Файл: Геополитика номер 19.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с новым инструментарием появились и новые, неизвестные ранее в картографии проблемы. В теоретическом плане это слишком вольное оперирова­ние весьма взрывоопасной в политическом смысле символической маркировкой картографическими методами «этно-конфессиональных пространств». В науч­но-практическом — возможность не менее вольного подхода к математической основе картографической продукции.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА карт и атласов в рамках пропагандистско-идеологического подхода и использования картографии в политических целях зачастую весьма поверхностна, условна и далека от совершенства. Как правило, в данном случае даже с точки зрения визуального ряда, уместнее говорить о иде­ологизированных схемах, а не политических картах в строгом научном смысле, предполагающем четкий масштаб и проекцию, привязку к географической сетке координат и прочие атрибуты картографической компоновки. Использующиеся в них схематизирующие реальность модели принципиально дефектны и потому с определенного момента превращаются в недействительные и разрушительные.

О том, насколько существенно их влияние в политическом смысле свидетель­ствуют, помимо прочего, протесты отдельных государств против своевольной трактовки их границ, связанные с математической основой карт всемирно из­вестного сервиса Google maps. Пример — в феврале 2010 года компания Google получила резкое официальное письмо из посольства Камбоджи. В нем было вы­


ражено возмущение сервисом Google maps из-за того, что на карте Google гра­ница между Камбоджей и Таиландом, «искажает правду и действительность, и является профессионально безответственной». Камбоджа потребовала, чтобы компания «отозвала очень плохую и международно-непризнанную карту» и за­менила её другой [3].

В целом идеологизированные карты-схемы являются инструментом: А) политической пропаганды, поскольку обеспечивают визуально-символи­ческое подкрепление политических притязаний на территорию и «справедли­вые» границы;

Б) идеологического легендирования посредством символического формиро­вания и идентификации социума в пространственном (географическом) и вре­менном (историческом) аспектах.

ЛЕГЕНДА КАРТЫ и суть ее идеологизации, как метод политико-идеологи­ческого воздействия заключается в следующем. Посредством легенды (услов­ных знаков, текстовых пояснений и т.д.) пользователю доводится необходимая политическая установка, дающая необходимое, политически выверенное пред­ставление об отраженном на карте. Это может быть версия исторического либо географического сюжета, выполненная текстуально и/или графически (посред­ством трактовок и комбинаций графики и цвета). Зачастую данный метод идеоло­гизации легендирования карт используется в картографии военно-политических конфликтов, сама форма трактовки которых всегда субъективна и отражает по­литический интерес сторон в исторической и географической плоскостях.

Временной (исторический) аспект. Основной метод в данном случае — изби­рательность или отбор информации. В рамках пропагандистско-идеологического подхода (в отличие от информационно-географического), отбор информации осуществляется с политико-идеологической, а не с научно-исследовательской целью. Отбор отражаемой информации непосредственным образом влияет на тематическое содержание карты и атласа (и наоборот) благодаря неизбежным:

  • обобщениям;

  • искажениям;

  • упрощению.

Визуально избирательность может быть закамуфлированной либо выражен­ной, например, с помощью «белых пятен». Содержательно она может иметь ме­сто благодаря наложению на одну карту разных по времени исторических сюже­тов и субъектов. С помощью этого метода можно, например, отразить как единое целое территорию, никогда не бывшую в пределах заявленной юрисдикции либо, наоборот, политически фрагментировать единое географическое пространство.

Де-факто речь идет о конструировании (деконсолидации) непрерывного эт-но-национального мейнстрима, предполагающего наличие некоего меняющегося, но при этом остающегося устойчивым «фокуса идентификации». Как следствие,


нам навязывается видение прошлого и желаемого будущего посредством полити­ческих и идентификационных границ и предпочтений настоящего.

Пример — выпущенная в начале 2009 года настенная карта «Соборная Укра­ина» на которой отображены следующие «украинские этнические земли, кото­рые в 1919 году были в составе Украины»: Кубань, Ставрополье, Черноморщина, Восточная Слобожанщина, Старобущина (ныне в составе России), Берестейщи-на и Гомельщина (ныне в составе Белоруссии), Холмщина, Подляшье, Надсянье, Северная Лемковщина (Польша), Северная Лемковщина (Словакия), Мармаров-щина, Южная Буковина (ныне в составе Румынии), Приднестровье.

