ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1219
Скачиваний: 2
20
21
а. г. дугин
Д . п . н ., директор Центра Консервативных Исследований
при социологическом факультете, зав . кафедрой Социологии международ-
ных отношений социологического факультета МГУ им . М .В .Ломоносова
геопоЛитиКа многопоЛярного мира:
теория геопоЛитичеСКого поЛицентриЗма
(ТЕЗИСы)
часть 1
Философия многополярности
Для построения многополярного мира нужна новая философия .
Политическая, социальная, историческая .
Эта философия должна исходить из следующих фундаменталь-
ных принципов:
• социологический мак-
симализм (холизм, Л . Дю-
мон), отказ от методологи-
ческого индивидуализма;
• антропологический
плюрализм (сколько об-
ществ и культур, столько и
определений человека), от-
каз от нормативизма (в част-
ности, от концепта «прав
человека», «естественных
прав», «эгалитаризма»);
Профессор А. Г. Дугин
22
23
Семинар 1: Геополитика многополярного мира
• плюриверсальность (С . Латуш, А . де Бенуа), отказ от уни-
версализма;
• общество может быть только конкретным (мы-группа / они-
группа, mora Самнера), отказ от концепта «абстрактного обще-
ства» как всеобщего эквивалента, образца, базовой модели;
• этносоциологизм/культурная, социальная, структурная ан-
тропология (Боас, Турнвальд, Эванс-Причард, Леви-Стросс) вме-
сто убежденности в строгой последовательности фаз развития,
обязательных для любого общества;
• реверсивность исторического процесса против идеи про-
гресса;
• не-аристотелева логика (Китаро Нишида, Инь-ян, Брентано)
против аристотелевской логики;
• цивилизационная феноменология (Гуссерль), против «циви-
лизации» в единственном числе и пары цивилизация/варварство;
• монадиальность (Лейбниц); общество как конкретная мона-
да, против общей социологии, приписывающей свойство норма-
тивности западноевропейским обществам;
• конкретная компаративистика против евроцентризма (как
частного случая этноцентризма и имплицитного расизма) .
Эта философия должна быть в общих чертах создана и обрисо-
вана всеми, кто стремится к построению многополярного мира . Без
неё многополярного мира не будет . У новой многополярности пока
нет плана, нет идейной базы . Она должна быть .
часть 2
теория многополярности
в контексте существующих теорий мо
1 . Многополярность как теория отсутствует в современных МО .
В рамках нынешних подходов у нее нет места .
2 . Основные теории МО: реализм, либерализм (идеализм), нео-
марксизм, а также постмодернистская критика . Реализм не подходит
для теории многополярности, так как оперирует с базовой катего-
рией национальных государств . Либерализм — поскольку берет за
А. Г. Дугин
Теория геополитического полицентризма
основу сближения стран западноевропейскую либерально-капита-
листическую модель гражданского общества . Неомарксизм — по-
тому что рассматривает мир-систему (Валлерстайн) как глобальный
капитал (богатый Запад) и глобальный труд (бедный Юг), игнори-
руя важнейшую для нас зону полупериферии (см . первый семинар
в сборнике 4ПТ №1) . Постмодернизм критикует реализм и либера-
лизм в рамках общей критики Модерна (и этим он интересен), но
позитивного сценария не предлагает, утверждая вместо «мирового
порядка» (последнее слово Модерна) «мировой беспорядок» (обще-
ство риска — У . Бека, например — см . семинар по постгеополитике
в сборнике Левиафан №1) .
3 . Теория многополярности, по сути, должна стать новой теорией
МО наряду с существующими .
4 . В центре теории многополярности стоит концепция полюса .
Этим полюсом является, в отличие от других теорий МО, не госу-
дарство, не гражданское общество, не экономические категории
(труд/капитал), не индивидуумы, но цивилизации, как радикально
новые субъекты миропорядка . Цивилизации трансгосударствен-
ны . Их количество качественно меньше количества государств, но
больше, чем 2 или даже 3 . Таксономия цивилизаций может быть вы-
строена на двух уровнях: глобально-пространственном и локально-
пространственном . Глобально-пространственный уровень можно
уподобить роду . А локально-пространственный — виду . Об этом
чуть подробнее в 3 части (о квадриполярности) .
