ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1217
Скачиваний: 2
10
11
дриполярном (четырехполюсном) проекте многополярного миро-
устройства .
В первой части своего доклада Александр Гельевич акцентировал
внимание на том факте, что какой бы мир не создавался сейчас на на-
ших глазах, в основе его лежит не многополярная, а универсалистская
философия, которая рассматривает всё с точки зрения нормативных
моделей развития общества . Но для обоснования построения поли-
центричного мироустройства необходима новая философия, полити-
ческая, социальная, историческая, исходящая из фундаментальных
принципов отказа от универсалистских, индивидуалистских, этно-
центричных принципов, базирующаяся на антропологическом плю-
рализме . Это должно повести к отказу от нормативизма, в котором
за основу берутся концепты западной цивилизации такие как «права
человека», «эгалитаризм» и т . д . За основу профессор Дугин пред-
лагает взять антииндивидуалистские методологии Дюмона, считав-
шего полноценной и последовательной социологией лишь холизм .
Немаловажными, по мнению докладчика, являются и работы
Самнер Уильяма Грэма, который, основываясь на большом этно-
графическом материале, выводит такие понятия как мы-группа/
они-группа (отношения в мы-группе — сплоченность; между мы-
группой и они-группой — враждебность) и этноцентризм (в основе
лежит склонность человека оценивать окружающий мир через при-
зму культурных представлений своей мы-группы) .
Данная методология позволит отказаться от концепта «абстракт-
ного общества» как всеобщего эквивалента, базовой модели, так как
общество всегда конкретно . Исходя из этого сравнение конкретного
общества с другим конкретным обществом допустимо и необходи-
мо, а вот сравнение конкретного общества с «абстрактным обще-
ством» не соответствует научной строгости .
Приписывание нормативности именно западному обществу, а
также утверждения строгой последовательности фаз развития, обя-
зательных для любого общества, как впрочем, и утверждение о суще-
ствовании цивилизации в единственном числе (противопоставление
цивилизация/варварство) есть не что иное, как проявление этноцен-
тризма, навязываемого западной мы-группой остальным обществам .
Семинар 1: Геополитика многополярного мира
Необходимо ввести принципы этносоциологии, культурной, со-
циальной структурной антропологии, подробнее о которых можно
узнать из выходящей на днях в печать монографии профессора Ду-
гина . Релевантными являются работы таких ученых как Боас, Турн-
вальд, Эванс-Причард, Леви-Стросс, тут же стоит упомянуть важ-
ность монадиальности Лейбница (общество как конкретная монада
второго уровня) и феноменологии Гуссерля, на основании которой
можно выстроить этно-феноменологию .
Также профессор Дугин напомнил, что в прошлом семестре про-
ходили семинары посвященные неаристотелевской логике, и в свя-
зи с этим в очередной раз рекомендовал обратить внимание, прежде
всего, на Китаро Нишиду, Брентано, китайскую философию Инь-ян .
Подводя итог первой части доклада, А . Г . Дугин обратил внима-
ние на то, что нельзя строить многополярный мир в условиях одно-
полярной философии . Эта философия должна быть создана теми,
кто стремится к построению полицентризма .
Во второй части доклада профессор Дугин говорил о том, что в
рамках современных подходов международных отношений много-
полярность как теория не только отсутствует, напротив, для нее нет
места и это необходимо исправить . Профессор Дугин напомнил,
что в центре теории многополярности находятся радикально новые
субъекты миропорядка — цивилизации (концепция Полюса), и это
кардинально отличает ее от существующих теорий международных
отношений оперирующих такими понятиями как государство, граж-
данское общество, экономические формации (труд/капитал), инди-
видуумы .
Так же важным в этой части доклада является краткая характери-
стика существующих теорий международных отношений, коих на
сегодняшний день всего четыре, и сравнение их особенностей и раз-
личий с многополярной теорией .
Реализм . Эта теория исходит из того, что в пост-Вестфальском
мире акторами международных отношений являются государства,
понятые как автономный индивидуум, который взаимодействует с
другими государствами, абсолютно жёстко исходя из своих эгои-
стичных интересов . Но в отличие от Гоббса, предлагавшего такую
антропологию на уровне внутриполитической ситуации, теория реа-
Алтухов
В. В.
