ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 188
Скачиваний: 1
КЛУБ УЧЕБНОЙ АНАЛИТИКИ
В последние годы в отечественной и иностранной прессе, экспертных публикациях и офици-
альном дискурсе небывало подробное освещение получило интенсивное сотрудничество России
с рядом средних стран в удаленных регионах мира (Венесуэлой, Ираном, Кубой, Сирией), его
характер и природа, стратегия и тактика. Нельзя не видеть, что у целого ряда коммента-
торов и обозревателей, особенно за рубежом (мало при этом знакомых со спецификой внешне-
политического процесса современной России), данные отношения вызывают спектр самых
различных эмоций – от удивления и непонимания до откровенной иронии. Лейтмотивом по-
добных дискуссий должно быть, наверное, стремление выявить истинные факторы такого
сближения, не всегда, в самом деле, проясненные в доступных источниках, проанализировать
соотношение фундаментальных и ситуативных «исторических сил» того или иного поворота
в российской дипломатии на отмеченных направлениях.
К сожалению, производимая на этот счет аналитика часто носит поспешный характер и
ограничивается «скольжением по поверхности», что приводит к упрощенчеству в оценках,
выводах и практических рекомендациях. Проигрывая качественно, подобные псевдоисследова-
ния количественно преобладают в мировом экспертно-аналитическом пространстве.
Усугубляющим обстоятельством является то, что комплексные российские разработки в
этой сфере немногочисленны и замыкаются в национальных дискурсивных рамках, в том числе
концептуально-лингвистических, а следовательно – остаются малопонятными мировой экс-
пертизе.
Между тем приходится констатировать, что некоторая кажущаяся «странность» таких
отношений и нежелание разобраться в движущих пружинах отношений России с обсуждае-
мыми странами негативно сказывается на репутационной составляющей российской внешней
политики. Все это подчеркивает актуальность и практическую востребованность более се-
рьезного и осмысленного взгляда на то, что действительно толкает государства друг к другу.
Данная тематика оказалась в центре работы «Клуба учебной аналитики для молодых спе-
циалистов», проекта журнала «Международные процессы». Вниманию читателя предлагает-
ся первый очерк из цикла «Странные дружбы России», в котором через призму двусторонних
российско-венесуэльских отношений авторы попробовали порассуждать на тему стратегиче-
ских целей российской внешней политики, контуров мирового политического порядка и о роли
малых и средних государств в международных отношениях.
Структурно доклад построен на базе традиционной схемы анализа внешнеполитической
стратегии с акцентом на выявлении и уточнении интересов сторон и определения их совме-
стимости. Такой анализ развернут по ключевым сферам взаимодействия. Мы убеждены, что
целое складывается из частей, и понимание общего феномена – в его совокупности – напря-
мую зависит от интерпретации его отдельных элементов. Вот почему, не претендуя на
полноту и окончательность заключений, мы предлагаем читателю самостоятельно изучить
собранный материал по аспектам двусторонних отношений и не исключаем, что выводы, к
которым можно прийти, двигаясь по нашему пути, будут иными. С этой целью в докладе при-
ведены фактические и библиографические данные по каждому из пунктов темы.
Думается, что доклад может представлять интерес и для регионоведов – специалистов по
латиноамериканскому региону, хотя авторы и не претендовали на исчерпывающий анализ
страноведческой проблематики. Скорее, это – попытка на материале выбивающегося из
общей канвы сюжетов взглянуть на сложности, парадоксы и противоречия международной
среды реализации российской внешней политики в современных условиях и предложить соб-
ственные трактовки, подходы и решения.
Редколлегия
Несмотря на все различия между Вене
суэлой, Ираном, Кубой и Сирией с со ци
альнополитической, экономической и ге
остратегической точек зрения, примеры
подобных российских «партнерств» оче
видно объединяет выпадение из традици
онной логики российских внешнеполити
ческих приоритетов, ориентированных на
преференциальные отношения со страна
ми ближайшего окружения (постсоветско
го пространства) и ведущими центрами
силы (США, ЕС, Китаем, Индией). Отсюда
внешняя «странность» этих отношений.
Не удивительно поэтому, что на фоне не
простых отношений упомянутых государств
со странами Запада, широкое распростране
ние получили спекуляции относительно ан
тиамериканской основы подобных контак
тов. Такой взгляд не отражает сложной
структуры российской внешнеполитиче
ской мотивации и носит ущербный характер
как минимум в силу двух обстоятельств.
