ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1203
Скачиваний: 2
61
www.geopolitika.ru
Алматинки. Он принес 4 миллиона кубических метров обломков
горных пород к большой плотине и водохранилищу выше Алматы.
Необходимы огромные суммы денег, чтобы оплатить
инженерно-технические работы для решения этих проблем,
что представляет собой значительные дополнительные
экономические издержки из-за изменения климата.
Вопрос лишком серьезный, чтобы его игнорировать.
Пример с Казахстаном показывает две вещи: 1) насколько тесно
связаны климат, ландшафт, политическая и экономическая системы;
2) что оценка рисков, связанных с будущим изменением климата —
это нечто большее, чем составление карт опасности наводнения
или знание о том, где подъем уровня моря затронет побережье.
Свидетельства изменения климата в глобальном масштабе
небольших удаленных ледников, например, в Южном Казахстане,
имеет неоценимое значение, так как на эти данные не влияют тепловые
факторы, связанные с городами. Поскольку подавляющее большинство
ледников в регионе Центральной Азии находятся в процессе
таяния, мы можем быть уверены, что существуют убедительные
доказательства того, что в этом регионе изменяется климат.
В более широком масштабе изменение климата потенциально
может нарушить тот контекст, в котором работают экономические и
политические решения. Некоторые люди, не являющиеся учеными,
признают ту чрезвычайную быстроту, с которой может измениться
климат, а также нелинейный и динамичный характер климатической
системы. Политики постоянно игнорируют эти предупреждения или не
воспринимают их всерьез. Это означает, что изменение климата может
иметь для нас очень неприятные сюрпризы.
Долины Большая и Малая Алматинка и карта Казахстана с учетом
ледяных массивов и водных ресурсов
Ледник Туюк-Су
63
www.geopolitika.ru
Евразийская интеграция: pro et contra
Зохра Азизова
Вопросы интеграции в современном мире являются одними
из ключевых при осознании происходящих перемен, осмыслении
тенденций в политической и социально-экономической сферах
человеческого бытия. Этот вопрос становится тем более актуальным
в быстро меняющихся геополитических реалиях, становясь
стратегическим императивом времени для подавляющего большинства
государств мира — таков общемировой тренд на текущий момент.
Республика Казахстан изначально является инициатором
и последовательным сторонником и участником интеграционных
проектов на постсоветском пространстве, и поэтому идея евразийской
интеграции является ключевым направлением внешнеполитического
курса государства и важнейшей стратегической ориентацией
дальнейшего его развития.
Впервые концепция евразийской интеграции в виде идеи о
создании Евразийского Союза (ЕАС) была озвучена Президентом
Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым 29 марта 1994 года в
ходе посещения Московского Государственного Университета им М.В.
Ломоносова в рамках официального визита в Российскую Федерацию.
В основу данной идеи легли принципы добровольной, равноправной
интеграции, совместного политико-экономического развития
постсоветских государств, общего продвижения стран СНГ на сильные
позиции в глобальном мире.
Эта идея начала воплощаться в создании Евразийского
экономического сообщества, а в дальнейшем и Таможенного Союза.
В марте 2009 года в российской газете была опубликована статья
Нурсултана Назарбаева «Евразийский экономический союз: теория
или реальность», в которой Президент Казахстана особо подчеркнул
отсутствие альтернатив евразийской интеграции в долгосрочной
перспективе и действующие совместные проекты и перспективы как
факторы, способствующие созданию Евразийского экономического
союза
1
.
В декабре 2010 года в Москве была подписана декларация о
формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), в которой
заявлено стремление «к созданию Евразийского экономического
союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и
1
Назарбаев Н. Евразийский экономический союз: теория или реальность // «Известия»,
19.03.2009 г.
64
Геополитика
взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международными
экономическими объединениями и Европейским союзом»
2
.
В октябре 2011 года тогда еще председатель правительства
Российской Федерации Владимир Путин в своей статье «Новый
интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается
сегодня» заявил следующее: «Евразийский союз будет строиться на
универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть
Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы,
демократии и рыночных законов. (…) Вхождение в Евразийский
союз, помимо прямых экономических выгод, позволит каждому из его
участников быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в
Европу»
3
.