Обзор семинара
12
13
лизма в международных отношениях отказывается от наличия «Ле-
виафана», того кто был бы над национальными государствами . Меж-
дународные отношения ничем и никогда не регулируются, кроме
конкретного баланса жизненных интересов отдельных государств .
Это основная базовая модель американской и англосаксонской гео-
политики .
Понятие цивилизации должно быть взято как самостоятельный
концепт, и именно цивилизации должны выступать как конкретные
полюса многополярного мира, в этом и состоит смысл теории много-
полярности . Это не старая Вестфальская система, где полюсом вы-
ступает национальное государство; в нынешних условиях ни одно
национальное государство, кроме США, не может претендовать на
роль полюса . И между этими полюсами не должно быть никакой
наднациональной модели, цивилизации отстаивают свои интересы
естественным образом, как это делают государства в теории реализ-
ма .
Идеализм или либерализм . Данная теория международных отно-
шений не столько гоббсовская, сколько локковская, смысл которой
заключается в том, что демократические общества, основанные на
парламентской модели правления, на свободном рынке, на призна-
нии прав человека меньше склонны конкурировать военным обра-
зом с другими демократиями . Поэтому на передний план выйдут
экономические отношения, взаимосвязи и культурный обмен вместо
противостояния интересов . В основе либеральной теории междуна-
родных отношений лежит распространение западных социально-по-
литических моделей на весь мир, и это значит не отказ от агрессии,
но проведение агрессии в гуманитарных целях (пример: Ирак, Аф-
ганистан, где для торжества демократии принесены в жертву сотни
тысяч жизней) .
В отличие от либерализма теория многополярности не признает
либерал-капиталистической системы, как универсальной базы ин-
теграции . Но при этом, соглашаясь с идеалистической теорией, до-
пускает интеграционные процессы на основе сходства конкретных
цивилизационных ценностей, но в локальном масштабе границ этой
цивилизации .
Семинар 1: Геополитика многополярного мира
12
Неомарксистская теория . Акторами международных отношений
являются не государства, не политические демократии, объединяю-
щиеся в единое гражданское общество, а экономические факторы,
т .е . международные отношения мыслятся глобально в мир-системе
Валерстайна, где мир поделен на две зоны: Зону капитала (богатый
Север) и Зону глобального пролетариата (бедный Юг) . При этом
нивелируются все национальные, цивилизационные, политические
особенности, имеющие второстепенное значение . Эта модель меж-
дународных отношений, основанная на прогрессизме, утверждает,
что лишь когда весь мир превратиться в единое глобальное государ-
ство с мировой капиталистической элитой и мировым пролетариа-
том, только тогда сложатся условия для мировой революции .
Теория многополярности, соглашаясь с неомарксистами, призна-
ет несправедливость существующей однополярной мир-системы,
отвергает ее правомочность и призывает бороться с ней . Но при этом
не принимает экономический детерминизм и убежденность в том,
что разделение труда и противоречия между Трудом и Капиталом
являются основой мир-системы и политэкономической географии
глобального мира . Вместо этого теория многополярности предла-
гает рассмотреть цивилизацию как экономического актора, внутри
которого разделение на бедных и богатых не будет вносить столь
радикальную оппозицию . Так же можно перенести политтехноло-
гии третьего пути, применявшиеся в 30-е годы в национальных го-
сударствах Европы на цивилизационный уровень . Взятый за основу
лозунг «ни пролетарий, ни буржуа — все мы соратники» позволил
снять внутреннее напряжение и экстраполировать его, что дало не-
бывалый экономический подъем в Европе . Теория многополярности
предлагает рассматривать внутри цивилизации богатые и бедные
слои общества не как врагов, а как единомышленников внутри мы-
группы по отношению к они-группе .
Конструктивистская или постмодернистская теория . Еще одно
название — социологическая . Данная теория делает ставку не на
классических акторов международных отношений, а предлагает рас-
сматривать полифонию акторов, в том числе и подгосударственных,
утверждая важность участия в политике НПО, фондов, гуманитар-
ных инициатив, управляемых гражданским обществом . Что можно
Алтухов
В. В.
