ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 190
Скачиваний: 1
103
о крИЗИсАХ, стрАнныХ дрУЖБАХ россИИ И новой ролИ мАлыХ И среднИХ госУдАрств
народном рынке [Ferchen 2013]. По путно
отметим парадоксальную ситуацию – явля-
ясь нетто-импортером, Китай становится
серьезным игроком на мировом рынке продажи
нефти, и Венесуэла занимает в этой цепочке
стратегически важное место.
Кредитование венесуэльской экономи
ки со стороны России прослеживается и в
такой стратегически важной отрасли, как
ВТС. С 2009 г. совокупный объем заклю
ченных «Рособоронэкспортом» договоров
на поставку вооружений и военной техни
ки в страну составил 11 млрд. долл. США.
С одной стороны, данные договоры заклю
чаются на бестендерной основе: Россия
является фактически единственным по
ставщиком вооружений для Венесуэлы.
С другой – больше половины контрактов
(6,2 млрд. долл. США) Россия покрывает
собственными кредитными линиями, ко
торые открываются специально для прода
жи оружия. В итоге, на начало второго
деся тилетия XXI века на Венесуэлу прихо
дилось около 14% экспорта российского
вооружения и военной техники [Военно
техническое… 2009].
На поставки российских вооружений в
Венесуэлу сегодня влияют два ключевых
обстоятельства: стратегическая безопас
ность и возрастающая конкуренция со сто
роны Китая на рынке ВТС. Изначальное
сближение Москвы и Каракаса в военно
технической отрасли произошло на фоне
наложенного Соединенными Штатами на
Венесуэлу эмбарго на поставки оружия,
что вынудило режим Чавеса диверсифици
ровать направления ВТС, причем Россия и
Китай изначально не рассматривались как
единственные партнеры данного взаимо
действия. Тем не менее ориентация на рос
сийский рынок вооружений достаточно
быстро стала основной для Венесуэлы, что
было связано, в частности, с высокими
тактикотехническими характеристиками
российской военной техники.
Военнотехническое сотрудничество по
зволило укрепить взаимодействие воору
женных сил России и Венесуэлы, значение
которого – подчеркнем – для Москвы опре
деляется в первую очередь экономическими
выгодами. В 2005 г. было подписано согла
шение, согласно которому предусматрива
лось обучение в течение 11 месяцев 45 вене
суэльских военных техников и инженеров
в России. В 2006 г. – соглашение о созда
нии учебнотренировочного тренажерного
центра, состоящего из пяти комплексных
тренажеров, для экипажей вертолетной тех
ники российского производства. Таким об
разом последовательно формируется долго
срочная зависимость Венесуэлы от россий
ского вооружения и его стандартов.
Разумеется, в некоторых случаях тесные
военноэкономические связи могут стать
основой и для более широкого полити
ческого сотрудничества, в частности для
проведения военных демонстраций. Так,
на фоне кардинально обострившихся от
ношений с Вашингтоном в ходе грузино
югоосе тин ского кризиса августа 2008 года
совместные военноморские учения в тер
риториальных водах Венесуэлы, получив
шие широкий международный резонанс.
В последнее время российский экспорт
вооружений в Венесуэлу встречает конку
ренцию со стороны Китая. Пекин, как и
Москва, выступает с позиций желательно
сти полицентричного мирового порядка,
является и для руководства правящих кру
гов Венесуэлы не менее важным стратеги
ческим партнером в области безопасности.
Хотя разрыв в долях России и Китая в
структуре ВТС Венесуэлы остается доста
точно большим, России следует совершен
ствовать качество вооружений и предла
гать долгосрочные контракты по техниче
скому обслуживанию поставляемых воо
ружений. Китай постоянно наращивает
свое влияние на рынках вооружений
Латинской Аме рики, и в условиях обостре
ния ценовой и технологической конкурен
ции с Китаем эти факторы могут сыграть
важную роль в сохранении ведущих пози
ций России.
Анализ показывает, что в основе рос
сийсковенесуэльского взаимодействия в
значительной мере лежат объективные
экономические мотивы и тяготения.
