Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2390
Скачиваний: 1
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
216
РЫНОК ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ В АФРИКЕ. РОЛЬ РОССИЙСКИХ
КОМПАНИЙ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ПЛАТЕЖНЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ АФРИКАНСКОГО РЕГИОНА
А. С. Филимонова
Аспирант
кафедры
Международных
экономических
отношений
Российский университет дружбы народов
annet_filimonova@mail.ru
Аннотация. В статье исследуется современное состояние рынка платежных
инструментов стран Африканского континента. Цель данной работы заключается
в выявлении ключевых особенностей функционирования рынка платежных карт
в регионе и анализе существующих партнерских отношений между российскими
и африканскими компаниями, на основе изучения которых можно выявить
возможности для расширения влияния Российской Федерации на Африканском
континенте в сфере бизнеса платежных карт. Выявляются особенности развития
мобильной коммерции, обусловленные неэффективностью традиционного
банкинга. В заключительной части статьи приводятся краткие выводы,
полученные автором в ходе исследования.
Ключевые слова: Банковская система стран Африки, Visa, MasterCard,
российско-‐африканские отношения, мобильный банкинг.
Место, которое сегодня занимает Африка в мировой экономике,
определяется довольно большим количеством внутренних и внешних,
позитивных и негативных факторов. С одной стороны, Африка – это
континент с огромным и еще не до конца разработанным потенциалом
минеральных, природных и людских ресурсов. Вместе с тем в настоящее
время выделяется общая социально-‐экономическая отсталость стран
континента; нехватка ресурсов для финансирования развития; низкое
качество человеческого капитала, плохое управление, большое число
неурегулированных конфликтов и др. Все это делает перспективы
развития и будущую роль этого региона мира весьма неоднозначными.
Ожидается, что в ближайшей перспективе само участие Африканских
стран в мировой экономике во многом будет обеспечиваться их
ресурсным потенциалом, а ведущие экономики мира как традиционные,
так и новые, будут активно бороться за права доступа к африканскому
рынку.
Банковская система каждой страны Африки включает в себя, как
правило, первоначально созданные частные иностранные банки и,
появившиеся в начале XX столетия национальные частные банки.
Финансовый сектор региона достаточно большой (по консервативным
оценкам, темпы его роста составляют около 25% в год, по
оптимистичным — 50-‐60%). При этом уровень предоставляемых
розничных банковских услуг, в том числе в части обеспечения населения
инструментами для проведения платежей (банковские карты, чеки и т.п.),
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
217
а так же финансовая грамотность населения пока еще находятся на
низком уровне
[1].
Постепенное включение стран африканского континента в систему
мирового хозяйства и проводимая политика либерализации обусловили
выход на рынок Африки международных систем пластиковых карт. За
неимением конкуренции со стороны местных компаний, крупнейшие
мировые системы платежных карт, такие как Visa и MasterCard, заняли
прочные позиции на африканском рынке и продолжают рассматривать
регион в качестве одного из наиболее перспективных для дальнейшего
расширения присутствия.
Еще в 2000 г. компания Visa стала лидером продаж пластиковых
дорожных чеков Visa TravelMoney на территории Южной Африки [3].
Основное распространение продукт получил в регионах, где рынок
обычных пластиковых карт находился на стадии формирования. По сути,
дорожный чек Visa TravelMoney представлял собой одноразовую
анонимную пластиковую карту для снятия наличных денежных средств
через банкоматы. В дальнейшем продукт был модернизирован: карта
стала многоразовой; ее можно было использовать для разговоров по
телефону и оплаты товаров, приобретаемых через Интернет. К 2007 г. в
регионе CEMEA, включающем страны Центральной и Восточной Европы,
Ближнего и Среднего Востока и Африки, было выпущено более 121
миллиона карт Visa [2].
В 2009 г. Visa объявила результаты исследования о расходах
держателей карт Visa в Южной Африке «Туристический обзор: Южная
Африка». Исследование показало, что объем операций и количество
транзакций, проведенных иностранными путешественниками при
помощи карт Visa в Южной Африке, значительно увеличились. В 2008 г.
было
зафиксировано
более
13 миллионов
транзакций,
что
на 11 процентов больше, чем в 2007 г. Объем операций по этим же картам
составил 1.8 миллиарда долларов США. Согласно данным исследования,
Россия заняла 29 место в списке стран, граждане которых в 2008 г.
