Файл: Геополитика номер 11.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 902

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

опасности в политической жизни США. В утверждении декодирования враждебной пропаганды, Р. Штраусц-Гупе на самом деле занимался соз­данием американской пропаганды и условий для милитаризма холодной войны. Столь односторонне описывая СССР, он облегчил создание дис­курса холодной войны, что создавало сложности для заключения мира или хотя бы дипломатических взаимоотношений, сужая любое про­странство для диалога и дипломатии.

В какой степени он постулировал действительный расизм или скорее ярко выраженный культурный шовинизм, говоря о том, что лишь запад­ная цивилизация стоит на позициях прогресса, благосостояния, свобо­ды и порядка, а иные регионы и культуры, к которым эта цивилизация не относится, отсталы, бедны, несвободны и стоят на позициях крова­вых революций, сложно сказать. Но во многом его позиция объясняет­ся временем, в которое он жил и тем, что его собственные работы по сути относятся к идеологизированной геополитике: разделение между расой, культурой и идеологией не всегда можно явно провести. Но Р. Штраусц-Гупе и сам понимал идеологический подтекст своей работы. Он считал, что невозможно упорядочить данные без введения ценност­ных суждений, которые являются собственной моральной философией исследователя. Эти ценностные суждения не могут быть исключены из наблюдаемых явлений, поскольку это - моральное суждение исследова­теля, который идентифицирует феномен и формулирует гипотезу о нем. Восприятие одного человека другим зависит от того, чем они оба явля­ются - от того, как один человек воспринимает себя и других как мораль­ное существо.

Заключение

Р. Штраусц-Гупе был видным государственным деятелем, диплома­том, и в ряде случаев его идеи оказали непосредственное влияние на принятие политических решений в США. Он начал свою карьеру с на­писания труда о национал-социалистической Германии как глобальной угрозе для США и мира, а в послевоенный период дал аналогичный анализ СССР. В обоих случаях, система изложения геополитики была одинакова: дискурс опасности о грозном, глобальном враге, представ­ленном как фигура "другого" В работах сохранялся набор сходных идей на протяжении всей его деятельности. К ним относятся избирательный характер использования Р. Штраусц-Гупе доктрины и пропаганды по­стулируемого им врага как подтверждение тайного, деструктивного и изощренного умысла в каждом действии, что у врага заранее установлен план завоевания мира как центральный пункт всей внутренней и внеш­ней политики. Исходя из этого, задачей всех его работ было: открыть


глаза США на реальный характер угрозы, которая стоит перед ними. Не­смотря на противоречивость взглядов Р. Штраусц-Гупе и одностороннее изображение врага, его идеи остаются актуальными и в современных ус­ловиях. Главным достоинством его работ остается то, что, по сути, зада­вая курс холодной войны, он конструктивно использовал собственный опыт европейского эмигранта и знания различных наук - истории, гео­графии, политологии, социологии. Он видел результат "геополитическо­го воздействия" на Австро-Венгрию, происходившие войны в Европе и понимал важность баланса сил в мире как для государств, так и для чело­века. Его волновали не только властно-политические аспекты, но и сам человек. Оценивая врага и противопоставляя его Западной цивилиза­ции, несмотря на то, что этот изображаемый контраст и ценности врага были недостоверными (как можно увидеть в "Затяжном конфликте"), но благосостояние человека и сохранение ценностей свободы и демокра­тии становится не менее важным, чем рост мощи государства. Он стре­мился к созданию баланса сил во имя свободы и демократии, но считал, что единственная система, которая могла это сделать - американский тип демократического федерализма. Предложенная им геополитическая стратегия была направлена на достижение мирового порядка, когда во главе всего человечества будет стоять Американская империя.

В своих работах Р. Штраусц-Гупе обозначил ключевые проблемы и предложил собственную модель их решения. Это не была лишь теорети­ческая работа, но практическая деятельность по привлечению внимания к геополитическим аспектам во внешней политике и по обучению этому американцев, чему он посвятил всю свою жизнь.


Список литературы

  1. Дугин А.Г. Геополитика. М.: Академический проспект; Гаудеамус, 2011.