Между тем следует помнить о высокой сте
пени политизации ВТС и рынка энергоно
клУБ УЧеБной АнАлИтИкИ
104
сителей и рисков с ней связанных. Поли
тизация в принципе свойственна этим сек
торам, поскольку состояние в них влияет
на характеристики национальной и гло
бальной безопасности. Применительно к
двусторонним отношениям, политизация
подразумевают высокую степень зависи
мости от общего климата международных
отношений, меры интенсивности регио
нальных конфликтов в ключевых точках
планеты, специфики отношений России с
ведущими мировыми державами и Вене
суэлы с соседями по региону. Аналогичной
изменчивостью отличается мировая энер
гетическая конъюнктура. То и другое под
черкивают крайнюю неустойчивость рос
сийсковенесуэльских связей.
В этом смысле упрочение стратегичес
ких отношений требует диверсификации
экономического взаимодействия
10
. Опре
де ленные шаги в этом направлении были
сделаны уже на завершающем этапе прав
ления У. Чавеса. Впрочем, многие совмест
ные проекты существуют лишь в режиме
предварительных договоренностей
11
. Рабо
тающих торговых контрактов в отраслях,
помимо энергетической и ВТС, немного.
В СМИ часто фигурирует статистика, со
гласно которой совокупный объем эконо
мических отношений двух стран сегодня
составляет 30–40 млрд. долл., однако эти
цифры не подтверждены никакими точны
ми данными и, скорее, указывают на мак
симальный экономический потенциал на
меченных совместных проектов.
В качестве примера перспективного, но
не вполне реализованного потенциала со
вместного сотрудничества можно привести
проекты в области финансовых и золотова
лютных операций. В 2011 г. был создан
российсковенесуэльский банк, основные
доли в котором принадлежат Газпромбанку
и группе ВТБ – с российской стороны (по
25%) и Фонду национального развития –
со стороны Венесуэлы (50%). Очевидно, что
банк создавался под совместные инвестици
онные проекты, однако на сегодня сведений
о целевой деятельности не существует.
Неопределенной остается и судьба золо
товалютных резервов Венесуэлы. В 2011 г.
У. Чавес вернул национальные запасы зо
лота в страну, объясняя это ненадежностью
банковских систем США и ЕС. За несколь
ко месяцев в страну было ввезено 176 т
драгоценного металла, а общий объем зо
лота в хранилищах ЦБ Венесуэлы составил
более 230 т. Между тем обещание У. Чавеса
передать золотовалютные запасы на хране
ние в страны БРИКС, в том числе в Россию,
так и не было выполнено. После прихода к
власти Н. Мадуро все разговоры о передаче
золотых запасов в третьи страны и вовсе
прекратились.
Таким образом, прагматический аспект
отношений с Венесуэлой для России обу
словливается в первую очередь возможны
ми экономическими приобретениями: уси
лением собственного влияния на мировых
рынках энергоносителей и вооружения.
Политический аспект отходит на второй
план. В то же время в период тех или иных
столкновений с США (югоосетинский
кон фликт и ситуация в Сирии) Каракас
«превращается» в полезного партнера.
10
Из уже действующих на сегодняшний день проектов вне рамок втс и нефтегазовой отрасли
можно выделить: участие в масштабном инфраструктурном проекте «великая миссия жилья», в рам-
ках которого российская сторона участвует в строительстве жилых домов на 10 тыс. квартир; совмест-
ное предприятие «орхидея», занимающееся экспортом в россию сельхозпродукции и рыбы; поставки
автомобилей компанией «АвтовАЗ». Первая партия из 450 машин «лада» была поставлена в мае
2013 г. по договорённостям 2010 г. о поставке в страну 2,2 тыс. автомобилей.
11
Из других перспективных совместных проектов, которые пока также существуют лишь в рамках
предварительных договоренностей, можно выделить следующие: проект строительства АЭс мощно-
стью 4 тыс. мегаватт при поддержке «росатома»; реализация совместных гидроэнергетических про-
ектов с участием «русгидро» и венесуэльской «Corpoelec»; проекты по добыче бокситов, глинозема и
производству алюминия при участии добывающей компании «русал»;переговоры, которые ведутся
между правительством венесуэлы и «объединенной авиастроительной корпорацией» о поставках
дальнемагистральных самолетов; «объединенная судостроительная корпорация» готовится вступить в
переговорный процесс о поставке судов и танкеров.
