Файл: Левиафан выпуск 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

последних пяти лет. Достаточно перечислить направления со­трудничества, которые уже реализуются в Таджикистане. В их числе — строительство железной и автомобильных дорог и линии электропередач между Таджикистаном, Афганистаном и Ираном, Шурабской ГЭС, автомобильных туннелей «Исти-клол» и «Чормагзак», хлопкоперерабатывающего комбината в Худжанде, совместного предприятия по производству энер­госберегающих ламп в Исфаре, крупного цементного завода с годовой мощностью в 1 млн. тонн цемента, в Шаартузском рай­оне, а также восстановление производственных мощностей АО «Таджикхимпром» в Яванском районе.

Особый интерес в этом плане представляют решения трехсторонней встречи министров иностранных дел Таджикистана, Ирана и Афганистана, состоявшейся в апреле 2009 г. в афганском городе Мазари-Шариф. Главный итог встречи — заказ иранской компании «Мушонир» подготовки технического проекта ЛЭП-220 из Таджикистана в Афганистан, и далее, в Иран. Афганские энергетики начали строительство своего участка от г. Пули Хумри, который будет соединен с таджикским участком, берущим начало с подстанций Сангтудинской ГЭС в РТ. При этом необходимо уточнить, что помимо ГЭС «Сангтуда-1», построенной в мае нынешнего года российскими специалистами, Иран строит станцию «Сангтуда-2», завершение которой планируется на 2011 г. Вместе с тем представляется не совсем обоснованным выдвигаемое рядом экспертов предположение о том, что партнерские отношения Исламской Республики с Афганистаном и Таджикистаном могут в ближайшем будущем привести к появлению не только экономического и культурного, но и военно-политического союза между тремя странами и созданию т.н. «Большого Ирана». Иранское влияние на Афганистан не сможет стать преобладающим ввиду того, что эта страна испытывает разновекторное влияние и за преобладание в ней борются наряду с Ираном такие региональные и внерегиональные акторы как Пакистан, Индия, Саудовская Аравия, Соединенные Штаты


Америки. Иран никогда не сможет стать господствующей политической силой в пуштунских, суннитских провинциях Юга и Востока Афганистана. Установлению же тесного ирано-таджикского союза противостоят такие факторы как отсутствие общей границы между этими государствами и суннитское вероисповедание большинства таджиков.

На центральноазиатском направлении большое значение для Ирана имеет также сотрудничество с Туркменистаном, причем важный импульс этому сотрудничеству придает геоэкономиче­ский фактор. Иран занимает второе место в мире по запасам природного газа после России. В свою очередь Туркменистан также обладает значительными запасами природного газа, ко­торые в последнее время интенсивно разрабатываются. Тур­кменистан осуществляет экспорт газа в Иран по трубопроводу Даулетабад-Серахс-Ханджиран. На сегодняшний день туркмен­ский газ, поступающий по данному трубопроводу в объеме 8 млрд. кубометров в год, обеспечивает энергетические потреб­ности северо-восточной иранской провинции Хорасан (одной из крупнейших в стране). До ввода в строй данного газопровода в 2009г. поставки туркменского газа в Иран осуществлялись на уровне 3,5—4 млрд. кубометров.

Для Ирана крайне важным является сотрудничество с Тур­кменией в топливно-энергетической сфере. Крайне нежела­тельным вариантом для Тегерана является строительство газо­провода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия), т.к. это означало бы появление конкурента проектируемому газопроводу ИПИ (Иран-Пакистан-Индия) и оттеснение Ира­на от перспективного индийского рынка. Нежелательным для Ирана является и присоединение Туркмении к проекту транска­спийского трубопровода, т. к. Тегераном вынашиваются планы по экспорту иранского газа через проектируемый трубопровод «Набукко». Резюмируя иранскую внешнюю политику в регионе Центральной Азии необходимо отметить, что эта страна не об­ладает необходимыми ресурсами для региональной гегемонии и не может в отличие от США и Китая представлять серьезный вызов для российских интересов в регионе.


Данное утверждение представляется вдвойне справедливым для региона Закавказья. Иранское присутствие на Южном Кав­казе имеет большую историю. Достаточно сказать, что террито­рия современной Азербайджанской Республики (Арран) вплоть до начала XIX в. входила в состав иранского государства и была частью иранского культурного пространства (как впрочем и Туркменистан, бывший до 15в. регионом иранской провинции Хорасан). Территория современной Республики Армения (Вос­точная Армения) в 1555 г. согласно турецко-иранскому мирно­му договору отошла к Ирану и находилась в его составе вплоть до начала XIX в.