Пространственный (географический) аспект. Основной прием в данном слу­чае связан с использованием текстовых пояснений, условных знаков и прочей атрибутики. Наглядный пример — «проблема Южно-Курильских островов» [3]. На японских картах сервиса Google maps эти острова подписаны кирилли­цей и кандзи — иероглифами, как географические объекты в Японии. Острова, на которые Япония не претендуют, а также Сахалин, подписаны кириллицей и ка-таканой — слоговым алфавитом, используемым только для заимствованных слов или иностранных географических объектов. Названия спорных островов те же, что и на кириллице. Государственные границы по морю на картах не обозначены. Отличие спорных с точки зрения японцев территорий ещё и в том, что если на Сахалине и Камчатке населённые пункты подписаны, то на географических кар­тах островов населённые пункты не указаны, хотя они хорошо видны на спутни­ковой версии карты.

В техническом плане эффект на карте достигается с помощью монотонной штриховки либо ярких цветов. Монотонность на современных политических картах, как правило, отражает единство политического управления социумом. В том числе даже там, где оно возможно только в перспективе. Яркость и выражен­ность тонов демонстрируют обратный эффект. Цели:

  • очертить пространство власти и администрирования;

  • обозначить и максимально выразить границы «исторически устойчиво­го» суверенитета и права коллективной собственности;

  • отразить пределы этнического ареала доминирования.

  • Одновременно фактически как бы затушевывается:

  • многоаспектность и многомерность суверенитета;

  • наличие прочих субъектов, претендующих на те же права;

  • проблематичность и неоднозначность подобных прав на соответствую­щих территориях.

С одной стороны цветовая монотонизация этнических границ способна по­стулировать и создавать цельную политическую идентичность даже там, где ее не было. Такой картографический продукт, как, например, карта этнического рас­селения разделенного политическими границами народа, позволяет зафиксиро­


вать в единстве цвета, как бы поверх этих границ, единство ареала расселения. Несовпадение этнических и политических границ открыто для противоречивых трактовок, не всегда выгодных в политическом отношении, обычно игнорируют либо специфически преодолевают, визуально «распространяя» пределы этниче­ского расселения вплоть до существующих в данный момент административных/ политических границ [2].

С другой стороны, с помощью яркого расцвечивания определенных террито­рий на фоне остального монотонного пространства, можно:

  • неформально обозначить территориальные претензии;

  • подвести обоснование под сепаратистские устремления.

Прием, используемый в первом случае — через этническую атрибуцию тер­ритории посредством легенды (например, через трактовку пределов как границы территорий компактного расселения этноса) неявно сообщается об ареале рассе­ления этноса как пространстве коллективной этно-политической собственности.

Прием, используемый во втором случае — изображение ареалов многопле­менного этнического расселения в стилистике картографического отражения политических образований. Зачастую он имеет место в исторических картах и атласах «безгосударственных» этносов. Цветовая проработка дополняется тщательным картографированием границ этнического расселения, как бы возме­щающими отсутствие четких политических границ и выступающими в их роли. Де-факто лингвистическая карта в таком случае выступает в роли политической, где цвет штриховки отражает не столько культурную, сколько политическую са­мость.

Вывод: политическая картография не просто определяет политический ланд­шафт и структуру пространства, но, с течением времени, все больше и больше формирует их и становится активным организатором картографируемого поли­тико-географического пространства, способствуя установлению более полного политико-административного контроля над ним.


Берлянт А.М. Картография / А.М. Берлянт. — М.: Аспект Пресс, 2002. -с. 21. Цуциев А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004). М.: «Европа», 2006. — 128 с.

Дорфман М. Политическая картография Google maps / М. Дорфман [Электронный ре­сурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.iarex.ru/interviews/19445.html. — Дата до­ступа: 27.04.2012.

Google Earth Community Layer / [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.gearthblog.com/blog/archives/2005/08/keyhole_communi.html. — Дата досту­па: 30.04.2012.

Paterson M. The Web and Ethics in Cartography / M. Paterson [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://maps.unomaha.edu/MP/Articles/WebEthics/Ethics.html. — Дата доступа: 30.04.2012.