Файл: Левиафан выпуск 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

никто из них не опровергает того факта, что М. Каддафи явля­ется легитимным главой государства. Поэтому 21 апреля 2011 года Западу пришлось давать задний ход и начать уговаривать Каддафи добровольно покинуть Ливию.

Как писала в те дни английская «Гардиан», Вашингтон и Лондон попытались «сформировать мировой консенсус с тре­бованием, чтобы Каддафи отказался от власти» («Guardian», Лондон, 29.03.2011 г.).

Председатель Комитета Госдумы РФ К. Косачев правильно заметил по этому поводу: «Запад стал скорее заложником той ситуации, когда он не может не вмешаться», но реальные дей­ствия Запада не могут не выталкивать его «за рамки междуна­родного права» (Константин Косачев. «Между хлебом и дуби­ной», «Известия», 04.04.2011 г.).

Короче, Запад, похоже, совершенно запутался в своих дей­ствиях с позиций толкования статьи 51 Устава Организации Объединенных Наций. А эта статья гласит о «неотъемлемом праве на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдёт вооруженное нападение на Члена Организа­ции ООН, до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не при­мет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности».

23 марта 2011 года лондонская «The Independent)) поместила статью Эдриана Хэмильтона «Конец мира как мы его знаем», где было констатировано, что мир «изменился навсегда», что события в Северной Африке и на Ближнем Востоке являются «предвестием более глобальных перемен», предсказать конец которых (и форму этого конца) невозможно. «Мы, — пишет ав­тор, — пока даже не приближаемся к этому знанию. Но в чем я уверен, так это в том, что История пришла в движение, и мы лишь в самом начале оного».

Самое любопытное, что выход из этой неизвестности автор видит в немедленном возрождении роли ООН. «В начале года институт ООН выглядел как полностью исключенный


из мировых процессов и утративший авторитет институт, когда президент Обама преследовал свои собственные цели, а остальной мир по большей части ООН игнорировал», но теперь «ООН снова, как это было в дни холодной войны, рассматривается как то, на основе чего должно строиться международное сотрудничество».

В России точки зрения экспертов на этот счет разнятся.

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Ф. Лукьянов, опубликовав 28 марта 2011 года в первом номере журнала комментарий «Ливийская воронка», просто-напросто ушел от международной оценки роли ООН в ливийском кон­фликте, спрятавшись за слова неназванного им «одного из са­мых именитых европейских дипломатов», который, как говорит Ф. Лукьянов, мрачно спрогнозировал, что «полный хаос может оказаться едва ли не оптимальным исходом в данном случае».

Главный редактор журнала «Международная жизнь» Армен Оганесян 24 марта был более конкретен: «Последняя резолю­ция ООН неизбежно подтолкнет процесс реформирования этой организации, причем в направлении пересмотра роли Совета Безопасности, что, разумеется, не отвечает интересам России». Автор высказывания не объясняет, почему именно такой пово­рот дела для России невыгоден.

Более конкретно на этот счет высказался русский эксперт, состоящий на американской службе — директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин. В интервью московскому агентстству ИНОСМИ 19 марта 2011 года Д.Тренин предложил для размышления ряд вопросов на эту тему. «Мир становится все менее похожим на Вестфальскую модель суверенных госу­дарств, — сказал он, — и принципы невмешательства во вну­тренние дела друг друга все больше противоречат принципам человечности. Как в этих условиях относиться к массовым на­рушениям прав человека, которые совершают правительства суверенных государств? Где пролегает порог вооруженного вмешательства? Каковы стандарты подходов, кто судьи и кто


исполнители? Закрывать глаза на эти проблемы, ограничиваясь лишь критикой интервенции, нельзя: глобализация формирует международное сообщество. Без решения этих вопросов меж­дународные отношения все чаще будут становиться заложни­ком внутренней политики тех стран, которые будут создавать поводы для интервенции, и тех, которые станут — с охотой или без — на них реагировать».

Как выходить из этой ситуации? И надо ли вообще выхо­дить? Западу, похоже, нужды в этом нет. Правящие слои веду­щих западных стран вполне устраивает сложившаяся в мире после 1991 года ситуация, при которой их страны могут силой оружия решать вопросы собственного снабжения энергоресур­сами, сырьем, реализацией у себя и за пределами своих наци­ональных границ производимой ими промышленной, сельско­хозяйственной и информационной продукции. Именно поэтому ещё в 2003 году бывший государственный секретарь США Ген­ри Киссинджер поспешил объявить о «бессмысленности идеи государственного суверенитета» и о «смерти Вестфальской си­стемы» («Die Welt», 05.05.2003).

