Файл: Геополитика номер 15.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1275

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и их союзников в этом регионе. Ряд американских баз уже закрыто, Аргентина добивается признания права на Мальдивские (Фолклендские) острова, и находит в этом поддержку у своих соседей.

Возвращаясь к московскому мероприятию, отметим, что в нем при­няло участие более двухсот человек, представляющих академическое и исследовательское сообщества, бизнес-структуры, дипломатический корпус, СМИ из различных регионов России, ближнего и дальнего за­рубежья. Уникальный пул позволил коллегам не только обменяться мнениями в области наук, но и установить контакты для возможного сотрудничества и взаимодействия в будущем. На пленарном заседании о своем видении многополярного мироустройства рассказали пред­ставители посольств Кубы, Венесуэлы и Ирана. В той или иной мере, речи дипломатов были обращены и к России. Если советник Посольства Кубы Алехандро Симанхас цитировал поэта, философа и революцио­нера Хосе Марти, говоря, что России суждено исполнить особую мис­сию, которая повлияет на все народы мира, его коллега из Посольства Боливарианской Республики министр-советник Венесуэла Хогнис Хесус Мартинес Нуньес упомянул энергетическую составляющую в контексте политических усилий Уго Чавеса и Владимира Путина, а также проводил параллели между интеграционными проектами двух континентов. Первый секретарь Посольства Исламской Республики Иран Сейед Хасем Закери, обратил внимание присутствующих на две основные тенденции в мире — крайний универсализм и релятивизм, который выражается в стремлении сохранить культурное разнообра­зие. Господин Закери сказал, что «мы, как и все евразийцы, считаем, что каждая из существующих в мире религий и верований является частью общего наследия человечества, и несмотря на то, что наиболее важными среди них мы считаем авраамические религии, мы подчеркиваем необ­ходимость защиты всех религий». По его мнению, «большинство про­блем и трудностей западной материалистической культуры коренится в отсутствии внимания к природе человека и взглядах на мир, основанных на личной выгоде и поиске удовольствий», под чем, несомненно, подпи­салось бы большинство граждан России.

Широкую презентацию теории многополярного мира в рамках доклада на пленарном заседании представил лидер международного «Евразийского движения», профессор кафедры социологии междуна­родных отношений МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Дугин. В этот же день вниманию всех желающих была предложена и его новая книга с таким же названием, где скрупулезно и научно обоснованно были про­писаны критические, доктринальные, идеологические, геополитические и культурно-философские аспекты многополярности. Однополярный


момент или бесполярность, которые начались после распада Советского Союза и самоликвидации двуполюсной системы, привели к тому, что мир погрузился в хаос, начались всевозможные кризисы, а США не смогли справиться с этой ношей единоличного мирового господства. Понимая, что необходим совершенно новый тип соуправления мировыми про­цессами, руководство ряда стран пришло к пониманию необходимо­сти создания альянсов, отражающих интересы всех участников. Так по всей планете начали появляться региональные объединения — ШОС, ОДКБ, БРИКС, УНАСУР и пр. Хотя некоторым их них, не без помо­щи западных стран, имеющих многовековой опыт колониализма, так и не удалось реализоваться. Мечта Муаммара Каддафи об Африканском Союзе была похоронена вместе с ним. Крайне затруднительным видит­ся и реальная возможность создания панарабского объединения, хотя раньше такие идеи серьезно обсуждались лидерами стран Ближнего Востока и Северной Африки. Создается впечатление, что определен­ные политические силы не хотят, чтобы подобные объединения появи­лись на карте мира, так как по ряду причин противоречат их интересам. Современные исследователи, критикующие неолиберальную капита­листическую модель устройства вспоминают старый принцип divide et empire (разделяй и властвуй) и говорят о неоколониальной политике развитых стран. Если же судить о центрах (полюсах) силы, то очевидно, что сейчас ни одно государство, даже США, не сможет таким являться. Отсюда понятны усилия Белого дома по скорейшей интеграции с ЕС по принципу евроатлантического единства и всевозможные проекты по региональной безопасности со своими сателлитами — от Саудовской Аравии на Ближнем Востоке, до Южной Кореи и Японии в тихоокеан­ском регионе. Но, как мы видим, и действия гипотетических центров могут быть разными, — Совет безопасности ООН имеет совсем иные полномочия, чем, скажем G20. Следовательно БРИКС в будущем будет представлять одно направление, а ШОС несколько иное. Аналогично, в Латинской Америке — АЛБА, УНАСУР и СЕЛАК работают по разным интеграционным векторам. Следовательно, многополярность формиру­ется на разных уровнях, пронизывает различные сферы и имеет отлич­ную в разных формациях глубину и скорость процессов.