105
о крИЗИсАХ, стрАнныХ дрУЖБАХ россИИ И новой ролИ мАлыХ И среднИХ госУдАрств
Для Венесуэлы необходимость отноше
ний с Россией диктуется в первую очередь
политическими императивами. Российские
(наряду с китайскими) инвестиции в не
фтегазовый сектор фактически становятся
фактором внутренней политической ста
бильности, а сам факт близости отноше
ний (пусть и имеющий преимущественно
символическое значение) дает дополни
тельный ресурс Каракасу в его «игре в
противоборство» с Вашингтоном.
4
В последнее десятилетие в периодиче
ской печати и в экспертных дискуссиях
российсковенесуэльское партнерство не
редко становилось предметом сравнения с
взаимодействием по линии ПекинКар
акас. Сотрудничество Каракаса с двумя
цент рами силы развивалось параллельно, а
потому такое сопоставление представляет
ся аналитически корректным. Кроме того,
оно выглядит логичным в свете отмеченно
го российскоки тай ского соперничества на
военнотехнических и нефтегазовых рын
ках Венесуэлы.
Оценка опыта китайсковенесуэльского
взаимодействия дает богатую пищу и для
уточнения представлений о партнерстве
Москвы и Каракаса. Она проливает допол
нительный свет и на сущность современ
ного мировидения Китая. При поверхност
ном рассмотрении политические мотивы,
связанные, например, со структурной пе
рестройкой международной системы, во
многих случаях оказываются схожими и
даже совпадающими. Вместе с тем более
подробный анализ позволяет выявить эле
менты как подобия, так и различия в дву
стороннем сотрудничестве Вене суэлы с
Россией и Китаем.
Активизация отношений с Китаем стала
одним из первых результатов внешней по
литики У. Чавеса. Китай рассматривался ве
несуэльским руководством в качестве одно
го из ключевых направлений диверсифика
ции внешнеэкономической деятельности
страны – которое, в свою очередь, воплоща
ет стремление Венесуэлы максимально сни
зить зависимость от Соеди ненных Штатов –
«главного идеологи ческого врага».
На официальном уровне Китай также вся
чески подчеркивает экономическое сотруд
ничество между странами. Оно определяется
совместными проектами в энергетике, фи
нансовой сфере, сельском хозяйстве, строи
тельстве, инфраструктурных проектах и вы
соких технологиях. Китай уже стал крупней
шим кредитором Вене суэлы. Венесуэла вхо
дит в число стран, упоминаемых в официаль
ной энергетической стратегии КНР [China's
Energy Policy 2012]. 16 мая 2013 г. Каракас и
Пекин подписали соглашение, согласно ко
торому Венесуэле будет выделен дополни
тельный кредит в размере 4 млрд. долл. Он
призван профинансировать увеличение до
бычи нефти компанией Sinovensa, которая
стала совместным предприятием PDVSA и
CNPC [Venezuela, China… 2013].
В 2001 г. страны объявили о начале стра
тегического сотрудничества. Постоянный
рост объемов товарооборота между страна
ми с тех пор сопровождается и наращивани
ем институциональной базы двусторонних
отношений. С этим процессом связывались
перспективы дополнения экономического
сотрудничества сближением политических
подходов к реформированию международ
ного порядка [Romero C., Corrales J. 2009].
При этом остается и даже усиливается
ощущение, что Китай эксплуатирует цен-
ностно-идеологическую риторику Вене суэлы,
используя ее для косвенного давления на
США. На фоне радикализма Каракаса, пе
кинские предложения постепенного ре
формирования системы международного
регулирования воспринимаются как более
умеренные и благоразумные. Венесуэла
своими действиями сама часто создает впе
чатление, что «играет на стороне Китая»
12
.
