Файл: КЛУБ УЧЕБНОЙ АНАЛИТИКИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

103

о крИЗИсАХ, стрАнныХ дрУЖБАХ россИИ И новой ролИ мАлыХ И среднИХ госУдАрств

народном  рынке  [Ferchen  2013].  По путно 

отметим  парадоксальную  ситуацию  –  явля-

ясь  нетто-импортером,  Китай  становится 

серьезным игроком на мировом рынке продажи 

нефти, и Венесуэла занимает в этой цепочке 

стратегически важное место.

Кредитование  венесуэльской  экономи­

ки со стороны России прослеживается и в 

такой  стратегически  важной  отрасли,  как 

ВТС.  С  2009  г.  совокупный  объем  заклю­

ченных  «Рособоронэкспортом»  договоров 

на поставку вооружений и военной техни­

ки в страну составил 11 млрд. долл. США. 

С одной стороны, данные договоры заклю­

чаются  на  бестендерной  основе:  Россия 

является  фактически  единственным  по­

ставщиком  вооружений  для  Венесуэлы. 

С  другой  –  больше  половины  контрактов 

(6,2  млрд.  долл.  США)  Россия  покрывает 

собственными  кредитными  линиями,  ко­

торые открываются специально для прода­

жи  оружия.  В  итоге,  на  начало  второго 

деся тилетия XXI века на Венесуэлу прихо­

дилось  около  14%  экспорта  российского 

вооружения  и  военной  техники  [Военно­

техническое… 2009].

На  поставки  российских  вооружений  в 

Венесуэлу  сегодня  влияют  два  ключевых 

обстоятельства:  стратегическая  безопас­

ность и возрастающая конкуренция со сто­

роны  Китая  на  рынке  ВТС.  Изначальное 

сближение  Москвы  и  Каракаса  в  военно­

технической  отрасли  произошло  на  фоне 

наложенного  Соединенными  Штатами  на 

Венесуэлу  эмбарго  на  поставки  оружия, 

что вынудило режим Чавеса диверсифици­

ровать направления ВТС, причем Россия и 

Китай изначально не рассматривались как 

единственные  партнеры  данного  взаимо­

действия. Тем не менее ориентация на рос­

сийский  рынок  вооружений  достаточно 

быстро стала основной для Венесуэлы, что 

было  связано,  в  частности,  с  высокими 

тактико­техническими  характеристиками 

российской военной техники.

Военно­техническое  сотрудничество  по­

зволило  укрепить  взаимодействие  воору­

женных  сил  России  и  Венесуэлы,  значение 

которого – подчеркнем – для Москвы опре­

деляется в первую очередь экономическими 

выгодами.  В  2005  г.  было  подписано  согла­

шение,  согласно  которому  предусматрива­

лось обучение в течение 11 месяцев 45 вене­

суэльских  военных  техников  и  инженеров 

в  России.  В  2006  г.  –  соглашение  о  созда­

нии  учебно­тренировочного  тренажерного 

центра,  состоящего  из  пяти  комплексных 

тренажеров, для экипажей вертолетной тех­

ники  российского  производства.  Таким  об­

разом последовательно формируется долго­

срочная зависимость Венесуэлы от россий­

ского вооружения и его стандартов. 

Разумеется, в некоторых случаях тесные 

военно­экономические  связи  могут  стать 

основой  и  для  более  широкого  полити­

ческого  сотрудничества,  в  частности  для 

проведения  военных  демонстраций.  Так, 

на  фоне  кардинально  обострившихся  от­

ношений  с  Вашингтоном  в  ходе  грузино­

югоосе тин ского  кризиса  августа  2008  года 

совместные военно­морские учения в тер­

риториальных  водах  Венесуэлы,  получив­

шие широкий международный резонанс. 

В последнее время российский экспорт 

вооружений в Венесуэлу встречает конку­

ренцию  со  стороны  Китая.  Пекин,  как  и 

Москва, выступает с позиций желательно­

сти  полицентричного  мирового  порядка, 

является и для руководства правящих кру­

гов Венесуэлы не менее важным стратеги­

ческим партнером в области безопасности. 

