ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 430
Скачиваний: 3
ничества
с
Францией
и
по
-
купки
«
Мистраля
», -
сначала
учиться
у
французов
,
потом
самим
на
своих
верфях
строить
те
корабли
,
боевое
применение
которых
будет
вписываться
в
морскую
стратегию
.
А
авио
-
нику
,
как
всегда
бывало
,
да
и
вооружение
снять
и
поставить
свое
,
лучшее
.
Покупка
«
Мист
-
рала
» -
это
идея
воссоздания
,
причем
форсированного
,
ин
-
женерно
-
конструкторских
,
на
-
учно
-
технологических
и
рабочих
школ
в
сфере
ВПК
.
Уваров
Николай
Митро
-
фанович
,
начальник
От
-
дела
ситуационного
анализа
Счётной палаты
,
генерал
-
лейтенант
:
Коль
скоро
всё
крутится
во
-
круг
киберпространства
,
то
в
этих
сетецентрических
войнах
основным
и
преобладающим
принципом
является
тот
,
кото
-
рый
американцы
называют
то
-
тальная
осведомлённость
.
Этот
принцип
пронизывает по
су
-
ществу
все
программы
воен
-
ного
строительства
США
,
в
том
числе
и
бюджет
на
2012
год
.
Посмотрите
,
даже
такие
,
каза
-
лось
бы
,
далёкие
от
киберпро
-
странства
понятия
,
как
самолёты
,
проходят
испыта
-
ния
и
в
армии
,
и
в
ВВС
,
на
флоте
и
в
морской
пехоте
,
везде
на
первом
месте
фигури
-
руют
не
самолёты
,
как
тако
-
вые
,
а
беспилотные
летательные
аппараты
-
сотни
и
тысячи штук
на
всех
уровнях
:
от
тактического
звена
,
то
есть
от
ротного
и
батальонного
,
до
стратегического
,
если
мы
гово
-
рим
о
Global Hawk
и
Predator
(
названия
американских
само
-
лётов
-
беспилотников
).
Здесь
говорилось
о
необходи
-
мости
создания
Министерства
по
кибербезопасности
.
Есть
ре
-
ально
созданное
в
Вооружён
-
ных
Силах
РФ
Киберкомандование
или
Командование
ведения
боевых
действий
в
киберпространстве
под
эгидой
Объединённого
стратегического
командова
-
ния
.
Оно
реально
занимается
наступательными
операциями
,
а
не
только
защитой
самих
себя
.
Это
стратегическое
командование
.
Все
понимают
,
что
«
кибер
-
штучки
»
уязвимы
.
Неслучайно
на
днях
представитель
НАТО
, -
он
в
1999
году
занимался
про
-
пагандой
ударов
по
Югославии
и
всё
время
«
крутился
»
на
те
-
левидении
,
а
сейчас
занима
-
ется
вопросами
информационной
безопасно
-
сти
, -
сказал
,
что
мы
пришли
к
ситуации
,
когда
необходимо
создавать
резервные
системы
,
которые
бы
работали
в
том
случае
,
если
вся
электроника
выйдет
из
строя
.
А
что
дальше
-
то
делать
?
Придётся
возвра
-
щаться
к
традиционным
обычным
способам
управле
-
ния
войсками
.
И
несколько
замечаний
по
ос
-
новному
выступлению
.
Финан
-
совый
кризис
реально
повлиял
на
военно
-
технический
про
-
гресс
.
Недавно
Роберт Гейтс
выступал
с
программным
вы
-
ступлением
,
его
цитируют
ру
-
ководители
Пентагона
на
разных
уровнях
.
Он
буквально
заявил
,
кончилось
время
,
когда
мы
могли
платить
по
20
млн
.
долларов
за
гаубицу
,
по
2
миллиарда
за
бомбардиров
-
щик
,
по
6
миллиардов
за
эсми
-
нец
УРО
(
управляемый
ракетным
оружием
).
Надо
эко
-
номить
деньги
.
Это
не
значит
,
что
США
отка
-
зались
от
гонки
вооружений
.
Но
они
перешли
в
совершенно
другую
плоскость
.
Научные
ра
-
боты
продолжаются
,
но
они
не
реализуются
в
серию
.
Резуль
-
таты
откладываются
«
на
полку
».
В
этом
нет
ничего
но
-
вого
.
Военные
помнят
,
когда
при
Д
.
