ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 189
Скачиваний: 1
клУБ УЧеБной АнАлИтИкИ
98
нию
3
, Венесуэла сохраняет тесные эконо
мические связи с Вашингтоном, выражаю
щиеся прежде всего в поставках венесуэль
ской нефти в Соединенные Штаты.
Создается впечатление, что два измерения
взаимодействия стран – идеологическое и
торгово-экономическое – не пересекаются
4
.
Показательно, что даже в периоды обо
стрения двусторонних отношений Вене
суэла ни разу не отказывалась от выполне
ния заключенных контрактов.
Высокие цены на нефть на протяжении
большей части 2000х годов позволили руко
водству страны существенно улучшить эко
номическое положение страны и перейти,
пользуясь благоприятной экономической
конъюнктурой, к активизации внешней по
литики на путях более деятельного участия в
пересмотре статускво и формирования по
лицентричной мировой системы.
В качестве неотъемлемых элементов
более справедливой системы мирорегули
рования Венесуэлой постулируется ради
кальная перестройка международных ин
ститутов. Венесуэльский антиамерика
низм, правда, носит по преимуществу
информационнопропагандистский харак
тер и по большей части ограничивается:
– предложениями реформирования
ООН, включая отмену права вето постоян
ных членов Совета Безопасности;
– постоянной критикой внешнеполи
тической активности США, в частности,
их операций в Афганистане, Ираке, Ливии,
а также позиции, занятой по сирийскому
вопросу;
– призывами к отказу от использова
ния доллара в качестве мировой резервной
валюты.
Правда, в финансовой сфере правитель
ство У. Чавеса пошло дальше громогласной
риторики. Практическими шагами по
ограничению роли доллара в международ
ных финансах стало использование особой
валютной единицы (сукре) для безналич
ных расчетов в рамках группы АЛБА
(Боливарианский альянс для народов
нашей Америки), объединившей близкие
Венесуэле страны, а китайский кредит в
размере 20 млрд. долл. Каракас наполови
ну деноминирован в юанях.
На фоне подобных планов рельефно
проявляется ограниченность повестки
дня, масштаба и структуры международ
ных взаимодействий Венесуэлы. В число
ее основных партнеров входят в основ
ном страны, открыто и резко выражаю
щие недовольство гегемонией США: Иран,
Белоруссия, Ливия (до 2011 г.), Сирия.
Взаимодействие с ними носит политиче
ски обусловленный характер и не сулит
особых выгод, за исключением, пожалуй,
одной – яркой демонстрации перед
США своей оппозиционности: все эти
страны относятся в Америке к числу не
благонадежных.
Вместе с тем в Каракасе не могут не
осоз навать три фундаментальных фактора,
определяющие диапазон его внешнеполи
тической активности: Вене суэла не соот
ветствует «глобализации поамерикански»
(а другой пока нет); страна существенно
3
Правительство У. Чавеса неоднократно обвиняло соединенные Штаты в попытках вмешательства
во внутренние дела, в том числе в стремлении сместить правящий режим. При этом противоречия с
соединенными Штатами носят обоюдный характер: вашингтон причисляет венесуэлу к странам, в
которых права человека находятся в критическом состоянии [Fact Sheet 2013] и чье правительство
ограничивает свободу слова и доступ к современным информационным технологиям. Американские
власти указывают на то, что оппозиционные журналисты в венесуэле подвергаются преследованиям
[Statement by the President 2010]. не менее часто сША поднимают тему наркотрафика: венесуэла
рассматривается вашингтоном как основная страна-транзитер наркотиков, создающая для нацио-
нальной безопасности существенные угрозы [Presidential Memorandum 2012].
4
существующая структура противоречий между двумя странами получила достаточно полное отра-
жение в специальном докладе Исследовательской службы конгресса: «соединенные Штаты традици-
онно имели тесные отношения с венесуэлой, которая является крупным поставщиком нефти в сША,
но наблюдались определенные сложности в отношениях в течение почти десятилетия при правитель-
стве популистского президента У. Чавеса. власти сША выражали обеспокоенность по поводу прав
человека, закупок оружия (в основном из россии), отношений венесуэлы с кубой и Ираном, и усилий
венесуэлы по экспорту своей идеологии в другие страны латинской Америки» [Venezuela 2013].