Армяно-иранские отношения в настоящее время развивают­ся достаточно успешно. В конце 2008 года началась поставка в Армению иранского природного газа по газопроводу Тебриз— Мегри—Каджаран—Арарат мощностью до 2,6 млрд. куб. м газа в год. Оплата за полученный газ осуществляется постав­ками в ИРИ электроэнергии. Общая стоимость проекта, в реа­лизации которого участвовала российская компания «Газпром», составила 250 млн. долл. Ранее Армения получала природный газ только из России транзитом через Грузию.

Между Арменией и Ираном уж действуют две высоковольт­ные линии электропередач, посредством которых осуществля­ются сезонные взаимоперетоки электроэнергии. Сейчас рас­сматривается сооружение еще одной такой линии напряжением в 400 кВ. Стоимость этого проекта составляет около 100 млн. евро.

Между странами построена одна и строятся еще две совре­менные шоссейные дороги, подписано соглашение о прокладке из Ирана в Армению железной дороги. По предварительным данным, стоимость последней составит 1,8 млрд. долл., из ко­торых 1,4 млрд. предоставит Иран, а оставшуюся часть — ОАО «Российские железные дороги».

По некоторым данным, между Ираном и Арменией существует договор    о    сотрудничестве    на    случай войны.


В соответствии с этим договором в военное время ИРИ обеспечивает тыл Армении, а Ереван препятствует блокаде иранской территории и не допускает нанесения вооруженного ударов по ИРИ с этого направления. Реализуемость такого договора вызывает серьезные сомнения, особенно в случае американо-иранского конфликта. В Ереване слишком дорожат своими отношениями с Вашингтоном и не исключают саму возможность вступления в НАТО. Именно поэтому, несмотря на членство в Организации Договора о коллективной безопасности, Армения тесно взаимодействует, начиная с 1994 года, с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира», а с 2005 года в рамках Индивидуального плана действий партнерства (Individual Partnership Action Plan). Армянские военнослужащие до октября 2008 года участвовали в миротворческой операции в составе коалиционных сил в Ираке, а сейчас под руководством НАТО несут службу в Косово и Афганистане. Помимо этого, любая форма поддержки нынешнего иранского руководства неминуемо приведет к ухудшению отношений Армении с Западом в целом и резко уменьшит финансовую помощь, в первую очередь со стороны родственных диаспор Франции и США. Исходя из этого, говорить о полноценном стратегическом партнерстве между Тегераном и Ереваном в настоящее время преждевременно.

Гораздо более проблемными являются ирано-азербайджан­ские и ирано-грузинские отношения. Между Ираном и Азер­байджаном развивается двустороннее экономическое сотруд­ничество в энергетической, торговой, сельскохозяйственной и промышленной областях. В частности, Азербайджан в зимний период поставляет в северные провинции ИРИ природный газ, а в летний — электроэнергию. Кроме того, осуществляется ирано-азербайджанское сотрудничество по вопросам борьбы с транзитом наркотиков, приграничного (прибрежного) контроля и обмена заключенными. Этому способствуют те представите­ли азербайджанской диаспоры в ИРИ, которые работают в орга­нах исполнительной власти государственного и регионального уровня.


Вместе с тем следует отметить, что потенциал азербайджа­но-иранского экономического сотрудничества остается нереа­лизованным (в 2009 году двусторонний товарооборот составил всего 550 млн. долл.). Изменить эту ситуацию достаточно труд­но ввиду стремления Баку к независимости от своего южного соседа. Об этом свидетельствует факт подписания летом про­шлого года договора о транзите в Нахичеванскую автономную республику азербайджанского природного газа через Турцию. Ранее для этих целей использовался иранский газ.

Несмотря на существенное улучшение ирано-азербайджанских отношений в последние годы, на них по-прежнему действуют следующие негативные факторы. Во-первых, Тегеран продолжает активно сотрудничать с Ереваном, что создает серьезную брешь в транспортной блокаде армянской территории и объективно отодвигает на будущее решение карабахской проблемы.

Во-вторых, большие проблемы в отношениях между страна­ми создает наличие огромной азербайджанской общины в Ира­не (по некоторым оценкам, ее численность составляет 20 млн. чел., что превышает 25% всего населения страны). С одной стороны, ее существование не раз служило предлогом для азер­байджанских пантюркистских кругов для разжигания в север­ных провинциях Ирана сепаратистских настроений. С другой стороны, определенные политические силы в Иране пытаются использовать этнокультурную близость иранских и кавказских азербайджанцев для создания в Азербайджанской Республике своих групп влияния.

В-третьих, Республика Азербайджан поддерживает тесные отношения с основным иранским внешним противником — США, что неизбежно приводит к дополнительным трениям в ирано-азербайджанских отношениях, в частности по вопросу размещения на Южном Кавказе американских военнослужащих. Так, в конце апреля 2009 года в Баку побывал командующий транспортными войсками США Данкан Макнабб, который