Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2292

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

216   

РЫНОК  ПЛАТЕЖНЫХ  КАРТ  В  АФРИКЕ.  РОЛЬ  РОССИЙСКИХ  

КОМПАНИЙ  В  СТАНОВЛЕНИИ  И  РАЗВИТИИ  ПЛАТЕЖНЫХ  

ИНСТРУМЕНТОВ  АФРИКАНСКОГО  РЕГИОНА  

   

А.  С.  Филимонова  

Аспирант  

кафедры

 

Международных

 

экономических

 

отношений

 

Российский  университет  дружбы  народов  

annet_filimonova@mail.ru  

  

Аннотация.  В  статье  исследуется  современное  состояние  рынка  платежных  

инструментов  стран  Африканского  континента.  Цель  данной  работы  заключается  
в  выявлении  ключевых  особенностей  функционирования  рынка  платежных  карт  
в  регионе  и  анализе  существующих  партнерских  отношений  между  российскими  
и   африканскими   компаниями,   на   основе   изучения   которых   можно   выявить  
возможности   для   расширения   влияния   Российской   Федерации   на   Африканском  
континенте  в  сфере  бизнеса  платежных  карт.  Выявляются  особенности  развития  
мобильной   коммерции,   обусловленные   неэффективностью   традиционного  
банкинга.   В   заключительной   части   статьи   приводятся   краткие   выводы,  
полученные  автором  в  ходе  исследования.  

Ключевые   слова:   Банковская   система   стран   Африки,   Visa,   MasterCard,  

российско-­‐африканские  отношения,  мобильный  банкинг.  

  
  

Место,   которое   сегодня   занимает   Африка   в   мировой   экономике,  

определяется   довольно   большим   количеством   внутренних   и   внешних,  
позитивных   и   негативных   факторов.   С   одной   стороны,   Африка   –   это  
континент   с   огромным   и   еще   не   до   конца   разработанным   потенциалом  
минеральных,  природных  и  людских  ресурсов.  Вместе  с  тем  в  настоящее  

время   выделяется   общая   социально-­‐экономическая   отсталость   стран  
континента;   нехватка   ресурсов   для   финансирования   развития;   низкое  
качество   человеческого   капитала,   плохое   управление,   большое   число  
неурегулированных   конфликтов   и   др.   Все   это   делает   перспективы  
развития   и   будущую   роль   этого   региона   мира   весьма   неоднозначными.  
Ожидается,   что   в   ближайшей   перспективе   само   участие   Африканских  

стран   в   мировой   экономике   во   многом   будет   обеспечиваться   их  
ресурсным   потенциалом,   а   ведущие   экономики   мира   как   традиционные,  
так   и   новые,   будут   активно   бороться   за   права   доступа   к   африканскому  
рынку.    

Банковская   система   каждой   страны   Африки   включает   в   себя,   как  

правило,   первоначально   созданные   частные   иностранные   банки   и,  
появившиеся   в   начале   XX   столетия   национальные   частные   банки.  

Финансовый   сектор   региона   достаточно   большой   (по   консервативным  
оценкам,   темпы   его   роста   составляют   около   25%   в   год,   по  
оптимистичным   —      50-­‐60%).   При   этом   уровень   предоставляемых  
розничных  банковских  услуг,  в  том  числе  в  части  обеспечения  населения  
инструментами  для  проведения  платежей  (банковские  карты,  чеки  и  т.п.),  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

217   

а   так   же   финансовая   грамотность   населения   пока   еще   находятся   на  
низком  уровне

  

[1].    

Постепенное   включение   стран   африканского   континента   в   систему  

мирового   хозяйства   и   проводимая   политика   либерализации   обусловили  
выход   на   рынок   Африки   международных   систем   пластиковых   карт.      За  
неимением   конкуренции   со   стороны   местных   компаний,   крупнейшие  
мировые   системы   платежных   карт,   такие   как   Visa   и   MasterCard,   заняли  

прочные   позиции   на   африканском   рынке   и   продолжают   рассматривать  
регион   в   качестве   одного   из   наиболее   перспективных   для   дальнейшего  
расширения  присутствия.  

