ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1223
Скачиваний: 2
190
191
Л. в. Савин
Главный редактор портала «Геополитика .ру» и журнала «Геополитика»
война и smaRt poweR в геопоЛитиКе
СШа
(ДОКЛАД)
Продолжая тематику предыдущего доклада необходимо отме-
тить, что природу и свойства конфликтов в США изучают достаточ-
но давно и глубоко — от философских умозрительных конструкций
до математического моделирования . Например, нигде нет так много
терминов в отношении войны, как в США . С 1945 г . после заверше-
ния Второй мировой войны стратеги, ученые, социологи и военные
принялись разрабатывать новые концепции и доктрины . Приведем
некоторые из них (за небольшим исключением их авторы— англо-
саксонского происхождения) .
Атомная, Ядерная, Термо-
ядерная война (1945); Холод-
ная война (1950); Война тех-
нологии (1970); Милитаризм
США (1970); Война без кон-
ца (1972); Постоянная война
(1974); Хладнокровная война
(1981); Сражение Воздух-Су-
ша (1982); Звездные войны
(середина 1980-х); Строгая
или простая война (1983);
Войны разума (1984); Пост-
модернистская война (1984);
Высокотехнологичная, техно-
логичная война (1986);
Л. В. Савин
192
193
Семинар 4: Баланс американской гегемонии: reality cheсk
Техновойна, Совершенная война (1986); Конфликт низкой ин-
тенсивности (1986); Воображаемая война (1987); Война времени
(1987); Кибервойна (1987); Компьютерная война (1989); Световая
война (1990); Высокосовременная война (1991); Война космиче-
ской эры (1991); Гиперсовременная война (1991); Война эпохи ум-
ных машин
(1991); Война третьей волны (1993); Сетевая война
(1993); Симуляционная война (1993); Новая или Вторая Холодная
Война (1993); Инфовойна (1990-1); Война четвертой эпохи . (1994);
Война командования и контроля (1995); Новокорковая война (1995);
Война шестого поколения (1995); Гиперреальная война (1998); Ин-
фраструктурная война . (1998); Война на основе информации (1998);
Сетецентричная война (1999); Подражательная война (1999); Мини-
атюрная мировая война, Война в заливе I . (1999);
Кибернетическая война (1999); Неограниченная война (1999);
Новая война (1999); Асимметричная война (2000); Когнитивная во-
йна, Инерционная война (2000); Прибрежная война (2000); Не(пост)
героическая война (2000); Зрелищная война, Виртуозная война, Во-
йна позднего модерна (2001); Фрактальная война (2001); Ресурс-
ная война (2001); Интернет-война (2001); Постчеловеческая война
(2003) .
Так как этот перечень был предложен в издании за 2005 г ., можно
предположить, что за последующие пять лет он значительно обо-
гатился .
Не менее показательны и исследования в отношении методик
войны . Например, геополитик Колин Грей в одной из своих моно-
графий дает характеристику тринадцати методов ведения войны по-
американски:
• Аполитичный
• Не имеющий стратегии
• Неисторичный
• Оптимистический, направленный на разрешение проблемы
• Бросающий вызов в культурном отношении
• Технологически зависимый
• Сосредоточенный на огневой силе
• Крупномасштабный
• Агрессивный, наступательный
• Регулярный в своих основах
Савин Л. В.
Война и smart power в геополитике США
• Нетерпеливый
• Превосходный по логистике
• Высокочувствительный к случайностям
1
.
Безусловно, ведение войны напрямую связано со стратегией на-
циональной безопасности и обороны и здесь США также выработа-
ли серию стратегий .
Отметим, что сочетание активной обороны и глубокой атаки, ко-
торое было принято на вооружение в начале 80-х гг . через некоторое
время сформировало стратегию, принятую Пентагоном во второй
половине 90-х гг ., и названной «превентивной обороной» . Это «обо-
ронная стратегия США в XXI в ., ориентированная на опасности,
которые при недостаточном внимании к ним могут перерасти в ре-
альные угрозы выживания США . Эти опасности пока не являются
угрозами, которые нужно сдерживать, или с ними необходимо бо-
роться, пока они (опасности) могут быть предотвращены»
2
. На эту
стратегию явно повлияли американские неоконсерваторы, особенно
Пол Вулфовиц, разработавший вместе со своим помощником Скуте-
ром Либби набор стратегических рекомендаций по внешней и обо-
ронной политике США . Эта доктрина впервые была опубликована в
марте 1992 г . в газете The New York Times .
