ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2159
Скачиваний: 2
Так, живущий в США русский эмигрант Николай Злобин, позицинионирующий себя на территории РФ как директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации США (ныне — Институт мировой безопасности в Вашингтоне), опубликовал в печатном органе правительства РФ «Российской газете» большой двухколонник под названием «Конец суверенитетов», сделав, по сути, заявление о том, что действующее до сегодняшнего в мире международное право, базирующееся на принципах Вестфальской системы, уходит в прошлое. «Трагедии, подобные японской или ливийской, — пишет он, — свидетельствуют о невозможности сохранять национальный нейтралитет». Ибо в XXI веке «нельзя сохранять приоритет полноценного суверенитета национальных государств по отношению к важнейшим интересам всего мирового сообщества, принцип невмешательства во внутренние дела извне или недопустимости обеспечения безопасности страны, региона или людей силами мирового сообщества извне. Иначе это ему — мировому сообществу — может слишком дорого обойтись.
Ливийские события действительно оказали дезорганизующее воздействие на Организацию Объединенный Наций и, в особенности, на её исполнительный орган — Совет Безопасности.
Первыми по поводу «серьезных нарушений прав человека и международного гуманитарного права, которые совершались и совершаются в Ливийской Арабской Джамахирии», выступили такие мощные организации, входящие в ООН, как Лига Арабских государств, Африканский Союз и Организация Исламская Конференция. 12 марта 2011 года Совет Лиги арабских государств принял решение обратиться в Совет Безопасности ООН с просьбой о введении бесполетной зоны для правительственной ливийской военной авиации, якобы уничтожающей мирное гражданское население страны.
Как выяснилось, Запад только и ждал этого обращения.
Опираясь на этот документ, Франция выступила с инициативой рассмотрения ситуации в Ливии на заседании Совета Безопасности ООН, выставив требования о военном вмешательстве международного сообщества в ливийские события. Инициатива Франции была активно поддержана правительством США и Англии, у которых были свои собственные причины, толкавшие их на поддержку инициативы Парижа.
17 марта 2011 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1973 по Ливии.
И хоть в преамбуле Резолюции было подчеркнуто, что СБ ООН «вновь подтверждает свою твердую приверженность суверенитету, независимости, территориальной целостности и национальному единству Ливийской Арабской Джамахирии», а в п. 4 Резолюции было особо оговорено, что «при этом исключается возможность пребывания иностранных оккупационных сил в любой форме на любой части ливийской территории», пункты 6 и 8 уполномочивали «государства-члены ООН ... принимать все необходимые меры для обеспечения соблюдения запрета на полеты в воздушном пространстве Ливийской Арабской Джамахирии, чтобы помочь защитить гражданское население».
Словосочетание «необходимые меры» в тексте Резолюции не расшифровывалось, но коалиция западных государств истолковала эту клаузулу как возможность вооруженного вмешательства во внутренние дела суверенной Ливийской Арабской Джамахирии, поставив свои вооруженные силы на сторону одной из противоборствующих вооруженных групп в гражданской войне в Ливии, чем фактически было нарушено международное право, базирующееся на принципах Вестфальской системы.
Без всякого преувеличения можно констатировать, что это несанкционированное Советом Безопасности ООН вооруженное вмешательство в дела Ливии повергло в шок мировое и российское общественное мнение. В ФРГ это привело к тому, что Германия отказалась участвовать в бомбардировках ливийской
территории. В российских СМИ мнения разделились. Часть экспертов посчитала, что России при голосовании следовало применить право «вето», а другая часть заявляла, что, исходя из национальных интересов, МИД России поступил правильно, воздержавшись от голосования в СБ ООН по резолюции 1973.
21 марта глава государства РФ был вынужден разъяснить: «Мы пошли на это осознанно, таковы были мои инструкции
МИДу».
Однако вслед за этим последовали события, которые повлияли на изменение позиции России.
Дело в том, что военные действия со стороны международной коалиции западных стран против законного правительства Ливии не привели к желаемому результату: повстанцы в Бенгази стали терпеть поражение за поражением от правительственных сил. В связи с этим последовало заявление глав представителей внешнеполитических ведомств Франции, Англии и США ( Алена Жюппе, Уильяма Хейга и Хиллари Клинтон) о том, что вопреки резолюции СБ ООН № 1970 от 26 февраля 2011 года о «полном» и «незамедлительном» запрещении «прямой и косвенной поставки, продажи или передачи Ливийской Арабской Джамахирии с ее территории или через ее территорию» «оружия и боеприпасов, военных машин и техники, полувоенного снаряжения и запасных частей», Запад, тем не менее, проявляет готовность обсуждать вопрос о поставках оружия так называемым ливийским повстанцам в практическом ключе.