Резюме
В статье подробно анализируются отношения между Россией и Венесуэлой: не только их содер
жание, но и влияние на более широкий региональный и международный контекст. В этом
смысле особое внимание уделено не столько США, сколько Китаю, который активно выходит
на латиноамериканские рынки, где в настоящее время становится основным конкурентом
России. Цель работы – выявление прагматики взаимоотношений Москвы и Каракаса. В ходе
исследования авторы остановились на таких аспектах двустороннего сотрудничества, как
ценностнополитическое, экономическое и военнотехническое. По мнению авторов, для
России смысл отношений с Венесуэлой заключается в первую очередь в потенциальных эконо
мических выгодах (значение которых не следует преувеличивать) и повышении влияния на
мировых рынках энергоносителей и вооружения. Политический аспект отходит на второй план,
однако в период тех или иных столкновений с США (югоосетинский конфликт и ситуация в
Сирии – как последние примеры) Каракас превращается в полезного партнера. В то же самое
время для Венесуэлы отношения с Россией необходимы именно с точки зрения политической
прагматики. Российские инвестиции в нефтегазовый сектор фактически становятся залогом
внутренней политической стабильности, а сам факт близости отношений (пусть и имеющий
преимущественно символи ческое значение) дает дополнительный ресурс Каракасу в его игре с
Вашингтоном. В завершение авторы предлагают три вероятных сценария развития отношений
между обоими государствами.
Ключевые слова:
БРИКС; полицентричный мир; Венесуэла; МЕРКОСУР.
О КРИЗИСАХ, СТРАННЫХ
ДРУЖБАХ РОССИИ
И НОВОЙ РОЛИ МАЛЫХ
И СРЕДНИХ ГОСУДАРСТВ
Андрей БАйков, Игорь ИстомИн, АлексАндр колодный (отв. ред.)
1
мгИмо-Университет, москва, россия
1
в написании доклада приняли участие: Бардин А.л., егоров А.е., Жданов П.А., каневский П.с.,
мизюркин Ю.А., мусаева л.А., новикова в.м., Пахалюк к.А., Петухова е.А., Путинцев И.с.
Для связи с авторами / Corresponding authors:
Email: a.baykov@obraforum.ru
95
о крИЗИсАХ, стрАнныХ дрУЖБАХ россИИ И новой ролИ мАлыХ И среднИХ госУдАрств
С одной стороны, значение «перифе
рийных» партнерств объективно возраста
ет в условиях исчерпания потенциала су
ществующего мирового порядка и пере
конфигурации международной иерархии.
Финансовые потрясения 2007–2009 годов
и просчеты политики США в Ираке и Аф
ганистане способствовали распростране
нию представлений о кризисе американо
центричного мира. Эконо ми чес кий подъ
ем расширяющейся группы стран (уже не
только БРИК, но и Индо незии, Мексики,
Турции)
2
способствует возрастанию их по
литических амбиций. В этих условиях обо-
ротной стороной растущей взаимозависимо-
сти государств становится обостряющаяся
конкуренция за формирование правил миро-
регулирования и международного экономи-
ческого порядка.
Рассуждая логически, страны малого и
среднего масштаба, неспособные в силу
своего положения бросить реальный вызов
Соединенным Штатам, обладают большей
свободой в выражении недовольства ны
нешним миропорядком, чем восходящие
центры силы (emerging markets), позиция
которых в рамках существующего миро
устройства институционально устоялась,
а следовательно, менее гибка. Воз можнос
ти дальнейшего подъема и расширения
влияния этих государств в рамках суще
ствующей системы не исключаются, в то
время как радикальная ломка порядка в
рамках статускво и лобовое столкновение
с США как его гарантом чреваты для них
катастрофическими рисками экзистенци
ального характера. Парадок саль ным обра
зом само стремительное укрепление пози
ций малых и средних стран стало возмож
ным благодаря сформированной по ини
циативе Соеди ненных Шта тов системе
мирорегулирования и международного
экономического порядка.
С другой стороны, для ряда средних
стран открытая фронда в отношении суще
ствующего миропорядка, даже не обеспе
ченная достаточным ресурсным потенциа
лом, создает возможность повысить меж
дународный статус, а их правительствам –
укрепить поддержку в рядах собственного
населения. Не предлагая жизнеспособной
альтернативы существующему миропоряд
ку, они, тем не менее, выступают наиболее
последовательными критиками существу
ющего положения дел.
Возникающая асимметрия порождает
поле комплементарных интересов. «Амби
циозные середняки» стремятся приоб
щиться к ресурсу более мощных партне
ров, в то время как последние видят в их
радикализме возможность протестировать
пределы толерантности Соединенных
Шта тов и заодно оттенить свою более
взвешенную позицию. Вместе с тем такая
структура интересов создает и значитель-
ную долю двусмысленности в отношениях.