Хотя  разрыв  в  долях  России  и  Китая  в 

структуре  ВТС  Венесуэлы  остается  доста­

точно большим, России следует совершен­

ствовать  качество  вооружений  и  предла­

гать долгосрочные контракты по техниче­

скому  обслуживанию  поставляемых  воо­

ружений.  Китай  постоянно  наращивает 

свое  влияние  на  рынках  вооружений 

Латинской Аме рики, и в условиях обостре­

ния ценовой и технологической конкурен­

ции  с  Китаем  эти  факторы  могут  сыграть 

важную роль в сохранении ведущих пози­

ций России. 

Анализ  показывает,  что  в  основе  рос­

сийско­венесуэльского  взаимодействия  в 

значительной  мере  лежат  объективные 

экономические  мотивы  и  тяготения. 

Между тем следует помнить о высокой сте­

пени политизации ВТС и рынка энергоно­


background image

клУБ УЧеБной АнАлИтИкИ

104

сителей  и  рисков  с  ней  связанных.  Поли­

тизация в принципе свойственна этим сек­

торам,  поскольку  состояние  в  них  влияет 

на  характеристики  национальной  и  гло­

бальной  безопасности.  Применительно  к 

двусторонним  отношениям,  политизация 

подразумевают  высокую  степень  зависи­

мости  от  общего  климата  международных 

отношений,  меры  интенсивности  регио­

нальных  конфликтов  в  ключевых  точках 

планеты,  специфики  отношений  России  с 

ведущими  мировыми  державами  и  Вене­

суэлы с соседями по региону. Аналогичной 

изменчивостью  отличается  мировая  энер­

гетическая  конъюнктура.  То  и  другое  под­

черкивают  крайнюю  неустойчивость  рос­

сийско­венесуэльских связей. 

В  этом  смысле  упрочение  стратегичес­

ких  отношений  требует  диверсификации 

экономического  взаимодействия

10

.  Опре­

де ленные  шаги  в  этом  направлении  были 

сделаны  уже  на  завершающем  этапе  прав­

ления У. Чавеса. Впрочем, многие совмест­

ные  проекты  существуют  лишь  в  режиме 

предварительных договоренностей

11

. Рабо­

тающих  торговых  контрактов  в  отраслях, 

помимо  энергетической  и  ВТС,  немного. 

В  СМИ  часто  фигурирует  статистика,  со­

гласно  которой  совокупный  объем  эконо­

мических  отношений  двух  стран  сегодня 

составляет  30–40  млрд.  долл.,  однако  эти 

цифры не подтверждены никакими точны­

ми данными и, скорее, указывают на мак­

симальный  экономический  потенциал  на­

меченных совместных проектов. 

В  качестве  примера  перспективного,  но 

не  вполне  реализованного  потенциала  со­

вместного  сотрудничества  можно  привести 

проекты в области финансовых и золотова­

лютных  операций.  В  2011  г.  был  создан 

российско­венесуэльский  банк,  основные 

доли  в  котором  принадлежат  Газпромбанку 

и  группе  ВТБ  –  с  российской  стороны  (по 

25%)  и  Фонду  национального  развития  – 

со стороны Венесуэлы (50%). Очевидно, что 

банк создавался под совместные инвестици­

онные проекты, однако на сегодня сведений 

о целевой деятельности не существует.

Неопределенной остается и судьба золо­

товалютных  резервов  Венесуэлы.  В  2011  г. 

У.  Чавес  вернул  национальные  запасы  зо­

лота в страну, объясняя это ненадежностью 

банковских систем США и ЕС. За несколь­

ко  месяцев  в  страну  было  ввезено  176  т 

драгоценного  металла,  а  общий  объем  зо­

лота в хранилищах ЦБ Венесуэлы составил 

более 230 т. Между тем обещание У. Чавеса 

передать золотовалютные запасы на хране­

ние в страны БРИКС, в том числе в Россию, 

так и не было выполнено. После прихода к 

власти Н. Мадуро все разговоры о передаче 

золотых  запасов  в  третьи  страны  и  вовсе 

прекратились. 