Но и в Вашингтоне с этим вопросом не всё однозначно. Че­рез две недели после публикации цитированной выше статьи в «Российской газете», когда коалиция западных держав в их действиях в Ливии потерпела хоть и временное, но всё же фиа­ско, всё тот же русский советник американского правительства Н.Злобин снова выступил в той же газете с новой статьей с существенными коррективами своей точки зрения. Статья на­зывается «Ещё раз о миропорядке», а суть её выражена в изо­бретенной им новой максиме: «В отношении Ливии нужна не только политическая, но и общественная легитимность».

«Военная операция в Ливии, проводимая по решению Со­вета Безопасности ООН (в резолюции СБ ООН 1973 нет ни единого слова о том, что СБ ООН будто бы разрешает прово­дить военную операцию в Ливии РИСИ), поставила перед мировым сообществом немало новых и трудных вопросов, на


которые надо искать ответы. Причем, во-первых, желательно искать эти ответы вместе, чтобы невольно не способствовать ещё большему расколу мирового сообщества, ведущему к мас­штабной дестабилизации мира, а во-вторых, искать поскорей, ибо неясность в понимании основополагающих правил нового миропорядка, основ международного права является мощной бомбой замедленного действия, закладываемой под междуна­родные отношения» («Российская газета», 06.04.2011 г.).

Вновь повторяя своё сознательно ошибочное утвержде­ние, что «легитимность международной военной операции в Ливии является беспрецедентной в новейшей истории мира», Н.Злобин, тем не менее, вынужден констатировать, что так на­зываемая «правовая ооновская легитимность не дала военной операции в Ливии легитимности политической, общественной, да и просто человеческой».

«В результате складывается парадоксальная ситуация, ког­да полностью правомерная и легитимная операция междуна­родных сил в Ливии (как уже указано выше, точка зрения Н.Злобина не подтверждается текстом самой резолюции 1973. — Вл. К.) выглядит чуть ли не спровоцированной агрессией и вызывает протесты в разных странах мира. По­лучается, что в современном мире СБ ООН уже не играет роли верховного регулятора международных отношений? Если это так, то мы стоим перед проблемой окончательной по­тери международными институтами, которые достались нам в наследство от периода холодной войны, своего соответствия современному мировому процессу. Эту проблему надо решать как можно скорей, в том числе, возможно, через инициирова­ние новых, современных международных институтов, пока ны­нешний бесполярный миропорядок не обратился в глобальный хаос». Заканчивает свою «поправку» к первой статье по Ливии Н.Злобин так же, как и первую: «По крайней мере, так это ви­дится мне из Вашингтона».

Концовка говорящая. Русский советник американского пра­вительства признает, что действия США в отношении Ливии


вызвали раскол в мировом общественном мнении, и именно это-то и привело к тому, что в вопросе с Ливией США пред­почли оставить Францию и Англию один на один с расколотым миром (своя рубашка американцам всегда была ближе к телу).

Ливийский казус, похоже, стал действительно поворотной точкой для нынешнего американского правящего слоя и за­ставил его более глубоко задуматься над оправданностью сво­их действий в мире в последние 20 лет. Правда, поступающая из Вашингтона информация показывает, что в этом правящем слое единства как не было, так и нет. Похоже, что пока меня­ется на глазах только президент Обама. А вот приставленная к нему в 2008 году в качестве «смотрящего» жена экс-президента Клинтона нынешний государственный секретарь США Хилла-ри Клинтон в своем видении мира и роли в нем Америки не меняется.

Между тем, у нашей страны имеется в наличии официальная позиция, позволяющая сдвинуть этот вопрос с мертвой точки.

Только в наших государственных документах зафиксирован концептуальный подход к решению таких казусов, каким стал Ливийский инцидент. Прежде всего, это относится к россий­ской внешнеполитической концепции.

У СССР, как известно, официально даже не было такого до­кумента, который бы назывался «внешнеполитической концеп­цией». Существовали, используемые в пропаганде, такие тер­мины, как «внешняя политика СССР», «внешнеполитический курс», «внешнеполитическая программа «мирного сосущество­вания» и т. д., и всё.

У новой России такой документ появился. 28 июня 2000 года такой документ подписал президент РФ В. Путин, потом 15 июля 2008 в существенно измененном виде «Концепцию внешней политики Российской Федерации» подписал Д. Медведев. В этой последней чётко прописано, что «центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке должна оставаться Организация Объединенных