ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1239
Скачиваний: 1
21
Северный Кавказ
московскому правителю. Тем самым Путин приблизился здесь к евразийской мо-
дели, предлагающей сочетать централизм большого пространства с этническим
разнообразием и широкой федералистской автономией регионов на базе субси-
диарности. Эта модель имеет, однако, мало общего с либеральной демократией
и гражданским обществом, так как основана на совершенно иных принципах и
ценностях, относящихся скорее к обществу традиционному, нежели современ-
ному и постсовременному.
Кадыровская модель, продемонстрировавшая свою успешность и эффектив-
ность в самой горячей точке Северного Кавказа, Чечне, не смогла быть автомати-
чески перенесена на другие субъекты Федерации (например, Ингушетия в эпоху
президентства Зязикова). Это можно объяснить различиями в поворотах новей-
шей истории, отсутствием долгих кровопролитных столкновений или этнической
структурой соответствующих республик. Возможно, объяснения следует искать
в конкретной конфигурации местных элит и соотношении в них центростреми-
тельных и центробежных факторов, а также эффективности соответствующих им
сетей. Эмпирически следует констатировать, что на данный момент кроме Чечни
кадыровская модель на Северном Кавказе не работает, а продолжает существо-
вать система, сложившаяся в 90-е годы и основанная на ельцинской версии пост-
советского северокавказского археомодерна.
Чечня и ее элиты являются сегодня изолированным случаем. А в других субъ-
ектах Федерации имеет место противоборство элит, встроенных в централист-
скую систему, и контрэлит, опирающихся на внешние центры поддержки. Наци-
онализм как попытка придания этническому фактору политического содержания
является основной ставкой, вокруг которой развертывается противостояние раз-
личных сил и идеологий.
Со стороны Москвы в ход пущены экономический и силовой фактор под иде-
ологическим знаменем либеральной демократии и гражданского общества (евра-
зийство почти не используется). На стороне сепаратизма находятся контрэлиты,
действующие под знаменем исламизма, национал-сепаратизма или защиты прав
человека. Это противостояние является открытым и вероятно будет главным
уравнением третьего срока президента Путина.
Современные элиты Северного Кавказа
22
Геополитика XVII
Русский вопрос на юге России в контексте адми-
нистративных реформ федеральных округов и ис-
пользования потенциала казачества
Эдуард Попов
Проблема роста насилия в Северокавказском регионе, проявляемого в форме
террористических акций, этнорелигиозного экстремизма давно стала предметом
изучения различных институтов федеральной власти. Стало общим местом обо-
значать, что данную проблему нельзя решить без решения социально-экономи-
ческих проблем региона. При этом забывается или замалчивается то очевидное
обстоятельство, что социально-экономическая сфера «русских» регионов, краев
или областей, подчас находится не в лучшем состоянии. При этом мы пока еще
не столкнулись с феноменом «русского» терроризма, вызванного бедностью
или социальной несправедливостью. Значительно реже поднимается и другая
проблема — самочувствие русского (в том числе, казачьего) населения вновь
образованного Северо-Кавказского федерального округа. Едва ли не первой де-
кларацией подобного рода стало выступление президента Д.А. Медведева перед
представителями неправительственных организаций Северного Кавказа 19 мая
2010 года. Было заявлено, что продолжающийся отток русского населения угро-
жает стабильности всего региона. Как полагают многие эксперты, уход русских
с Северного Кавказа нарушит и без того хрупкий межнациональный мир между
«титульными» этносами.
Трагические события в Крымском районе Краснодарского края на время при-
остановили дискуссию по проблеме переформатирования федеральных округов.
Эта дискуссия практически сразу вышла за рамки экспертного обсуждения и ста-
ла превращаться в предмет для острых общественно-политических споров и пре-
красный повод для пиара некоторых политических сил. 20 июня сего года в Крас-
нодаре и Ставрополе была проведена акция, направленная против включения/
оставления Кубани и Ставрополья в составе Северо-Кавказского федерального
округа. Акция эта проводилась недавно образованной нацдемовской партией
«Новая сила» Валерия Соловья. Стремление «московских националистов» сы-
грать на этой болезненной струне заставляет серьезно задуматься о последствиях
управленческого решения, возможно, подготавливаемого в недрах государствен-
ного аппарата и намеренно вбрасываемого в информационное пространство.
Напомним, в средствах массовой информации прошло сообщение о том, что
в конце мая Волгоградская, Астраханская области и Калмыкия могут быть вклю-
чены в состав Приволжского федерального округа, а Ростовская область, Крас-
23
Северный Кавказ
нодарский край и Адыгея — в состав Северо-Кавказского федерального округа.
При этом столица Северо-Кавказского округа будет перенесена из Пятигорска
в Ростов-на-Дону. Таким образом, Южный федеральный округ (ЮФО) может
быть расформирован после инаугурации избранного президента. Сейчас в ЮФО
(центр — г.Ростов-на-Дону) входят Волгоградская, Ростовская и Астраханская
области, Краснодарский край, республики Адыгея и Калмыкия. Северо-Кавказ-
ский федеральный округ (СКФО) включает 6 национальных республик и один
«русский» регион — Ставропольский край.
Прежде чем рассмотреть вопрос новой перекройки округов, напомним вкрат-
це историю института полпредов президента в федеральных округах.
Кавказский регион в составе Российской Империи (начало ХХ века).
