Файл: Геополитика номер 10.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внешняя политика малых стран: Геополитическая мифология Армении и Нагорного-Карабахской республики1

Лурье С. В.

Образ врага в армянской политической мифологии

На представлении армян об образе врага неизгладимый след наложил геноцид армян в Османской империи, начавшийся в крупных масштабах с девяностых годов XIX в. и закончившийся в планомерном и почти тотальном уничтожением армян в 1915 - 22 гг. От обширной некогда территории, населенной армяна­ми и украшенной их церквями и хачкарами остался небольшой клочок. Однако проблему образа врага не следует упрощать. От­ношения между народами могут быть столь же сложны как от­ношения между людьми.

...Существует такая армянская народная песня-предание. Начинается она с речитатива. Говориться о деревне на бере­гу озера Ван, пережившей турецкий погром и об армянине, потерявшем семью, израненном, пытающемся бежать. Его на­гоняет турецкий аскер и собирается расстрелять. Армянин просит об одном: разрешить ему на прощанье спеть песню. Далее следует замечательно красивая песня об озере Ван. По­том опять речитатив. Турок слушает и опускает ружье. Он не может убить человека, который так поет об их родных местах и он говорит армянину: иди. Армянин поворачивается и на­чинает медленно удаляться. И тогда, сам не понимая как это случилось, турок стреляет ему в спину. Но акцент вовсе не на подлом выстреле в спину. Акцент - на словах «сам не пони­мая как это случилось». Происходит нечто, что не поддается разуму, логическому уразумению. В песне не злость, не жажда мщения, а недоумение. Притчей во языцех стала армяно-ту­рецкая вражда. Но и в ней есть неожиданный для внешних от­тенок. «Не ведают, что творят», «злые дети».

Еще более отчетливо образ «злых детей» выражается по от­ношению к курдам.

Поскольку за последнее столетие Армения перенесла неимовер­ное множество бед, успев и пережить тотальный геноцид в Турции, и разделить трагическую судьбу России, неудивительно, что по от­


ношению к целому ряду стран до сих пор сохраняется обида. Гер­мания, союзница Османской империи в Первой Мировой войне, принимала косвенное участие в геноциде. Англия в конце XIX в. спровоцировала армян на крупное восстание, а затем отказала в сво­ей поддержке - пролились реки крови. С тех пор Англию называют коварным Альбионом. Есть одна серьезная обида и на Россию - за то, что Ленин отдал Турции, то ли в надежде на революцию народов Востока, то ли в надежде получить наконец свободный проход через злополучные проливы, часть армянской территории.

Несмотря на более или менее конфликтные отношения армян с теми или иными странами, ни одна из них не может быть вполне вписана в образ врага. Враг - абстрактно-безличен. Это «держа­вы», это клуб сильных мира сего, тех самых геополитических сил, который вершит судьбы народов.

Здесь интересен следующий нюанс. За геноцид армяне были более обижены на «державы», чем на турок. И большем потря­сением для армян были не турецкие зверства, а равнодушие к ним всего мира. Зло не было наказано. В тот краткий период с 1918 по 1921 годы, когда существовала Армянская республика, считавшаяся независимой, рассматривался вопрос о приеме ар­мян в Лигу Наций, и было решено отказать. В противном случае, за армян пришлось бы заступаться.

На Лозанской мирной конференции армянам было отказано даже в праве на «национальный очаг» и даже в моральной под­держке. После этого, как выразился лорд Керзон, «больной ар­мянский вопрос скончался».

Армяне жили разбросанные по разным странам убежденные в тотальной несправедливости мира. Те, кто остался жить на тер­ритории принадлежавшей ранее Российской империи, предпоч­ли сдаться на милость большевикам, в уповании на то, что они все-таки русские и добивать армян не будут.

Но одна конкретная из держав как враг не воспринимается. Однако сформировался некий абстрактный образ «держав», которому и приписывается роль «источника зла». В различных частных ситуациях он может переноситься на ту или другую страну, но ни за какой из них конкретно не закреплен. Было бы правильнее сказать, что в данном контексте под словом «дер­жавы» понимаются не сами по себе страны и народы, а некая обезличенная сущность мирового арбитра, который вершит судьбами народов по своему произволу, прикрываясь маской спра­ведливости, а между тем стремится по-своему, в зависимости от


своего удобства переустроить, переструктурировать мир. «Дер­жава» в этом понимании и является субъектом геополитики, той силой, которая стремиться низвести народы к функциям.

Становления народа, как внешнеполитического субъекта, про­исходит во внутреннем противодействии «державам» и состоит в переходе из состояния геополитической функции к состоянию «роли», самостоятельного игрока на геополитическом поле.

В некоем смысле понятие «державы» можно рассматривать как фантом. Оно безлично. «Держава» не субъект как таковой, а образ действия в мире. Образ покорения мира и мироуправления, который можно было бы условно назвать «технологическим». Последнее очень важно. Тот субъект, который понимается под словом «держава», действует не силой, не обычной хитростью даже, а как бы некоей «магической» завораживающей силой. Эта сила - источник зла. Ей и необходимо противостоять.

Способ внешнего действия ни одной из стран не сводится к «технологичности». Поэтому с народами этих стран можно строить субъектные «межличностные» отношения.