99
о крИЗИсАХ, стрАнныХ дрУЖБАХ россИИ И новой ролИ мАлыХ И среднИХ госУдАрств
зависит экономически от стабильных от
ношений с США; сам Ва шингтон обладает
многократно превосходящими военными,
политическими, экономическими и куль
турными ресурсами, чтобы Венесуэла
смогла выиграть в открытом противостоя
нии. В этом смысле, как представляется,
откровенно провокационное поведение
является не более чем попыткой сузить для
американцев пространство для маневра в
двусторонних отношениях, не позволяя им
активно вмешиваться во внутреннюю по
литику и содействовать отстранению дей
ствующих элит от власти.
На региональном уровне Венесуэла, как
уже отмечалось, стремится позициониро
вать себя в роли одного из лидеров
Латинской Америки. Формально призна
вая ведущую идейнополитическую роль
Кубы, Венесуэла стала основным спонсо
ром «левых» режимов и всерьез рассчиты
вала замкнуть на себя кубинское идеологи
ческое наследство.
Однако «левый поворот» в Латинской
Америке, в ходе которого к власти в боль
шинстве стран региона пришли правитель
ства социальной ориентации, не принес
Венесуэле существенных политических
при обретений. Во многих странах он принял
умеренные, социалдемократические фор
мы (классический пример – Бразилия).
В результате на идейном поле Латинской
Америки наметилась конкуренция двух
групп социальноориентированных сил,
создающая для Венесуэлаы трудности внеш
неполитического позиционирования. В этих
условиях Каракас придерживается двой
ственного подхода к развитию региональной
подсистемы. С одной стороны, он сохраняет
ориентацию на формирование и расшире
ние блока левых режимов под своим патро
натом. С другой – стремится не позволить
соперничеству с умеренно левыми прави
тельствами перерасти в раскол перед лицом
попыток США восстановить прежнее влия
ние в регионе. Для достижения первой цели
был создан блок АЛБА, куда, помимо Ве не
суэлы, вошли Куба, Боливия, Эквадор, Ни
ка рагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент
Винсент и Гренадины. Сближение с уме
ренными режимами нашло выражение в под
ключении к группировкам МЕРКОСУР
5
,
УНАСУР
6
и СЕЛАК
7
.
Все эти объединения воспринимаются в
Венесуэле как части единой «матрешечной
архитектуры» латиноамериканской регио-
нальной подсистемы. АЛБА призвана стать
объединением, в котором экономическое
и идейное влияние Венесуэлы обеспечива
ют ей ведущее политическое положение.
В рамках МЕРКОСУР она отстаивает идею
экономической интеграции на взаимовы
годной, равноправной основе. УНАСУР
рассматривается Каракасом прежде всего
как инструмент координации южноамери
канских государств по военнополи
тическим вопросам. СЕЛАК мыслится как
наиболее широкий политический форум,
который может заменить Организацию
американских государств, в которых пре
обладающее влияние сохраняют Соеди
ненные Штаты.
В конечном счёте, согласованная полити
ка на всех уровнях и во всех форматах регио
нального сотрудничества должна, по мысли
Каракаса, способствовать расширению воз
можностей политического маневра, укре
плению независимости страны как в между
народных делах, так и в определении прио
ритетов внутриполитического развития.
3
Построение полицентричной мировой
системы должно, по мысли венесуэльского
руководства, способствовать укреплению
позиций Венесуэлы и ввести ее в круг веду
щих держав развивающегося мира. В русле
этих задач правительство уделяет приори
тетное внимание выстраиванию отноше
ний со странами группы БРИКС и даже
5
Интеграционная группировка в составе Аргентины, Бразилии, венесуэлы, Парагвая и Уругвая.
6
союз южноамериканских государств был создан в 2004 г.
7
группировка, объединяющая все страны латинской Америки и карибского бассейна, инициирова-
на в 2010 г.
клУБ УЧеБной АнАлИтИкИ
100
высказывало заинтересованность в присо
единении к клубу.