Можно поговорить и о необходимости выработки терминологи­ческого аппарата для новой парадигмы международных отношений. Несмотря на то, что ряд слов иностранного происхождения давно ис­пользуется в привычном понимании, их тщательный анализ позволяет выявить некую однонаправленность и ангажированность, что указы­вает на односторонние усилия по созданию культурно-интеллектуаль­ного превосходства. Впрочем, Антонио Грамши, уже давно говорил


о культурной гегемонии, а Эдвард Саид превосходно описал уловки Британии и США по созданию дискурса зависимости в своей книге «Ориентализм». Например, слово «цивилизация» сейчас обычно при­меняется: 1) для обозначения больших пространственных массивов, на которых в определенную эпоху народы формировали свою культуру и проводили политику (например, египетская цивилизация); 2) превос­ходную форму человеческого общества, под которой обычно понимают­ся западные страны с их технологическими и научными достижениями и мировоззрением (отсюда — выражение «цивилизованный мир», под­разумевающий неоспоримое первенство Запада в вопросах политики, в том числе распределения благ). Тем не менее, если деконструировать этот термин с английского языка, то по своим орфографическим осо­бенностям он должен в первую очередь означать процесс или состоя­ние, а корни термина уходят к эпохе римского владычества в Европе. В свою очередь, латинский термин был связан с комплексом гражданства и права (т.е. подданства или отношения к власти, распространявшейся на определенную территорию). Но об этом часто забывается, и говорит­ся о сугубо западноевропейской позитивистской точке зрения. Между тем немецкий социолог Норберт Элиас, основавший направление фигу­ративной социологии, еще в 30-е гг. прошлого столетия предложил кон­цепцию цивилизации как процесса, показав на культурные особенности, дихотомию сословий и разделение по принципу прогресса и отстало­сти, на что, несомненно, влияла матрица эпохи Просвещения. А осно­ватель евразийства Петр Савицкий говорил о месторазвитии народов, введя этот неологизм в корпус текстов по отечественной политологии. Можно продолжить современным неприятием нашего общества раз­личных терминов типа «толерантность», хотя Лев Гумилев предложил довольно адекватное определение дружбы и симпатии между народами — «комплементарность».

Хотя найдется много критиков такого подхода, которые заявят о том, что незачем переосмыслять принятую терминологию, в исторические периоды неоднократно бывало, что, получив политическую окраску, устойчивые выражения тут же стали означать нечто иное. Так было с «большевиками», «советами», «левыми» и «правыми», занимавши­ми определенную позицию в английском парламенте по отношению к председателю, и другими феноменами внутренней политики и междуна­родных отношений в самых различных странах.

Как было указано на пленарном заседании Александром Дугиным, для выработки рабочей версии теории многополярного мира еще по­требуется не раз многим ученым и экспертам из разных стран собирать­ся, дискутировать и обсуждать новый путь развития, так как слишком


