии являются серьезной угрозой для политики Тегерана.

Затрагивая вопрос о геополитических приоритетах Ирана в регионе Ближнего Востока, нельзя обойти вниманием вопрос об ирано-турецком сближении, наметившемся в течение двух последних лет. Со стороны Турции он был обусловлен двумя факторами: приходом к власти в Турции в 2003г. умеренных исламистов из Партии справедливости и развития (ПСР) во главе с Реджепом Эрдоганом и фактическим провалом попы­ток турецкого руководства войти в состав Европейского Союза (данное устремление было идеей-фикс турецкой политики на протяжении последних двадцати лет). Неудачи при интеграции с Евросоюзом привели к изменениям во внешнеполитическом курсе Турции, выразившимся, прежде всего, в доктрине «нео-османизма», подразумевающей восстановление турецкого вли­яния в его традиционных для XVII-го-начала XX вв. ареалах: на Балканах и на Арабском Востоке. В то же время представля­ется, что со стороны Турции меры по сближению с Тегераном были в значительной степени согласованы с США и другими союзниками по НАТО, что позволяет некоторым экспертам го­ворить о современной Турции Эрдогана как о «троянском коне» Запада в ближневосточном регионе.


На восточном направлении наиболее проблемным геополи­тическим соседом ИРИ является Афганистан. Иран заинтере­сован , с одной стороны, в стабильном Афганистане, с другой стороны, в том, чтобы к власти в этой стране не вернулись рели­гиозные экстремисты суннитской направленности. Уместно на­помнить, что в период господства талибов в Афганистане у Те­герана и Кабула были очень напряженные отношения, в 1998 г. едва не переросшие в полномасштабный военный конфликт по­сле убийства иранских дипломатов в Мазари-Шарифе. В пред­дверии предполагаемого вывода американского контингента из Афганистана иранцы наращивают активность в традиционных зонах своего влияния таких как Герат и Хазараджат (провин­ции, населенные хазарейцами) и одновременно пытаются нала­дить партнерские отношения правительством Хамида Карзая. В июне с. г. в Кабуле побывал иранский министра обороны Ахма­да Вахиди. В ходе визита был подписан договор о военном о со­трудничестве. Примечательно, что это первый визит высокопо­ставленной иранской военной делегации в Афганистан с 1979г. Вслед за тем и сам Карзай побывал в Тегеране на конференции, посвященной борьбе с терроризмом. Данный визит вызвал не­гативную реакцию США и Саудовской Аравии.

Для понимания перспектив развития российско-иранско­го сотрудничества чрезвычайно важным представляется рас­смотрение иранских геостратегических планов в отношении постсоветских государств Центральной Азии и Кавказа. В Цен­тральной Азии первостепенное значение для иранской полити­ки имеют Таджикистан и Туркменистан. Таджикистан является близким в культурном отношении персоязычным государством. После того как Афганистан оказался оккупирован американ­ским военным контингентом партнерские отношения с госу­дарствами Центральной Азии приобрели для ИРИ первосте­пенную важность, прежде всего, для того, чтобы обезопасить свои северные границы. В этом ракурсе становится понятным ирано-таджикское сближение, наблюдающееся на протяжении