ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1219
Скачиваний: 2
76
Геополитика
мобильность зачастую равноценна смерти. Все, что способно
изменяться, воспринимается как источник деградации и беспорядка.
Мобильность становится синонимом беспорядка. Что касается
философского и метаполитического уровня, мы узнаем из работ Генона
и Эволы, посвященным традиции, что крайняя мобильность, лишенная
смысла, сопровождает состояния патологического возбуждения и
истерии. На уровне политики, излишнее возбуждение в городе является
признаком беспорядка и его саморазрушения изнутри. С другой
стороны, мы обнаружим «прогрессистскую» позицию по отношению к
мобильности, которая возвышает ее и осуждает постоянство, «статику»
как признак стагнации в материальном и психологическом плане.
Постоянство — это стремление к смерти, к повторению; это стагнация,
отказ от политического прогресса. Изучение эпохи Просвещения в
трудах Шпенглера, Юнгера и постмодернистов Лиотара и Бодрийяра
показало заблуждения и границы этой мифологии прогресса, которая
была фетишизирована эпохой и стала затем причиной знаменитой
западной «разочарованности».
В сфере геополитики мы имеем дело с эпистемологическим
противопоставлением, которым надо оперировать весьма осторожно
из-за риска начать рассматривать движение как анти-покой, а покой —
как анти-движение, что приведет к патологической ситуации колебания
между двумя крайностями. Велико искушение начать думать, что стагнация
позволяет избежать волнения, а волнение — стагнации. В геополитике
стагнация часто приводит к отказу от «власти», которая является
целью геополитики. Эту стагнацию можно наблюдать в современной
европейской про-атлантической геополитике, предписываемой
всемирными экономическими требованиями соперничающей англо-
американской талассократии. В результате, порождая намеренно
стагнацию, чтобы уйти от волнения, мы порождаем стагнацию, которая
возмущает, а создавая волнение в ответ на нее, мы способствуем
появлению волнения, которое возвращает нас к стагнации. Иначе
говоря, геополитика, лишенная мировоззрения и пространственного
смысла, непременно порождает неясность, при которой смешиваются
понятия «движение/покой» и «возбуждение/стагнация», в то время
как разумная геополитика будет опираться на динамическую дихотомию,
ловко сочетая движение и покой, осмысленные в понятиях «власть/
континуальность» и «революция/консервация» на метаполитическом
уровне. Именно эта разница лежит в основе оппозиции евразийской
геополитики теллурократии и талассократической геополитики: первая
является, по сути, силой преобразующего движения на основе общей
исторической и органической континуальности континента, вторая же
77
www.geopolitika.ru
является силой изменения — мобилизирующего, конструктивистского,
механистического, — которое растворяет цельность континентальной
основы в конструктивисткой подвижной дискретности пространства.
Талассократическая геополитика строится на принципе разделения и не
учитывает природную и историческую континуальность пространства.
В евразийской геополитике континуальность и движение вынуждены
сосуществовать. Мы знаем из законов термодинамики, что именно
движение структурирует систему, а покой и стагнация, наоборот, ее
разрушают. Психоанализ показал, что стремление к желанию порождает
само желание, а неподвижность является признаком смерти. Возникает
вопрос, правомерно ли в геополитике смешивание понятий статичности
и неподвижности. Статичность может быть созидательной. На
медленной скорости и при замедлении происходят различные явления.
Системам необходим покой, чтобы избежать перегрузки. Для человека
покой — это момент созерцания и принятия окружающего мира.
Между зрителем и созерцаемым объектом появляется своеобразная
синхронизация, а затем происходит ускорение связи. Нельзя не
восхищаться тем, как покой может стать фактором ускорения и движения.