Форде
разработали
В
-1
(
бомбардировщик
для
преодо
-
ления
нашей
системы
ПВО
),
пришла
другая
администра
-
ция
Д
.
Картера
.
И
два
типа
са
-
молёта
,
хотя
не
завершены
были
испытания
,
положили
«
на
полку
».
Пришла
новая
ад
-
министрация
Р
.
Рейгана
,
само
-
лёты
вернули
в
производство
,
и
бомбардировщики
успешно
функционировали
.
НИР
от
-
кладываются
в
долгосрочный
резерв
,
это
обычная
практика
.
Было
время
,
когда
военные
технологии
определяли
разви
-
тие
гражданских
технологий
.
Этот
период
кончается
.
Харак
-
теризуя
сетецентризм
,
многие
на
Западе
используют
такие
характеристики
:
в
70-
х
годах
верховному
командующему
США
,
чтобы
связаться
с
коман
-
диром
батальона
в
передовой
зоне
требовалось
15
минут
при
всех
мощнейших
системах
связи
.
Во
время
Персидской
войны
в
1990-91
годы
это
время
было
сокращено
до
3-
х
минут
.
Сейчас
президент
Обама
может
связаться
с
любым
командиром
взвода
в
течение
секунд
за
счёт
IP-
теле
-
фонии
.
Крамник
Илья
Алексан
-
дрович
,
политобозрева
-
тель
газеты
«
Военно
-
промышленный
курьер
»:
Короткая
ремарка
по
«
Мист
-
ралю
».
Создается
такое
впечат
-
ление
,
что
сама
эта
сделка
,
(
особенно
с
учетом
того
,
что в
10
http://www.interaffairs.ru
Эл
ект
ронное
прил
оже
ние
к
жу
рнал
у
«
М
ежду
народная
жизнь
»
текущем
виде
,
в
котором
сей
-
час
находится
этот
договор
,
«
Мистраль
»
не
купят
),
имела
главную
цель
-
не
приобрете
-
ние
«
Мистраля
»
для
Военно
-
морского
флота
России
,
а
проталкивание
ракетоноси
-
теля
«
Союз
»
на
космодром
Куру
.
Эти
две
сделки
были
практически
связаны
.
О
них
говорили
и
Путин
,
и
Медведев
во
время
общения
с
француз
-
скими
коллегами
.
При
этом
«
Мистраля
»
в
ВМФ
России
пока
нет
и
неизвестно
еще
,
будет
ли
.
А
«
Союз
»
с
Куру
по
-
летит
уже
в
сентябре
.
Мизин
В
.
И
.:
Французы
к
нам
обратились
еще
в
90-
х
гг
. (
я
этим
зани
-
мался
)
с
предложением
вместе
запускать
ракетоносители
с
космодрома
Байконур
.
Тогда
Россия
имела
60%
космиче
-
ских
запусков
.
И
поэтому
через
много
лет
французы
нас
мо
-
лили
дать
наши
«
Союзы
»
на
космодром
Куру
.
Они
как
раз
в
этом
заинтересованы
.
Я
счи
-
таю
,
что
с
«
Мистралем
»
тут
все
очень
просто
,
это
просто
поли
-
тическая
сделка
,
концов
кото
-
рой
мы
не
знаем
.
Крайним
сделали
несчастного
адмирала
Борисова
и
сказали
,
что
он
якобы
заключал
что
-
то
там
,
не
согласуя
с
делегацией
.
Но
,
кто
вообще
знает
,
как
ведутся
пе
-
реговоры
по
военно
-
техниче
-
скому
сотрудничеству
,
это
смеху
подобно
.
Вероятно
,
там
расклад
совершенно
другой
.
Совершенно
правильно
гово
-
рили
,
что
у
нас
есть
великолеп
-
ные
системы
.
Но
у
нас
закрыты
все
верфи
,
и
в
Петербурге
на
этих
верфях
делают
прутки
для
арматуры
,
т
.
е
.
строят
очень
мало
.
И
что
-
то
осталось
уже
в
других
республиках
.
Вероятно
,
сделка
«
Мистраль
»
за
какие
-
то
политические
преференции
,
как
была
нефть
за
продоволь
-
ствие
.
А
с
французами
мы
со
-
трудничаем
очень
давно
.
