Файл: Левиафан выпуск 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

20

21

а. г. дугин

Д . п . н ., директор Центра Консервативных Исследований 

при социологическом факультете, зав . кафедрой Социологии международ-

ных отношений социологического факультета МГУ им . М .В .Ломоносова

геопоЛитиКа многопоЛярного мира: 

теория геопоЛитичеСКого поЛицентриЗма

(ТЕЗИСы)

часть 1

Философия многополярности 

Для построения многополярного мира нужна новая философия . 

Политическая, социальная, историческая . 

Эта философия должна исходить из следующих фундаменталь-

ных принципов:

•  социологический мак-

симализм  (холизм,  Л .  Дю-

мон),  отказ  от  методологи-

ческого индивидуализма; 

•  антропологический 

плюрализм  (сколько  об-

ществ и культур, столько и 

определений  человека),  от-

каз от нормативизма (в част-

ности,  от  концепта  «прав 

человека»,  «естественных 

прав», «эгалитаризма»); 

Профессор А. Г. Дугин


background image

22

23

Семинар 1: Геополитика многополярного мира

•  плюриверсальность (С . Латуш, А . де Бенуа), отказ от уни-

версализма; 

•  общество может быть только конкретным (мы-группа / они-

группа,  mora  Самнера),  отказ  от  концепта  «абстрактного  обще-

ства» как всеобщего эквивалента, образца, базовой модели; 

•  этносоциологизм/культурная,  социальная,  структурная  ан-

тропология (Боас, Турнвальд, Эванс-Причард, Леви-Стросс) вме-

сто  убежденности  в  строгой  последовательности  фаз  развития, 

обязательных для любого общества; 

•  реверсивность  исторического  процесса  против  идеи  про-

гресса; 

•  не-аристотелева логика (Китаро Нишида, Инь-ян, Брентано) 

против аристотелевской логики; 

•  цивилизационная феноменология (Гуссерль), против «циви-

лизации» в единственном числе и пары цивилизация/варварство; 

•  монадиальность (Лейбниц); общество как конкретная мона-

да,  против  общей  социологии,  приписывающей  свойство  норма-

тивности западноевропейским обществам; 

•  конкретная  компаративистика  против  евроцентризма  (как 

частного случая этноцентризма и имплицитного расизма) . 

Эта философия должна быть в общих чертах создана и обрисо-

вана всеми, кто стремится к построению многополярного мира . Без 

неё многополярного мира не будет . У новой многополярности пока 

нет плана, нет идейной базы . Она должна быть .

часть 2

теория многополярности

в контексте существующих теорий мо

1 . Многополярность как теория отсутствует в современных МО . 

В рамках нынешних подходов у нее нет места . 

2 . Основные теории МО: реализм, либерализм (идеализм), нео-

марксизм, а также постмодернистская критика . Реализм не подходит 

для теории многополярности, так как оперирует с базовой катего-

рией национальных государств . Либерализм — поскольку берет за 

А. Г. Дугин

 Теория геополитического полицентризма

основу  сближения  стран  западноевропейскую  либерально-капита-

листическую  модель  гражданского  общества .  Неомарксизм  —  по-

тому что рассматривает мир-систему (Валлерстайн) как глобальный 

капитал (богатый Запад) и глобальный труд (бедный Юг), игнори-

руя важнейшую для нас зону полупериферии (см . первый семинар 

в сборнике 4ПТ №1) . Постмодернизм критикует реализм и либера-

лизм в рамках общей критики Модерна (и этим он интересен), но 

позитивного сценария не предлагает, утверждая вместо «мирового 

порядка» (последнее слово Модерна) «мировой беспорядок» (обще-

ство риска — У . Бека, например — см . семинар по постгеополитике 

в сборнике Левиафан №1) . 

3 . Теория многополярности, по сути, должна стать новой теорией 

МО наряду с существующими . 

4 .  В  центре  теории  многополярности  стоит  концепция  полюса . 

Этим полюсом является, в отличие от других теорий МО, не госу-

дарство,  не  гражданское  общество,  не  экономические  категории 

(труд/капитал),  не  индивидуумы,  но  цивилизации,  как  радикально 

новые  субъекты  миропорядка .  Цивилизации  трансгосударствен-

ны . Их количество качественно меньше количества государств, но 

больше, чем 2 или даже 3 . Таксономия цивилизаций может быть вы-

строена на двух уровнях: глобально-пространственном и локально-

пространственном .  Глобально-пространственный  уровень  можно 

уподобить  роду .  А  локально-пространственный  —  виду .  Об  этом 

чуть подробнее в 3 части (о квадриполярности) . 

