ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2163
Скачиваний: 2
сетей обмена данными, используемых при протекании тех или иных производственных процессов, может привести к разрыву технологических цепочек и в итоге к срыву выпуска конечной продукции. В связи с этим в современных условиях резко возрастает величина риска и масштабов экономических потерь от забастовки персонала предприятия, в первую очередь работающего на КВС и имеющего в своём распоряжении ПЭВМ, включенные в производственный процесс, особенно большого масштаба [28].
Следует отметить, что на сегодняшний день уже существует целый ряд отработанных на практике способов проведения забастовок с использованием средств вычислительной техники, например, виртуальная блокада, вмешательство в работу службы доменных имен, протестные форумы в социальных сетях и ряд других [5]. Следует также иметь в виду, что в современном мире для различных целей довольно часто и эффективно используется такая угроза информационной безопасности как компьютерная атака [21,22]. В частности, за 2007г. по данным официальной статистики было зарегистрировано более 400 000 компьютерных атак, в том числе типа «ложная информация», «функциональное поражение» («отказ в обслуживании»), «разрыв соединения» [21].
Наличие указанных факторов и позволяет в целях дестабилизации экономики противостоящей стороны (как первой фазы в борьбе за перераспределение социальных ролей участников конфликта) скрыто организовать и в нужный момент провести новый вид компьютерной атаки — дистанционную забастовку или киберстачку.
Суть её заключается в том, что забастовка организуется не самими работниками, а «от их имени» — с помощью тех персональных компьютеров, которые они используют в производственном процессе, в первую очередь на его критически важных составляющих. Путём внедрения (через Интернет или так называемых «инсайдеров») вредоносного программного
обеспечения через подконтрольные атакующим компьютеры осуществляется атака в виде «внешнего» управления нужными процессами так, что нарушается вся технология производства, особенно непрерывного. Следует иметь в виду, что сам работник какое-то время может и не подозревать, что его ПЭВМ подвержена компьютерной атаке и «бастует», нанося, тем самым, ущерб экономике предприятия и страны в целом. При этом результат киберстачки может быть обнаружен не сразу, а причину можно и вообще не обнаружить, если во вредоносном ПО предусмотрена функция самоуничтожения после проведения неких действий по намеченной программе.
Насколько опасной для экономики России может быть новая угроза?
Согласно Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 7 июля 1995г. под экономической безопасностью понимается «состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям».
В условиях кризисной экономики последних лет, активизации политической борьбы элит и нарастания в ряде регионов России социальной напряженности уже отмечается появление таких внешних и внутренних воздействий и угроз политической стабильности и экономической безопасности страны [18, 29]. При этом деструктивными силами взяты на вооружение современные технологии социальной революции, в том числе возможности сети Интернет [5,15-17,27]. В этой ситуации не исключена возможность использования для «расшатывания ситуации» и технологии виртуальной забастовки или киберстач-ки.
Для увеличения масштаба экономических последствий и создания громкого политического резонанса в обществе
технология киберстачки может быть применена в первую очередь на предприятиях и в технологических процессах, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения крупных городов России, в первую очередь — Москвы. Это обусловлено тем, что большинство революций начиналось в столицах и начинало их, в том числе, и население, недовольное бытовыми неудобствами, перебоями со снабжением продуктами питания и предметами первой необходимости [11, 13, 17].
Вот почему на современном этапе в Российской Федерации существенно возрастает роль государства и государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, прежде всего по неукоснительному внедрению систем обеспечения безопасности информации, используемой в критически важных составляющих процессов жизнеобеспечения её граждан, как механизма реализации государственной политики в сфере экономической безопасности России [23, 24, 30].
Список использованных источников
-
Корчмит-Матюшов В. И. «Теория войн». — М.: БФРГТЗ «Слово», 2001.
-
Тоффер Элвин «Третья волна».— М.: изд-во АСТ, 2002.
-
Матвиенко Ю. А. «Информационно-психологическая война как одна из форм разрешения социально-политических противоречий в современном обществе». Статья в журнале Академии военных наук «Информационные войны» № 4(8) за 2008г
-
Паршин С. А., Горбачёв Ю. Е., Кожанов Ю. А. «Кибервойны —реальная угроза национальной безопасности?». — М.: КРАСАНД, 2011.
-
Матвиенко Ю. А. «Предупредить — значит вооружить» (кибертер-роризм вчера, сегодня и завтра). Статья в журнале Академии военных наук «Информационные войны» № 2 (18) за 2011г.
-
ПеркинсДжон «Исповедь экономического убийцы». — М.: Pretext , 2010.
-
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 200.