Можно
посмотреть
техноло
-
гии
,
которые
применяются
в
различных
аэрокосмических
системах
Франции
,
они
имеют
понятное
происхождение
.
Тимофеев
Иван
Николае
-
вич
,
директор
Аналитиче
-
ского
центра
Института
международных
исследо
-
ваний
МГИМО
:
Анализ
рисков
вооруженных
конфликтов
имеет
сходство
с
прогнозированием
биржевой
динамики
–
и
в
том
,
и
в
другом
случае
мы
имеем
дело
с
ярко
выраженными
нелинейными
процессами
,
обострение
кото
-
рых
часто
носит
резкий
,
взрыв
-
ной
,
неожиданный
характер
.
Для
понимания
общей
кар
-
тины
существующих
рисков
,
необходима
их
типология
–
выделение
групп
рисков
,
кото
-
рым
свойственны
уникальные
черты
,
и
в
отношении
к
кото
-
рым
требуется
применять
со
-
ответствующие
меры
.
Отметим
следующие
группы
рисков
.
К
первой
группе
относятся
риски
,
порождаемые
внутрен
-
ними
конфликтами
в
т
.
н
. «
сла
-
бых
»,
«
гибнущих
»,
«
неудавшихся
»
государствах
.
Гражданские
войны
и
внутрен
-
ние
противоречия
нередко
по
-
лучают
международное
измерение
,
когда
в
них
прямо
или
косвенно
вовлекаются
внешние
силы
.
Подобное
вме
-
шательство
имеет
разную
при
-
роду
.
Речь
,
с
одной
стороны
,
идет
о
привычных
попытках
расширения
внешнеполитиче
-
ского
влияния
или
сковывания
конкурентов
.
Практика
под
-
держки
повстанцев
(
или
же
правительства
),
укрытия
их
на
своей
территории
,
поддержки
одной
из
сторон
имеет
широ
-
кое
распространение
.
Граж
-
данская
война
в
Демократической
республике
Конго
1998
г
.,
конфликт
между
ДРК и
Руандой
,
Руандой
и
Угандой
,
Суданом
и
Чадом
в
Африке
,
конфликт
между
Ко
-
лумбией
и
Эквадором
,
напря
-
женность
между
Колумбией
и
Венесуэлой
в
Латинской
Аме
-
рике
–
иллюстративные
при
-
меры
подобных
вмешательств
.
Примером
может
служить
и
пятидневная
война
2008
г
.
в
Закавказье
.
Помимо
Грузии
и
ее
бывших
автономий
,
в
нее
были
непосредственно
во
-
влечены
США
и
Россия
.
Ва
-
шингтон
во
многом
обеспечил
материальную
подготовку
опе
-
рации
грузинских
войск
,
а
Москва
оказала
прямую
воен
-
ную
поддержку
автономиям
после
ее
начала
.
По счастью
,
конфликт
не
привел
к
необра
-
тимому
ухудшению
российско
-
американских
отношений
,
но
сама
подоплека
в
духе
холод
-
ной
войны
стала
тревожным
прецедентом
.
С
другой
стороны
,
вмешатель
-
ство
во
внутренние
конфликты
связывается
с
попыткой
внеш
-
них
сил
не допустить
превра
-
щения
кризисных
государств
в
«
серые
зоны
»
мировой
и
ре
-
гиональной
политики
. «
Серые
зоны
» –
территории
,
по
сути
,
не
подконтрольные
каким
-
либо
системным
силам
,
а
зна
-
чит
,
являющиеся
удобной
площадкой
для
действий
тер
-
рористических
организаций
и
преступных
сетей
.
Подобные
территории
играют
критиче
-
скую
роль
,
например
,
в
арабо
-
израильском
конфликте
.
Во
11
http://www.interaffairs.ru
Эл
ект
ронное
прил
оже
ние
к
жу
рнал
у
«
М
ежду
народная
жизнь
»
второй
ливанской
войне
2006
г
.
израильской
армии
противо
-
стояла
радикальная
шиитская
группировка
«
Хезболла
»,
ко
-
торая
фактически
контролиро
-
вала
южные
районы
Ливана
и
использовала
их
в
качестве
базы
для
операций
против
Из
-
раиля
.
В
качестве
яркого
примера
«
серой
зоны
»
выступает
Афга
-
нистан
.