На двустороннем уровне в 2000х годах
Венесуэла стала уделять повышенное вни
мание укреплению сотрудничества с двумя
центрами силы – Россией и Китаем. Каракас
стремится придать связям с Москвой и
Пекином комплексный и «связанный» ха
рактер. Во-первых, выдвигаются обосно
ванные прогнозы о том, что Китай в сред
несрочной перспективе потеснит США в
качестве основного импортёра венесуэль
ской нефти. Во-вторых, преимущественное
положение в сфере военнотехнического
сотрудничества уже дефакто принадлежит
России. В-третьих, по расчетам Каракаса,
обе страны со временем заместят США в
качестве источника инвестиций и техноло
гий для нефтяной отрасли. Как видно, для
Венесуэлы речь в этом контексте идет о
треугольнике, а не о параллельных векторах
внешней политики.
Ценностнополитический аспект взаи
модействия Венесуэлы с членами БРИКС и
вообще с восходящими гигантами нередко
становится предметом спекуляций в прессе
и экспертном сообществе. Его обсуждение,
как правило, призвано вскрывать искус
ственность партнерства сторон, его ото
рванность от их прагматических интере сов.
Это касается прежде всего венесуэльско
российских отношений
И Москва, и Каракас выступают после
довательными приверженцами полицен
тричного мироустройства в качестве осно
вы более совершенного миропорядка. Как
следствие, обе страны резко критически
относятся к стремлению США утвердить
своё доминирование в мировой политике.
В самом деле, при анализе существующих
трений по многим частным вопросам
между Россией и США или между Вене
суэлой и США, повидимому, неразумно
игнорировать фундаментальные идейные
расхождений между ними. И это создает
объективную (насколько ценности вообще
могут восприниматься объективно) плат
форму для сближения наших стран.
Основу внешнеполитического целепола
гания и в венесуэльском, и в российском
официальном дискурсе образует такая цен
ность, как «независимость» (понимаемая
как невмешательство во внутренние дела).
Обе стороны весьма активно и нелицепри
ятно обвиняют американцев в организации
смены режимов в различных странах мира.
Важно подчеркнуть, что и в случае России,
и в случае Венесуэлы критика носит скорее
оборонительный характер. Она становится
ответом на попытки США и их союзников
пересмотреть понятие национального суве
ренитета и утвердить собственное понима
ние демократии.
В годы правления У. Чавеса подобная схо
жесть в мировидении неизбежно стимули
ровала расширение политического диалога с
Москвой. На этой основе происходило
сближение и даже совпадение позиций
России и Венесуэлы по ряду других ключе
вых и широко обсуждаемых международных
проблем и ситуаций: например, ядерной
программе Ирана или сирийскому кризису.
Венесуэла стала третьей страной в мире
(после России и Никарагуа), поддержавшей
независимость Абхазии и Южной Осетии.
В то же время нельзя преувеличивать
степень близости внешнеполитических
идеологий. Для Каракаса характерно пре
валирование таких ценностей, как «спра
ведливость», «демократия», «революция» и
«независимость», выстраивающихся во
внутри и внешнеполитическом дискурсе
страны в единую концептуальную последо
вательность. Настойчивое подчеркивание
демократического (но антилиберального)
характера венесуэльского режима идеоло
гически противопоставляется политике
США, которые изображаются в качестве
«новой империи», безответственно и амо
рально преследующей корыстные интере
сы под маской распространения прав чело
века. Руководство Венесуэлы воспринима
ет мир как «враждебное капиталистическое
окружение», что и порождает противопо
ставление «свободы» и «империи». Отсю
да – необходимость создания антикапита
листической коалиции как непосредствен
ная внешнеполитическая цель.
На фоне «перегруженного» идеологемами
внешнеполитического дискурса Кара каса,
101
о крИЗИсАХ, стрАнныХ дрУЖБАХ россИИ И новой ролИ мАлыХ И среднИХ госУдАрств
позиция Москвы выглядит несравнимо бо
лее взвешенной. Центральное место в рос
сийской риторике принадлежит концепции
«стабильности». «Спра вед ли вость» же отхо
дит на второй план. Если дискурс Ве не суэлы
можно охарактеризовать как «ревизионист
ский» и «моралистический», то россий
ский – как «консервативный» и «прагмати
ческий». Россия придерживается сущностно
иного подхода к международной реаль ности.
