Файл: Геополитика номер 19.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

многочисленных групп джихада из различных исламских и европейских стран с целью координации своей деятельность на южном фланге России». Согласно данным Джатраса «встреча была организована под эгидой высокопоставленных должностных лиц правительства Грузии». Хотя сам Саакашвили на встрече не присутствовал, чиновники грузинского МВД и остальные должностные лица оказывали максимум содействия экстремистам, например посол Грузии в Кувей­те «способствовал перелету участников с Ближнего Востока». Наконец, в до­полнение к «военным» операций (например, нападения на юге России) особое внимание было уделено идеологической войне, сегментом которой и стал запуск телеканала на русском языке «Первый Кавказский» (2).

В отношении действий Грузии Хан утверждает, что подобная политика Тби­лиси может привести к радикализации некоторых черкесов и тем самым улучшить перспективы для вербовки так называемых «Объединенного Вилаята Кабарды Балкарии и Карачая» и «Вилаята Ногайская Степь» «Кавказского Эмирата» (т. е. условных административных единиц, оформленных экстремистами в соот­ветствии со своими идеями) (3). Поскольку отношения с Грузией постепенно нормализуются, часть подобных угроз на данный момент не так актуальна как раньше, хотя, конечно же, данный опасный потенциал необходимо учитывать.

Второй фактор имеет глобальную природу и затрагивает вопросы междуна­родного терроризма, ассоциируемого с Аль-Каидой.

Хан указывает на такую важную деталь, как визит Басаева с его боевиками (включая, видимо, и выходцев с Северо-Западного Кавказа) в Афганистан, после чего другие радикальные националистические лидеры Чечни и Кавказа поспе­шили посетить бен Ладена. При этом отмечено, что этот факт часто упускается из виду, хотя в документах военной разведки США (Defense Intelligence Agency) подробно описаны результаты некоторых из таких визитов, произошедших в 1997 году. Таким образом, «несколько раз в 1997 году в Афганистане бен Ладен встречался с представителями партии Мовлади Удугова «Исламский путь», а также чеченскими и дагестанскими ваххабитами из Гудермеса, Грозного и Кара-махи (4).

Выводы профессора Хана также заслуживают интереса. Он пишет, что «учи­тывая новые угрозы исходящие от Кавказского Эмирата, правительство США должно максимизировать сотрудничество в Евразии, включая Россию, ОДКБ и ШОС в войне против джихадизма. США и Европа должны попытаться стабили­зировать Кавказ, найдя решение по азербайджано-армянскому конфликта вокруг Нагорного Карабаха и, по крайней мере, минимизировать русско-грузинские трения, чтобы они не играли на руку Кавказскому Эмирату или другим джиха-дистам... Наконец, западно-евразийское (НАТО -ОДКБ) сотрудничество может быть использовано для того, чтобы подтолкнуть авторитарные режимы Евразии, в том числе Москву, проводить их меры по борьбе с джихадом и другую политику


с большим прицелом на гражданские и политические права граждан, последствия от внедрения которых будут значительнее, чем просто война с джихадом. Только с помощью широкого и эффективного регионального сотрудничества с участи­ем всех постсоветских государств Соединенные Штаты и Запад смогут победить глобальную угрозу джихада» (5).

Здесь можно проследить два императива — желание установить более адек­ватное сотрудничество с Россией и «подтянуть» нас с помощью либерально-де­мократических реформ. Если в первом случае, как справедливо заметил недавно замминистра иностранных дел Сергей Рябков, США сами виноваты в ухудшении отношений, то во втором — навязывание либерального подхода для такого слож­ного региона как Северный Кавказ может привести не только к эрозии тради­ционной культуры, включая черкесский кластер, но и создать почву для новых конфликтов. Ведь в парадигме либеральной матрице от homo homini lupus и ато­марного индивидуализма подобный «гражданский активизм» будет направлен в первую очередь на общественную структуру Северного Кавказа с системой тей­пов, родовых отношений и т.п.