много противоречий накопилось за время влияния неолиберальной (и марксистской) мысли. Во время идеологического противостояния СССР-США были не учтены многие особенности, — этнологические, психологические, религиозные, культурные и пр., которые представля­ют собой неотъемлемую часть человеческого бытия и не могут быть све­дены к животным инстинктам или предрассудкам. Короткое торжество либерализма еще более усугубило эту ситуацию, хотя яростная атака не­олиберальных реформ по всему миру, несмотря на свои разрушительные последствия, привела к обратному результату, — многие народы осозна­ли пагубность и бесперспективность этого пути развития. Народными бунтами в Мексике и Боливии, антиглобалистским движением в США и Западной Европе, — везде по-разному, но мир все-таки отреагировал на попытку установления однополярного мирового порядка с господством транснациональных корпораций и тотальным контролем. Хотя эти по­пытки продолжаются и поныне, пусть в иных формах, подкрепленные пакетами договором и ограничений (как в случае работы ВТО или дей­ствия Всемирного банка и Международного валютного фонда в разви­вающихся странах), параллельно вызревает новая сеть международных отношений, которая постепенно все больше и больше набирает леги­тимность. Африканские страны, измученные гнетом неоколониализма, аплодируют саммитам БРИКС, считая этот блок основой своего буду­щего спасения от хищных когтей бывших-нынешних колонизаторов. Ряд европейских стран, попав в кабалу Франции и Германии, надеется на будущее возрождение России, что по их мнению будет означать устойчи­вое благосостояние. Речь идет не только о странах бывшего Советского Союза, но и прагматиках из числа западного лагеря, для которых есть интерес как в энергоресурсах из России, так и возможное научно-техни­ческое сотрудничество в разных отраслях и будущий рынок сбыта, рас­ширенный за счет Таможенного Союза. В одной из своих недавних ста­тей, опубликованной в индонезийском журнале, глава МИД РФ Сергей Лавров упомянул и азиатско-тихоокеанский регион в качестве локомо­тива глобального развития, где «формируется новое полицентричное мироустройство».

По замыслу евразийцев грядущая многополярность должна будет преодолеть позитивистский подход в существующих теориях междуна­родных отношений, построенный на взаимодействии государств-наций. Есть ряд контуров, намеченных С. Хантингтоном, которые он описал в своей работе «Столкновение цивилизаций». Хотя они приблизительны и субъективны, однозначно можно сказать, что различные общества объ­единяются в более широкие коалиции на основе культурно-ценностной платформы, что позволяет видеть в них будущие полюсы международных


отношений. Немецкий юрист и геополитики Карл Шмитт в свое время ввел такое понятие как «Большое пространство» (GrossRaum), рас­сматривая его с точки зрения правовой теории. Такие большие про­странства, консолидированные по ряду признаков, вполне могут стать будущими центрами силы и власти. Теоретически на евразийском кон­тиненте их может быть несколько — Европейский Союз, Евразийский Союз, объединивший Россию и другие страны, Китай и Индия, также избравшие курс на многополярность (а в неопределенном будущем — их объединение с другими восточно-азиатскими странами в единый блок), арабский альянс, умышленно раскалываемый сейчас внешними игроками... Объединенная Европа позже может войти в Евразийский Союз, создав, таким образом, Империю тысячи флагов от Дублина до Владивостока. С другой стороны, учитывая общую англо-саксонскую традицию и возможности современных коммуникаций, Евроатлантика (ЕС + США) может стать отдельным полюсом, отрезанная где-то в рай­оне Карпатских гор. Но пока все это только гипотезы, такие же, как G2 или Chimerica (Китай + США), Chindia (Индия + Китай), Евросибирь, и многие другие, со своими обоснованиями и характеристиками. И не обязательно должно произойти «столкновение цивилизаций» по Хантингтону, где есть разделения по религиозному или культурно-эт­ническому признаку. Границы — это не только линии разделения, но и сближения, а конфликты не обязательно должны носить негативный и разрушительный характер.

Далее, за терминологическим аппаратом будет необходима выра­ботка правовых основ, адаптации торговых механизмов и финансовых схем, а также переформатирование силовой составляющей для защиты от внешних угроз и обеспечения внутренней безопасности. Учитывая не очень радужные прогнозы, связанные с состоянием планеты — это демографические взрывы, возможные эпидемии и катаклизмы, распро­странение экстремизма в различных формах, борьба за энергоресурсы, а также особенность местоположения России (географическая ось исто­рии по Макиндеру) с ее природными богатствами, вопрос институци-ализации доктрины многополярности предстает в свете острой поли­тической необходимости. Евразийский Союз, о котором было заявлено руководством страны в конце прошлого года, пока только обозначен как экономический проект, призванный улучшить жизнь граждан России, Беларуси, Казахстана и других постсоветских республик. Хотя такая постановка имеет рациональный характер, что подтверждалось истори­ческими прецедентами, начиная с идей Фридриха Листа, лишь эконо­мической составляющей нельзя будет ограничиться. Различные коряги модерна с западным универсализмом и индивидуализмом придется еще