Власть трансформации и хаос
Геополитика, понимаемая как «власть трансформации», становится
сама по себе результатом осмысления. Таким образом, мобильность
не является временным и пространственным концептом, это концепт
продуктивный, а у существования в пространстве появляются новые
отношения. Вопрос мобильности в геополитике влечет за собой и
вопрос созидания на всех уровнях: пространственно-материальном,
психическом и социальном, политическом и культурном. В таком случае,
можно констатировать, что геополитика конструктивистских изменений,
проводимая талассократическими державами, не смогла создать на
завоеванных территориях (я имею в виду Ирак, Ливию и Афганистан)
работающую модель построения государственных отношений,
приспособить инновации к культурной, религиозной и исторической
континуальности завоеванных пространств. Геоконструктивистские
изменения, которые разрушили результат тысячелетней политической,
культурной и исторической деятельности, лишь усугубили беспорядок
и раздробление завоеванного пространства. Действительно, философия
изначально говорила, что для успешной трансформации необходима
стабильность и континуальность. Философские и метаполитические
труды немецкой Консервативной революции (в эпоху Веймарской
республики) показали желание провести социальную революцию в
78
Геополитика
рамках консервативного проекта, который бы учитывал традиции
культуры, социальный факт и политическое пространство. В
материальном плане идентичность никогда не появляется случайно —
необходима континуальность жизни, динамизм материи. В геополитике
понятие абсолютной статичности — нонсенс. Допустить и осуществлять
абсолютный статус-кво означало бы небытие и отказ от власти, которая
является сущностью геополитической динамики, остановку, до и после
которой ничего бы не существовало. На самом деле, мы находимся во
всеобъемлющем геополитическом динамизме, в состоянии постоянной
войны, при котором покой, мир — лишь видимость. Конечно, мы
наблюдаем некоторые замедления: Лейбниц говорит, что с точки
зрения человека покой существует, но это лишь замедление, а не полная
остановка.
Любая геополитическая идентичность вовлечена в динамизм.
Лейбниц говорит, что мы всегда воспринимаем явления, даже до того,
как начинаем делать это осознанно. Явления сами закрепляются в нашей
памяти вне процесса восприятия, мы даже не осознаем этого. Другими
словами, если бы природа сама не способствовала восприятию и
закреплению в нашей памяти, мы бы не смогли ее воспринимать. Таким
образом, человеческая идентичность, восприятие и сознание возможны
только на фоне динамизма. На экономическом и политическом уровне,
необходимая территория, государство или общественное пространство
возможно только если геопространственная и геополитическая
структура предшествует экономической и политической. Государство
невозможно без геополитического динамизма, продуктивного в
пространственном плане. В противоположность таким философам,
как Платон, Декарт и Гегель, предполагающим существование
предшествующей движению статичности, некоторые философы (Делёз,
Гераклит и другие досократики, Юм, Маркс) считают, что изменения
и покой являются результатом динамизма, движения. Для этих
философов понятие динамизма связано с понятием континуальности.
Абсурдно предполагать, что явления падают с неба, а не происходят
из континуальности с природой, с историей, с бессознательными
силами индивидуума и народов, со скрытыми историческими
силами, — необходимо исходить из понятия динамизма и движения.
Продуктивная мобильность нашей культуры стала возможной только
после интеллектуальной революции. Результат этой революции —
то, что мы сегодня называем мобильностью. Не будем забывать, что в
Древней Греции при Аристотеле приоритет отдавали местоположению,
а мобильностью обладал только Бог. Бог являлся движущей силой
всякого творения. Будучи неподвижным, он наслаждается самим собой и
79
www.geopolitika.ru
приводит в движение всякую вещь, привлекая ее к себе. В термомеханике
именно движение организует систему, а не покой, а чтобы система была
жизнеспособной, ей необходима гетерогенность. И наоборот, если
система замкнута на самой себе, она будет постепенно разрушаться.
Гетерогенность и порядок противопоставлены замкнутости и
беспорядку. На геополитическом уровне, конец идеологий не
является катастрофой, — это лишь обнаружение невозможности
существования замкнутой на себе геополитической системы.
Необходимо отказаться от утопичного идеала полиса, чтобы, наконец,
научиться создавать динамические геополитические структуры,
позволяющие интеграцию, дифференциацию и плюрализм в Евразии.