больше всего средств потратили по картам Visa в ЮАР. Лидерами по
расходам стали резиденты Великобритании (517 миллионов долларов
США), США (295 миллионов долларов США), Германии (102 миллиона
долларов США) и Франции (73 миллиона долларов США) [2]. В настоящее
время одной из основных целей осуществления деятельности в регионе
представители компании Visa обозначают стремление создать
глобальную сеть приема платежных карт для бесперебойного
обслуживания клиентов как внутри Африки, так и за ее пределами.
Согласно данным исследования, проведенного компанией MasterCard
в последнем квартале 2012 года, наибольшим потенциалом к росту среди
городов, расположенных к югу от Сахары, в ближайшие пять лет
обладают Аккра, Лусака и Луанда (столицы Ганы, Замбии и Анголы
соответственно). Целью исследования, охватившего 19 городов региона и
получившего название MasterCard African Cities Growth Index, является
определение наиболее перспективных городов для развития бизнеса на
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
218
период 2012 – 2017 г. Индекс был разработан на основе статистических и
прогнозных данных по показателям, влияющим на темпы роста городов,
а именно: экономические показатели, политическая обстановка, деловой
климат, наличие инфраструктуры и квалифицированных специалистов,
темпы роста населения. Объясняя, почему индекс затрагивает страны
именно африканского континента, а не какого-‐либо другого, президент
MasterCard Middle East and Africa Михаэль Майбах (Michael Miebach)
отметил, что: «Африка является регионом, в котором граница между
развитым и развивающимся мирами постепенно стирается под
воздействием
различных
экономических,
демографических
и
технологических факторов. Большинство из этих факторов, в первую
очередь, взаимосвязаны с ростом урбанизации континента в целом.
Поэтому оценка долгосрочного потенциала городов, расположенных на
Африканском континенте, и, как результат, роста городских
потребителей, в настоящее время является как никогда важной». Важным
аспектом дальнейшей урбанизации региона является не просто рост
количества городов, а повышение их конкурентоспособности в
глобальном масштабе, привлечение иностранных инвестиций и создание
благоприятной среды для ведения бизнеса [11].
В сентябре 2012 г. компания MasterCard объявила о начале
широкомасштабного внедрения мобильных платежей в Южной Африке,
выпустив в оборот виртуальные карты, позволяющие списывать платежи
со счета сотового оператора без открытия счета в банке. Причиной
проведения выпуска стал тот факт, что сейчас финансовые рынка ряда
стран африканского континента являются наиболее привлекательными
для развития индустрии мобильных и электронных платежей в мире.
Здесь необходимо отметить: речь идет не о любых транзакциях,
совершаемых с помощью мобильного телефона, а только о тех, которые
совершаются со счета сотового оператора либо с банковского счета,
привязанного к мобильному телефону.
Следует отметить, что в настоящее время пластиковые карты и
инфраструктура их обслуживания в Африке распространены в крупных и
курортных городах. Например, в Египте пластиковые карты Visa,
MasterCard, American Express и Diners Club принимаются к оплате во
многих отелях, ресторанах, магазинах в крупных городах и курортных
зонах. Комиссия при оплате составляет от 3% до 10% от стоимости
товара. В крупных городах установлено большое количество банкоматов,
в которых можно снять деньги с Visa или MasterCard. Однако невозможно
расплатиться картой или снять с нее деньги в отдаленных от крупных
центров районах. Данные исследования компании Visa о расходах
держателей карт в Южной Африке «Туристический обзор: Южная
Африка» подтверждают тезис о распространенности применения
пластиковых карт в крупных и курортных городах. В «нетуристических»
странах Центральной Африки агентства рекомендуют иностранцам
воспользоваться банкоматом в аэропорту или гостинице для получения
местных денег и за пределами гостиницы рассчитываться наличными.
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
219
Экваториальная Африка славятся проблемами с авторизацией, так как
здесь плохая связь.
Согласно Программе ООН по населенным пунктам (United Nations
Human Settlement Programme), городское население стран Африканского
континента утроится к 2050 году и составит около 1,23 млрд. человек
(для сравнения, в 2009 году численность составляла 395 млн. человек).
Высокие
темпы
роста
городского
населения
потребуют
соответствующего роста эмиссии платежных инструментов, а так же
внедрения новых продуктов, соответствующих специфике рынка. В связи
с этим в последнее десятилетие рынки Африки все чаще начали
интересовать не только международные платежные системы, но и стали
объектом для инвестирования со стороны иностранных, в том числе
российских, компаний.
В начале 2007 г. в Анголе открыл дочерний банк ВТБ, а позже
группой компаний «Ренессанс Капитал» был открыт офис в Нигерии и
размещены акции нигерийского United Bank for Africa (совместно с
банком JP Morgan). Не является исключением и рынок пластиковых карт.