Еще   в   2000   г.   компания   Visa   стала   лидером   продаж   пластиковых  

дорожных   чеков   Visa   TravelMoney   на   территории   Южной   Африки   [3].  
Основное   распространение   продукт   получил   в   регионах,   где   рынок  

обычных  пластиковых  карт  находился  на  стадии  формирования.    По  сути,  
дорожный   чек   Visa   TravelMoney   представлял   собой   одноразовую  
анонимную   пластиковую   карту   для   снятия   наличных   денежных   средств  
через   банкоматы.   В   дальнейшем   продукт   был   модернизирован:   карта  
стала   многоразовой;   ее   можно   было   использовать   для   разговоров   по  
телефону   и   оплаты   товаров,   приобретаемых   через   Интернет.   К   2007   г.   в  
регионе  CEMEA,  включающем  страны  Центральной  и  Восточной  Европы,  

Ближнего   и   Среднего   Востока   и   Африки,   было   выпущено   более   121  
миллиона  карт  Visa  [2].  

В   2009   г.   Visa   объявила   результаты   исследования   о  расходах  

держателей   карт   Visa   в  Южной   Африке   «Туристический   обзор:   Южная  
Африка».   Исследование   показало,   что   объем   операций   и  количество  
транзакций,   проведенных   иностранными   путешественниками   при  

помощи   карт   Visa   в  Южной   Африке,   значительно   увеличились.   В  2008   г.  
было  

зафиксировано  

более  

13  миллионов  

транзакций,  

что  

на  11  процентов  больше,  чем  в  2007  г.  Объем  операций  по  этим  же  картам  
составил   1.8   миллиарда   долларов   США.   Согласно   данным   исследования,  
Россия   заняла   29  место   в  списке   стран,   граждане   которых   в  2008   г.  
больше   всего   средств   потратили   по  картам   Visa   в  ЮАР.   Лидерами   по  
расходам   стали   резиденты   Великобритании   (517   миллионов   долларов  

США),   США   (295   миллионов   долларов   США),   Германии   (102   миллиона  
долларов  США)  и  Франции  (73  миллиона  долларов  США)  [2].  В  настоящее  
время   одной   из   основных   целей   осуществления   деятельности   в   регионе  
представители   компании   Visa   обозначают   стремление   создать  
глобальную   сеть   приема   платежных   карт   для   бесперебойного  
обслуживания  клиентов  как  внутри  Африки,  так  и  за  ее  пределами.    

Согласно  данным  исследования,  проведенного  компанией  MasterCard  

в  последнем  квартале  2012  года,  наибольшим  потенциалом  к  росту  среди  
городов,   расположенных   к   югу   от   Сахары,   в   ближайшие   пять   лет  
обладают   Аккра,   Лусака   и   Луанда   (столицы   Ганы,   Замбии   и   Анголы  
соответственно).  Целью  исследования,  охватившего  19  городов  региона  и  
получившего   название   MasterCard   African   Cities   Growth   Index,   является  
определение   наиболее   перспективных   городов   для   развития   бизнеса   на  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

218   

период  2012  –  2017  г.  Индекс  был  разработан  на  основе  статистических  и  
прогнозных  данных  по  показателям,  влияющим  на  темпы  роста  городов,  
а  именно:  экономические  показатели,  политическая  обстановка,  деловой  
климат,   наличие   инфраструктуры   и   квалифицированных   специалистов,  
темпы   роста   населения.   Объясняя,   почему   индекс   затрагивает   страны  
именно   африканского   континента,   а   не   какого-­‐либо   другого,   президент  
MasterCard   Middle   East   and   Africa   Михаэль   Майбах   (Michael   Miebach)  

отметил,   что:   «Африка   является   регионом,   в   котором   граница   между  
развитым   и   развивающимся   мирами   постепенно   стирается   под  
воздействием  

различных  

экономических,  

демографических  

и  

технологических   факторов.   Большинство   из   этих   факторов,   в   первую  
очередь,   взаимосвязаны   с   ростом   урбанизации   континента   в   целом.  
Поэтому   оценка   долгосрочного   потенциала   городов,   расположенных   на  

Африканском   континенте,   и,   как   результат,   роста   городских  
потребителей,  в  настоящее  время  является  как  никогда  важной».  Важным  
аспектом   дальнейшей   урбанизации   региона   является   не   просто   рост  
количества   городов,   а   повышение   их   конкурентоспособности   в  
глобальном  масштабе,  привлечение  иностранных  инвестиций  и  создание  
благоприятной  среды  для  ведения  бизнеса  [11].  

В   сентябре   2012   г.   компания   MasterCard   объявила   о   начале  

широкомасштабного   внедрения   мобильных   платежей   в   Южной   Африке,  
выпустив  в  оборот  виртуальные  карты,  позволяющие  списывать  платежи  
со   счета   сотового   оператора   без   открытия   счета   в   банке.   Причиной  
проведения   выпуска   стал   тот   факт,   что   сейчас   финансовые   рынка   ряда  
стран   африканского   континента   являются   наиболее   привлекательными  
для   развития   индустрии   мобильных   и   электронных   платежей   в   мире.  