Пространство-время и космическое тело
В философии Бергсона есть идея о том, что время тоже создает
пространство. Всякая великая геополитика, сакральная и светская,
основывается на создании особого пространственно-временного
континуума. Речь идет о подлинно ницшеанской, дионисийской
концепции пространства-времени. Делёз говорит, что проблема
Эйнштейна в том, что он не дошел до конца своего открытия,
потому что ограничился количественной множественностью и
не вышел на уровень качественной множественности. Бергсон
критикует Эйнштейна за то, что он, а за ним и вся современная
наука, проигнорировал стадию качественной множественности и не
смог обобщить взаимодействие пространства-времени, открытое на
физическом уровне, на весь пространственно-временной континуум.
В «Материи и памяти» Бергсон говорит, что все, что мы знаем о
материи является лишь потоком образов. Если материя — это поток
образов, и если наше сознание воспринимает эти образы, тогда наше
сознание сливается с вселенной. Далее, если наше сознание сливается
с вселенной, то наша личность и есть вселенная. Анри Бергсон через
анализ материи и сознания делает феноменальное открытие, что
наша личность, наше сознание — это и есть вселенная. Мы являемся
космосом. Когда я познаю, мое сознание является сознанием земного
шара, галактики. Я не гармонирую с миром, я являюсь миром,
«человеком мира» по Мерло-Понти. Открытия Бергсона и Делёза
отсылают нас к понятию космического тела. Глубинная сущность
человека — быть космическим телом, «телом без органов» по
Делёзу. Но этот космизм, присущий любой истинной евразийской
геополитике, полностью отсутствует в талассократической
геополитике, которая является светской и материальной.
80
Геополитика
Евразийская геофилософия?
Диалектика движения/покоя, войны/мира прошла через историю всего
евразийского континента. Континент развивался в духе эллинизма
посредством конфликтов, через серию разногласий философского,
религиозного, политического, экономического и территориального
планов. Желание снизить уровень конфликтности противодействующих
сил путем их примирения и гармонизации привело к обратному результату
и вызвало волну разрушительных сил, порожденных самой Европой.
Если мы рассмотрим древнегреческое понятие ἀγών [воспитание] у
Платона, мы заметим, что оно представляет собой ἀγών [состязание],
борьбу противоположных сил в рамках единой и гармоничной души.
Борьба, по своей природе, стремится упорядочивать и гармонизировать.
Любая борьба — это порыв к целостности, ἕξις [способность] и κάματος
[напряжение, усилие] к гармонии: любое состязание начинается с
надежды победить, но победить врага значит обратить врага к себе,
объединиться с ним. Поэтому борьба и конфликты ценны только тогда,
когда они направлены на создание единения и гармонии.
С этой точки зрения, невозможно не осуждать опасное
разрушительное действие στάσις [раздор], национальных
распрей и экономического соперничества, которые подорвали
и продолжают подрывать основы органической общности
евразийского континента. При рассмотрении геополитических
и политико-юридических тезисов Карла Шмитта, основанных на
оппозиции суша-море
1
, на антагонизме между англо-саксонскими
талассократическими силами и европейскими континентальными
силами, нельзя не заметить, что, в противоположность европейской
аристократической концепции политики и государства,
талассократия навязывает демократические формы политической
организации и провозглашает приход власти множества. Согласно
конституции Афин, морское главенство требует, чтобы управление
принадлежало народу [δῆμος, демос], который приводит в движение
корабли. Речь идет о духе ναυτική τέχνη [искусство мореплавания], о
1
Карл Шмитт знал, что оппозиция суша-море является диалектикой суши и моря, воздушно-
морской и воздушно-наземной сил, но эта оппозиция (политическая, а не природная) получила осо-
бое значение в 1941-42 годах, когда она связывалась с «мировой войной на море» между Германией и
англо-американцами. Эта оппозиция имеет отношение к переломному моменту в английской истории,
к «пространственной революции» XVI-XVII веков в эпоху завоевания Нового Света и религиозных
войн, о которой Шмитт напишет в «Номосе Земли» 1950 года: «революционное решение перейти к чи-
сто морскому существованию». Так как Англия стала наследницей европейского завоевания океанов,
английское морское господство является фундаментальным фактом современной истории, главным
аргументом «номоса» Земли, глобального и океанического, который с XVII по XIX век основывался на
различении суша/море.