Ни понятие капитализма, ни империи, ни
дихотомия «свобода – империя» не являют
ся главными в официальной риторике
Москвы. Антикапитализм же тем более не
органичен российской идеологии в силу
того факта, что в настоящее время Рос сия
все больше стремится интегрироваться в
мировую капиталистическую систему.
Описанное несовпадение картин мира
отчасти объясняет, почему в последние
годы политическое сближение России и
Венесуэлы «застопорилось». Стороны по
прежнему обмениваются заверениями в
дружеском отношении, но подобная сим
патия не получает практического выраже
ния в совместных действиях на мировой
арене: национальные интересы обеих стран
разнятся и общая повестка дня не склады
вается. К тому же не стоит забывать, что
стремление же России участвовать в фор
мировании глобальной альтернативы (пусть
пока и эфемерной) в рамках БРИКС не
может не вызывать определенной насторо
женности в Каракасе, поскольку это озна
чает выход на первый план Бразилии –
одного из основных соперников Венесуэлы
в регионе.
В последних российсковенесуэльских
контактах на высшем уровне проявляются
три элемента стратегии Москвы: во-
первых, отношения с Латинской Америкой
в целом являются более важным приори
тетом, чем двустороннее сотрудничество.
Во-вторых, вместо антиамериканской коа
лиции предлагается всестороннее разви
тие двусторонних отношений («продвиже
ние вперед»). В-третьих, и это самое важ
ное, экономика ставится над политикой:
Россия фактически призывает к деполити-
зации отношений.
Отмеченная разница в дискурсах не
только отражает разное видение мира, себя
и своих партнеров в Москве и Каракасе, но
и влечет за собой принципиальные отли
чия в стратегиях двустороннего внешнепо
литического торга. Венесуэла стремится
представить себя как «политически значи
мого» игрока, в то время как для России на
первый план выступают конкретные эко
номические выгоды и, в частности, прак
тическое взаимодействие в военнотех ни
ческой (ВТС) и нефтяной сферах.
Товарооборот России и Венесуэлы в 2012 г.
составил 1,94 млрд. долл., что на 12,1% пре
вышает показатель 2011 года. При этом
в структуре российского экспорта основная
доля приходится на машины, оборудование
и транспортные средства (50,3%), чуть мень
ше на поставки в рамках военнотехни
ческого сотрудничества (ВТС) – 40,1%.
Зна чительно меньшую роль в экспорте
играют товары химической промышлен
ности (5,6%), минеральные продукты
(2,8%), металлы (1,1%). Основу импорта из
Венесуэлы составляют химическая про
мышленность (77,8%), машины, оборудо
вание и транспортные средства (14,6%),
продовольственные товары, включая сель
хозсырье (7,2% [Торговоэкономи чес
кое… 2013]. Венесуэла – второй по значе
нию внешнеэкономический партнер Рос
сии в Латинской Америке, уступающий
только Бразилии (5,9 млрд. долл. товаро
оборота) [Товарооборот…2013]. На общем
фоне торговоэкономических связей Рос
сии, взаимодействие с Вене суэлой, разуме
ется, не является приоритетным. В то же
время данные свидетельствуют, что в этих
отношениях прослеживается высокая ди
намика и значительный потенциал экспан
сии. Стремление Москвы развивать праг
матические основы сотрудничества с Кара
касом закономерно.
По прогнозам, приведенным министром
энергетики Венесуэлы Р. Рамиресом в на
чале 2013 года, предполагается, что со
вместные российсковенесуэльские проек
ты по добыче нефти к 2019 г. увеличат со
вместные инвестиции в данной отрасли до
46 млрд. долл., при этом российская доля
клУБ УЧеБной АнАлИтИкИ
102
составит 17 млрд., то есть чуть менее поло
вины [Правительство…2013]. Руководство
Венесуэлы планирует привлечь значитель
ную часть инвестиций благодаря масштаб
ным кредитным линиям, которые открыва
ет для страны Россия. (Правда, в то время
как Россия лишь начинает массовое инве
стирование /основные кредитные линии
России приходятся на контракты в области
ВТС и ТЭК/, Китай в последние годы, по
разным данным, уже вложил в венесуэль
скую экономику от 36 до 48 млрд. долл.