До 2007 г. единственным сертифицированным производителем карт на
африканском континенте являлась компания Namitec, размещавшаяся в
ЮАР. Развитие карточных рынков других стран Африки обусловило
начало выполнения заказов и доставку карт клиентам в Африку иными
компаниями.
В 2007 г. московская компания по производству пластиковых
карточек «Розан» приобрела 26-‐процентную долю у нигерийской
компании SecureID с целью организации производства карт для
африканских банков [4]. Компания была признана победителем тендера,
организатором которого был процессинговый центр Нигерии ValuCard, на
производство и поставку банковских карт для всех банков страны,
обслуживаемых ValuCard. По данным на конец 2007 г. компания
поставила около 2 млн. чиповых карт в Нигерию, или 90% от общего
объема рынка, обслуживая все 24 банка Нигерии. В декабре того же года
SecurеID при поддержке «Розана» завершила сертификацию по
персонализации магнитных и чиповых карт Visa, став единственным
независимым бюро карт этой платежной системы в Западной и
Центральной Африке. С 2008 г. начато изготовление банковских и SIM-‐
карт непосредственно в Нигерии. В 2009 году компания стала спонсором
международной отраслевой конференции Card Africa 2009, что
свидетельствует о признании сильных позиций Розан на африканском
рынке [1].
Ряд финансовых организаций ЮАР, в свою очередь, считают Россию
перспективным рынком для инвестиций. В 2009 г. южноафриканский
Standard Bank приобрел 36,4% акций «Тройки Диалог» стоимостью 300
млн. долл., в 2012 г. эта доля была продана Сбербанку за 372 млн. долл.
(таким образом, полученная прибыль составила 72 млн. долл., или 24%,
за два года). После закрытия сделки Standard Bank продолжает
сотрудничать с объединенной компанией Сбербанка и «Тройки Диалог» в
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
220
рамках африканских проектов, а также бизнес-‐проектов в сфере
природных ископаемых [5].
В настоящее время в Африке ограничено пользование банковскими
услугами. Исследователи финансовой сферы континента выделяют
наличие основных стимулов к развитию ее мобильной коммерции в силу
неэффективности традиционного банкинга. На африканском континенте
банковский счет имеет лишь каждый пятый житель, даже в ЮАР этот
показатель — всего 27% взрослого населения. Такая ситуация сложилась
из-‐за высоких цен на банковское обслуживание и низких доходов
населения. Наличными производится 90% всех платежных операций [6].
Для жителей недоступен традиционный банкинг, и мобильные платежи
— практически единственная возможность финансового общения с
внешним миром на расстоянии. Абсолютно реальна ситуация, когда
жители деревни скидываются на мобильный телефон, передают его
местному старосте, а он, в свою очередь, от их имени с помощью телефона
заказывает и оплачивает покупки — продукты питания, одежду,
предметы быта и т. д.
Согласно полученным данным результата исследования 2012 г.,
проведенного в Африке компанией AiteGroup: все больше потребителей в
странах африканского континента получают доступ к банковским
услугам посредством мобильного телефона, которые иначе были бы
фактически недоступны конечным пользователям. Как утверждается
«мобильный банкинг в Африке – это в принципе все банковские услуги …
так как многие живут за чертой бедности и вовсе не имеют возможности
посещать банковские филиалы» [7].
Представлены на этом рынке и российские компании. Так, в середине
2007 г., проведя исследование рынка оплаты различных услуг, компания
X-‐Plat Investment SA вступила в партнерские отношения со всеми
операторами сотовой связи, представленными в ЮАР. В соответствии с
заключенными договорами, компания работает с операторами сотовой
связи Vodacom, MTN Group, CellC, Virgin Mobile. Через платежные
терминалы X-‐Plat SA возможна оплата услуг электроснабжения и
проводной (стационарной) телефонной связи. Ведется работа над
внедрением быстрой и удобной оплаты всех коммунальных и
муниципальных платежей, включая оплату штрафов дорожной полиции.
С 2007 по 2012 гг. на рынке моментальных платежей ЮАР
функционировала сеть платежных терминалов российской компании
QIWI, объединяющая на тот период более 120 000 терминалов
самообслуживания. Через платежные терминалы QIWI в ЮАР жители
могли оплачивать услуги мобильной связи, доступ в интернет,
международную телефонную связь, а так же пополнить кошелек в
электронных платежных системах. Однако в 2012 г. терминальная сеть
была продана в рамках программы компании по сокращению зарубежных
активов, что по мнению автора статьи представляет собой
недальновидное решение в связи с растущим спросом на услуги
мобильного банкинга в целом на континенте и в ЮАР в частности.