5 . Особенности и отличия многополярной теории в сравнении с 

другими версиями МО таковы:

•  в отличие от реалистов, она оперирует не с национальными 

государствами, а с цивилизациями, которые признаются в качестве 

главных акторов МО; 

•  но в согласии с реалистами, теория многополярности при-

знает хаотическую природу МО в сфере между акторами-цивили-

зациями, то есть придает акторам-цивилизациям признак суверен-

ности; 

•  в отличие от либерализма, теория многополярности не при-

знает  либерал-капиталистической  системы,  как  универсальной 

базы интеграции; 


background image

24

25

Семинар 1: Геополитика многополярного мира

•  но, в согласии с идеалистами (лучше называть их так, а не 

либералами),  допускает  интеграционные  процессы  на  основе 

сходства  конкретных  цивилизационных  ценностей,  однако  в  ло-

кальном масштабе границ этих цивилизаций (то есть в границах 

конкретной цивилизации могут быть и не хаотические, но рацио-

нализированные процессы интеграции); 

•  у неомарксистов теория многополярности отбрасывает эко-

номический  детерминизм,  убежденность  в  том,  что  разделение 

труда и противоречия между Трудом и Капиталом являются осно-

вой  мир-системы  и  политэкономической  географии  глобального 

мира (вместе с имплицитной убежденностью в победе интернаци-

онализма на обоих полюсах — капиталистическом (богатый Се-

вер) и пролетарском (бедный Юг), вместо этого утверждая обрати-

мость экономико-географических процессов (см . первый семинар 

в сборнике 4ПТ №1); 

•  но, в согласии с неомарксистами, признает несправедливость 

существующей однополярной мир-системы (с полюсом в «богатом 

Севере»), отвергает ее правомочность и призывает бороться с ней; 

•  в отличие от постмодернистов, в МО теория многополярно-

сти отвергает перенос центра внимания к субгосударственным ак-

торам и гражданскому обществу, гипериндивидуализацию и кос-

мополитизм, а также миксофилическую обсессию (одним словом, 

ультраглобализм или альтерглобализм); 

•  но, в согласии с постмодернистами, теория многополярно-

сти критикует существующие МО, основанные на принципах Мо-

дерна, метафоре государство=индивидуум . 

часть 3

Квадриполяризм и большие пространства

1 . На практике многополярная теория может быть представлена 

через квадриполярный проект . 

2 . Квадриполяризм (четырехполюсный мир) представляет собой 

районирование земного шара на 4 зоны: Американскую, Евро-Аф-

риканскую, Евразийскую и Тихоокеанскую . Эти 4 зоны призваны к 

А. Г. Дугин

 Теория геополитического полицентризма

меридиональной интеграции . Они и есть 4 главных полюса, между 

которыми следует установить относительный политико-экономиче-

ский  и  военно-стратегический  баланс .  Это  4  рода  цивилизаций .  4 

мета-цивилизации-геноса . 

3 . Каждая зона делится на виды или субзоны . Они соответствуют 

более  строго  понятию  «цивилизация»  или  «конкретная  цивилиза-

ция» . Это главные акторы многополярной теории . Выстраивание ба-

ланса между ними должно идти параллельно выстраиванию баланса 

между зонами-родами . Это цивилизации-виды,  цивилизации-эйдо-

сы . Им соответствует концепт К . Шмитта «большое пространство» . 

В  данном  случае  «большое  пространство»  следует  рассматривать 

как  конкретный  «пре-концепт»  основы  теории  многополярности 

(см . в сборнике Левиафан №1) 

4 . В каждой зоне (полюсе квадриполяризма) можно выделить не-

сколько цивилизаций-эйдосов .

В Американской метацивилизации-геносе: Североамериканскую 

(включая Австралию) и Латиноамериканскую (иногда в отдельное 

«большое пространство» помещают Центральную Америку, в целом 

примыкающей к Южной Америке и Латиноамериканской цивилиза-

ции) . 

В Евро-Африканской цивилизации-эйдосе: Европу (уже интегри-

рованная), арабский мир (Арабистан) и Транссахарскую Африку . 

В Евразии: Россию + страны СНГ (Евразийский Союз), страны 

континентального  Ислама  (Турция,  Иран,  Афганистан,  Пакистан), 

Индию . 

В Тихоокеанском регионе: Китай, Японию и зону других Дальне-

восточных и Тихоокеанских государств, так или иначе испытываю-

щих влияние Китайско-японского кондоминиума . 

5 . Границы между метацивилизациями и цивилизациями, родами 

(геносами) и видами (эйдосами) многополярного мира должны быть 

гибкими и допускать зоны смешанного влияния . От концепта гра-

ницы-линии (Модерн и МО Модерна) переходим к границе-полосе 

(Премодерн/Постмодерн) . 

Заключение

Альтернативой существующему миру является только многопо-

лярный мир, описанный выше!


background image

26

27

а. Л. Бовдунов

Аспирант кафедры социологии международных отношений

социологического факультета МГУ им . М .В .Ломоносова

идеи многопоЛярноСти

в воСточной европе

(ДОКЛАД)

Мы  привыкли  рассматривать  страны  Восточной  Европы  в 

качестве  зоны  непосредственного  влияния  США .  Влияние  России 

в них после распада Советского Союза резко уменьшилось, обиды 

недавней  истории,  претензии,  выдвигаемые  к  России  со  стороны 

лидеров этих государств, не содействовали дальнейшему улучшению 

отношений .  Элиты  восточноевропейских  стран,  за  исключением 

Сербии,  которая  в  2000-х  присоединилась  к  этому  тренду,  взяли 

строгий курс на вхождение в НАТО и ЕС .

