Файл: Геополитика номер 17.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1027

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На структуре северо-кавказских обществ это сказалось самым непосред­ственным образом. Во-первых, их статус приблизился к тому, которым обладали в СССР Союзные Республики. Если СССР на деле и вопреки официальным за­явлениям коммунистов помог Союзным Республикам пройти несколько этапов модернизации и создал предпосылки для возникновения национальных госу­дарств капиталистического типа с буржуазно-националистической идеологией, то в самом начале 90-х годов элиты Северного Кавказа попробовали пройти тот же путь в сокращенном режиме времени и попытались провозгласить свой на­циональный суверенитет — ведь участие в СССР для национальных республик оказалось лишь подготовкой к созданию независимой государственности.

Дальше всех в этом направлении продвинулась Чечня, которая вначале разде­лилась с Ингушетией, положив конец существованию Чечено-Ингушской Авто­номной Советской Социалистической Республики, а затем заявила о суверените­те и выходе из состава России.

Остальные северо-кавказские субъекты РФ пристально смотрели за судьбой Чечни и реакцией федерального центра.

На примере Чечни легко проследить логику трансформации северокавказ­ских обществ в постсоветский период. Причем именно Чечня и ее элиты прошли в этом направлении самый большой путь.

Во-первых, была сметена «интернационалистская» государственная элита, опиравшаяся на русских или государственно ориентированных чеченцев или эт­нических меньшинств (таких как ногайцы). Параллельно, планомерным этниче­ским чисткам и подчас открытому геноциду подверглось русское население. Вме­сте с тем выкорчевывалось присутствие российских (экс-советских) спецслужб и силовых министерств и ведомств.

Это привело к ликвидации структур, обеспечивавших контроль над Чечней со стороны центра и, соответственно, инерцию «советской модернизации» (севе­рокавказского археомодерна советского образца.

Вместо этого на первый план выступили представители национализма и наци­онал-капитализма (преимущественно криминальной ориентации), а также пред­ставители влиятельных тейпов и туккумов (племен)8. Резко возросла роль ислама, шариатских судов, а также суфийских вирдов. Параллельно произошло возрожде­ние кровно-родственных отношений и адатного права. Чеченское общество 90-х годов представляло собой синхроническое наложение нескольких уровней:

  • национально-буржуазный фасад (Дудаев, Масхадов, Зкаев);

  • кланово-родовая система (идеолог Нухаев);

  • исламско-шариатская и суфийская тарикатистская система (Басаев, Хат­таб, Кадыров, Удугов);


Современные элиты Северного Кавказа — традиционное общество основной массы населения.

По сути Чечня попыталась пройти до конца тот путь, который прошли Со­ветские Республики вплоть до отделения и провозглашения самостоятельных на­ционалистических буржуазных государств.

Мнение в либерал-реформаторской Москве относительно Чечни разделились. Одни политики встали на сторону Чечни и Дудаев, полагая, что независимость этой Республики стоит в общем ряду демократических процессов на постсовет­ском пространстве, а противодействие этому есть не что иное как проявление «российского национализма», как недопустимой для гражданского общества «реакционной» идеологии. Другие посчитали, что сохранение территориально­го единства РФ является необходимым условием для модернизации и демократи­зации всех ее территорий, тем более, что природа чеченского национализма явно указывала на его архаический и совсем нелиберальный и недемократический ха­рактер. Тем более, что постепенно в Чечен стал резко возрастать фактор импор­тированного исламского фундаментализма, ранее абсолютно неизвестного на Северном Кавказе. Как мы знаем, возобладала вторая точка зрения, вылившаяся на практике в кровопролитную и непоследовательную Первую Чеченскую ком­панию.

В любом случае сопротивление Москвы остановило другие северо-кавказские субъекты Федерации на пути сепаратизма, и заставило их элиты искать иных пу­тей взаимодействия с федеральным центром.

Несмотря на то, что путь радикального сепаратизма был отвергнут, в целом эволюция северо-кавказских обществ повторяло ситуацию в Чечне9.

Элиты национальных образований Северного Кавказа в этот период стали по-новому выстраивать взаимоотношения с федеральным центром. Вместо КПСС


Точно также была вытеснена централистский модуль власти в лице высокопо­ставленных русских чиновников с параллельными выдавливанием русского насе­ления (не столь брутальными методами как в Чечне, но со сходным результатом). Это косвенно вело к деиндустриализации и архаизации региональной экономики. Параллельно этому шла резкая этнизация власти и возрождение клановых и кров­но-родственных моделей социального управления. Также как и в Чечне наблюдал­ся постоянный рост исламского фактора и подъем суфийских орденов. Основная масса населения продолжала оставаться в рамках аграрного сектора, а избыток быстро растущего населения либо уходил в бандформирования («лес»), либо в криминальные структуры, либо мигрировал в другие российские города и терри­тории. По сути везде на Северном Кавказе происходили процессы, логически ве­дущие к созданию национальных буржуазных государств с традиционалистской и даже архаической социальной структурой.