Таким  образом,  прагматический  аспект 

отношений  с  Венесуэлой  для  России  обу­

словливается в первую очередь возможны­

ми экономическими приобретениями: уси­

лением собственного влияния на мировых 

рынках  энергоносителей  и  вооружения. 

Политический  аспект  отходит  на  второй 

план. В то же время в период тех или иных 

столкновений  с  США  (югоосетинский 

кон фликт  и  ситуация  в  Сирии)  Каракас 

«превращается» в полезного партнера. 

10

  Из  уже  действующих  на  сегодняшний  день  проектов  вне  рамок  втс  и  нефтегазовой  отрасли 

можно выделить: участие в масштабном инфраструктурном проекте «великая миссия жилья», в рам-

ках которого российская сторона участвует в строительстве жилых домов на 10 тыс. квартир; совмест-

ное предприятие «орхидея», занимающееся экспортом в россию сельхозпродукции и рыбы; поставки 

автомобилей  компанией  «АвтовАЗ».  Первая  партия  из  450  машин  «лада»  была  поставлена  в  мае 

2013 г. по договорённостям 2010 г. о поставке в страну 2,2 тыс. автомобилей.

11

 Из других перспективных совместных проектов, которые пока также существуют лишь в рамках 

предварительных  договоренностей,  можно  выделить  следующие:  проект  строительства  АЭс  мощно-

стью 4 тыс. мегаватт при поддержке «росатома»; реализация совместных гидроэнергетических про-

ектов с участием «русгидро» и венесуэльской «Corpoelec»; проекты по добыче бокситов, глинозема и 

производству  алюминия  при  участии  добывающей  компании  «русал»;переговоры,  которые  ведутся 

между  правительством  венесуэлы  и  «объединенной  авиастроительной  корпорацией»  о  поставках 

дальнемагистральных самолетов; «объединенная судостроительная корпорация» готовится вступить в 

переговорный процесс о поставке судов и танкеров.


background image

105

о крИЗИсАХ, стрАнныХ дрУЖБАХ россИИ И новой ролИ мАлыХ И среднИХ госУдАрств

Для  Венесуэлы  необходимость  отноше­

ний с Россией диктуется в первую очередь 

политическими императивами. Российские 

(наряду  с  китайскими)  инвестиции  в  не­

фтегазовый сектор фактически становятся 

фактором  внутренней  политической  ста­

бильности,  а  сам  факт  близости  отноше­

ний  (пусть  и  имеющий  преимущественно 

символическое  значение)  дает  дополни­

тельный  ресурс  Каракасу  в  его  «игре  в 

противоборство» с Вашингтоном.

4

В  последнее  десятилетие  в  периодиче­

ской  печати  и  в  экспертных  дискуссиях 

российско­венесуэльское  партнерство  не­

редко становилось предметом сравнения с 

взаимодействием  по  линии  Пекин­Кар­

акас.  Сотрудничество  Каракаса  с  двумя 

цент рами силы развивалось параллельно, а 

потому такое сопоставление представляет­

ся аналитически корректным. Кроме того, 

оно выглядит логичным в свете отмеченно­

го российско­ки тай ского соперничества на 

военно­технических  и  нефтегазовых  рын­

ках Венесуэлы.

Оценка опыта китайско­венесуэльского 

взаимодействия  дает  богатую  пищу  и  для 

уточнения  представлений  о  партнерстве 

Москвы и Каракаса. Она проливает допол­

нительный  свет  и  на  сущность  современ­

ного мировидения Китая. При поверхност­

ном  рассмотрении  политические  мотивы, 

связанные,  например,  со  структурной  пе­

рестройкой  международной  системы,  во 

многих  случаях  оказываются  схожими  и 

даже  совпадающими.  Вместе  с  тем  более 

подробный анализ позволяет выявить эле­

менты  как  подобия,  так  и  различия  в  дву­

стороннем  сотрудничестве  Вене суэлы  с 

Россией и Китаем.