Вторым автором сборника является Сергей Маркедонов. Собственно вклад отечественного ученого оказался невелик. Если Хан анализирует деятельность экстремистов на 90 страницах, то вторая часть состоит из 20 страниц и посвя­щена в основном истории ротации властных элит в регионе, начиная с «парада суверенитетов».

Показательно, что помимо Грузии и предстоящих Олимпийских игр в Сочи Маркедонов возлагает часть ответственности за активизацию черкесского наци­онализма и на Россию.

В статье указано, что «в настоящее время балкарское или черкесское движе­ния, несмотря на использование исторического материала, имеют другую при­роду. Это реакция на сегодняшние реалии (например, земельные вопросы и со­путствующая коррупции политика в области человеческих ресурсов и вопросы местного самоуправления). При использовании количественных подходов (и некоторые их проявления мы видим в КБР в виде согласительных национальных движений) опасность возрождения национализма может быть сведена к миниму­му (но не устранена полностью). Однако (и 2009-2010 гг. продемонстрировали это), есть случаи, когда республиканские власти пытаются потушить пожар ис­ламистской деятельности, используя топливо национализма. Такой инструмент (разыгрывание этнической карты) является чрезвычайно опасным (как показали 1989-91 гг)».

Кроме того, по мнению Маркедонова, вспышке черкесского национализма также способствовала «серия кадровых перестановок четвертого президента Карачаево-Черкесской Республики Борис Эбзеева, а также признание Россией независимости Абхазии 26 августа 2008 года». Он также отмечает,


что правительство «продолжает работать старыми методами, отказываясь идти на диалог с гражданским обществом и используя «мягкую силу» (интеграционные проекты, внедрение элементов гражданской идентичности, попытки пересмотреть религиозную сферу, такие как «Евро-Ислам» в качестве альтернативы радикальному исламизму) для продвижения своих собственных интересов» (6).

Третий докладчик — Сванте Корнелл, директор по исследованиям Институ­та Центральной Азии и Кавказа и Программы исследований Шелкового пути, Объединенного исследовательского трансатлантического центра, связанного со Школой перспективных международных исследований (Вашингтон) и Стокголь­мским Институтом по безопасности и политики развития. Его блок носит назва­ние «Афганизация» Северного Кавказа: причины и последствия меняющегося конфликта. С патетическим чувством Корнелл объясняет, что сравнение с Афга­нистаном выбрано им в связи с наличием в республиках Северного Кавказа тех же факторов, что и в центральноазиатской стране в середине 1990-х годов: «со­четание войны, человеческих страданий, нищеты, организованной преступно­сти, и внешних спонсоров исламского радикализма, что создает взрывоопасную ситуацию, на которую власти все чаще не в состоянии реагировать и которую не в силах правильно понять из-за ограничений своей системы, что, в конечном итоге, усугубляет проблемы» (7).

Автор сравнивает экономические и демографические показатели, отмечает проблему оттока русского населения, которое представляло наиболее квалифи­цированную рабочую силу, а также коллапс образовательной системы. Далее идет экскурс в сложные взаимоотношения между Российской Империей и регионом в XIX веке, ельцинскую кампанию в Чечне, проблему с беженцами, вторую чечен­скую кампанию, работу Рамзана Кадырова и т.д. В общем, речь идет об описании известных нам процессов.

В выводах выражается обеспокоенность, что нынешняя ситуация дестабили­зирует Россию и формирует наиболее острую для нее политическую проблему. И влияет она еще на безопасность и процветание на Южном Кавказе, и потенци­ально на всю Европу.

