Файл: Геополитика номер 16.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1203

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

61

www.geopolitika.ru

Алматинки. Он принес 4 миллиона кубических метров обломков 

горных пород к большой плотине и водохранилищу выше Алматы. 

Необходимы огромные суммы денег, чтобы оплатить 

инженерно-технические работы для решения этих проблем, 

что представляет собой значительные дополнительные 

экономические издержки из-за изменения климата. 

 

Вопрос лишком серьезный, чтобы его игнорировать. 

 

Пример с Казахстаном показывает две вещи: 1) насколько тесно 

связаны климат, ландшафт, политическая и экономическая системы; 

2) что оценка рисков, связанных с будущим изменением климата  — 

это нечто большее, чем составление карт опасности наводнения 

или знание о том, где подъем уровня моря затронет побережье. 

 

Свидетельства изменения климата в глобальном масштабе 

небольших удаленных ледников, например, в Южном Казахстане, 

имеет неоценимое значение, так как на эти данные не влияют тепловые 

факторы, связанные с городами. Поскольку подавляющее большинство 

ледников в регионе Центральной Азии находятся в процессе 

таяния, мы можем быть уверены, что существуют убедительные 

доказательства того, что в этом регионе изменяется климат. 

 

В более широком масштабе изменение климата потенциально 

может нарушить тот контекст, в котором работают экономические и 

политические решения. Некоторые люди,  не являющиеся учеными, 

признают ту чрезвычайную быстроту, с которой может измениться 

климат, а также нелинейный и динамичный характер климатической 

системы. Политики постоянно игнорируют эти предупреждения или не 

воспринимают их всерьез. Это означает, что изменение климата может 

иметь для нас очень неприятные сюрпризы.

Долины Большая и Малая Алматинка и карта Казахстана с учетом 

ледяных массивов и водных ресурсов


background image

Ледник Туюк-Су


background image

63

www.geopolitika.ru

Евразийская интеграция: pro et contra 

Зохра Азизова

Вопросы интеграции в современном мире являются одними 

из ключевых при осознании происходящих перемен, осмыслении 

тенденций в политической и социально-экономической сферах 

человеческого бытия. Этот вопрос становится тем более актуальным 

в быстро меняющихся геополитических реалиях, становясь 

стратегическим императивом времени для подавляющего большинства 

государств мира — таков общемировой тренд на текущий момент.

Республика Казахстан изначально является инициатором 

и последовательным сторонником и участником интеграционных 

проектов на постсоветском пространстве, и поэтому идея евразийской 

интеграции является ключевым направлением внешнеполитического 

курса государства и важнейшей стратегической ориентацией 

дальнейшего его развития. 

Впервые концепция евразийской интеграции в виде идеи о 

создании Евразийского Союза (ЕАС) была озвучена Президентом 

Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым 29 марта 1994 года в 

ходе посещения Московского Государственного Университета им М.В. 

Ломоносова в рамках официального визита в Российскую Федерацию. 

В основу данной идеи легли принципы добровольной, равноправной 

интеграции, совместного политико-экономического развития 

постсоветских государств, общего продвижения стран СНГ на сильные 

позиции в глобальном мире.

Эта идея начала воплощаться в создании Евразийского 

экономического сообщества, а в дальнейшем и Таможенного Союза. 

В марте 2009 года в российской газете была опубликована статья 

Нурсултана Назарбаева «Евразийский экономический союз: теория 

или реальность», в которой Президент Казахстана особо подчеркнул 

отсутствие альтернатив евразийской интеграции в долгосрочной 

перспективе и действующие совместные проекты и перспективы как 

факторы, способствующие созданию Евразийского экономического 

союза 

1

В декабре 2010 года в Москве была подписана декларация о 

формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), в которой 

заявлено стремление «к созданию Евразийского экономического 

союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и 

  Назарбаев Н. Евразийский экономический союз: теория или реальность // «Известия», 

19.03.2009 г.


background image

64

Геополитика

взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международными 

экономическими объединениями и Европейским союзом» 

2

В октябре 2011 года тогда еще председатель правительства 

Российской Федерации Владимир Путин в своей статье «Новый 

интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается 

сегодня» заявил следующее: «Евразийский союз будет строиться на 

универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть 

Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, 

демократии и рыночных законов. (…) Вхождение в Евразийский 

союз, помимо прямых экономических выгод, позволит каждому из его 

участников быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в 

Европу» 

3

.