В первоначальной версии указывалось, что «наша основная
цель— предотвратить появление нового соперника, как на постсо-
ветском пространстве, так и в любом другом месте земного шара,
который будет представлять угрозу схожую с той, что представлял
для нашей страны СССР . Это положение является основным в новой
стратегии обороны . Мы должны постараться предотвратить появле-
ния враждебных региональных держав, которые с помощью своих
ресурсов могут быть способны получить глобальный контроль в
международных отношениях» . После жесткой критики со стороны
демократов и общественности, этот документ был переработан под
личным контролем министра обороны Дика Чейни и Председателя
Объединенного Комитета Начальников Штабов Колина Пауэлла . В
официальной версии, опубликованной 16 апреля 1992 г . гласилось:
1
Colin S . Gray, Irregular Enemies and the Essence of Strategy: Can the American
Way of War Adapt? Carlisle, Pa .: Strategic Studies Institute, March 2006 . p . 30 .
2
Картер Э ., Перри У . Превентивная оборона . Новая стратегия безопасности
США . — М .: Наука, 2003 . с . 29 .
194
195
«Наша основная цель — предотвратить атаку на нашу страну, откуда
бы она не исходила . Второй по значимости целью является усиле-
ние и развитие системы оборонительных союзов и соглашений по
обороне, которые объединят демократические нации по всему миру
для борьбы против агрессии, усилят кооперацию и обеспечат без-
опасность с наименьшими рисками для всех союзников . Ключевой
чертой нашей новой оборонной стратегии является стремление к
коллективной борьбе с угрозами . Третья цель — предотвращение
появления враждебной нашим интересам региональной державы и
разработка инструментов для борьбы с возможным возрождением
глобальной угрозы для США и наших союзников» . Хотя первона-
чальный вариант был смягчен и завуалирован под коллективную
безопасность, в тексте все же был виден гегемонистский настрой
руководства США: «необходимо создать крепкий альянс демокра-
тических держав и продолжить строительство демократического
общества . Лидерство США будет способствовать установлению и
закреплению нового мирового порядка» .
Дональд Рамсфельд, также относящийся к лагерю неоконсерва-
торов, в свое время предложил две глобальных стратегии . Первая
«1-4-2-1», озвученная в 2001 г . строилась на последовательности
приоритетов в отношении национальных интересов, обороны и уча-
стия США в различных конфликтах, а во второй «10-30-30», предло-
женной в 2004 г ., делался упор на мобильность . Будет вполне спра-
ведливым утверждение, что появление новых стратегий не отменяет
предыдущие, а дополняет их
1
.
Например, в 2001 г . независимый исследовательский центр по
стратегическим и бюджетным отчислениям (CBSA) выработал так
называемую стратегию длительного мира, которая была созвучна
с предложениями Дональда Рамсфельда по реструктуризации во-
енной машины США
2
. Разработанная Стивеном Косиаком, Эндрю
Крепиневичем и Майклом Викерсом, она была опубликована в янва-
ре 2001 г . Авторы отмечали, что их модель стратегии направлена не
на установление Pax Americana, а на достижение преимущества над
любым потенциальным противником и управление отношениями в
1
Подробнее см . Иванов О .П . Военная сила в глобальной политике США . —
М .: Восток-Запад, 2008 .
2
См . http://www .csbaonline .org
Семинар 4: Баланс американской гегемонии: reality cheсk
рамках основного альянса с целью расширения военных возможно-
стей и глобальной стабильности . Они предсказали, что конкуренция
между сильными державами, которая сошла на нет после распада
СССР, вновь возобновится, и что в Юго-Восточной Азии начнется
военный и экономический подъем . Также было отмечено, что новая
военная революция будет проходить не по старым сценариям, для
чего США необходимо будет переструктурировать как вооруженные
силы, так и глобальную базовую инфраструктуру .
