Файл: Геополитика номер 19.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на значительные изменения в индийской внешней полити­ке за последние годы среди друзей Индии на Западе замечено много не­терпения, и они считают, что в Дели должны сделать гораздо больше на мировой арене, и сделать это быстро. В отличие от автократических и авторитарных обществ, где сильный правитель может быстро устроить перевоплощение основ внешней политики страны, адаптация демократий к внешним и внутренним изменениям является медленной. В то время как изменения протекают поступательно, Индия компенсирует это тем, что из-за того, что ее демократия большая и разнообразная, ее внешняя поли­тика является как надежной, так и предсказуемой. Несмотря на большие многопартийные коалиции, которые правили в Индии в последние два десятилетия, Дели удалось перенаправить свою внутреннюю и внешнюю ориентацию на постоянную основу.

Забегая вперед, можно очертить пять главных задач, которые стоят перед внешней политикой Индии в начале XXI века: (1) создание зоны мира и процветания на Юго-азиатском субконтиненте; (2) строительство стабильной архитектуры мира и сотрудничества в Азии; (3) мирное уре­гулирование морского достояния Азии; (4) новый интернационализм, ко­торый будет зависеть от углубления интеграции в мировую экономику и эффективного вклада в управление глобальными проблемами, и (5 ) чет­кая грань между своими собственными демократическими ценностями и навязывании их другим.

Субконтинент в качестве зоны мира

Первая и самая важная задача для Индии состоит в создании зоны мира и процветания на Юго-азиатском субконтиненте. С конца 1970-х гг. в северо-западной части субконтинента происходили беспорядки и на­сильственные конфликты, которые влияли не только на Индию, но и на весь мир. Способность Индии справиться с этой турбулентностью была подорвана ее напряженными отношениями с Пакистаном. Индия наме­рена сотрудничать со своими соседями в регионе, а также с крупнейшими мировыми державами, чтобы победить чуму насильственного экстремиз­ма, которая пустила корни в этой части континента на северо-западе.

Индия потратила много энергии, как дипломатической, так и поли­тической за последнее десятилетие в преобразовании своих отношений с Пакистаном. Три премьер-министра, представляющие три различные политических тренда — Индер Кумар Гуджрал, Атал Бихари Ваджпаи и Манмохан Сингх настойчиво пытались нормализовать отношения с Пакистаном. Усилия начали приносить плоды. Индия и Пакистан в на­


стоящее время осуществляют дорожную карту для комплексной норма­лизации двусторонних торговых отношений. Они также подписали согла­шение в сентябре 2012 года по либерализации давности ограничительного визового режима сорокалетней давности.

Индия намерена поддерживать усилия афганского народа по восста­новлению своей разрушенной войной экономики. Ее интересы в области безопасности афганского государства находят свое отражение в соглаше­нии о стратегическом партнерстве, подписанном год назад.

Стремление к нормализации отношений Индии с Пакистаном и углу­блению стратегического партнерства с Афганистаном являются частью единого видения, которое направлено на достижение политической ста­бильности, экономической модернизации и региональной интеграции на северо-западе континента.

Индия стремится работать с другими крупными державами в разви­тии региональных связей, что отражается в понятии «нового шелкового пути». Мир и процветание на северо-западе субконтинента будет зависеть от успеха Индии в рекультивации роли региона в качестве моста между различными частями Азии. Кроме того, Индия в одностороннем порядке открывает свои рынки для своих других соседей на субконтиненте, что способствует внутренней стабильности и процветанию Бангладеш, Непа­ла, Шри-Ланки, Бутана и Мальдивских островов.

Дели продемонстрировало политическую волю Индии вести субкон­тинент в позитивном направлении. Тем не менее, это будет длинный путь, прежде чем он сможет превратить Южную Азию в мирный и процветаю­щий регион.

Стабильная архитектура для мира и сотрудничества в Азии

Вторая проблема для Индии заключается во внесении эффективного вклада в строительство стабильной архитектуры мира и сотрудничества в Азии. Идея азиатского единства и солидарности глубоко повлияла на индийское национальное движение в первые десятилетия ХХ века, а со­действие политической солидарности и экономическому сотрудничеству в рамках недавно освобожденной Азии было одной из дипломатических инициатив независимой Индии. Эти идеи шагнули далеко вперед со вре­мен 1940-х и 1950-х гг.

Более шести десятилетий спустя многие из этих идей стали реальностью. Азия никогда не была так интегрирована, как изнутри, так и с внешним миром, как это происходит сейчас. Это привело к беспрецедентному уровеню благосостояния и континент вновь становится важной движущей


силой мировой экономики. Внеочередные достижения Азии за последние несколько десятилетий, однако, могут быть легко свернуты, если регион станет жертвой соперничества между большими державами, национал-шовинизма и необузданной гонки вооружений. Индии нужно помочь предотвратить такой исход, ускорив ее экономическую интеграцию в регионе, углубив двустороннее и многостороннее партнерство в области безопасности, содействуя всеобъемлющему политическому порядку в Азии и найдя баланс между интересами крупных держав. Прежде всего, Индия должна помочь Азии заново открыть «универсализм» Рабиндраната Тагора и других пионеров, которые помогли региону осознать свою общую культурную идентичность, но отказались выставлять ее в оппозиции к Западу.