Обзор семинара
13
обозначить как немного усовершенствованную версию либеральной
теории международных отношений, но только с критикой западно-
центристских установок . Теория релятивизирует дискурс трех базо-
вых теорий МО, интересна в своей критической фазе, но не может
быть взята за основу многополярного мира, тем более что речь о
многополярном мире вообще не идет, а говорится, скорее всего, о
бесполярном мире, о том, что У . Бек назвал обществом риска .
Теория многополярности отвергает перенос центра внимания
международных отношений к субгосударственным акторам и граж-
данскому обществу, гипериндивидуализацию и космополитизм, а
также миксофилическую обсессию (в общем, все то, что принято
называть ультраглобализмом или альтерглобализмом), но соглаша-
ется с критикой постмодернистских теорий по отношению к суще-
ствующим международным отношениям, основанных на принципах
Модерна .
В третьей части доклада Александр Гельевич заявил, что на прак-
тике многополярная теория международных отношений может быть
представлена как квадриполярный проект .
Квадриполяризм (четырехполюсный мир) представляет собой
районирование земного шара на четыре зоны: Американскую, Ев-
ро-Африканскую, Евразийскую и Тихоокеанскую . Эти четыре зоны
призваны к меридиональной интеграции, являясь при этом четырьмя
главными полюсами, между которыми следует установить относи-
тельный политико-экономический и военно-стратегический баланс .
Каждая зона квадриполярного проекта делится на виды или суб-
зоны, которые более строго соответствуют понятию конкретная ци-
вилизация . Они-то и есть главные акторы международных отноше-
ний .
В каждой зоне (полюсе квадриполяризма) можно выделить не-
сколько цивилизаций:
Американская метацивилизация . Включает в себя Североаме-
риканскую (плюс Австралия), и Латиноамериканскую . Иногда в
отдельное «большое пространство» помещают Центральную Аме-
рику, которая примыкает к Южной Америке и является частью Ла-
тиноамериканской цивилизации .
Семинар 1: Геополитика многополярного мира
Евро-Африканская метацивилизация . Включает в себя интегри-
рованную Европу, Арабистан (арабский мир) и Транссахарскую Аф-
рику .
Евразийская метацивилизация . Включает в себя Россию + страны
СНГ (Евразийский союз), страны континентального Ислама (Тур-
ция, Иран, Афганистан, Пакистан), Индию .
Тихоокеанская метацивилизация . Включает в себя Китай, Япо-
нию и зону других Дальневосточных и тихоокеанских государств,
так или иначе испытывающих влияние Китайско-японского кондо-
миниума .
Границы между метацивилизациями и цивилизациями многопо-
лярного мира должны быть гибкими и допускать зоны смешанного
влияния . От концепта границы-линии (Модерн и международные от-
ношения Модерна) переходим к границе-полосе (Премодерн/Пост-
модерн) .
В заключение своего доклада профессор А . Г . Дугин заявил, что
только описанный выше многополярный мир является альтернати-
вой существующему миру .
Александр Бовдунов в своем докладе «Многополярность и Вос-
точная Европа» говорит о том, что после распада Советского Союза
восточноевропейские страны взяли строгий курс на вступление в
НАТО и ЕС, однако на пути к интеграции, при столкновении с За-
падным миром, произошли также противоположные тенденции, свя-
занные с пробуждением традиционалистски настроенных масс . Ав-
торы сборника ИНИОН РАН «Национализм и популизм в Восточной
Европе» отмечают, что в случае румынского, словацкого, польского,
венгерского всплесков популизма и национализма лежат не только
межэтнические проблемы, но проблемы социальные, а также несо-
ответствие «европейских ценностей» традиционным и неспособ-
ность самой Западной Европы принять в себя восточноевропейцев» .
Далее автор переходит к рассмотрению политических сил, высту-
пающих за многополярное мировое устройство по Странам .
Словакия . После вхождения в парламентскую коалицию сил,
представляющих национал-популистский тренд, правительство Ро-
берта Фицо начало развивать дружественные отношения с Россией,
Алтухов
В. В.
Обзор семинара
14
15
16
17
Словакия вышла из войны в Ираке, а так же поддержала нашу стра-
ну в августовском конфликте 2008 года .