На момент издания этого доклада, по мнению авторов, программа
обороны США не предусматривала должную трансформацию . Стра-
тегия ведения двух больших войн (two-Major Theater War), к которой
на тот момент готовились США, представлялась необоснованной,
так как какая-либо угроза от Ирака была гораздо меньшей, чем в
1991 г ., а возможные угрозы от Ирана и Северной Кореи находились
в эмбриональном состоянии . Между тем, эта стратегия воплотилась
на практике, и ее обычно называют стратегией ведения двух локаль-
ных войн . Но на то время авторы, по нашему мнению, предлагали
довольно адекватный план мероприятий . Cама трансформация во-
оруженных сил должна была состоять из шести пунктов, из которых
два следует выделить особо:
• Будущее видение войны задаст направление, согласно кото-
рому нужно будет осуществлять усилия по преобразованию . Это
видение должно сфокусировать вооруженные силы на ключевых
Савин Л. В.
Война и smart power в геополитике США
196
197
появляющихся проблемах, таких как проектирование власти в ме-
стах, к которым нет доступа, контроле над урбанистической демо-
графией, информационном и пространственном контроле, обороне
родины . Кроме того, будет большая вероятность в будущем отно-
сительно проектирования власти широкого диапазона, сетецен-
тричных сил, систем «Стэлс» и автоматических систем .
• Необходимо здравое финансирование для технологическо-
го прыжка вперед и непрерывное экспериментирование . Чтобы
создать портфолио реальных вариантов для трансформации, в
оборонной программе в последующие годы несколько миллиар-
дов долларов должны будут пойти на науку и технологии . Сре-
ди технологий, которые должны настойчиво продвигаться — это
микроспутниковые созвездия, радары, размещенные в космосе с
возможностью слежения за движущейся целью, беспилотные си-
стемы, включая микророботы и микроБПЛА, экзоскелеты, самоле-
ты системы «Стэлс» следующего поколения, включая улучшение
характеристик подвижности для авиации, военно-морских судов
и наземных боевых систем, гиперзвук и системы направленной
энергии, микроспутники-посредники для космического контроля .
Чтобы идентифицировать надлежащую связь новых систем, необ-
ходимо провести ряд объединенных трансформационных манев-
ров, принципиально ориентированных на операционный уровень
военных действий . Также должен быть создан объединенный На-
циональный Учебный центр Anti-Access/Area-Denial
1
, наряду с
Объединенным Учебным центром по Войне в городской среде .
По большому счету, это те перемены, которые уже коснулись во-
оруженных сил США либо эти процессы находятся в стадии реали-
зации .
В последнее время появились и новые концепции — это страте-
гия 3D .
Эта новая стратегия была озвучена Бараком Обамой 26 января
2009 г . в интервью Al-Arabia (3D — это заглавные буквы слов defense,
diplomacy, development — оборона, дипломатия, развитие), когда он
пообещал сотрудничество с арабским миром и поклялся сокрушить
1
Anti-Access/Area-Denial (А2/AD) — это стратегия «изоляции района воен-
ных действий», сторонником и разработчиком которой является, в частности,
Томас Барнетт .
Семинар 4: Баланс американской гегемонии: reality cheсk
Аль-Каиду . В конце февраля 2009 г . в ТВ программе «News Hour
with Jim Lehrer» Обама рассказал о применении этой же стратегии
3D по отношению к Афганистану, где США, согласно словам прези-
дента, будут комбинировать применение военной силы с усилиями
по развитию инфраструктуры страны . Как отмечают эксперты, 3D
стратегия была ранее протестирована в районе африканского рога,
где были развернуты войска AFRICOM (ранее при администрации
Буша AFRICOM был ответственен за Восточноафриканскую Кон-
тртеррористическую Инициативу, распространяющуюся на Джи-
бути, Уганду, Танзанию и Эритрею) . Американские военные при
этом являются частью гуманитарной программы, помогая создавать
институты управления, так как, по выражению председателя объ-
единенных штабов Пентагона Питера Пейса, «неуправляемые тер-
ритории предоставляют широкие возможности для террористов»
1
.
В контексте этого проекта, вероятно, что Пентагон по субконтракту
передаст ряд полномочий частным охранным фирмам — DynCorp,
Pacific Engineers и Blackwater, связанных с политическим истэблиш-
ментом Соединенных Штатов, что полностью вписывается в логику
ведения международных дел Белым домом — интересы корпораций,
ВПК и политических групп в США постоянно пересекаются .
Роберт Гейтс в программной статье «Сбалансированная страте-
гия», вышедшей в журнале Foreign Affairs (январь-февраль 2009 г .),
указал на необходимость расставлять приоритеты и рассматривать
неизбежные компромиссы и альтернативные затраты .