Ответом на данную статью стало интервью советника
президента РК Ермухамета Ертысбаева, в котором он напомнил, что идея
создания Евразийского Союза принадлежит Президенту Казахстана.
Ертысбаев озвучил официальную позицию Астаны: Казахстан готов
участвовать в создании Евразийского союза, но исключительно на
равных позициях с Россией. При этом последняя, по его словам,
должна показать «высочайший уровень политической демократии,
прав человека, политической и экономической конкуренции, защиты
собственности и капитала, минимальный уровень коррупции»
4
.
Свое современное видение будущего Евразийского Союза
Нурсултан Назарбаев приводит в статье «Евразийский Союз: от идеи
к истории будущего», расставляя основные акценты на следующих
принципах функционирования интеграционного объединения:
1. развитие евразийской интеграции исключительно на
эволюционной и добровольной основе без какого-либо искусственного
ускорения;
2. многовекторность интеграционного процесса,
предполагающая участие постсоветских стран в различных
региональных организациях, а также возможность создания наряду
с ЕАС других межгосударственных объединений и, прежде всего,
Центрально-Азиатского союза;
3. учреждение евразийской наднациональной расчетной
единицы — ЕНРЕ;
2
Декларация о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Ре-
спублики Казахстан и Российской Федерации // Официальный сайт Президента Республики Казахстан
(http://www.akorda.kz/ru/official_documents/internatoinal_documents/deklaratsiya_o_formirovanii_edinogo
)
3
Путин В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня.
Известия, 03.10.2011г. // http://www.izvestia.ru/news/502761
4
Ертысбаев Е. Политический патент на Евразийский союз принадлежит Назарбаеву // Интернет-
портал «Zakon.kz», 7.10.2011 г. (http://www.zakon.kz/4452263-ertysbaev-politicheskijj-patent-na.html)
65
www.geopolitika.ru
4. широкая общественная поддержка как неотъемлемое условие
создания ЕАС;
5. необходимость размещения исполнительных органов ЕЭП в
Астане, что «стало бы справедливой данью признательности Казахстану
как инициатору идеи евразийской интеграции»
5
.
Очередной вехой в развитии евразийского интеграционного
проекта стало принятие 18 ноября 2011 года в Москве Декларации
о евразийской экономической интеграции, Договора о Евразийской
экономической комиссии (ЕЭК) и Решения о Регламенте последней.
В целом образование Евразийского союза не превратится в
некое рядовое событие регионального масштаба, — оно, прежде всего,
отражая новую эпоху в истории стран-участников интеграционного
процесса, новый этап интернационализации всех сфер жизни народов
и государств, будет способствовать развитию разносторонних
международных взаимосвязей во всех без исключения сферах.
Этот тезис также нашел свое отражение в статье Нурсултана
Назарбаева, посвященной идее евразийской интеграции, в котором он
подчеркивает открытость ЕАС без географических ограничений: «В
евразийском проекте недальновидно видеть только лишь возможность
коллективно закрыться от внешних экономических, военных,
политических, информационных, технологических, экологических и
других угроз. При таком узком понимании исторической перспективы
ЕАС, велик будет соблазн выкраивания нового подобия «железного
занавеса», но уже по другим геополитическим лекалам. Это абсолютно
недопустимо и неприемлемо. Мы рассматриваем Евразийский Союз как
открытый проект. Его нельзя представить без широкого взаимодействия,
например, с Евросоюзом, другими объединениями»
6
.
Этот же принцип в полной мере раскрыт и в статье Владимира
Путина: «Речь не идет о том, чтобы в том или ином виде воссоздать СССР.
Наивно пытаться реставрировать или копировать то, что уже осталось
в прошлом, но тесная интеграция на новой ценностной, политической,
экономической основе — это веление времени. Мы предлагаем модель
мощного наднационального объединения, способного стать одним
из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной
«связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским
регионом. В том числе это означает, что на базе Таможенного союза и
ЕЭП необходимо перейти к более тесной координации экономической
и валютной политики, создать полноценный экономический союз…
Евразийский союз — это открытый проект. Мы приветствуем
5
Назарбаев Н. Евразийский экономический союз: теория или реальность // «Известия»,
19.03.2009 г.
6
Там же.