12
так, в информационном бюллетене, выпущенном посольством венесуэлы в великобритании,
впрямую отмечается, что
углубление дипломатических отношений с Китаем, как и с другими странами
Азии, Африки и Европы, является частью продвижения многополярного миропорядка, противостояще-
го гегемонии США
[Fact Sheet (a) 2009].
клУБ УЧеБной АнАлИтИкИ
106
Сближение по вопросам мирорегулиро
вания на практике имеет четко обозначен
ные пределы, а полноценного «переливания»
партнерства из экономической в политиче-
скую область в духе неофункциональной логи-
ки на деле не происходит. Важно помнить,
что на международной арене Китай прово
дит инициативную политику по обеспече
нию своей страны природными ресурсами,
не связанную с распространением какой
либо идеологической или ценностно
обусловленной программы [Sorj, Fausto
2010: 11]. Именно с таких позиций следует
трактовать его отношения с Венесуэлой. На
официальном уровне Пекин старается дис
танцироваться как от внутриполитической
тематики [Anne 2012], так и от открытой
идеологической дружбы с Каракасом
13
.
Китайские эксперты связывают подоб
ную позицию Пекина с нежеланием кон
фликтовать с США по венесуэльскому во
просу
14
. В результате Венесуэла намеренно
рассматривается лишь как
одно из
госу
дарств в Латинской Америке, с которыми
Китай выстраивает прагматические отно
шения. При этом ни одна из стран региона,
по мнению китайских экспертов, не имеет
особого положения во внешней политике
КНР [Kunsheng Zhang. 2013]. На практике
тема двусторонних отношений как на офи
циальном, так и на экспертном уровне об
суждается крайне редко, в основном в
связи с проектами в нефтяной отрасли
Венесуэлы.
Позиция политического дистанцирова
ния Китая понятна и американским анали
тикам, которые часто называют отноше
ния между Китаем и Венесуэлой «конъюн
ктурными» [Ratliff 2013]. Политические
системы и концепции развития двух стран,
не говоря уже о философских основах
их поведения на мировой арене, сущност
но различны.
Не носят однозначно положительного
характера и китайсковенесуэльские эко
номические отношения. Наблюдаемое
экспоненциальное развитие торговли
имеет и оборотную сторону: не только
Венесуэла, но и другие латиноамерикан
ские страны испытывают растущую конку
ренцию со стороны китайских промыш
ленных товаров и рабочей силы. Растет
страх превращения в сырьевой придаток
Китая который, как считают многие в ре
гионе, намерен со временем претендовать
на роль нового мирового гегемона. Вене
суэльское руководство отнюдь не стремит
ся к замене одной доминирующей сверх
державы на другую.
В Латинской Америке Китай вызывает
интерес как одна из древнейших культур,
обладающая значительным потенциалом
во многих областях. Однако по тем же
причи нам распространено негативнонас
тороженное отношение к Пекина. На бы
товом уровне его просто боятся. Яркой
иллюстрацией деструктивного влияния ки
тайского гиганта на социальноэконо ми
ческую стабильность стало разорение мно
жества ремесленников в Перу и других
стран. Потомки древних ацтеков и майя
вынуждены искать новые способы заработ
ка после того как дешевые китайские суве
ниры стали вытеснять их товары с рынка.
Явно выраженная ориентация Китая на
удовлетворение своих сырьевых запросов
за счет сотрудничества с Венесуэлой влия
ет как на стратегическое восприятие
Пекина венесуэльским руководством, так
и непосредственно – на содержание со
трудничества. Подобная мотивация огра
ничивает возможности проецирования ки
тайского опыта на отношения Москвы и
Каракаса: в последнем случае речь идет
скорее о поиске рынка для товаров и инве
стиций, а не ресурсной базы (как в случае с
13
Представитель мИд кнр Цзян Юй заявил, что страны не имеют общих идеологических пересе-
чений [China Loses… 2013]
14
Профессор международных отношений Университета Жэньминь Пан Жонжинг утверждает, что
китай стремится не дестабилизировать отношения с американцами: «сША обеспокоены отношения-
ми между китаем и венесуэлой, китай был очень осторожен, чтобы не вызвать каких-либо разногла-
сий по вопросу геополитического статуса региона, и избегал публичной политической поддержки
Чавеса» [Teddy 2013].