Здесь   необходимо   отметить:   речь   идет   не   о   любых   транзакциях,  
совершаемых   с   помощью   мобильного   телефона,   а   только   о   тех,   которые  
совершаются   со   счета   сотового   оператора   либо   с   банковского   счета,  
привязанного  к  мобильному  телефону.  

Следует   отметить,   что   в   настоящее   время   пластиковые   карты   и  

инфраструктура  их  обслуживания  в  Африке  распространены  в  крупных  и  
курортных   городах.   Например,   в   Египте   пластиковые   карты   Visa,  

MasterCard,   American   Express   и   Diners   Club   принимаются   к   оплате   во  
многих   отелях,   ресторанах,   магазинах   в   крупных   городах   и   курортных  
зонах.   Комиссия   при   оплате   составляет   от   3%   до   10%   от   стоимости  
товара.  В  крупных  городах  установлено  большое  количество  банкоматов,  
в  которых  можно  снять  деньги  с  Visa  или  MasterCard.  Однако  невозможно  
расплатиться   картой   или   снять   с   нее   деньги   в   отдаленных   от   крупных  
центров   районах.   Данные   исследования   компании   Visa   о  расходах  

держателей   карт   в  Южной   Африке   «Туристический   обзор:   Южная  
Африка»   подтверждают   тезис   о   распространенности   применения  
пластиковых  карт  в  крупных  и  курортных  городах.  В  «нетуристических»  
странах   Центральной   Африки   агентства   рекомендуют   иностранцам  
воспользоваться   банкоматом   в   аэропорту   или   гостинице   для   получения  
местных   денег   и   за   пределами   гостиницы   рассчитываться   наличными.  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

219   

Экваториальная   Африка   славятся   проблемами   с   авторизацией,   так   как  
здесь  плохая  связь.    

Согласно   Программе   ООН   по   населенным   пунктам   (United   Nations  

Human   Settlement   Programme),   городское   население   стран   Африканского  
континента   утроится   к   2050   году   и   составит   около   1,23   млрд.   человек  
(для   сравнения,   в   2009   году   численность   составляла   395   млн.   человек).    
Высокие  

темпы  

роста  

городского  

населения  

потребуют  

соответствующего   роста   эмиссии   платежных   инструментов,   а   так   же  
внедрения  новых  продуктов,  соответствующих  специфике  рынка.  В  связи  
с   этим   в   последнее   десятилетие   рынки   Африки   все   чаще   начали  
интересовать  не  только  международные  платежные  системы,  но  и  стали  
объектом   для   инвестирования   со   стороны   иностранных,   в   том   числе  
российских,  компаний.    

В   начале   2007   г.   в   Анголе   открыл   дочерний   банк   ВТБ,   а   позже  

группой   компаний   «Ренессанс   Капитал»   был   открыт   офис   в   Нигерии   и  
размещены   акции   нигерийского   United   Bank   for   Africa   (совместно   с  
банком  JP  Morgan).  Не  является  исключением  и  рынок  пластиковых  карт.  
До   2007   г.   единственным   сертифицированным   производителем   карт   на  
африканском   континенте   являлась   компания   Namitec,   размещавшаяся   в  
ЮАР.   Развитие   карточных   рынков   других   стран   Африки   обусловило  

начало   выполнения   заказов   и   доставку   карт   клиентам   в   Африку   иными  
компаниями.    

В   2007   г.   московская   компания   по   производству   пластиковых  

карточек   «Розан»   приобрела   26-­‐процентную   долю   у   нигерийской  
компании   SecureID   с   целью   организации   производства   карт   для  
африканских  банков  [4].  Компания  была  признана  победителем  тендера,  

организатором  которого  был  процессинговый  центр  Нигерии  ValuCard,  на  
производство   и   поставку   банковских   карт   для   всех   банков   страны,  
обслуживаемых   ValuCard.   По   данным   на   конец   2007   г.   компания  
поставила   около   2   млн.   чиповых   карт   в   Нигерию,   или   90%   от   общего  
объема  рынка,  обслуживая  все  24  банка  Нигерии.  В  декабре  того  же  года  
SecurеID   при   поддержке   «Розана»   завершила   сертификацию   по  
персонализации   магнитных   и   чиповых   карт   Visa,   став   единственным  

независимым   бюро   карт   этой   платежной   системы   в   Западной   и  
Центральной   Африке.   С   2008   г.   начато   изготовление   банковских   и   SIM-­‐
карт  непосредственно  в  Нигерии.  В  2009  году  компания  стала  спонсором  
международной   отраслевой   конференции   Card   Africa   2009,   что  
свидетельствует   о   признании   сильных   позиций   Розан   на   африканском  
рынке  [1].  