Далее указано, что «Азербайджан переживает быстрый рост благодаря своей нефтяной и газовой промышленности, а Грузия добилась больших успехов в реформах, в том числе в борьбе с коррупцией. С течением времени, контраст между этими странами и томящимся Северным Кавказом будет иметь последствия, с точки зрения, например, миграционных потоков. Во-вторых, южные соседи Северного Кавказа страдают от распространения конфликта на севере — потоки беженцев и боевиков с Северного Кавказа в Грузию и Азербайджан повторялись в течение последних двух десятилетий, что оказывало дестабилизирующее воздействие на обе страны. В-третьих, правительство России


показало свою отличительную тенденцию перекладывать вину на своих соседей, когда она не смогла справиться с последствиями своих собственных неудач на Северном Кавказе» (8).

В связи с этим стоит отметить, что автор явно не адекватно оценил ситуацию ни в Грузии, с которой у России возникает некое подобие диалога, ни в Азербайд­жане, где с конца прошлого года активизировались широкомасштабные граж­данские акции протеста (а одиночные прецеденты были и раньше). Ситуация с коррупцией и безработицей в этой стране вряд ли является менее серьёзной, чем в некоторых регионах Северного Кавказа.

Также показательно проговаривание относительно европейских интересов, заключающихся в установлении контроля над Северным Кавказом, который через Черное море граничит с ЕС: «через проекты Восточного Партнерства, Партнерства ради мира и другие инструменты ЕС и НАТО ищут возможности для участия в построении стабильности, безопасности и благополучия у своих восточных соседей» (9). Де-факто вашингтонский эксперт признался в том, что Запад проводит собственную политику в отношении Северного и Южного Кав­каза, не считаясь с интересами России. С другой стороны, провал европейской миротворческой политики в Югославии, а далее в Косово, показывает, что запад­ные инструменты не работают даже внутри самой Европы, в непосредственном окружении стран-членов ЕС.

В конечном счете, данное исследование показывает не только имплицитное чувство превосходства западных ученых, но и то, насколько разными могут быть точки зрения на одну проблематику, даже если авторы работают в одной матрице либерального анализа.

[1] Georgian Journal, October 21, 2010, georgianjournal.ge/index.php?option=com_co ntent&view=article&id=664:burjanadze-talks-about-danger-of-one-more-war-from-russia-&catid=9:news&Itemid=8

[2] James Jatras, "The Georgian ImbroglioAnd a Choice for the United States," America-Russia Net, February 14, 2010 www.america-russia.net/eng/face/236661338?user_session=4827 e878c0267ddbdd6ee738f8212f1d.

[3] Gordon M. Hahn. «The Caucasus Emirate Jihadists: The Security and Strategic Implications» in Russia's Homegrown Insurgency: Jihad in the North Caucasus. Stephen J. Blank (ed.) Strategic Studies Institute, October 2012. Р. 37.

[4] Defense Intelligence Agency Declassified Swift Knight Report, Document No. 3095345, Judicial Watch. www.judicialwatch.org/cases/102/dia.pdf. p.4

[5] Gordon M. Hahn. «The Caucasus Emirate Jihadists: The Security and Strategic Implications» in Russia's Homegrown Insurgency: Jihad in the North Caucasus. Stephen J. Blank (ed.) Strategic Studies Institute, October 2012. Р. 66

[6] Sergey Markedonov. «he North Caucasus in Russia and Russia in the North Caucasus: State Approaches and Political Dynamics in the Turbulent Region» in Russia's Homegrown Insurgency: Jihad in the North Caucasus. Stephen J. Blank (ed.) Strategic Studies Institute, October 2012. Р. 113-117.


[7] Svante E. Cornell. «The "Afghanization" of the North Caucasus: Causes and Implications of a Changing Conflict» in Russia's Homegrown Insurgency: Jihad in the North Caucasus. Stephen J. Blank (ed.) Strategic Studies Institute, October 2012. Р. 122.

[8] Svante E. Cornell. «The "Afghanization" of the North Caucasus: Causes and Implications of a Changing Conflict» in Russia's Homegrown Insurgency: Jihad in the North Caucasus. Stephen J. Blank (ed.) Strategic Studies Institute, October 2012. Р. 147

[9] Ibidem. P. 148