После этого со стороны России последовал ряд официальных заявлений.
Вначале официальный представитель МИД РФ, а потом и сам Сергей Лавров, заявили, что Резолюция 1973 была «принята поспешно», а «расширительное толкование» её текста западными странами и в особенности — неоправданные размеры вооруженного вмешательства в ливийские дела — неприемлемо. В виде разъяснения новой позиции российская дипломатия выдвинула два аргумента. Во-первых, разрешения
на бомбардировку ливийской территории в тексте Резолюции 1973 не содержалось. А во-вторых, было констатировано, что в Ливии идет гражданская война. В этой ситуации осуществляя массированную бомбардировку ливийских правительственных войск, коалиция западных государств де-факто встала на сторону только одной из противоборствующих в Ливии сил, что противоречит международному праву.
25 марта синхронно с позицией МИД РФ обозначил свою позицию и Китай. Постоянный представитель КНР в ООН Ли Баодун заявил, что Китай выступает «за уважение суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности Ливии», за то, что «государственные дела и будущее Ливии должны быть решены самим ливийским народом». 5 апреля 2011 года Россия и КНР выступили с совместным заявлением. На сайте МИД РФ в этот день появилось сообщение о том, что в Москве на встрече заместителя министра иностранных дел РФ Александра Салтыкова и посла КНР в России Ли Хуэйя была выражена «серьезная обеспокоенность» в связи с продолжающимися в Ливии боевыми действиями, ведущими к гибели мирных граждан, и подчеркнута «настоятельная необходимость незамедлительного прекращения огня и кровопролития».
Сухие протокольные строчки мидовского сообщения незадолго до этого (первого апреля) разъяснил орган ЦК КПК газета «Жэньминь жибао». В статье, озаглавленной «События в Ливии: западным странам следует отказаться от идеи управления миром» говорится: «.Под предлогом защиты интересов мирных жителей защищаются интересы западных стран не только в экономической сфере, но и в том, что ведущие государства Запада по-прежнему считают, что они управляют миром.» Именно эта идея о ведущей роли подтолкнула Францию, Великобританию и США не задумываясь начать военную операцию в Ливии». И далее: «Сознание руководящей роли в мире в прошлом принесло немало трудностей некоторым западным странам. Новые сложности отнюдь не соответствуют
интересам государств Запада в долгосрочной перспективе. В мире происходят изменения, Западу также необходимо меняться. Если постоянно придерживаться старых позиций, применять прошлые методы для решения тех или иных вопросов, то можно не только причинить вред другим, но и погубить себя».
Пекин устами своих профессиональных дипломатов и газета «Жэньминь жибао» всего лишь мягко призывает западную военную коалицию так сказать вернуться в правовое поле международного права. Но на самом-то деле речь идет о вещах гораздо более глубоких. Расширительное толкование Резолюции 1973 и последовавшие вслед за этим действия коалиции западных государств поднимают вопрос не столько о Ливии, и происходящих на её территории событиях, сколько о проблеме адекватности роли ООН реальной ситуации в сфере изменяющейся международной обстановки. Даже первый анализ происходящих в этой области событий и откликов на них в сфере мировых средств массовой информации показывает, что речь идет об адекватности принципов Вестфальской системы международных отношений реалиям XXI столетия.
По мнению многих российских и западных экспертов, в ливийской ситуации коалиция западных стран сама себя загнала в правовую ловушку. Париж, Вашингтон и Лондон громогласно заявили, что Каддафи должен быть устранен с должности лидера ливийской Джамахирии, Международный суд в Гааге по приказу из, как пишет западная пресса, Вашингтона объявил Каддафи международным преступником, открыл по нему судебное дело, а между тем никаких правовых оснований ни для первого, ни для второго мировому общественному мнению предъявлено не было. Правительство Ливии никто не свергал, а вмешательство извне состоялось. Фактов уничтожения мирного населения, которое послужило принятию резолюции СБ ООН 1973, приведено не было. Резолюция была принята лишь на основании голословных заявлений. Что бы ни говорили в оправдание своих военных действий руководители западных держав,