  2. Crampton A., Tuathail G. Intellectuals, institutions and ideology: the case of Robert Strausz-Hupe and "American Geopolitics" // Political Geography, 1996. - Vol. 15. - № 6/7.

  3. Fulbright J. W. Memorandum: propaganda activities of military personnel directed at the public. In Fulbright of Arkansas (K. E. Meyer, ed.). - Washington, DC: Robert Lute, 1963.

  4. Sicherman H. Robert Strausz-Hupe: His Life and Times // Orbis, 2003. - Vol. 47. - № 2.

  5. Strausz-Hupe R. Axis America: Hitler Plans Our Future. - New York: Putnam, 1941.

  6. Strausz-Hupe R. Democracy and American Foreign Policy - Reflections on the Legacy of Alexis de Tocqueville. -London: New Brunswick, 1995.

  7. Strausz-Hupe R. Geopolitics: The Struggle for Space and Power. - New York: Putnam, 1942.

  8. Strausz-Hupe R. In My Time. - London: New Brunswick, 1996.

  9. Strausz-Hupe R. It's smart to be geopolitical // Saturday Review of Literature, 1943. - Vol. 26.

10. Strausz-Hupe R. The Balance of Tomorrow. - New York: G. P. Putnam's Sons, 1945.


Рецензии


Кортунов С.В. Россия в мировой политике после кризиса. - М.: Красная звезда, 2011. - 476 с.



Объемный труд известного российского поли­толога, специалиста в области международных от­ношений и безопасности, который содержит в себе критический анализ положения Российской Федера­ции, а также практические рекомендации, которые можно назвать попыткой создания «дорожной кар­ты» для нашей страны в сфере мировой политики. С учетом новых вызовов и угроз, а также системных сбоев и дипломатических просчетов создание по­добной «карты» видится жизненно необходимым. При этом необходимо отметить и внутренние проблемы, связанные с возросшим разрывом между формальными и неформальными инсти­тутами; слабостью государства; теневой экономикой; беспорядочным распределением собственности и власти; углублением социальной диф­ференциации; существенным ростом преступности; усилением бюро­кратии; ростом коррупции (с. 361).

Книга содержит одиннадцать глав, введение и заключение. Начинается она с постановки вопроса мирового лидерства и роли России. Автор счи­тает, что у России может появиться шанс стать одним из таким лидеров лишь в достаточно отдаленной исторической перспективе и лишь при ус­ловии соблюдения доктрины непрерывного правопреемства и континуи­тета (с. 17): Российская империя - СССР - Российская Федерация.

Сергей Кортунов довольно деликатно определяет национальный интерес РФ на глобальном уровне - он «состоит в ее активном и пол­ноправном участии в построении такой системы международных от­ношений, в которой ей отводилось бы место, в наибольшей степени соответствующее ее политическому, экономическому и интеллектуаль­ному потенциалу, военно-политическим и внешнеэкономическим воз­можностям и потребностям» (С. 25). При этом он делится на регио­нальный и субрегиональный уровень со своей спецификой.

Безусловно, ставится вопрос и о глобальной доминировании США, которое сегодня ставится под сомнение. В экономическом отношении указано, что нынешний век будет столетием Азии, которая по прогно­зам к 2020 г. будет производить 40% мирового ВВП. В военном плане,


Пентагон хоть и не имеет равных, но из-за бюджетного дефицита и ис­тощения двумя войнами будущее лидерство военной машины Вашинг­тона также сомнительно. К тому же по численности американские во­йска уступают китайцам, а по ядерному потенциалу США сопоставимы с Россией. Политическое лидерство также оспаривается европейскими и азиатскими центрами.

Одна из глав посвящена мировому финансовому кризису, а также его последствиям. Автор излагает разные точки зрения на причины краха 2008 г., породившие три различных школы (теория заговора; кризис ми­роустройства, управления и идей; неизбежный периодический кризис, связанный с функционированием системы). Анализируя деятельность правительства РФ после начала кризиса 2008 г. и имевшийся потенциал, С. Кортунов возлагает вину на всю систему государственной власти и предлагает «освободиться от правительства» (С. 81), по опыту исланд­ского народа, прогнавшего правительство и парламент.