Международная
коа
-
лиция
пытается
не
только
справиться
с
талибами
и
терро
-
ристическими
группировками
,
но
и
выстроить
в
Афганистане
эффективное
правительство
,
силы
безопасности
и
экономи
-
ческую
инфраструктуру
–
то
есть превратить
Афганистан
в
«
нормальное
»
государство
.
При
этом
число
стран
с
кри
-
зисной
государственностью
может
вырасти
–
в
контексте
афганской
кампании
–
за
счет
Пакистана
и
стран
Централь
-
ной
Азии
.
Последствия
внут
-
ренних
кризисов
в
этих
государствах
,
равно
как
и
формы
вмешательства
третьих
стран
(
США
,
России
,
Китая
,
Индии
,
Ирана
и
др
.),
зачастую
,
трудно предсказуемы
.
Следует
упомянуть
и
случай
Сомали
,
когда
внешнее
вмеша
-
тельство
оказалось
неэффек
-
тивным
,
и
государство
,
по
сути
,
превратилось
в
одну
из
«
серых
зон
»,
раздираемых
граждан
-
ской
войной
и
являющейся
базой
пиратов
.
Симптома
-
тично
,
что
проблему
пиратства
в
зоне
Аденского
залива
не
могут
решить
государства
,
обладающие
мощнейшими
во
-
енно
-
морскими
силами
.
Итак
,
к
первой
группе
риска
относятся
конфликты
,
непо
-
средственной
причиной
кото
-
рых
является
кризис
государственности
,
спровоци
-
рованный
внутренними
эконо
-
мическими
трудностями
,
про
-
цессами
территориальной
дезинтеграции
,
неэффектив
-
ностью
и
коррумпирован
-
ностью
органов
государственной
власти
,
меж
-
этническими
,
религиозными
,
политическими
противоре
-
чиями
,
в
т
.
ч
.
подпитываемых
извне
.
Основная
форма
реали
-
зации
–
гражданская
война
,
активная
роль
радикальных
движений
и
группировок
,
не
-
правительственных
акторов
,
интервенция
или
вмешатель
-
ство
зарубежных
государств
.
Следствия
этих
кризисов
выхо
-
дят
за
пределы
границ
кризис
-
ного
государства
.
Оно
становится
ареной
конкурен
-
ции
третьих
сил
или
«
серой
зоной
»
мировой
политики
.
Специфика
этой
группы
рис
-
ков
состоит
в
том
,
что
они
яв
-
ляются
рисками
в
действии
.
Их
потенциал по
расшатыванию
равновесия
системы
междуна
-
родных
отношений
пока
только
набирает
обороты
.
Но
если
ее
неустойчивость
будет
расти
,
любой
подобный
кон
-
фликт
,
по
аналогии
с
«
эффек
-
том
бабочки
»,
может
спровоцировать
непропорцио
-
нально
сильные
изменения
на
региональном
и
глобальном
уровне
.
Подчеркнем
,
что
региональ
-
ный
и
глобальный
резонанс
подобных
кризисов
невелик
при
условии
,
что
кризисы
будут
происходить
в
относи
-
тельно
отсталых
государствах
,
а
система
МО
будет
оставаться
более
или
менее
равновесной
.
В
случае
потери
устойчивости
даже
минимальное
локальное
воздействие
может
привести
к
катастрофическим
результа
-
там
.
Пятидневная
война
2008
г
.
в
Закавказье
,
будучи
локаль
-
ной
по
своей
природе
,
вполне
могла
иметь
глобальные
по
-
следствия
–
корабли
России
и
НАТО
в
Черном
море
стояли
друг
от
друга
на
расстоянии
ра
-
кетного
залпа
.
Относительно
быстрое
потепление
в
отноше
-
ниях нашей
страны
с
Североат
-
лантическим
альянсом
показало
,
что
существующая
система
отношений
доста
-
точно
стабильна
и
«
флуктуа
-
ция
»
в
виде
конфликта
в
Грузии
не
выводит
ее
из
равно
-
весия
.
Признаюсь
,
что
непо
-
средственно
после
конфликта
я
придерживался
более
скеп
-
тической
точки
зрения
.
Вторая
группа
риска
связана
с
угрозой
локальных
конфликтов
между
государствами
.
В
числе
наибо
-
лее
актуальных
–
конфликты
между претендентами
на
роль
региональных
центров
силы
,
которые
обладают
крупными
военными
потенциалами
,
включая
ядерные
.