Активизация  отношений  с  Китаем  стала 

одним  из  первых  результатов  внешней  по­

литики У. Чавеса. Китай рассматривался ве­

несуэльским руководством в качестве одно­

го из ключевых направлений диверсифика­

ции  внешнеэкономической  деятельности 

страны – которое, в свою очередь, воплоща­

ет стремление Венесуэлы максимально сни­

зить зависимость от Соеди ненных Штатов – 

«главного идеологи ческого врага».

На официальном уровне Китай также вся­

чески  подчеркивает  экономическое  сотруд­

ничество между странами. Оно определяется 

совместными  проектами  в  энергетике,  фи­

нансовой сфере, сельском хозяйстве, строи­

тельстве, инфраструктурных проектах и вы­

соких технологиях. Китай уже стал крупней­

шим кредитором Вене суэлы. Венесуэла вхо­

дит в число стран, упоминаемых в официаль­

ной энергетической стратегии КНР [China's 

Energy Policy 2012]. 16 мая 2013 г. Каракас и 

Пекин подписали соглашение, согласно ко­

торому  Венесуэле  будет  выделен  дополни­

тельный  кредит  в  размере  4  млрд.  долл.  Он 

призван  профинансировать  увеличение  до­

бычи  нефти  компанией  Sinovensa,  которая 

стала  совместным  предприятием  PDVSA  и 

CNPC [Venezuela, China… 2013].

В 2001 г. страны объявили о начале стра­

тегического  сотрудничества.  Постоянный 

рост  объемов  товарооборота  между  страна­

ми с тех пор сопровождается и наращивани­

ем  институциональной  базы  двусторонних 

отношений. С этим процессом связывались 

перспективы  дополнения  экономического 

сотрудничества  сближением  политических 

подходов  к  реформированию  международ­

ного порядка [Romero C., Corrales J. 2009]. 

При  этом  остается  и  даже  усиливается 

ощущение,  что  Китай  эксплуатирует  цен-

ностно-идеологическую риторику Вене суэлы, 

используя  ее  для  косвенного  давления  на 

США. На фоне радикализма Каракаса, пе­

кинские  предложения  постепенного  ре­

формирования  системы  международного 

регулирования  воспринимаются  как  более 

умеренные  и  благоразумные.  Венесуэла 

своими действиями сама часто создает впе­

чатление, что «играет на стороне Китая»

12

12

  так,  в  информационном  бюллетене,  выпущенном  посольством  венесуэлы  в  великобритании, 

впрямую отмечается, что

 углубление дипломатических отношений с Китаем, как и с другими странами 

Азии, Африки и Европы, является частью продвижения многополярного миропорядка, противостояще-

го гегемонии США

 [Fact Sheet (a) 2009].


background image

клУБ УЧеБной АнАлИтИкИ

106

Сближение  по  вопросам  мирорегулиро­

вания  на  практике  имеет  четко  обозначен­

ные  пределы,  а  полноценного  «переливания» 

партнерства  из  экономической  в  политиче-

скую область в духе неофункциональной логи-

ки  на  деле  не  происходит.  Важно  помнить, 

что  на  международной  арене  Китай  прово­

дит  инициативную  политику  по  обеспече­

нию  своей  страны  природными  ресурсами, 

не  связанную  с  распространением  какой­

либо  идеологической  или  ценностно­

обусловленной  программы  [Sorj,  Fausto  

2010:  11].  Именно  с  таких  позиций  следует 

трактовать его отношения с Венесуэлой. На 

официальном  уровне  Пекин  старается  дис­

танцироваться  как  от  внутриполитической 

тематики  [Anne  2012],  так  и  от  открытой 

идеологической дружбы с Каракасом

13

.

Китайские  эксперты  связывают  подоб­

ную  позицию  Пекина  с  нежеланием  кон­

фликтовать с США по венесуэльскому во­

просу

14

. В результате Венесуэла намеренно 

рассматривается  лишь  как 

одно  из

  госу­

дарств  в  Латинской  Америке,  с  которыми 

Китай  выстраивает  прагматические  отно­

шения. При этом ни одна из стран региона, 

по мнению китайских экспертов, не имеет 

особого  положения  во  внешней  политике 

КНР [Kunsheng Zhang. 2013]. На практике 

тема двусторонних отношений как на офи­

циальном, так и на экспертном уровне об­

суждается  крайне  редко,  в  основном  в 

связи  с  проектами  в  нефтяной  отрасли 

Венесуэлы. 