Русский вопрос на юге России
24
Геополитика XVII
Уже на заре современной российской государственности обозначилась ее от-
личительная черта — слабый центр и силтные регионы. Ельцинский лозунг: «Бе-
рите суверенитета столько, сколько сможете унести» был простой констатацией
факта (плюс отдельные провокативные деяния наподобие намеренного сброса
кремлевской верхушкой Северного Кавказа). В известной мере децентрализация
Российской Федерации оказалась благом для страны: повышение управляемости
из Москвы резко усилило бы разрушительные последствия правления пьяной
ельцинской камарильи. А так они хотя бы отчасти минимизировались в регио-
нах. Точнее, в тех из них, которым более или менее повезло с местными элитами.
На юге России крупно повезло Краснодарскому краю, возглавляемому опытным
и ответственным хозяйственником Николаем Кондратенко. Столь же крупно
не повезло Ростовской области, коей 18 с лишним лет правил бывший партай-
геноссе Владимир Чуб, сумевший полностью разрушить сельское хозяйство и
промышленность некогда цветущего региона, превративший Дон в пристанище
для тысяч мигрантов, резко обостривших криминогенную ситуацию. Степень не-
зависимости национальных республик Северного Кавказа была еще выше. Фак-
тически они находились вне правовых рамок федерации; в их конституциях, как
правило, был прописан принцип примата республиканского законодательства над
федеральным. Буква закона лишь скрепляла политическое статус-кво: бессилие и
неспособность ельцинской верхушки контролировать процессы во всей стране.
Процесс «возвращения государства» в начале 2000-х годов не мог не затронуть
ключевую проблему взаимоотношений центра и регионов. В мае 2000 г. было
объявлено о создании института полпредов президента в федеральных округах.
Идея не совсем новая: институт полпредов президента в субъектах федерации
существовал и ранее, правда, без особой результативности. Полпреды выполняли
роль «смотрящих» Ельцина над строптивыми губернаторами, не обладая осо-
быми полномочиями. Не сейчас появилась и идея федеральных округов, которая
выпестовывалась примерно с середины 90-х годов. Тем не менее, решающий шаг
был сделан в мае 2000-го. На «великолепную семерку» возлагалась главная зада-
ча: привести региональное законодательство в соответствие с федеральным. Если
быть более точным — восстановить главенство общегосударственного законо-
дательства над региональным, прежде всего, республиканским. В конституциях
национальных республик содержались недвусмысленные заявления о суверени-
тете над территорией и недрами. Субъектом суверенитета объявлялись народы
соответствующих республик (подобные заявления подкреплялись более чем
двусмысленными местами ельцинской конституции 13 декабря 1993 г.). Имелись
и другие вопиющие расхождения с федеральным законодательством. Пожалуй,
самым нашумевшим стал избирательный закон Республики Адыгея, согласно
которому право избираться на должность президента республики имел лишь че-
Эдуард Попов
25
Северный Кавказ
ловек, владеющий адыгейским языком. Этот закон закрывал доступ на высший
республиканский пост русскому большинству (самих адыгейцев на тот момент в
республике проживало около 22% от общего состава населения).
Цель, поставленная перед первыми полпредами, была достигнута. Устране-
ны наиболее вопиющие противоречия регионального законодательства с феде-
ральным. Наряду с участием в редактировании законотворческой базы полпреды
были наделены функциями политических комиссаров, докладывающих в центр
о положении на местах. Приняли участие полпреды и в региональных избира-
тельных кампаниях. В течение первой трети 2000-х годов была проведена смена
глав ряда регионов. Насколько оправданной оказалась ставка на «крепких хозяй-
ственников» - другой вопрос. Но активность полпредов на этом этапе не под-
лежит сомнению.
А дальше началась пробуксовка. Институт полпредов мог бы развиваться
при условии наделения его представителей властными полномочиями. Этот си-
стемный недостаток был виден уже на заре существования полпредств. В ЮФО,
всегда бывшем на особом счету в Москве, при таких влиятельных полпредах, как
Дмитрий Козак, этот недостаток отчасти компенсировался возможностью кон-
тролировать реализацию федеральных целевых программ (прежде всего, ФЦП
«Юг России»). Однако деньги направляла Москва, а распоряжались ими прези-
денты (губернаторы). За полпредами оставалось наблюдение. Эта функция так
и не не была логически развита в институт финансовых инспекторов. Попытка
Д. Козака ввести институт антикризисного управления для дотационных регио-
нов встретила дружное сопротивление всех региональных руководителей. Тем не
менее, мониторинг расходования средств в рамках этой и других ФЦП позволял
временами «срезать» излишние расходы в тех случаях, когда республики не мог-
ли обосновать расходование средств.
Спустя несколько лет после создания институт полпредов в федеральных
округах превратился в пушку, стреляющую по воробьям. Положительный эффект
мая 2000-го оказался давно израсходован. Однако 19 января 2010 года последова-
ло решение, на время, казалось бы, вдохнувшее жизнь в постепенно отмирающую
затею. В этот день было объявлено о разделении ЮФО на два округа: собствен-
но, Южный и Северо-Кавказский. В качестве дополнения к 6-ти национальным
республикам в состав СКФО был включен преимущественно русский (более 80%
от общего состава населения) Ставропольский край.
Объявление о создании «кавказского» округа было воспринято одними с на-
деждой, другими — с неприкрытой тревогой. Тревожиться пришлось, главным
образом, русскому населению «титульных» республик и Ставропольского края,
психологически оказавшихся оторванными от остальной России. Напротив, эт-
нокланами республик создание СКФО было воспринято как карт-бланш на коло-
низацию русского Ставрополья. Действия в этом направлении не заставили себя
Русский вопрос на юге России