США, став безусловным инвестиционным
лидером в стране.)
Стремление Венесуэлы к получению
кредитов от своих стратегических партне
ров можно объяснить неравномерной
структурой ее национальной экономики.
С 2003 г. большая часть прибыли от прода
жи энергоносителей уходит на обеспече
ние дорогостоящих социальных проектов:
только в 2012 г. PDVSA (государственная
нефтегазовая компания Венесуэлы) вло
жила в них 30 млрд. долл., при этом 18 млрд.
потенциальной прибыли были потеряны
изза политики предоставления топливных
субсидий населению [Gallegos 2012].
К этому добавляется тот факт, что с техни
ческой точки зрения отрасль практически
не модернизируется. Изза социальной
ориентированности экономической поли
тики У. Чавеса Венесуэла отказалась от са
мостоятельного финансирования нефтега
зовой отрасли, активно привлекая для этих
целей лояльных зарубежных инвесторов
(прежде всего из России и Китая). Вкупе с
политизированной ротацией кадров, кото
рую У. Чавес практиковал в PDVSA, данные
тенденции привели к снижению уровня до
бычи нефти и эффективности нефтегазо
вой отрасли в целом, что неминуемо при
вело к ослаблению позиций Каракаса в
ОПЕК. Если учесть, что политическая ста
бильность правящего в Венесуэле режима
строится на широких социальных обяза
тельствах, то политические лидеры страны
все в большей степени становятся зависи
мыми от Москвы (и, конечно, Пекина).
Для России нефтегазовая отрасль
Венесуэлы становится привлекательной по
нескольким причинам: во-первых, страна
обладает крупнейшими в мире разведан
ными запасами нефти (по некоторым дан
ным, до 298 млрд. баррелей). Во-вторых,
Москва получает возможность расширить
свое энергетическое влияние в мире, что
отвечает российскому видению междуна
родной и национальной энергетической
безопасности. Правда, значительная часть
венесуэльской нефти относится к катего
рии тяжелой и сверхтяжелой, что требует
масштабных капиталовложений и инве
стиций в технологии добычи.
В этом заключалась логика создания в
2008 г. Национального нефтяного консор
циума (ННК), который на настоящий мо
мент объединяет «Роснефть», «ЛУКойл»,
«Газпромнефть» (ранее из проекта вышел
«Сургутнефтегаз», а доля ТНКBP была
поглощена «Роснефтью»). Ключевую роль
в ННК играет государственная «Роснефть»
8
.
По мнению экспертов, совместная добыча
нефти в бассейне реки Ориноко позволит
России заметно диверсифицировать свои
источники добычи сырья
9
.
Китаю же поставляется значительная
часть добытой Венесуэлой нефти: таким об
разом Каракас покрывает растущую долго
вую зависимость от Пекина. Причем, по
оценкам экспертов Международного энер
гетического агентства, Китай покупает ве
несуэльские энергоносители не только для
внутреннего пользования: в разные периоды
от 35% до 70% покупаемой нефти перепро
даются китайскими нефтегазовыми компа
ниями на латиноамериканском или между
8
в частности, именно «роснефть» стояла у истоков создания ннк, который участвует в разработке
и добыче нефти на месторождении «Хунин-6» в бассейне реки ориноко, чьи извлекаемые запасы оце-
ниваются в 10,96 млрд. баррелей [российские нефтяники… 2012].
9
однако и здесь можно проследить стремление венесуэлы сотрудничать с россией на условиях
долгосрочного кредитования. в частности, чтобы войти в новый проект по добыче нефти на месторож-
дениях «карабобо-2» и «карабобо-4», «роснефть» должна будет заплатить 1,2 млрд. долл. и предоста-
вить кредит в размере 1 млрд. долл. сША венесуэльскому нефтяному монополисту PDVSA.