«Цель нашей стратегии — найти точку равновесия в трех осново-
полагающих областях . Нужно определить золотую середину между
стремлением к доминированию в текущих конфликтах и подготов-
кой к другим непредвиденным обстоятельствам, а также между та-
кими возможностями нашего ведомства, как подавление восстаний
и военная помощь другим странам, и поддержание ныне существую-
щего превосходства в традиционных и стратегических вооружениях
и технологиях над вооруженными силами других стран . Наконец,
нужно установить баланс между сохранением тех культурных осо-
бенностей, благодаря которым Вооруженные силы США добивают-
1
Francis Njubi Nesbitt . Hearts and Minds and Empire . March 20, 2009 . http://
www .fpif .org/articles/hearts_and_minds_and_empire
Савин Л. В.
Война и smart power в геополитике США
198
199
ся успеха, и избавлением от тех, которые мешают нам выполнять
необходимую работу», — указал министр
1
.
В мае 2010 г . вышла новая версия стратегии национальной без-
опасности США . Ее основные положения сводятся к тому, что
внешняя политика Соединенных Штатов должна быть перестроена
с учетом присутствия в мире множества эволюционирующих угроз,
включая войну в киберпространстве, эпидемические заболевания,
этнические конфликты и неравенство . Документ также содержит
предупреждение Ирану и Северной Корее об усилении их междуна-
родной изоляции в случае дальнейшего нежелания сделать прозрач-
ными свои ядерные программы . В новой стратегии поднимается во-
прос о необходимости противостоять доморощенным экстремистам
. Кроме того, главной угрозой для США названы не мифические ис-
ламские террористы, а «Аль-Каида» .
Также указано, что наиболее серьезные угрозы американцам ис-
ходят от возможного распространения ядерного оружия .
В самой военной стратегии применяются такие понятия как
власть и сила (power)
2
.
1
Гейтс Р . Сбалансированная стратегия// Россия в глобальной политике . №2,
Март-Апрель 2009 .
2
Подробнее см . Савин Л .В . Сетецентричная и сетевая война . Введение в
концепцию . — М .: Евразийское движение, 2011 .
Семинар 4: Баланс американской гегемонии: reality cheсk
Профессор Гарвардского университета Джозеф Най и бывший
Госсекретарь США Ричард Эрмитаж сформулировали основные
принципы современных разновидностей power . «Power» — это воз-
можность влиять на поведение других для получения желаемого
результата» . При этом Эрмитаж и Най отмечают, что исторически
power зависела от таких критериев, как размер страны и числен-
ность ее населения, природные ресурсы, экономическая мощь, во-
енная сила и социальная стабильность . А источник любой power в
первую очередь зависит от контекста . Hard power дает возможность
странам использовать метод кнута и пряника для того, чтобы полу-
чить желаемый результат . Soft power дает возможность привлекать
людей на свою сторону без применения насилия . Для soft power фун-
даментальной основой является легитимность . Smart power не явля-
ется ни hard ни soft, а представляет собой комбинацию обеих . Эр-
митаж и Най определили формулу для будущей стратегии Америки:
«smart power означает развитие интегрированной стратегии, ресурс-
ной базы и инструментария для достижения целей США, которые
предусмотрены и hard и soft power» . Они также констатируют, что
во внешней политике США больше использовали hard power, так как
ее действия были прямолинейны, а основы ее могущества видимы
для внешних акторов .
В 2007 г . под руководством Ная и Эрмитажа работала комиссия
экспертов, которая подготовила доклад по smart power . Этот доклад
был предназначен для нового президента США, независимо от того,
кто победит на выборах, — кандидат от республиканцев или от де-
мократов .
В докладе было указано, что для достижения могущества в об-
ласти smart power США должны сконцентрироваться на пяти клю-
чевых пунктах:
• Альянсы, партнерство и институции: необходима перестрой-
ка основ, которая будет учитывать глобальные изменения;
• Глобальное развитие: выработка унифицированного подхо-
да, начиная с общественного здравоохранения;
• Общественная дипломатия: повышение качества доступа к
международному знанию и процессу обучения;
• Экономическая интеграция: увеличение выгоды от торговли
для всех людей;
Савин Л. В.
Война и smart power в геополитике США