5 . Особенности и отличия многополярной теории в сравнении с
другими версиями МО таковы:
• в отличие от реалистов, она оперирует не с национальными
государствами, а с цивилизациями, которые признаются в качестве
главных акторов МО;
• но в согласии с реалистами, теория многополярности при-
знает хаотическую природу МО в сфере между акторами-цивили-
зациями, то есть придает акторам-цивилизациям признак суверен-
ности;
• в отличие от либерализма, теория многополярности не при-
знает либерал-капиталистической системы, как универсальной
базы интеграции;
24
25
Семинар 1: Геополитика многополярного мира
• но, в согласии с идеалистами (лучше называть их так, а не
либералами), допускает интеграционные процессы на основе
сходства конкретных цивилизационных ценностей, однако в ло-
кальном масштабе границ этих цивилизаций (то есть в границах
конкретной цивилизации могут быть и не хаотические, но рацио-
нализированные процессы интеграции);
• у неомарксистов теория многополярности отбрасывает эко-
номический детерминизм, убежденность в том, что разделение
труда и противоречия между Трудом и Капиталом являются осно-
вой мир-системы и политэкономической географии глобального
мира (вместе с имплицитной убежденностью в победе интернаци-
онализма на обоих полюсах — капиталистическом (богатый Се-
вер) и пролетарском (бедный Юг), вместо этого утверждая обрати-
мость экономико-географических процессов (см . первый семинар
в сборнике 4ПТ №1);
• но, в согласии с неомарксистами, признает несправедливость
существующей однополярной мир-системы (с полюсом в «богатом
Севере»), отвергает ее правомочность и призывает бороться с ней;
• в отличие от постмодернистов, в МО теория многополярно-
сти отвергает перенос центра внимания к субгосударственным ак-
торам и гражданскому обществу, гипериндивидуализацию и кос-
мополитизм, а также миксофилическую обсессию (одним словом,
ультраглобализм или альтерглобализм);
• но, в согласии с постмодернистами, теория многополярно-
сти критикует существующие МО, основанные на принципах Мо-
дерна, метафоре государство=индивидуум .
часть 3
Квадриполяризм и большие пространства
1 . На практике многополярная теория может быть представлена
через квадриполярный проект .
2 . Квадриполяризм (четырехполюсный мир) представляет собой
районирование земного шара на 4 зоны: Американскую, Евро-Аф-
риканскую, Евразийскую и Тихоокеанскую . Эти 4 зоны призваны к
А. Г. Дугин
Теория геополитического полицентризма
меридиональной интеграции . Они и есть 4 главных полюса, между
которыми следует установить относительный политико-экономиче-
ский и военно-стратегический баланс . Это 4 рода цивилизаций . 4
мета-цивилизации-геноса .
3 . Каждая зона делится на виды или субзоны . Они соответствуют
более строго понятию «цивилизация» или «конкретная цивилиза-
ция» . Это главные акторы многополярной теории . Выстраивание ба-
ланса между ними должно идти параллельно выстраиванию баланса
между зонами-родами . Это цивилизации-виды, цивилизации-эйдо-
сы . Им соответствует концепт К . Шмитта «большое пространство» .
В данном случае «большое пространство» следует рассматривать
как конкретный «пре-концепт» основы теории многополярности
(см . в сборнике Левиафан №1)
4 . В каждой зоне (полюсе квадриполяризма) можно выделить не-
сколько цивилизаций-эйдосов .
В Американской метацивилизации-геносе: Североамериканскую
(включая Австралию) и Латиноамериканскую (иногда в отдельное
«большое пространство» помещают Центральную Америку, в целом
примыкающей к Южной Америке и Латиноамериканской цивилиза-
ции) .
В Евро-Африканской цивилизации-эйдосе: Европу (уже интегри-
рованная), арабский мир (Арабистан) и Транссахарскую Африку .
В Евразии: Россию + страны СНГ (Евразийский Союз), страны
континентального Ислама (Турция, Иран, Афганистан, Пакистан),
Индию .
В Тихоокеанском регионе: Китай, Японию и зону других Дальне-
восточных и Тихоокеанских государств, так или иначе испытываю-
щих влияние Китайско-японского кондоминиума .
5 . Границы между метацивилизациями и цивилизациями, родами
(геносами) и видами (эйдосами) многополярного мира должны быть
гибкими и допускать зоны смешанного влияния . От концепта гра-
ницы-линии (Модерн и МО Модерна) переходим к границе-полосе
(Премодерн/Постмодерн) .
Заключение
Альтернативой существующему миру является только многопо-
лярный мир, описанный выше!
26
27
а. Л. Бовдунов
Аспирант кафедры социологии международных отношений
социологического факультета МГУ им . М .В .Ломоносова
идеи многопоЛярноСти
в воСточной европе
(ДОКЛАД)
Мы привыкли рассматривать страны Восточной Европы в
качестве зоны непосредственного влияния США . Влияние России
в них после распада Советского Союза резко уменьшилось, обиды
недавней истории, претензии, выдвигаемые к России со стороны
лидеров этих государств, не содействовали дальнейшему улучшению
отношений . Элиты восточноевропейских стран, за исключением
Сербии, которая в 2000-х присоединилась к этому тренду, взяли
строгий курс на вхождение в НАТО и ЕС .