Позиция  политического  дистанцирова­

ния Китая понятна и американским анали­

тикам,  которые  часто  называют  отноше­

ния между Китаем и Венесуэлой «конъюн­

ктурными»  [Ratliff  2013].  Политические 

системы и концепции развития двух стран, 

не  говоря  уже  о  философских  основах 

их поведения на мировой арене, сущност­

но различны. 

Не  носят  однозначно  положительного 

характера  и  китайско­венесуэльские  эко­

номические  отношения.  Наблюдаемое 

экспоненциальное  развитие  торговли 

имеет  и  оборотную  сторону:  не  только 

Венесуэла,  но  и  другие  латиноамерикан­

ские страны испытывают растущую конку­

ренцию  со  стороны  китайских  промыш­

ленных  товаров  и  рабочей  силы.  Растет 

страх  превращения  в  сырьевой  придаток 

Китая который, как считают многие в ре­

гионе, намерен со временем претендовать 

на  роль  нового  мирового  гегемона.  Вене­

суэльское руководство отнюдь не стремит­

ся  к  замене  одной  доминирующей  сверх­

державы на другую.

В  Латинской  Америке  Китай  вызывает 

интерес  как  одна  из  древнейших  культур, 

обладающая  значительным  потенциалом 

во  многих  областях.  Однако  по  тем  же 

причи нам  распространено  негативно­нас­

тороженное  отношение  к  Пекина.  На  бы­

товом  уровне  его  просто  боятся.  Яркой 

иллюстрацией деструктивного влияния ки­

тайского  гиганта  на  социально­эконо ми­

ческую стабильность стало разорение мно­

жества  ремесленников  в  Перу  и  других 

стран.  Потомки  древних  ацтеков  и  майя 

вынуждены искать новые способы заработ­

ка после того как дешевые китайские суве­

ниры стали вытеснять их товары с рынка.

Явно выраженная ориентация Китая на 

удовлетворение  своих  сырьевых  запросов 

за счет сотрудничества с Венесуэлой влия­

ет  как  на  стратегическое  восприятие 

Пекина  венесуэльским  руководством,  так 

и  непосредственно  –  на  содержание  со­

трудничества.  Подобная  мотивация  огра­

ничивает возможности проецирования ки­

тайского  опыта  на  отношения  Москвы  и 

Каракаса:  в  последнем  случае  речь  идет 

скорее о поиске рынка для товаров и инве­

стиций, а не ресурсной базы (как в случае с 

13

 Представитель мИд кнр Цзян Юй заявил, что страны не имеют общих идеологических пересе-

чений [China Loses… 2013] 

14

 Профессор международных отношений Университета Жэньминь Пан Жонжинг утверждает, что 

китай стремится не дестабилизировать отношения с американцами: «сША обеспокоены отношения-

ми между китаем и венесуэлой, китай был очень осторожен, чтобы не вызвать каких-либо разногла-

сий  по  вопросу  геополитического  статуса  региона,  и  избегал  публичной  политической  поддержки 

Чавеса» [Teddy 2013].


background image

107

о крИЗИсАХ, стрАнныХ дрУЖБАХ россИИ И новой ролИ мАлыХ И среднИХ госУдАрств

Пекином).  Различие  в  структурном  поло­

жении  России  и  Китая  в  мировой  эконо­

мике  определяет  расхождение  в  парадиг­

мах экономического сотрудничества.