-
«Краткий терминологический словарь гуманитарных дисциплин: философия, социология, конфликтология, психология, право, современные технологии обучения». — М.: Современный гуманитарный университет, 2002.
-
Chamberlain N. «Social responsibility and strikes», N. Y., 1953.
-
Лозовский А. (Дридзо Соломон Абрамович) «Стачка как бой: лекции, читанные в Международной ленинской школе в январе-марте 1930г Изд. 3-е». — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.
-
Гарр Т. Р. «Почему люди бунтуют». — СПб.: «Питер», 2005.
-
Богорад Е. «Искусство войны-2. Китайские военные стратеги о методах ведения боевых действий в новом тысячелетии». Статья в журнале «Популярная механика № 9 за 2003г.
-
Епархина О. В. «Социальная революция в фокусе исторической социологии». — Ярославль, изд-во «Литера», 2011.
-
Глазунов О. Н. «Особенности революционных технологий в теоретическом наследии марксизма и неомарксизма». — М.: «ПРОБЕЛ-2000»,
2010.
-
Гапич А. Э. , Лушников Д. А. «Технологии «цветных революций». —
М.: РИОР. 2010.
-
«Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека / отв. ред. Н.А. Нарочницкая, ред и сост. Е.А. Бондарева». — СПб.: Алетейя, 2008.
-
Шарп Джин «От диктатуры к демократии / пер. с англ. Н. Макаровой». — Екатеринбург: «Ультра. Культура», 2005.
-
Керимов А. Д. «Стратегические просчёты российской политической элиты». — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.
-
Туровец О. Г., Родионов В. Б., Бухалков М. И. «Организация производства и управление предприятием». — М.: ИД «ИНФРА-М», 2007.
-
Савенкова Т. И. «Логистика: учебное пособие для студентов»— М.: издательство «Омега-Л», 2011.
-
Климов С. М. «Методы и модели противодействия компьютерным атакам». — Люберцы: КАТАЛИТ, 2008.
-
Сердюк В. А. «Организация и технологии защиты информации: обнаружение и предотвращение информационных атак в автоматизированных системах предприятия: учебное пособие». — М.: Изд. дом Гос. Ун-та — Высшей школы экономики, 2011.
-
Анненков В. И., Баранов С. Н., Моисеев В. Ф., Сергеев Н. А. «Безопасность и противоборство в информационной сфере: аспекты национальной безопасности. Учебное пособие / под общ. ред. профессора В. И. Анненкова». — М.: «Русавиа», 2010.
-
Расторгуев С. П. «Философия информационной войны». — М.: Московский психолого-социальный институт, 2003.
-
Дугин А. Г. «Философия войны». —М.:
-
Боков Д. Ю. «Социально-правовые основания информационного общества». —Балашиха, Мос. обл.: из-во «Де-По», 2011.
-
Гарев В. А. «Информационные угрозы современного международного терроризма». — М.: Институт Африки РАН, 2010.
-
Гранатуров В. М. «Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: учебное пособие». — М.: «Дело и сервис», 2010.
-
«Кавказ 2011. Русский взгляд». М.: фонд РОД. 2011.
-
«Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Информационная безопасность». — М.: МГФ
«Знание», ГЭИТИ, 2005.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ МНОГОПОЛЯРНОСТИ
Савин Л. В.
Главный редактор информационно-аналитического издания «Геополитика» (кафедра Социологии международных отношений Социологического факультета им. М. В. Ломоносова) и интернет-портала Геополитика.Ру
Теория и стратегия многополярности имели ряд объективных предпосылок и периодов повышенного интереса к ним со стороны международного сообщества политиков и экспертов. До начала Первой мировой войны существовал баланс сил, который принято считать прототипом мультиполярности. Ряд авторов относят к опыту многополярности и период между Первой и Второй мировыми войнами, когда одновременно существовали политические режимы либерализма, коммунизма и фашизма.
Сейчас мультиполярность или многополярность становится ключевой концепцией для понимания новой глобальной ситуации. Хотя этот термин использовался учеными и политиками различных стран, в основном, в качестве контрастной теории двуполюсного или биполярного мира во второй половине 90-х гг., или в контексте критики США, предпосылки для многополярности были заложены еще раньше.
Прежде всего, нужно отметить появление в двуполярной системе Движения Неприсоединения, которое было официально создано 25 государствами на Белградской конференции в сентябре 1961 г. Его созданию предшествовали Бандунгская конференция 1955 г. и трёхсторонние консультации Иосипа Броз Тито, Гамаля Абдель Насера и Джавахарлала Неру в 1956 г. Основной принцип этой организации — это неучастие в военных