В перспективе автор видит четыре возможных сценария развития, предложенных группой СИГМА «Коалиции для будущего»: рантье; мобилизация; инерция; модернизация, где больше всего вниманию уде­ляется последнему. Вывод однозначный: есть похвальные намерения и инновационная риторика, но «власть продолжает действовать в пря­мо противоположном направлении», при этом «создаются симулякры гражданского общества типа Общественной палаты» (с. 86). В заключе­ние главы автор предлагает «максимальное политическое и экономиче­ское сближение с Западом, формирование единого евроатлантического пространства безопасности при сохранении уникальной культурно-ци-вилизационной составляющей» (с.95). С этим выводом могли бы по­спорить и изоляционисты, и азиофилы, и те же сторонники российской самобытности, как из числа технократов, так и приверженцев советско-имперского идеологического комплекса. Кортунов считает, что Запад будет приветствовать инновационную Россию, которая сможет в каче­стве органической составляющей войти в единое мировое технологи­ческое пространство, так как ее действия будут предсказуемы. Однако возникает вопрос - почему тогда Запад не заинтересован в передаче вы­соких технологий, снятии визового режима и инвестициях в различные отрасли. Разговоры о коррупции и отсутствии гарантий не могут быть убедительным аргументом, т.к. прием в ЕС и НАТО Болгарии и Румы­нии был основан на политическом решении противостояния с Россией, а не подтягивания этих стран до общеевропейского стандарта. К тому же гомогенизация общего пространства предполагает разделение тру­да и участия в общемировых проблемах и где гарантии того, что России в новом западно-мировом сообществе не достанется роль ядерного


могильника и борца со СПИДом, как уже неоднократно предлагалось сторонниками создания мирового правительства и западными полити­ческими интеллектуалами?

В следующих главах прописаны проблемы, связанные с международной безопасностью - от региональных аспектов до взаимодействия между стра­нами и верно указано, что «ни на глобальном, ни на региональном уровнях эффективной системы международного безопасности пока не существует» (с. 174). ООН и СБ ООН нуждаются в реформировании, ОБСЕ не пред­ставляет серьезной силы, НАТО остается «силой без мандата» и внутрен­ними противоречиями, при этом расширение альянса видится как «лож­ная проблема безопасности и мировой политики» (с.218). Из структур, имеющих отношение к Западу Большая Восьмерка могла бы в перспекти­ве трансформироваться в механизм международной безопасности. ОДКБ пока мало эффективна, хотя на пользу Москве играет тот факт, что почти ни одно из государств-членов не может гарантировать собственную военную безопасность без союза с Россией. Потенциал ШОС пока полностью не ис­пользуется и на данный момент перспективы развития ее в мощное объеди­нение, сравнимое с ЕС и НАТО пока нет (с. 228).

В разделе, посвященном национальной безопасности и вооруженным силам критике поддается военная реформа и новая доктрина, изобилую­щая недостатками, например, «невыполненные задачи были объявлены новыми... авторы Стратегии не вполне адекватно оценивают междуна­родную обстановку» (с. 279). Негативной тенденцией является и то, что происходят срывы в сроках выполнения контрактных обязательств по поставкам военной продукции за рубеж (с. 322), повышаются цены, при этом их характеристики не улучшаются (с. 324). Также указывается, что нет продуманной ресурсной политики у государства. Довольно верно замечено, что под прикрытием ядерного щита необходимо активизиро­вать военную модернизацию, ускорить создание научно-технического задела с привлечением лучших интеллектуальных сил, ввести в компо­нент государственной политики прогнозирование и форсайтинг, а так­же усилить элемент применения двойных технологий. Всего этого, увы, в сфере обороны РФ пока не происходит.

«Мягкой» силе России на постсоветском пространстве тоже уде­лено довольно много место. Это и попытки создания альтернативного финансового центра, что, по мнению автора, является утопией; неуклю­жие интеграционные процессы; регулярные проигрыши России в пере­говорных процессах с Украиной, проблемы Закавказья, неуклюжая диа-споральная политика, которая без серьезной реформы приведет к тому, что русская диаспора в качестве потенциального ресурса российской внешней политики будет деградировать (с. 403).