К
их
числу
следует
отнести
,
прежде
всего
,
ситуацию
вокруг
иранской
ядерной
программы
.
В
настоя
-
щее
время
Тегеран
предприни
-
мает
активные
усилия по
созданию
ядерных
технологий
,
параллельно
наращивая свой
военный
потенциал
.
На
этом
фоне
растет
напряженность
в
отношениях
с
США
,
их
запад
-
ными
союзниками
и
Израи
-
лем
.
Администрация Барака
Обамы
пока
не
склонна
к
воен
-
ному
решению
проблемы
,
од
-
нако
подобный
сценарий
всерьез
рассматривается
всеми
сторонами
конфликта
.
Оче
-
видно
,
что
его
последствия
будут
крайне
деструктивны
для
региона
даже
при
условии
конвенциональной
войны
,
без
применения
ЯО
.
Его
использо
-
вание
одной
или
всеми
сторо
-
12
http://www.interaffairs.ru
Эл
ект
ронное
прил
оже
ние
к
жу
рнал
у
«
М
ежду
народная
жизнь
»
нами
конфликта
или
же
по
-
падание
ядерных
материалов
в
руки
террористических
груп
-
пировок
еще
больше
усугубит
ситуацию
.
Равно
как
и
возмож
-
ный
политический
кризис
иранского
государства
в
ре
-
зультате
войны
.
К
числу
потенциальных
кри
-
зисных
ситуаций
в
рамках
дан
-
ного
направления
следует
отнести
ситуацию
на
Корей
-
ском
полуострове
.
Обстановка
здесь
может
обостриться
в
ре
-
зультате
военных
провокаций
,
подобных
гибели
корвета
ВМС
РК
«
Чхонан
»
в
марте
2010
г
.
Наличие
ядерного
оружия
су
-
щественно
повышает
опас
-
ность
эскалации
конфликта
.
Его
обострение
может
про
-
изойти
и
в
результате
режим
-
ных
изменений
в
КНДР
,
особенно
если
они
будут
но
-
сить
хаотичный
,
неуправляе
-
мый
характер
–
в
такой
ситуации
любая
провокация
или
случайность
могут
спрово
-
цировать
вооруженное
столк
-
новение
между
Севером
и
Югом
.
На
повестке дня
остается
риск
резкого
ухудшения
индо
-
паки
-
станских
отношений
.
Не
-
смотря
на
снижение
напряженности
в
последние
годы
,
оба
государства
имеют
длительный
опыт
соперниче
-
ства
и
рассматривают
друг
друга
в
числе
потенциальных
соперников
.
Среди
возможных
причин
эскалации
–
погранич
-
ные
столкновения
и
кон
-
фликты
,
кашмирский
вопрос
,
внутренние
проблемы
в
Паки
-
стане
.
Проблема
усугубляется
наличием
у
сторон
ядерного
оружия
.
Сохраняется риск
вооружен
-
ного
конфликта
между
Израи
-
лем
и
рядом
мусульманских
государств
.
Риски
возрастут
в
случае
превращения
Ирана
в
ядерную
державу
–
Израиль
может
стать
одной
из
основ
-
ных
целей
,
способных
,
к
тому
же
,
нанести
ответный
ядерный
удар
.
Отношения
Израиля с
Сирией
,
Иорданией
,
Египтом
также
сохраняют
риск
транс
-
формации
существующих
про
-
тиворечий
в
военные
столкновения
.
Неопределенными
остаются
последствия
интервенции
США
в
Ирак
.
Возможный
вывод
американских
войск
чреват
кризисом
нового
поли
-
тического
режима
,
конкурен
-
цией
региональных
игроков
(
Турции
,
Ирана
и
др
.)
за
влия
-
ние
в
стране
,
последующим
пе
-
реходом
иракской
проблемы
в
первую
группу
риска
,
на
фоне
напряженности
между
шии
-
тами
и
сунитами
,
и также
курд
-
ской
проблемы
.
Разрушительный
потенциал
подобных
конфликтов
весьма
высок
.
Во
всех
случаях
резуль
-
татом
может
стать
кризис
госу
-
дарственности
одного
из
участников
.
В
этом
смысле
данные
риски
близки
рискам
первой
группы
,
но
значи
-
тельно
превосходят
их
по
своим
следствиям
и
резонансу
независимо
от
устойчивости
системы
как
таковой
.
