Файл: Левиафан выпуск 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, живущий в США русский эмигрант Николай Злобин, позицинионирующий себя на территории РФ как директор рос­сийских и азиатских программ Центра оборонной информации США (ныне — Институт мировой безопасности в Вашингтоне), опубликовал в печатном органе правительства РФ «Российской газете» большой двухколонник под названием «Конец сувере­нитетов», сделав, по сути, заявление о том, что действующее до сегодняшнего в мире международное право, базирующееся на принципах Вестфальской системы, уходит в прошлое. «Тра­гедии, подобные японской или ливийской, — пишет он, — свидетельствуют о невозможности сохранять национальный нейтралитет». Ибо в XXI веке «нельзя сохранять приоритет полноценного суверенитета национальных государств по от­ношению к важнейшим интересам всего мирового сообщества, принцип невмешательства во внутренние дела извне или недо­пустимости обеспечения безопасности страны, региона или людей силами мирового сообщества извне. Иначе это ему — мировому сообществу — может слишком дорого обойтись.

Ливийские события действительно оказали дезорганизую­щее воздействие на Организацию Объединенный Наций и, в особенности, на её исполнительный орган — Совет Безопас­ности.

Первыми по поводу «серьезных нарушений прав человека и международного гуманитарного права, которые совершались и совершаются в Ливийской Арабской Джамахирии», выступили такие мощные организации, входящие в ООН, как Лига Араб­ских государств, Африканский Союз и Организация Исламская Конференция. 12 марта 2011 года Совет Лиги арабских госу­дарств принял решение обратиться в Совет Безопасности ООН с просьбой о введении бесполетной зоны для правительствен­ной ливийской военной авиации, якобы уничтожающей мирное гражданское население страны.

Как выяснилось, Запад только и ждал этого обращения.


Опираясь на этот документ, Франция выступила с инициати­вой рассмотрения ситуации в Ливии на заседании Совета Безо­пасности ООН, выставив требования о военном вмешательстве международного сообщества в ливийские события. Инициати­ва Франции была активно поддержана правительством США и Англии, у которых были свои собственные причины, толкавшие их на поддержку инициативы Парижа.

17 марта 2011 года Совет Безопасности ООН принял резо­люцию № 1973 по Ливии.

И хоть в преамбуле Резолюции было подчеркнуто, что СБ ООН «вновь подтверждает свою твердую приверженность су­веренитету, независимости, территориальной целостности и национальному единству Ливийской Арабской Джамахирии», а в п. 4 Резолюции было особо оговорено, что «при этом исклю­чается возможность пребывания иностранных оккупационных сил в любой форме на любой части ливийской территории», пункты 6 и 8 уполномочивали «государства-члены ООН ... принимать все необходимые меры для обеспечения соблюде­ния запрета на полеты в воздушном пространстве Ливийской Арабской Джамахирии, чтобы помочь защитить гражданское население».

Словосочетание «необходимые меры» в тексте Резолюции не расшифровывалось, но коалиция западных государств истол­ковала эту клаузулу как возможность вооруженного вмешатель­ства во внутренние дела суверенной Ливийской Арабской Джа­махирии, поставив свои вооруженные силы на сторону одной из противоборствующих вооруженных групп в гражданской во­йне в Ливии, чем фактически было нарушено международное право, базирующееся на принципах Вестфальской системы.

Без всякого преувеличения можно констатировать, что это несанкционированное Советом Безопасности ООН вооружен­ное вмешательство в дела Ливии повергло в шок мировое и рос­сийское общественное мнение. В ФРГ это привело к тому, что Германия отказалась участвовать в бомбардировках ливийской


территории. В российских СМИ мнения разделились. Часть экспертов посчитала, что России при голосовании следовало применить право «вето», а другая часть заявляла, что, исходя из национальных интересов, МИД России поступил правильно, воздержавшись от голосования в СБ ООН по резолюции 1973.

21 марта глава государства РФ был вынужден разъяснить: «Мы пошли на это осознанно, таковы были мои инструкции

МИДу».

Однако вслед за этим последовали события, которые повли­яли на изменение позиции России.

Дело в том, что военные действия со стороны международ­ной коалиции западных стран против законного правительства Ливии не привели к желаемому результату: повстанцы в Бенга­зи стали терпеть поражение за поражением от правительствен­ных сил. В связи с этим последовало заявление глав представи­телей внешнеполитических ведомств Франции, Англии и США ( Алена Жюппе, Уильяма Хейга и Хиллари Клинтон) о том, что вопреки резолюции СБ ООН № 1970 от 26 февраля 2011 года о «полном» и «незамедлительном» запрещении «прямой и кос­венной поставки, продажи или передачи Ливийской Арабской Джамахирии с ее территории или через ее территорию» «ору­жия и боеприпасов, военных машин и техники, полувоенного снаряжения и запасных частей», Запад, тем не менее, проявляет готовность обсуждать вопрос о поставках оружия так называе­мым ливийским повстанцам в практическом ключе.