С учетом того, что они находятся в раз-
ном положении и решают разные задачи на
мировой сцене, в стратегическом плане по-
тенциал расхождения в отношениях весь-
ма велик.
Настоящее исследование призвано выя
вить, как реализуется описанная модель
отношений на примере взаимодействия
России с Венесуэлой – одним из наиболее
«неожиданных» международных партнеров
Москвы.
Почему «неожиданных»? Во-первых,
несмот ря на значительные запасы углево
дородных ресурсов и ситуативную конку
ренцию за статус регионального лидера с
более мощной Бразилией (с которой
Россия активно развивает сотрудничество
в формате БРИКС), Венесуэла не является
наиболее развитой и влиятельной страной
даже на своем континенте. Во-вторых, по
литическая риторика Венесуэлы проник
нута последовательным антиамериканиз
мом, и ее отношения с сообществом раз
витых и респектабельных стран (к которым
стремится примкнуть и естественным об
разом тяготеет Россия) довольно пробле
матичны. Наконец, в-третьих, на протя
жении последних десятилетий Латинская
2
Аналитики Прайсвотерхаус куперс дали этой группе стран коллективное обозначение «восходя-
щая семерка» (см. World in 2050….).
клУБ УЧеБной АнАлИтИкИ
96
Америка «застряла» на периферии россий
ской внешней политики.
На этом фоне контрастно звучат заявле
ния, в частности, сделанные в 2010 г. во
время встречи президентов У. Чавеса и
Д.А. Мед ведева, о том, что отношения
между двумя странами носят стратегиче
ский характер. В настоящей работе пред
принята попытка проанализировать общий
контекст взаимодействия России и
Венесуэлы, а также сделать выводы о со
стоянии и перспективах прагматической
основы двустороннего сотрудничества.
1
Положение Венесуэлы прежде всего
определяется ситуацией в Латинской Аме
рике, в которой конкурируют две проти
воположные тенденции. С одной сторо
ны, Сое диненные Штаты сохраняют уста
новку на лидерство в мировой политике.
Они стремятся с этой целью закрепить,
развить и дополнить ту систему режимов
мирорегулирования, в создании которой
они сыграли определяющую роль со вре
мени окончания Второй мировой войны.
Вашингтон пытается сохранить прежнее
влияние на мировые политические про
цессы, в том числе и в Латинской Америке.
С другой – структурная реконфигу
рация в мировой экономике стимулиру
ет тенденции децентрализации в между
народных отношениях. На этом фоне от
четливым становится стремление стран
этого региона добиться большего полити
ческого веса в международных делах,
ослабив политическое преобладание
США. Развитие латиноамериканской ре
гиональной интеграции, «левый дрейф»
стран региона стали одним из наиболее
ярких примеров «провалов» политики
США по установлению нового мирового
порядка: пробуя нарастить своё влияние в
отдалённых частях мира, США теряют
влияние в том регионе, который раньше
рассматривался как сфера их бесспорного
доминирования.
Об изменении глобальной роли регио
на свидетельствуют и макроэкономические
тенденции: Латинская Америка становит
ся одним из центров промышленно
хозяйственного подъема. В последние
8 лет темпы роста местных экономик пре
вышают аналогичные показатели разви
тых стран, уступая только Китаю и Индии.
Стабилизируется социальная среда: сред
ний уровень безработицы составляет
6,4%. Фиксируется возвращение на кон
тинент многих граждан, покинувших свои
страны в поисках работы в нестабильных
1990х годах. Численно множатся пред
приятия малого и среднего бизнеса, что
приводит к расширению среднего класса,
который, по данным Мирового банка, со
ставляет в структуре населения порядка
30%. Коли чест венные и качественные по
казатели указывают на то, что страны
континента смогли перейти к новой пара
дигме экономического развития [Latin
America…. 2012].
В самом регионе формируется соб
ственный центр силы, в роли которого все
более уверенно выступает Бразилия. По
большинству основных показателей эта
страна с ее многочисленным населением,
протяженным океаническим побережьем,
большим по региональным меркам объё
мом экономики (ВВП Бразилии по пари
тету покупательной способности в 2012 г.
составил почти 2,223 трлн. долл.) [Brazil
overview 2013] – неоспоримый лидер
региона.