и иных структур советского бюрократического централизма сложилась более сложная модель взаимодействия элитами федерального уровня. Можно выделить три плана:

  • военный фактор (после событий в Чечне вся территория Северного Кавка­за стала восприниматься Москвой как «горячая точка», что привело к росту вли­янию федеральных силовиков во всех субъектах федерации с высоким уровнем их подчас чрезвычайных полномочий);

  • экономический фактор (местные элиты получили от Москвы возможность перераспределения бюджетов в обмен на лояльность, что создало новую систему контроля над локальными процессами и способствовало новой конфигурации конкретных клановых и этнических элит);

  • криминальный фактор (коррупционные схемы и криминальные сети севе­ро-кавказских республик простираются вплоть до высших уровней федеральной власти, часто через посредство этнических диаспор, базирующихся в столицах и крупных центрах РФ, что дает возможность обратной связи и влияния на некото­рые важные решения центра).

Идеологической платформой, которая служила бы фасадом для новой пост­советской версии северо-кавказского археомодерна, стала отныне гражданское общество и номинальная либерал-демократия.

При этом следует отметить еще несколько тенденций и соответствующих вли­яний, существенно влияющих на северо-кавказские элиты, но на сей раз в направ­лении, противоположном центростремительным тенденциям.

Рост национализма в элитах и массах республик Северного Кавказа. Это про­является и в том, что все больше подчеркивается значение национального образо­вания, и в том, что возникают искусственные концепции пересмотра структуры этих образований по принципу этнической однородности (разделение Кабарди­но-Балкарии и Карачаево-Черкессии), и в том, что появляются проекты нацио­нальных объединений на расовой основе (например, проект «Великой Черкес-сии»), и в том, что усиливаются территориальные претензии к другим субъектам Федерации (например, вопрос о Осетино-Ингушеской границе). Все это показы­вает, что постоянно возрастает сознание национальной целостности этих субъек­тов Федерации и усиливаются сепаратистские тенденции.

Рост исламского фундаментализма. Эта тенденция, также как и в Чечне, яв­ляется продуктом импорта из других исламских стран и служит идеологической основой для исламских кругов разных этносов, создавая своего рода сеть ислам­ского интернационала антироссийской направленности с упором на религиоз­ный фактор.

Рост правозащитной активности с этническим и антироссийским оттенком, рассматривающей претензии федерального центра на «демократию» и «граж­данское общество» всего лишь прикрытием нового российского национализма


или империализма. В данном случае федеральному центру противопоставляется идеология прав человека и реальная демократия, якобы постоянно нарушаемые Москвой и централистскими структурами, в первую очередь, силовиками и мест­ными коррупционерами).

Три обозначенных выше тенденции служат платформы для формирования структур контрэлиты, объединяющей тех активных граждан Северного Кавказа, которые не находят места в структурах существующей власти. Эта центробеж­ная контрэлита имеет поддержку из-за рубежа и становится постепенно тем бо­лее сильной, чем больше слабеют сети центростремительного толка.

Националистическая, исламистская и правозащитная контрэлиты в равной мере ориентированы на слом ныне существующей системы археомодерна и ведут дело к сепаратизму и созданию новой независимой государственности.

Эта картина сложилась в 90-е годы и в общих чертах существует вплоть до настоящего времени, но с некоторыми поправками, о которых мы скажем нище.


Фактор Путина


Приход к власти В.Путина в 1999 году, начало Второй Чеченской компании, победа в ней Москвы и успех операции Кадыров несколько изменили баланс сил на Северном Кавказе, но не породили принципиально новой системы элит10 Пу­тин победой над Масхадовым продемонстрировал тупик лобового сепаратизма как решения национальной проблемы Северного Кавказа. При этом он по умол­чанию мобилизовал в мягкой и приглушенной форме «российский национа­лизм», ставший с момента его первого Президентства «второй идеологией» на­ряду с либеральной демократией, гражданским обществом и правами человека. К идеологическим ориентирам 90-х Путин добавил ценность суверенитета и наци­ональной целостности России. Это стало решающим моментом в кавказской по­литике 2000-х годов, положив конец прямолинейным сепаратистским попыткам. Это нашло свое проявление в феномене Ахмада Кадырова и его сына Рамзана Кадырова. В противостоянии чеченским сепаратистам путин сделал ставку не на жестко пророссийских политиков, продемонстрировавших свою беспомощность в условиях радикального противостояния, но на умеренный национализм и тра­диционный ислам в рядах оппозиции. Тем самым Москве удалось расколоть лиде­ров сепаратистов. В лице Кадырова старшего (позже младшего) Путин включил в систему управления субъектом Федерации местную националистическую элиту, опирающуюся на традиционный северо-кавказский суфийский ислам, оказав ей силовую и экономическую поддержку. Это дало позитивный эффект, позволило завершить конфликт в Чечне и превратить эту республику в образец «нового Кавказа». Причем идеологически Чечня Кадырова мыслится скорее как образ-



Административная карта Северо-Кавказского Федерального Округа цовый военизированный контингент на службе «бравой российской империи»11, нежели демократическая часть общероссийского гражданского общества. Вер­ность, преданность и дисциплина, а также патриотизм и даже своего рода обще­российский сверхэтнический «национализм» евразийского толка, толерантный к этнической самобытности малых групп, стали основой чеченской модели Се­верного Кавказа.

Пример современной Чечни является образцом путинской модели реструк­турирования Северного Кавказа и его элит. Кадыровский режим представляет собой национальную, и отчасти даже националистическую чеченскую элиту, с большой степенью автономии на своей территории, укрепленную силовым, политическим и экономическим потенциалом федерального центра, с возрожде­нием клановых и кровно-родственных отношений, религиозными институтами и обычаями (шариатом, адатом), но полностью лояльную на «феодальном уровне»