После этого со стороны России последовал ряд официаль­ных заявлений.

Вначале официальный представитель МИД РФ, а потом и сам Сергей Лавров, заявили, что Резолюция 1973 была «принята поспешно», а «расширительное толкование» её текста западными странами и в особенности — неоправданные размеры вооруженного вмешательства в ливийские дела — неприемлемо. В виде разъяснения новой позиции российская дипломатия выдвинула два аргумента. Во-первых, разрешения


на бомбардировку ливийской территории в тексте Резолюции 1973 не содержалось. А во-вторых, было констатировано, что в Ливии идет гражданская война. В этой ситуации осуществляя массированную бомбардировку ливийских правительственных войск, коалиция западных государств де-факто встала на сторону только одной из противоборствующих в Ливии сил, что противоречит международному праву.

25 марта синхронно с позицией МИД РФ обозначил свою позицию и Китай. Постоянный представитель КНР в ООН Ли Баодун заявил, что Китай выступает «за уважение суверените­та, независимости, единства и территориальной целостности Ливии», за то, что «государственные дела и будущее Ливии должны быть решены самим ливийским народом». 5 апреля 2011 года Россия и КНР выступили с совместным заявлением. На сайте МИД РФ в этот день появилось сообщение о том, что в Москве на встрече заместителя министра иностранных дел РФ Александра Салтыкова и посла КНР в России Ли Хуэйя была выражена «серьезная обеспокоенность» в связи с продолжаю­щимися в Ливии боевыми действиями, ведущими к гибели мир­ных граждан, и подчеркнута «настоятельная необходимость не­замедлительного прекращения огня и кровопролития».

Сухие протокольные строчки мидовского сообщения незадолго до этого (первого апреля) разъяснил орган ЦК КПК газета «Жэньминь жибао». В статье, озаглавленной «События в Ливии: западным странам следует отказаться от идеи управления миром» говорится: «.Под предлогом защиты интересов мирных жителей защищаются интересы западных стран не только в экономической сфере, но и в том, что ведущие государства Запада по-прежнему считают, что они управляют миром.» Именно эта идея о ведущей роли подтолкнула Францию, Великобританию и США не задумываясь начать военную операцию в Ливии». И далее: «Сознание руководящей роли в мире в прошлом принесло немало трудностей некоторым западным странам. Новые сложности отнюдь не соответствуют


интересам государств Запада в долгосрочной перспективе. В мире происходят изменения, Западу также необходимо меняться. Если постоянно придерживаться старых позиций, применять прошлые методы для решения тех или иных вопросов, то можно не только причинить вред другим, но и погубить себя».

Пекин устами своих профессиональных дипломатов и га­зета «Жэньминь жибао» всего лишь мягко призывает запад­ную военную коалицию так сказать вернуться в правовое поле международного права. Но на самом-то деле речь идет о вещах гораздо более глубоких. Расширительное толкование Резолю­ции 1973 и последовавшие вслед за этим действия коалиции западных государств поднимают вопрос не столько о Ливии, и происходящих на её территории событиях, сколько о проблеме адекватности роли ООН реальной ситуации в сфере изменяю­щейся международной обстановки. Даже первый анализ про­исходящих в этой области событий и откликов на них в сфере мировых средств массовой информации показывает, что речь идет об адекватности принципов Вестфальской системы меж­дународных отношений реалиям XXI столетия.

По мнению многих российских и западных экспертов, в ли­вийской ситуации коалиция западных стран сама себя загнала в правовую ловушку. Париж, Вашингтон и Лондон громоглас­но заявили, что Каддафи должен быть устранен с должности лидера ливийской Джамахирии, Международный суд в Гааге по приказу из, как пишет западная пресса, Вашингтона объ­явил Каддафи международным преступником, открыл по нему судебное дело, а между тем никаких правовых оснований ни для первого, ни для второго мировому общественному мнению предъявлено не было. Правительство Ливии никто не свергал, а вмешательство извне состоялось. Фактов уничтожения мирного населения, которое послужило принятию резолюции СБ ООН 1973, приведено не было. Резолюция была принята лишь на ос­новании голословных заявлений. Что бы ни говорили в оправ­дание своих военных действий руководители западных держав,