В
рамках
данной
группы
сле
-
дует
отметить
и
другие
локаль
-
ные
конфликты
между
государствами
.
Они
связаны
с
пограничными
спорами
,
кон
-
куренцией
за
территорию
и
ре
-
сурсы
,
этническими
конфликтами
(
сохраняющаяся
напряженность
в
отношениях
Армении
и
Азербайджана
,
эфиопо
-
эритрейский
кон
-
фликт
,
конфликт
между
Эрит
-
реей
и
Джибути
и
др
.).
Потенциалы
сторон
в
этих
кон
-
фликтах
относительно
неве
-
лики
,
но
их
гуманитарные
и
экономические
следствия
также
могут
оказаться
весьма
серьезными
.
К
третьей
группе
рисков
отне
-
сем
угрозу
конфликта
между
государствами
–
мировыми
центрами
силы
.
Вероятность
подобного
конфликта
крайне
мала
в
силу
достаточно
высо
-
кой
степени
ответственности
правительств
этих
государств
,
наличия
значительных
сил
ядерного
сдерживания
,
мощ
-
ных
конвенциональных
воору
-
жений
,
существующих
партнерских
отношений
и
эко
-
номических
связей
,
а
также
высокой
ценой
,
которую
при
-
дется
заплатить
за
такую
войну
.
Тем
не
менее
,
само
на
-
личие
военных
потенциалов
,
а
также
амбиций
по
сохранению
или
расширению
своего
внеш
-
неполитического
влияния
за
-
ставляют
принимать
во
внимание
данную
группу
рис
-
ков
.
Конфликт
может
быть
не
-
посредственно
спровоцирован
локальным
кризисом
,
случай
-
ностью
или
их
последователь
-
ностью
,
особенно
если
отношения
между
центрами
силы
будут
носить
неустойчи
-
вый
,
неравновесный
характер
.
Среди
потенциальных
линий
противостояния
отметим
со
-
перничество
США
и
Китая
.
Пока оно
не
носит
острого
ха
-
рактера
и
в
значительной
сте
-
пени
смягчается
высоким
уровнем
экономической
взаи
-
мозависимости
,
но
взаимный
рост
военных
потенциалов
вы
-
зывает
пристальное
внимание
как
в
Вашингтоне
,
так
и
в
Пе
-
кине
.
Далее
,
к
числу
возмож
-
ных
соперников
можно
отнести
Индию
и
Китай
.
Оба
13
http://www.interaffairs.ru
Эл
ект
ронное
прил
оже
ние
к
жу
рнал
у
«
М
ежду
народная
жизнь
»
государства
динамично
разви
-
ваются
,
имеют
протяженную
границу
и
опыт
вооруженного
противостояния
,
быстро
нара
-
щивают
свои
потенциалы
,
пре
-
тендуют
на
растущую
роль
в
международных
делах
.
Кон
-
фликтный
потенциал
сохра
-
няется
в
отношениях
России
,
с
одной
стороны
,
США
и
их
со
-
юзников
по
НАТО
,
с
другой
.
Растущая
асимметрия потен
-
циалов
,
расширение
НАТО
на
Восток
,
развитие
американ
-
ских
стратегических
вооруже
-
ний
и
эрозия
российских
потенциалов
,
локальные
про
-
тиворечия
на
постсоветском
пространстве
в
долгосрочной
перспективе
чреваты
обостре
-
нием
отношений
вплоть
до
применения
силы
.
Сохра
-
няется
возможность
вооружен
-
ного
конфликта
между
Россией
и
Китаем
.
Проявляя
скепсис
к
большому
числу
спе
-
куляций
на
этот
счет
,
все
-
таки
отметим
,
что
оба
государства
имеют
весьма
протяженную
границу
,
а
их
потенциалы
ха
-
рактеризуются
растущей
асим
-
метрией в
пользу
Китая
.
Еще
раз
подчеркнем
,
что
веро
-
ятность
подобных
конфликтов
крайне
низка
.
Но
и
возможные
последствия
–
наиболее
сильны
в
сравнении
с другими
группами
.
Предельная
форма
реализации
–
военные
дей
-
ствия
с
масштабным
примене
-
нием
самых
современных
вооружений
,
обменом тактиче
-
скими
или
стратегическими
ядерными
ударами
.
Результат
–
гуманитарные
и
экономиче
-
ские
катастрофы
региональ
-
ного
и
глобального
масштаба
.