Обеспечение безопасности морского достояния

Возникающие негативные тенденции в Азии наиболее ярко проявля­ются в морской сфере. Усиление территориальных споров на небольших островах начали угрожать азиатским водам. Растущая уверенность Китая и «поворот к Азии» США, скорее всего, предвещают напряженный пери­од в международных отношениях в регионе. В то же время, когда Азии необходимо строго придерживаться принципов морского права, право­вая основа для поддержания порядка на море, по-видимому, выходит из строя. Конкурирующие интерпретации принципа свободы судоходства угрожают жизненно важным коммуникациям, соединяющим различные части Азии и связывающие ее с остальным миром.

Между тем, если роль морской торговли в экономической жизни Азии растет, все крупные державы в регионе, в том числе Китай и Индия, укре­пляют свой морской потенциал. Появление новых морских держав в Азии связано с неизбежными трениями с США, которые уже давно были до­минирующей морской державой в Индийском и Тихом океанах. Индия не согласна с утверждением, что морская политика Азии представляет собой игру с нулевой суммой. Она также не считает, что неизбежно произойдет противостояние между Китаем и США в Индо-Тихоокеанском регионе.

Индия уже сотрудничает с США по вопросам морской безопасности. Она также планирует приступить к морскому диалогу с Китаем и присту­пить к первым шагам в скоординированной борьбе с пиратством в Аден­ском заливе. Индия поддержала предложение госсекретаря США Хиллари Клинтон по трехстороннему взаимодействию между Вашингтоном, Пе­кином и Дели, и надеется, что рано или поздно Китай согласится начать переговоры в таких трехсторонних рамках. Сильное и устойчивое сотруд­


ничество между США, Китаем и Индией является ключом для мирного урегулирования морского достояния Азии.

Хотя некоторые будут склонны видеть такое сотрудничество как по­пытку навязать «концерт в Азии», так как не все в регионе согласны, что концерт великих держав, подобно развитию в Европе после наполеонов­ских войн, является лучшим средством для региона. Тем не менее, трех­стороннее сотрудничество между США, Китаем и Индией должно рассма­триваться как один из многих механизмов, которые, вместе взятые, могут способствовать миру и стабильности в регионе.

Новая международная роль Индии

Существует значительный интерес в США и Европе к тому, какой бу­дет глобальная роль, которую Индия могла бы взять на себя в XXI веке, и вклад, который она должна сделать, чтобы решить многие глобальные проблемы, стоящие сейчас перед миром. В Индии также проходят ин­тенсивные дебаты о значении нового качества Дели как ответственной державы в XXI веке. Новый интернационализм в Индии, вероятно, бу­дет сформирован двумя факторами. Во-первых, углублением интеграции Индии в мировую экономику. Два десятилетия назад остальной мир не был настолько важным для внутренне-ориентированной экономической стратегии Индии. После двух десятилетий реформ более 40% ВВП Индии в настоящее время связано с международной торговлей. Индия нуждает­ся в огромном количестве импортированной энергии и минеральных ре­сурсов для поддержания высоких темпов роста, что являются жизненно важным для благополучия народа. Это только один пример растущей вза­имозависимости Индии с остальным миром. В свою очередь, это делает Индию приверженной интернационализму меньше по идейной убежден­ности и больше из-за жизненно важных личных интересов.

Не менее важным является второй фактор. Рост Индии — это не про­сто дополнительный фактор в мировой экономике. Продвижение Индии будет иметь системные последствия для мира в целом ряде вопросов, от энергетической безопасности и глобального потепления до менеджмента морским достоянием и глобального управления. Проще говоря, Индия не может процветать без эффективного вклада в управление глобальными проблемами что, следовательно, подталкивает Индию к развитию много­сторонних отношений.

Чтобы быть надежным и эффективным Дели утверждает, что многосторонний процесс должен стать более представительным и учитывать изменения в глобальном распределении власти. В настоящее


время разрыв между международными ожиданиями глобальной роли Индии и тем, что Дели готово сделать, действительно, огромный, но для Индии в ее собственных интересах более энергично способствовать делу построения глобальных норм и приведения их в действие.

Демократические ценности Индии

Один из величайших политических успехов Индии после обретения независимости состоял в ревностной защите демократических ценностей. После окончания холодной войны и в последнее время, в связи с арабской весной, возникло много вопросов о том, что демократические силы долж­ны сделать, чтобы помочь другим двигаться в направлении политического плюрализма, верховенства права и представительного правительства. Тем не менее, Индия проводит четкую грань между удовлетворением от своих собственных демократических ценностей и навязывания их другим. Де­мократия — это не подарок, которым один человек может осчастливить другого. Надо остановиться и задуматься о недавнем опыте использова­ния внешней силы для содействия переменам внутри различных странах, а также затратах и выгодах от международного вмешательства. Как и в оказании медицинской помощи, так и в случае применения силы для про­движения демократических преобразований, руководящий принцип дол­жен быть простым: не навреди.

Применение силы в чрезвычайных обстоятельствах было довольно большой частью истории международных отношений. Но применение силы было успешным только тогда, когда оно сопровождалось зрелой по­литической оценкой и признанием ограниченности силы. Ни одна сила или группа стран сегодня не имеет права успешно менять другие обще­ства по заранее определенной схеме. Демократические силы должны да­вать другим достаточно времени и пространства, чтобы там смирились с необходимостью политической свободы в стремлении к экономической и социальной модернизации. Повестка дня для свободы лучше всего уда­ется путем углубления демократии в таких странах, как Индия. И Дели готово поделиться своим опытом и предложить свою поддержку тем, кто ищет ее.


Выводы: Индия сегодня посягает на мир невиданными доселе способа­ми. В то же время она все больше зависит от остального мира в вопросах своей собственной безопасности и процветания. Это создает основу для все большей и широкой роли Индии на мировой арене.