Болгария . Болгарская националистическая партия «Атака» вы-
ступает против либеральных реформ и того положения, в котором
в их результате оказалась страна . Выступает за выход Болгарии из
НАТО и с 2004 года показывает весьма стабильные результаты на
общенациональных выборах 9—10% . При этом партия имеет русо-
фильскую направленность .
Румыния . После непреодоления 5% барьера на выборах в парла-
мент в 2009 г . партией «Великая Румыния», призывавшей к многопо-
лярности в международных отношениях, в парламенте страны наи-
более популярной является национал-либеральная партия Румынии,
со стороны которой постоянно слышится критика МВФ и отказ от
участия Румынии в войне в Ираке . При этом не только национал-ли-
беральная партия, но и социал-демократическая партия выступают
за улучшение отношений с Россией .
Польша . Среди политических сил Польши можно выделить про-
тивостояние двух геополитических проектов: фило-русского, насле-
дующего национал-демократические традиции Р . Дмовского и анти-
русского, наследующего государственно-демократические традиции
Ю . Пилсудского . Также стоит отметить Марека Гвогошовского и его
критику глобализма, Ярослава Томашевича, автора работы «Этно-
плюралистический манифест», в котором он выдвигает в качестве
норматива идею сохранения культурного и этнического многообра-
зия обществ .
Венгрия . До 2000-го года единственной партией придерживаю-
щейся идеи многополярного мира была Венгерская партия Справед-
ливости и Жизни — MIEP, выступавшая против вхождения Венгрии
в НАТО, глобализма, американского империализма . Партия осудила
бомбардировки Югославии силами НАТО в 1999 году и вторжение
США и их союзников в Ирак в 2003 . Начиная с 2000-х и по сей день
самой мощной партией, выступающей за многополярный мир явля-
ется национал-популистская Партия за лучшую Венгрию — Йоб-
бик . Партия ориентирована на традиционные ценности и сохране-
ние национальной идентичности, критикует США и их стремление к
единоличному правлению миром, призывает более активно сотруд-
Семинар 1: Геополитика многополярного мира
ничать с основными центрами сопротивления новому мировому по-
рядку — Китаем, Россией, Ираном .
Сербия . Среди большинства политических партий, поддержива-
ющих идеи многополярного мира, пожалуй, единственная Сербская
радикальная партия Войслава Шешеля выступает с позиций евро-
скептицизма . Сербским интеллектуалам, выступающим с позиций
многополярного мира, присущи: ориентация на Россию, сербский
национализм, антизападничество .
Хорватия . В Хорватии отсутствуют серьезные политические
силы, которые выступали бы за проект многополярного мира (влия-
ние США довольно сильно) . И все же интеллектуальная оппозиция
однополярному миру в Хорватии существует, более того, выдвига-
емые немногочисленными хорватскими авторами проекты ориги-
нальны и интересны .
Наиболее известным хорватским автором является Томислав Су-
нич, член Европейского движения «Новых правых» . Сунич оппони-
рует идеям «глобальной» демократии, как противостоящей правам
народов на собственное уникальное развитие . Объединение в искус-
ственные конструкции во имя демократии, блага, всеобщего брат-
ства, считает Сунич неминуемо ведет к стравливанию народов, что
хорошо показывает пример бывшей Югославии .
Другой представитель хорватских новых правых, член «евро-
пейских синергий» Юре Вуич, геополитик, поддерживает основные
линии европейской имперской геополитики, идею евразийского кон-
тинентального блока, противостоящего англосаксонским талассо-
кратиям, симпатизируя евразийству во всех его видах, считает его
подходящим для формирования альтернативной современному ми-
ропорядку геополитической концепции многополярного мира . При
этом Вуич жестко выступает против попыток объединения Европы
исключительно на рациональных началах, в частности против идеи
Хабермаса, против современной, бюрократической структуры ЕС и
противопоставляет проект Европы как союза, объединяющего раз-
личные народы Европы, выстраивая культурное многообразие на
органической, а не искусственной основе .
Также стоит упомянуть популярного правого католического пу-
блициста Марко Франчисковича, считающего, что политический
союз с США и Великобританией ставит под угрозу хорватские на-
Алтухов
В. В.