107
о крИЗИсАХ, стрАнныХ дрУЖБАХ россИИ И новой ролИ мАлыХ И среднИХ госУдАрств
Пекином). Различие в структурном поло
жении России и Китая в мировой эконо
мике определяет расхождение в парадиг
мах экономического сотрудничества.
5
С приходом к власти нового президента
Н. Мадуро в 2013 г. связаны ожидания воз
можной корректировки как внутриполити
ческого режима, так и внешнеполитиче
ской ориентации Венесуэлы. По оценкам
экспертов американского Центра стратеги
ческих и международных исследований,
несмотря на победу, президентский срок
Мадуро будет трудным. Аналитики связы
вают это с минимальным отрывом от лиде
ра оппозиции Э. Каприлеса, а также с со
циальными проблемами и усталостью об
щества [Meacham 2013].
Еще до выборов Центр глобальных кон
фликтов и мира сформулировал два основ
ных сценария, оценивающих будущее
российсковенесуэльского сотрудничества
после смерти У. Чавеса и последующих
пре зидентских выборов [Rinna 2013].
В слу чае прихода к власти оппозиции пре
жде всего пострадали бы поставки воору
жений из России. При приходе к власти
преемника У. Чавеса, поставки вооруже
ния сохранятся, однако возможно их не
большое снижение в случае попыток
Н. Мадуро нормализовать отношения с
США. Экспер ты уверены, что при обоих
исходах Россия останется важным партне
ром Венесуэлы, а нефтяные контракты не
будут пересмотрены.
В настоящее время с учетом первых
шагов нового венесуэльского правитель
ства можно сформулировать более нюан
сированные сценарии возможного буду
щего российсковенесуэльского взаимо
действия:
1. Наиболее благоприятным развитием
событий для России будет сохранение
внешнеполитической ориентации Вене
суэ лы при улучшении внутренней эконо
мической ситуации. Это будет означать,
что Каракасу удастся преодолеть эконо
мические проблемы и администрация
Н. Мадуро продолжит политику сближе
ния с Россией, а намеченные совместные
проекты получат реальное воплощение.
Новое руководство должно быть заинтере
совано в подтверждении существующих
экономических договоренностей с Китаем
и Россией, поскольку как это единствен
ный способ сохранить ту позитивную ин
вестиционную динамику, которая началась
при У. Чавесе. Парадоксально, но вероят
ность реализации этого сценария возрас
тает в случае ускорения роста мирового
хозяйства, в том числе экономики США.
Данная группа прогнозов предполагает
стабилизацию экономической системы
Ве несуэлы, что в полной мере отвечает
стра тегическим интересам России, по
скольку в таком случае Каракас сможет
выполнять свои финансовые обязатель
ства перед Москвой, связанные как с
учас тием в сов местных предприятиях, так
и с выплатой государственного долга. Это
станет гарантией продолжения дорогосто
ящих энер гетических проектов, которые в
стабильных политических условиях могут
достичь уровня рентабельности лишь
через 4–5 лет.
2. Второй сценарий представляет собой
сохранение внешнеполитической страте
гии при ослаблении национальной эко
номики и усугублении существующих со
циальных проблем. В этом случае Россия,
равно как и Китай, могут стать заложни
ками роста социальной напряженности и
экономических проблем в стране. Каракас
неизбежно встанет перед сложным выбо
ром: либо вкладывать средства в модер
низацию нефтегазового сектора и выпол
нять финансовые обязательства перед
своими торговыми партнерами, либо про
должать направлять прибыль от продажи
энергоресурсов в нестабильный социаль
ный сектор.
Углубление кризиса чревато двумя се
рьезными для России последствиями: во
первых, Венесуэла не сможет распла
чиваться по кредитам и выполнять свои
обязательства – в результате российские
биз неспроекты окончательно утратят эко
номический смысл и перейдут в разряд ис
ключительно политических. (Впрочем, для