Однако по мере 

интеграции в европейские 

и евроатлантические 

структуры, столкновение с 

Западным миром вызвало и 

противоположную тенденцию . 

Миры восточноевропейских 

стран и мир Запада оказались 

слишком разными, та социо-

культурная система, куда 

восточноевропейцам прихо-

дится интегрироваться, для 

многих является просто 

неприемлемой, раздражающей 

А. Л. Бовдунов


background image

28

29

Семинар 1: Геополитика многополярного мира

часть традиционалистски настроенных масс . Роль этих стран 

подчинение интересам США и западноевропейским странам, 

подобный удел не может удовлетворять как часть элит, так и 

мощные контрэлиты .

В  последнее  время  в  Восточной  Европе,  как  отмечают 

отечественные и западные аналитики, происходит рост настроений 

евроскептицизма  и  разочарования  в  либерально-демократической 

системе, в тех ценностях, которые открыто проповедуют США и их 

союзники . Образ Европы, как замечают сами западные исследователи, 

теряет свою привлекательность для восточноевропейцев

1

 . Движущей 

силой роста влияния популистских движений и лидеров, к которым 

относят  даже  и  таких  атлантистов,  как  братья  Качиньские  или 

Траян  Басеску,  становится  усталость  от  либерализма,  стремление 

к  другим  ценностям .  Таким  настроениям  общества  в  Восточной 

Европе  соответствует  серьезный  «традиционалистский  стержень», 

обращение к традиционным ценностям

2

 . Авторы сборника ИНИОН 

РАН «Национализм и популизм в Восточной Европе» отмечают, что 

в основе румынского, словацкого, польского, венгерского всплесков 

популизма  и  национализма  лежат  не  только  межэтнические,  но 

и  социальные  проблемы,  а  также  несоответствие  «европейских 

ценностей» традиционным, неспособность самой Западной Европы 

принять  в  себя  восточноевропейцев

3

 .  На  этом  фоне  становится 

понятным и появление серьезных политических сил в этих странах, 

заявляющих  о  курсе  на  многополярность  во  внешней  политике,  и 

наличие  серьезных  философов  и  геополитиков,  предлагающих 

свои  образы  многополярного  мирового  устройства,  несмотря  на 

очевидный «атлантизм» этих стран .

Многополярность по странам:

Во  всех  странах  восточной  Европы  можно  четко  выделить  те 

политические силы, которые выступают за многополярное мировое 

устройство . Степень их радикализма может быть разной, но все они 

являются представителями того «национал-популистского тренда», 

1

 Поллак Д . Национализм и евроскептицизм в посткоммунистических госу-

дарствах Центральной и Восточной Европы / Восточная Европа: национальные 

кульутры в контексте глобализации и интеграции . М ., 2005 . С . 10 .

2

 Национализм и популизм в Восточной Европе . М .:2007 . С . 8 .

3

 Там же .

А. Л. Бовдунов

 Идеи многополярности в Восточной Европе

о  котором  речь  шла  выше .  Большая  часть  их  сейчас  находится  в 

оппозиции, хотя и располагает серьезной поддержкой населения .

Словакия

Примером того, насколько может поменяться внешняя политика 

при приходе таких сил к власти, даже в качестве младшего партнера 

по парламентской коалиции является пример Словакии, которая 

при правительстве Роберта Фицо (в него вошли левые популисты, 

партия Фицо Smer, партия бывшего 

лидера Словакии В . Мечьяра, 

обвиняемого Западом в авторитарных 

замашках, и старейшая в стране 

националистическая Словацкая 

национальная партия Яна Слота) 

начала развивать дружественные от-

ношения с нашей страной, вышла из 

войны в Ираке и поддержала Россию 

в августовском конфликте 2008 

года

1

 . Сейчас, хотя Smer и обладает 

крупнейшей фракцией в словацком парламенте, она находится в 

оппозиции правоцентристскому правительству .

Болгария

О  своей  русофильской  направленности  заявляла  и  болгарская 

националистическая  партия  «Атака»,  феномен  которой,  как 

отмечают  болгарские  политологи  и  социологи,  вызван  во  многом 

протестом против либеральных реформ и того положения, в котором 

в  их  результате  оказалась  страна

2

 .  «Атака»  и  ее  лидер  Волен 

Сидеров,  помимо  всего  прочего,  выступает  за  выход  Болгарии  из 

НАТО и с 2004 года показывает весьма стабильные результаты на 

общенациональных выборах (9-10%), что не всегда характерно для 

националистических и популистских движений Восточной Европы, 

1

 Трухачев В . Словакия — главный друг и партнер России в центра Европы . 

Международное  обозрения  Восток+Запад  http://www .eastwest-review .com/rus/

article/slovakiya-glavnyi-drug-i-partner-rossii-v-tsentre-evropy

2

 Светлорусова Л . М . Проблема национализма в Болгарии в XXI веке / На-

ционализм и популизм в Восточной Европе . М .:2007 .С . 41-43 .

В. Путин и Р. Фицо