Парадигмы способа и условия действия в политической мифологии армян

Если признается, что существует определенная логика в про­цессе соперничества держав и переструктурирования в его ходе геополитического пространства, как пространства функцио­нального, то следует признать, что и существует своя специфиче­ская логика и в поведении субъекта, стремящегося к обретению свое роли во внешней политики. Обретение собственной роли ведет к созданию определенного субъективного поля, где пере­стают действовать закономерности глобальной геополитики, а в действие вступают закономерности «межличностных» отноше­ний. Условно эту логику можно назвать логикой метафоры или логикой переносного смысла, которая определяет соотношение «текста» и «подтекста» политического действия.

Она основывается на том, что во внешнеполитическом взаи­модействии между его субъектами происходит постоянный обмен «репликами», в которые вкладывается существенно значимый для них смысл и которые иногда преднамеренно, а чаще неосознанно, являются провоцированием друг друга. Внешнеполитическое вза­имодействие может быть описано как диалог «провокаций», если убрать из этого слова однозначно негативный оттенок и рассма­тривать провокацию как элемент коммуникации.


Механизм такой провокации состоит в том, что в ходе ком­муникации один предмет реальности принимается за другой и с ним связывается весь комплекс ассоциаций, закрепленный за этим другим. Между текстом и подтекстом действия воз­никает разрыв: тот смысл действия, который «прочитывает» провоцируемый (исходя из своих представлений) отличает­ся от того смысла, который вкладывает в свое действие пар­тнер, так что параллельно начинают существовать как бы две реальности, соотношения между которыми не определено, причем для обоих партнеров. Они балансируют на той грани, на которой происходит кратковременная стыковка двух раз­личных психологических реальностей. Внешнеполитическое действие, строящееся по законам логики переносного смысла, «метафорической логики», у армян может быть очень неожи­данным по своему выражению и не вписываться в обычные представления о действиях в политике. Дело в том, что внеш­неполитическое действие у армян относится к сфере факти­чески «межличностных» отношений субъектов и взаимное провоцирование происходит в тех точках, где возможно цен­ностное пересечение.

Этот способ действия является крайне рискованным и боль­шинстве случаев ведет к расшибанию лба. Но только оно спо­собно вызвать у той силы, которая стоит за геополитическим субъектом, точнее, того народа, который выступает в образе геополитического субъекта, не технологическую, а человеческую реакцию, заставить в ответ совершить также непосредственное раскрывающее его суть действие. А последнее дает, в свою оче­редь, уникальный шанс - подружиться с ним. Это, в свою оче­редь, имеет целью перенос политических отношений на другой уровень, а значит, избавление от состояние функции и приобре­тение своей адекватной роли. Но можно сказать и так: желание подружиться является и просто самоцелью, психологической по­требностью, удовлетворение которой делает народ способным к активным действиям в мире.

Категория «союзничества» играет такую важную роль в сознании армян и в их политической мифологии, что ее впол­не можно интерпретировать в качестве парадигмы «условия действия» в армянской картине мира. Укрепление в армянском сознании стереотипа обеспечения условий деятельности путем внешнего покровительства определяло всю систему построения взаимоотношений с миром.


Идея союзничества в сознание армян связана с представ­лением о некоем «сакральном поле» действия, не обязательно ассоциирующегося с конкретной территорией, а скорее с кон­кретными условиями, обеспечивающими осуществление дея­тельности - а именно быть покровительствуемы некой силой. Армянская этническая философия не обладает иным понимани­ем условий деятельности, кроме союза с той или иной внешней силой. Такой союз ставит обязательным условием покровитель­ство над полем своей деятельности. И самое главное, подобный союз воспринимается не как нечто вынужденное, а как наиболее ценный компонент всей системы жизнедеятельности. Любой внутренний конфликт вызывается, в основном, различным пони­манием той или иной внутриармянской гуппой идей и характера внешнего союза.

При этом союзничество является не игрой интересов, а жиз­нью. Армяне могут сколько угодно рассуждать о прагматическим союзничестве, на практике оно менее всего прагматично. В него вкладывается приблизительно то содержание, которое на «меж­личностном» уровне вкладывается в понятие «дружба». Союз­ничество без дружбы, без личной приязни и даже привязанности для армян не осуществимо. Они просто не умеют вступать в отношения, которые в международной политики принято назы­вать партнерскими. Для них реальна либо глубокая и длительная преданность союзнику, порой в ущерб собственным интересам, либо отношения сиюминутной выгоды.

Кроме того, само представление о наличии у народа миссии пред­полагает и наличии представления о союзничестве за идею, которое строится на общем представление о добре и зле, на общем идеале.

Получается, что одно и тоже пространство является и полем деятельности «злых» держав, и территорией, которая находит­ся под покровительством «доброго» союзника. Объективно этот «союзник» неминуемо должен являться одновременно и одной из «держав», иначе необъяснимо, каким образом некая территория может находиться под его покровительством. Мож­но предположить, что здесь мы имеем дело с определенным раз­рывом в логической цепочке. Субъект союзничества как бы рас­щепляется. Он одновременно и включается в число «держав» и исключается из него. Совокупность держав включает его, но он сам по себе в качестве державы не мыслится. Более того, мир воспринимается в качестве враждебно настроенного к «союз­нику», стремящегося к его уничтожению.