Обзор семинара
18
19
циональные интересы, независимость государства и католические
ценности, которые подрываются глобализмом, американским про-
тестантизмом и пр . Марко предлагает Хорватии ориентироваться
во внешней политике на Россию, для которой может открыть выход
в Адриатическое море, и Германию, предоставив немцам выход в
Адриатику и дунайскую речную систему .
В завершение своего доклада Александр Бовдунов высказал
мысль о необходимости наладить диалог с этой частью восточноев-
ропейских обществ для обсуждения геополитических проектов аль-
тернативных однополярному миру .
Содержание доклада «Геокультура, коммуникации и сакраль-
ная география», который представил Леонид Савин, коррелирует с
предыдущими двумя . Основная мысль доклада заключается в том,
что попытка построения однополярного мира и установление ново-
го мирового порядка, объявленного Дж . Бушем-старшим во время
операции «Буря в пустыне», привела к тому, что международные ак-
торы стали разрабатывать свои подходы и модели многополярного
устройства мира .
В качестве примера докладчик привел следующие доводы:
Во-первых, процессы глобализации породили такое явление как
этноглобализм, смысл которого заключается в том, что он не явля-
ется мультикультурализмом (провалившимся в Европе), культурным
релятивизмом, процессом транскультурации, а так же не является
ассимиляцией, впрочем, как и не является и этноконвергенцией . Он
имеет поликультурный контекст и отрицает любую мимикрию ло-
кальных этнических, культурных, религиозных практик .
Во-вторых, установление глобалистской культуры, такой как
культура США (о которой З . Бжезинский высказался, что это некий
симбиоз, некая суррогатность культур, тем не менее привлекатель-
ная и интересная для некоторых народов), для современных про-
цессов глобализации является пунктом один во внешней политике
США . Как один из примеров такой суррогатной культуры докладчик
привел спорт, в котором популярным и востребованным является
футбол . Футбольные ассоциации представляют собой координаци-
онный центр, большое количество футбольных клубов, имеющих
свою символику, и в пределах этноцентрума четко себя различаю-
Семинар 1: Геополитика многополярного мира
щих среди других спортивных групп . Спорт имеет многополюсную
структуру .
Докладчик также обратил внимание на то, что культуры быва-
ют не только суррогатными, но и религиозными . Если проанализи-
ровать религиозную культуру, можно заметить, что в Америке (за
исключением нескольких сект) нет религиозного центра . Все рели-
гиозные центры находятся на территории Африки, Европы и Азии,
являясь при этом еще международными акторами .
Подытоживая свой доклад, Леонид Савин заметил, что во многих
явлениях прослеживаются процессы, направленные на многополяр-
ный мировой уклад .
Свой доклад «Критика антиглобализма» Юлия Фирсова начала
с замечания, что после крушения СССР в мире стала складываться
однополюсная система, в оппозицию к которой выстраиваются раз-
личные организации антиглобалистской направленности . У каждой
организации есть свои плюсы и минусы, но они представляют собой
разрозненную систему без какой бы то ни было общей идеологиче-
ской направленности . Не совсем ясно за счет чего существуют эти
организации и кем они финансируются . Есть предположение, что
одним из источников является правительство США, которое пресле-
дует цель дестабилизации Еврозоны . Характерным признаком для
организаций подобного рода является развитость медиаресурсов,
которые широко освещают их деятельность .
В завершение докладчик резюмировала, что лик империализма-
буржуазия пытается прикрыть безликим словечком «глобализация»,
но при этом «антиглобализм» не является эквивалентом антиимпе-
риализма .
Подводя итоги семинара, профессор Дугин обозначил важность
тезиса: антиглобализм не является инструментом борьбы с глоба-
лизацией, наоборот антиглобализм является инструментом глоба-
лизации . Разрозненное движение, базирующееся исключительно на
PR-технологиях, своими провокациями маргинализирует идею ан-
тиглобализма, способствуя установлению нового мирового порядка,
которому придается престижный характер . Совершенно очевидно,
что антиглобализм не является антитезой однополярному миру, что
реальной альтернативой глобализации и однополярному миру явля-
ется только многополярное мироустройство .
Алтухов
В. В.
Обзор семинара