Ответом на данную статью стало интервью советника 

президента РК Ермухамета Ертысбаева, в котором он напомнил, что идея 

создания Евразийского Союза принадлежит Президенту Казахстана. 

Ертысбаев озвучил официальную позицию Астаны: Казахстан готов 

участвовать в создании Евразийского союза, но исключительно на 

равных позициях с Россией. При этом последняя, по его словам, 

должна показать «высочайший уровень политической демократии, 

прав человека, политической и экономической конкуренции, защиты 

собственности и капитала, минимальный уровень коррупции» 

4

Свое современное видение будущего Евразийского Союза 

Нурсултан Назарбаев приводит в статье «Евразийский Союз: от идеи 

к истории будущего», расставляя основные акценты на следующих 

принципах функционирования интеграционного объединения:

1. развитие евразийской интеграции исключительно на 

эволюционной и добровольной основе без какого-либо искусственного 

ускорения; 

2. многовекторность интеграционного процесса, 

предполагающая участие постсоветских стран в различных 

региональных организациях, а также возможность создания наряду 

с ЕАС других межгосударственных объединений и, прежде всего, 

Центрально-Азиатского союза; 

3. учреждение евразийской наднациональной расчетной 

единицы — ЕНРЕ; 

 Декларация о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Ре-

спублики Казахстан и Российской Федерации // Официальный сайт Президента Республики Казахстан 

(http://www.akorda.kz/ru/official_documents/internatoinal_documents/deklaratsiya_o_formirovanii_edinogo 

 Путин В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня. 

Известия, 03.10.2011г. // http://www.izvestia.ru/news/502761  

 Ертысбаев Е. Политический патент на Евразийский союз принадлежит Назарбаеву // Интернет-

портал «Zakon.kz», 7.10.2011 г. (http://www.zakon.kz/4452263-ertysbaev-politicheskijj-patent-na.html)


background image

65

www.geopolitika.ru

4. широкая общественная поддержка как неотъемлемое условие 

создания ЕАС; 

5. необходимость размещения исполнительных органов ЕЭП в 

Астане, что «стало бы справедливой данью признательности Казахстану 

как инициатору идеи евразийской интеграции»

5

.

Очередной вехой в развитии евразийского интеграционного 

проекта стало принятие 18 ноября 2011 года в Москве Декларации 

о евразийской экономической интеграции, Договора о Евразийской 

экономической комиссии (ЕЭК) и Решения о Регламенте последней. 

В целом образование Евразийского союза не превратится в 

некое рядовое событие регионального масштаба, — оно, прежде всего, 

отражая новую эпоху в истории стран-участников интеграционного 

процесса, новый этап интернационализации всех сфер жизни народов 

и государств, будет способствовать развитию разносторонних 

международных взаимосвязей во всех без исключения сферах.

Этот тезис также нашел свое отражение в статье Нурсултана 

Назарбаева, посвященной идее евразийской интеграции, в котором он 

подчеркивает открытость ЕАС без географических ограничений: «В 

евразийском проекте недальновидно видеть только лишь возможность 

коллективно закрыться от внешних экономических, военных, 

политических, информационных, технологических, экологических и 

других угроз. При таком узком понимании исторической перспективы 

ЕАС, велик будет соблазн выкраивания нового подобия «железного 

занавеса», но уже по другим геополитическим лекалам. Это абсолютно 

недопустимо и неприемлемо. Мы рассматриваем Евразийский Союз как 

открытый проект. Его нельзя представить без широкого взаимодействия, 

например, с Евросоюзом, другими объединениями»

6

Этот же принцип в полной мере раскрыт и в статье Владимира 

Путина: «Речь не идет о том, чтобы в том или ином виде воссоздать СССР. 

Наивно пытаться реставрировать или копировать то, что уже осталось 

в прошлом, но тесная интеграция на новой ценностной, политической, 

экономической основе — это веление времени. Мы предлагаем модель 

мощного наднационального объединения, способного стать одним 

из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной 

«связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским 

регионом. В том числе это означает, что на базе Таможенного союза и 

ЕЭП необходимо перейти к более тесной координации экономической 

и валютной политики, создать полноценный экономический союз…

Евразийский союз — это открытый проект. Мы приветствуем 

  Назарбаев Н. Евразийский экономический союз: теория или реальность // «Известия», 

19.03.2009 г.

  Там же.