Однако по мере
интеграции в европейские
и евроатлантические
структуры, столкновение с
Западным миром вызвало и
противоположную тенденцию .
Миры восточноевропейских
стран и мир Запада оказались
слишком разными, та социо-
культурная система, куда
восточноевропейцам прихо-
дится интегрироваться, для
многих является просто
неприемлемой, раздражающей
А. Л. Бовдунов
28
29
Семинар 1: Геополитика многополярного мира
часть традиционалистски настроенных масс . Роль этих стран
подчинение интересам США и западноевропейским странам,
подобный удел не может удовлетворять как часть элит, так и
мощные контрэлиты .
В последнее время в Восточной Европе, как отмечают
отечественные и западные аналитики, происходит рост настроений
евроскептицизма и разочарования в либерально-демократической
системе, в тех ценностях, которые открыто проповедуют США и их
союзники . Образ Европы, как замечают сами западные исследователи,
теряет свою привлекательность для восточноевропейцев
1
. Движущей
силой роста влияния популистских движений и лидеров, к которым
относят даже и таких атлантистов, как братья Качиньские или
Траян Басеску, становится усталость от либерализма, стремление
к другим ценностям . Таким настроениям общества в Восточной
Европе соответствует серьезный «традиционалистский стержень»,
обращение к традиционным ценностям
2
. Авторы сборника ИНИОН
РАН «Национализм и популизм в Восточной Европе» отмечают, что
в основе румынского, словацкого, польского, венгерского всплесков
популизма и национализма лежат не только межэтнические, но
и социальные проблемы, а также несоответствие «европейских
ценностей» традиционным, неспособность самой Западной Европы
принять в себя восточноевропейцев
3
. На этом фоне становится
понятным и появление серьезных политических сил в этих странах,
заявляющих о курсе на многополярность во внешней политике, и
наличие серьезных философов и геополитиков, предлагающих
свои образы многополярного мирового устройства, несмотря на
очевидный «атлантизм» этих стран .
Многополярность по странам:
Во всех странах восточной Европы можно четко выделить те
политические силы, которые выступают за многополярное мировое
устройство . Степень их радикализма может быть разной, но все они
являются представителями того «национал-популистского тренда»,
1
Поллак Д . Национализм и евроскептицизм в посткоммунистических госу-
дарствах Центральной и Восточной Европы / Восточная Европа: национальные
кульутры в контексте глобализации и интеграции . М ., 2005 . С . 10 .
2
Национализм и популизм в Восточной Европе . М .:2007 . С . 8 .
3
Там же .
А. Л. Бовдунов
Идеи многополярности в Восточной Европе
о котором речь шла выше . Большая часть их сейчас находится в
оппозиции, хотя и располагает серьезной поддержкой населения .
Словакия
Примером того, насколько может поменяться внешняя политика
при приходе таких сил к власти, даже в качестве младшего партнера
по парламентской коалиции является пример Словакии, которая
при правительстве Роберта Фицо (в него вошли левые популисты,
партия Фицо Smer, партия бывшего
лидера Словакии В . Мечьяра,
обвиняемого Западом в авторитарных
замашках, и старейшая в стране
националистическая Словацкая
национальная партия Яна Слота)
начала развивать дружественные от-
ношения с нашей страной, вышла из
войны в Ираке и поддержала Россию
в августовском конфликте 2008
года
1
. Сейчас, хотя Smer и обладает
крупнейшей фракцией в словацком парламенте, она находится в
оппозиции правоцентристскому правительству .
Болгария
О своей русофильской направленности заявляла и болгарская
националистическая партия «Атака», феномен которой, как
отмечают болгарские политологи и социологи, вызван во многом
протестом против либеральных реформ и того положения, в котором
в их результате оказалась страна
2
. «Атака» и ее лидер Волен
Сидеров, помимо всего прочего, выступает за выход Болгарии из
НАТО и с 2004 года показывает весьма стабильные результаты на
общенациональных выборах (9-10%), что не всегда характерно для
националистических и популистских движений Восточной Европы,
1
Трухачев В . Словакия — главный друг и партнер России в центра Европы .
Международное обозрения Восток+Запад http://www .eastwest-review .com/rus/
article/slovakiya-glavnyi-drug-i-partner-rossii-v-tsentre-evropy
2
Светлорусова Л . М . Проблема национализма в Болгарии в XXI веке / На-
ционализм и популизм в Восточной Европе . М .:2007 .С . 41-43 .
В. Путин и Р. Фицо