Указанные
группы
рисков
сле
-
дует
рассматривать
в
ком
-
плексе
.
Реализация
рисков
первой
и
второй
группы
не
-
редко
тесно
взаимосвязана
,
носит
кумулятивный
характер
или
проявляется
в
виде
эф
-
фекта
домино
,
создавая
благо
-
приятные
условия
для
рисков
третьей
группы
.
Их
комплексность
крайне
ак
-
туальна
для
нашей
страны
.
В
России
остается
на
повестке
дня
риск
обострения
внутрен
-
них
конфликтов
,
прежде
всего
на
Северном
Кавказе
.
Внутрен
-
ним
кризисам
подвержен
ряд
государств
постсоветского
про
-
странства
:
прежде
всего
,
Мол
-
дова
и Киргизия
.
Сохраняется
возможность
межгосударст
-
венных
конфликтов
в
Закав
-
казье
–
между
Арменией
и
Азербайджаном
,
Грузией
и
Аб
-
хазией
,
Грузией
и
Южной
Осе
-
тией
.
На
России
непосредственно
сказываются
последствия
гражданской
войны
в
Афганистане
–
основ
-
ной
поток
афганского
наркот
-
рафика
имеет
российскую
ориентацию
.
Потенциал
ряда
крупных
локальных
конфлик
-
тов
сосредоточен
вблизи
наших
государственных
гра
-
ниц
(
иранская
и
северокорей
-
ская
проблемы
,
индо
-
пакистанские
противоре
-
чия
).
Наконец
,
Россия
потен
-
циально
может
столкнуться
с
недружественной
политикой
крупных
игроков
,
включая
США
и
Китай
.
Наверняка
нашей
дипломатии
удастся из
-
бежать
конфронтации
и
с
той
,
и
с другой
стороной
.
Однако
Россия
вполне
может
испытать
на
себе
последствия
противо
-
речий
между
США
и
Китаем
,
которые
могут
обостриться
в
долгосрочной
перспективе
.
Орлов
Александр
Арсень
-
евич
,
директор
ИМИ
МГИМО
МИД
России
:
Я
скажу
два
слова
в
качестве
пиара
(PR),
рекламы
.
В
Анали
-
тическом
центре
Института
международных
исследований
МГИМО
,
на
мой
взгляд
,
там
люди
занимаются
уникальным
делом
,
они
числовыми
мето
-
дами
пытаются
понять
некото
-
рые
закономерности
,
в
частности
,
когда
речь
идет
о
современных
конфликтах
.
Я
призываю
собравшихся
сего
-
дня
в
аудитории
к
сотрудниче
-
ству
.
На
мой
взгляд
,
у
нас
мало
,
а
может
,
и
вообще
нет
подоб
-
ных
центров
в
России
,
которые
бы
занимались
этим
.
На
мой
взгляд
,
это
очень
важно
.
Нам
надо
об
этом
подумать
всем
вместе
.
Сивков
К
.
В
.:
В
структурном
отношении
как
по
времени
,
так
и
по
функцио
-
налу
войны
и
военные
кон
-
фликты
XXI
века
не
изменились
.
По
-
прежнему
имеет
место
непосредственная
заблаговременная
подготовка
военного
конфликта
,
собст
-
венно
ведение
военного
кон
-
фликта
,
его
завершение
и
мир
.
А
по
функционалу
-
это
собст
-
венно
вооруженная
борьба
,
это
экономическая
борьба
,
это
по
-
литико
-
дипломатическая
борьба
,
идеологическая
и
ин
-
формационная
борьба
.
А
в
морфологическом
отношении
изменения
произошли
суще
-
ственные
.
Во
-
первых
,
резко
возрос
период
заблаговремен
-
ной
подготовки
.
Если
раньше
(
начало
,
середина
и
конец
XX
века
)
на
этот
период
речь
шла
о
месяцах
и
годах
,
то
сейчас
уже
речь
идет
о
нескольких
годах
для
того
,
чтобы
подгото
-
вить
ту
или
иную
войну
в
мо
-
рально
-
психологическом
отношении
.
Резко
возросли
факторы
морально
-
психологи
-
14
http://www.interaffairs.ru
Эл
ект
ронное
прил
оже
ние
к
жу
рнал
у
«
М
ежду
народная
жизнь
»