5

С приходом к власти нового президента 

Н. Мадуро в 2013 г. связаны ожидания воз­

можной корректировки как внутриполити­

ческого  режима,  так  и  внешнеполитиче­

ской  ориентации  Венесуэлы.  По  оценкам 

экспертов американского Центра стратеги­

ческих  и  международных  исследований, 

несмотря  на  победу,  президентский  срок 

Мадуро  будет  трудным.  Аналитики  связы­

вают это с минимальным отрывом от лиде­

ра оппозиции Э. Каприлеса, а также с со­

циальными  проблемами  и  усталостью  об­

щества [Meacham 2013].

Еще до выборов Центр глобальных кон­

фликтов и мира сформулировал два основ­

ных  сценария,  оценивающих  будущее 

российско­венесуэльского сотрудничества 

после  смерти  У.  Чавеса  и  последующих 

пре зидентских  выборов  [Rinna  2013]. 

В слу чае прихода к власти оппозиции пре­

жде  всего  пострадали  бы  поставки  воору­

жений  из  России.  При  приходе  к  власти 

преемника  У.  Чавеса,  поставки  вооруже­

ния  сохранятся,  однако  возможно  их  не­

большое  снижение  в  случае  попыток 

Н.  Мадуро  нормализовать  отношения  с 

США.  Экспер ты  уверены,  что  при  обоих 

исходах Россия останется важным партне­

ром Венесуэлы, а нефтяные контракты не 

будут пересмотрены.

В  настоящее  время  с  учетом  первых 

шагов  нового  венесуэльского  правитель­

ства  можно  сформулировать  более  нюан­

сированные  сценарии  возможного  буду­

щего  российско­венесуэльского  взаимо­

действия:

1.  Наиболее  благоприятным  развитием 

событий  для  России  будет  сохранение 

внешнеполитической  ориентации  Вене­

суэ лы  при  улучшении  внутренней  эконо­

мической  ситуации.  Это  будет  означать, 

что  Каракасу  удастся  преодолеть  эконо­

мические  проблемы  и  администрация 

Н.  Мадуро  продолжит  политику  сближе­

ния  с  Россией,  а  намеченные  совместные 

проекты  получат  реальное  воплощение. 

Новое руководство должно быть заинтере­

совано  в  подтверждении  существующих 

экономических договоренностей с Китаем 

и  Россией,  поскольку  как  это  единствен­

ный  способ  сохранить  ту  позитивную  ин­

вестиционную динамику, которая началась 

при  У.  Чавесе.  Парадоксально,  но  вероят­

ность  реализации  этого  сценария  возрас­

тает  в  случае  ускорения  роста  мирового 

хозяйства, в том числе экономики США.

Данная группа прогнозов предполагает 

стабилизацию  экономической  системы 

Ве несуэлы,  что  в  полной  мере  отвечает 

стра тегическим  интересам  России,  по­

скольку  в  таком  случае  Каракас  сможет 

выполнять  свои  финансовые  обязатель­

ства  перед  Москвой,  связанные  как  с 

учас тием в сов местных предприятиях, так 

и с выплатой государственного долга. Это 

станет гарантией продолжения дорогосто­

ящих энер гетических проектов, которые в 

стабильных  политических  условиях  могут 

достичь  уровня  рентабельности  лишь 

через 4–5 лет.

2. Второй сценарий представляет собой 

сохранение  внешнеполитической  страте­

гии  при  ослаблении  национальной  эко­

номики и усугублении существующих со­

циальных проблем. В этом случае Россия, 

равно как и Китай, могут стать заложни­

ками роста социальной напряженности и 

экономических проблем в стране. Каракас 

неизбежно встанет перед сложным выбо­

ром:  либо  вкладывать  средства  в  модер­

низацию нефтегазового сектора и выпол­

нять  финансовые  обязательства  перед 

своими торговыми партнерами, либо про­

должать  направлять  прибыль  от  продажи 

энергоресурсов  в  нестабильный  социаль­

ный сектор.

Углубление  кризиса  чревато  двумя  се­

рьезными  для  России  последствиями:  во­

первых,  Венесуэла  не  сможет  распла­

чиваться  по  кредитам  и  выполнять  свои 

обязательства  –  в  результате  российские 

биз нес­проекты окончательно утратят эко­

номический смысл и перейдут в разряд ис­

ключительно политических. (Впрочем, для