Наращивая экономическое влияние,
страны Латинской Америки и Карибского
бассейна стремятся и к изменению своей
роли на мировой арене, прикладывая уси
лия для ускорения интеграции как между
собой, так и – в глобальное экономическое
и политическое пространство. В этом по
зиции правящих элит большинства госу
дарств принципиально совпадают. Пред
ставляется совершенно закономерным, что
в прошлом периферийные страны, стремя
щиеся преодолеть свое маргинальное по
ложение, пробуют, в целях активизации
участия в международных делах, заручиться
поддержкой держав, обладающих политиче-
ским и экономическим весом и разделяющих
с латиноамериканскими странами видение
нового экономического и политического
97
о крИЗИсАХ, стрАнныХ дрУЖБАХ россИИ И новой ролИ мАлыХ И среднИХ госУдАрств
глобаль ного устройства других как минимум
в том, мир не должен быть американо-
центричным.
В русле этих усилий правительства госу
дарств Латинской Америки активно нала
живают торговые отношения со странами
Европы, Азии, Африки. В этом смысле су
щественно укрепляет свои позиции в ре
гионе Китай. Для ряда государств
(Бразилии, Чили, Перу) Пекин превраща
ется в основного торгового партнера, вы
тесняя США с традиционных лидерских
позиций. В свою очередь доля Латинской
Америки в товарообороте Китая составляет
около трети [Latin America…. 2012].
Соединенные Штаты осознают риски
неблагоприятных для них тенденций реги
онального развития и стараются перело
мить ситуацию, в том числе посредством
создания новых интеграционных объеди
нений, прежде всего Тихоокеанского аль
янса (участники – Мексика, Чили, Ко лум
бия, Перу), выступающего обновленной
редакцией давних планов создания пана
мериканской зоны свободной торговли.
На фоне отмеченных тенденций и раз
ворачивающейся внутрирегиональной
конкуренции за первенство Венесуэла,
ВВП которой составляет 402 млрд. долл.,
повидимому, не обладает достаточными
ресурсами для полноценного лидерства в
Южной Америке. Вместе с тем нынешнее
руководство страны открыто претендует
на этот статус и проводит соответствую
щую декларируемым амбициям внешнюю
политику.
Под руководством У. Чавеса Венесуэла
стала придерживаться ярко выраженной
антикапиталистической и антиимпериали
стической риторики, пропагандируя соци
алистические ценности и «революцион
ную» эстетику. В основу «чавизма» как
официальной идеологии Венесуэлы были
положены вера в моральное и историче
ское превосходство социализма, неизбеж
ность его конфликта с капитализмом, углу
бление классовой борьбы на глобальном
уровне и как следствие стремление к соли
дарности с промарксистски настроенными
общественнополитическими движениями
по всему миру. Отсюда – высокая роль ан
тиамериканской (и далее шире – антика
питалистической) риторики страны.
Нарочито противопоставляя себя США и
их «глобальному либеральному проекту»
Каракас стремится увеличить собственный
вес на международной арене.
Между тем при оценке идеологической
подоплеки политики Венесуэлы следует
проявлять сдержанность и осторожность.
Описанное мировидение вступает в реаль-
ное противоречие с насущными практиче-
скими интересами кратко- и среднесрочно-
го характера, обусловленными глубокой ин-
тегрированностью Венесуэлы в глобальную
экономику.
При пламенной антикапиталистиче
ской риторике венесуэльского руковод
ства экономический базис внешнеполити
ческих амбиций страны имеет исключи
тельно капиталистическое рыночное про
исхождение и обусловлен ее ролью на ми
ровом энергетическом рынкекак мировой
энергетической державы. Основой эконо
мического роста страны и ее активного
поведения на международной арене, как
известно, служат обширные природные
ресурсы. По данным ОПЕК, в 2011 г.
Венесуэла обеспечивала 4,1% мировой до
бычи нефти и 3,8% мирового экспорта
нефти и нефтепродуктов. Стоимостный
объём экспорта нефти составил 86,1 млрд.
долл. В последние годы Венесуэла суще
ственно укрепила свои позиции среди
крупнейших экспортеров углеводородов –
в 2007 – 2011 годы резко возросли оценки
объема разведанных запасов нефти (с 99 до
298 млрд. барр.), и соответственно доля
страны в мировых запасах увеличилась с
8,2% до 20,1%, а в Латинской Америке
аналогичный показатель достиг 87,3%
[OPEC 2012]. В результате с 2010 г. она
вышла на первое место в мире по объему
запасов. На Венесуэлу также приходится
2,8% мировых запасов природного газа,
однако его промышленная добыча пока
не ведется.
Диалектика венесуэльской политики
контрастно проявляется в ее отношениях с
США. Изобличая американскую гегемо