Ряд   финансовых   организаций   ЮАР,   в   свою   очередь,   считают   Россию  

перспективным   рынком   для   инвестиций.   В   2009   г.   южноафриканский  
Standard   Bank   приобрел   36,4%   акций   «Тройки   Диалог»   стоимостью   300  
млн.   долл.,   в   2012   г.   эта   доля   была   продана   Сбербанку   за   372   млн.   долл.  
(таким   образом,   полученная   прибыль   составила   72   млн.   долл.,   или   24%,  
за   два   года).   После   закрытия   сделки   Standard   Bank   продолжает  
сотрудничать  с  объединенной  компанией  Сбербанка  и  «Тройки  Диалог»  в  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

220   

рамках   африканских   проектов,   а   также   бизнес-­‐проектов   в   сфере  
природных  ископаемых  [5].    

В   настоящее   время   в   Африке   ограничено   пользование   банковскими  

услугами.   Исследователи   финансовой   сферы   континента   выделяют  
наличие  основных  стимулов  к  развитию  ее  мобильной  коммерции  в  силу  
неэффективности  традиционного  банкинга.  На  африканском  континенте  
банковский   счет   имеет   лишь   каждый   пятый   житель,   даже   в   ЮАР   этот  

показатель  —  всего  27%  взрослого  населения.  Такая  ситуация  сложилась  
из-­‐за   высоких   цен   на   банковское   обслуживание   и   низких   доходов  
населения.  Наличными  производится  90%  всех  платежных  операций  [6].  
Для   жителей   недоступен   традиционный   банкинг,   и   мобильные   платежи  
—   практически   единственная   возможность   финансового   общения   с  
внешним   миром   на   расстоянии.   Абсолютно   реальна   ситуация,   когда  

жители   деревни   скидываются   на   мобильный   телефон,   передают   его  
местному  старосте,  а  он,  в  свою  очередь,  от  их  имени  с  помощью  телефона  
заказывает   и   оплачивает   покупки   —   продукты   питания,   одежду,  
предметы  быта  и  т.  д.  

Согласно   полученным   данным   результата   исследования   2012   г.,  

проведенного  в  Африке  компанией  AiteGroup:  все  больше  потребителей  в  
странах   африканского   континента   получают   доступ   к   банковским  

услугам   посредством   мобильного   телефона,   которые   иначе   были   бы  
фактически   недоступны   конечным   пользователям.   Как   утверждается  
«мобильный  банкинг  в  Африке  –  это  в  принципе  все  банковские  услуги  …  
так  как  многие  живут  за  чертой  бедности  и  вовсе  не  имеют  возможности  
посещать  банковские  филиалы»  [7].    

Представлены  на  этом  рынке  и  российские  компании.  Так,  в  середине  

2007  г.,  проведя  исследование  рынка  оплаты  различных  услуг,  компания  
X-­‐Plat   Investment   SA   вступила   в   партнерские   отношения   со   всеми  
операторами   сотовой   связи,   представленными   в   ЮАР.   В   соответствии   с  
заключенными   договорами,   компания   работает   с   операторами   сотовой  
связи   Vodacom,   MTN   Group,   CellC,   Virgin   Mobile.   Через   платежные  
терминалы   X-­‐Plat   SA   возможна   оплата   услуг   электроснабжения   и  
проводной   (стационарной)   телефонной   связи.   Ведется   работа   над  

внедрением   быстрой   и   удобной   оплаты   всех   коммунальных   и  
муниципальных  платежей,  включая  оплату  штрафов  дорожной  полиции.    

С   2007   по   2012   гг.   на   рынке   моментальных   платежей   ЮАР  

функционировала   сеть   платежных   терминалов   российской   компании  
QIWI,   объединяющая   на   тот   период   более   120  000   терминалов  
самообслуживания.   Через   платежные   терминалы   QIWI   в   ЮАР   жители  
могли   оплачивать   услуги   мобильной   связи,   доступ   в   интернет,  

международную   телефонную   связь,   а   так   же   пополнить   кошелек   в  
электронных   платежных   системах.   Однако   в   2012   г.   терминальная   сеть  
была  продана  в  рамках  программы  компании  по  сокращению  зарубежных  
активов,   что   по   мнению   автора   статьи   представляет   собой  
недальновидное   решение   в   связи   с   растущим   спросом   на   услуги  
мобильного  банкинга  в  целом  на  континенте  и  в  ЮАР  в  частности.