Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2389

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

6   

I. 

БРИКС

стратегия

 

и

 

развитие

 

   

ПРОБЛЕМЫ   СТРАТЕГИИ   РАЗВИТИЯ   БРИКС   КАК   

МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО   ОБЪЕДИНЕНИЯ   НОВОГО   ТИПА   

  

Г.Д.  Толорая

  

Исполнительный  директор    

Национальн

ый

  комитет  по  исследованию  БРИКС

    

rusmirasaf@ayndex.ru  

  
  

Аннотация.   В   статье   анализируются   история   и   направления   становления  

БРИКС   как   межгосударственного   объединения   нового   типа,   сочетаемости  
интересов   входящих   в   него   стран,   вопросы   его   миссии   в   мировых   делах   и  
перспективы   организационного   строительства.      Сделан   вывод   о   том,   что  
интересам   России   отвечает   проявление   инициативы   в   деле   разработки  
долгосрочной  стратегии  развития  БРИКС  и    его  институционализации.  

  
Ключевые  слова:  БРИКС,  история  формирования,  миссия  БРИКС,  сценарии  

эволюции  БРИКС,  проблемы  организационного  строительства.  

  

Введение  

Межгосударственное   объединение   БРИКС,   вопреки   ожиданиям  

скептиков,   набирает   силу   и   становится   все   более   весомым   фактором  
международной   жизни.   Однако   его   роль   и   возможности   в   мире   ХХI   века  
вызывают  ожесточенные  споры.  Возникают  следующие  вопросы:  

 

Что   толкает   страны,   относящиеся   к   разным   континентам,   к  

сближению?    

 

Носит   ли   эта   группировка   временный   и   конъюнктурный   характер  

или   это   новый   активный   игрок,   способный   предложить   новые   решения  
глобальных  проблем?    

 

Не  погубят  ли  его  противоречия  между  странами-­‐«цивилизациями»  

и  разнородность?    

 

Может   ли   объединение   выработать   долгосрочную   стратегию  

собственного   развития?   И   какую   программу   оно   может   предложить  
остальному  миру?  

 

На   чем   должно   объединение   сосредоточиться   на   первом   этапе   и   в  

последующем?  

 

В  

каком  

направлении  

БРИКС  

должен  

и  

может  

ли  

эволюционировать?   Каковы   организационные   формы,   которые   может  

принять  объединение?    

 

Каковы  приоритеты  России  в  дальнейшей  эволюции  объединения?  

История  формирования  и  миссия  БРИКС  

Необходимо   напомнить   о   генезисе   БРИКС.   Предтечей   БРИК    

фактически  была  стратегическая  «ось»  Россия-­‐Китай,  на  базе  которого,  во  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

7   

многом  по  инициативе  Е.М.  Примакова,  позднее   сформировался    формат  
РИК.   Присоединение   ЮАР   сделало   БРИКС   поистине   глобальным  
форматом:   ЮАР   позиционирует   себя,   как   представитель   всего  
Африканского   континента.   Однако   и   по   сей   день   Китай   и   Россия    
остаются   главными   движущими   силами   БРИКС.   Вместе   с   тем   Китай  
крайне   осторожен   в   плане   проявления   инициатив   в   рамках   БРИКС   в  
соответствии   с   принципами   китайской   дипломатии   –   Пекин   явно   не  

хочет,   чтобы   другие   страны   имели   основания   обвинить   его   в   попытках  
доминирования   и   создать   впечатление,   что   БРИКС   –   китайский   проект  
переустройства  мира.      

Индия  поначалу  в  БРИКС  занимала  достаточно  сдержанную  позицию,  

в   т.ч.   из-­‐за   противоречий   с   Китаем.   Однако   положение   меняется,   о   чем  
свидетельствует  инициативная  позиция  Дели  в  создании  Банка  развития  

БРИКС.    

Бразилия   и   ЮАР   пока   находятся   в   положении   ведомого,   видят   в  

БРИКС   главным   образом   инструмент   для   получения   поддержки  
собственной   финансово-­‐экономической   политики.   Как   показал   саммит   в  
Дурбане   в   марте   2013   г.   ЮАР   хотела   бы   служить   «распределителем»  
помощи   со   стороны   БРИКС   в   Африке   и   выступать   от   имени   всего  
континента.      Таким   образом,   вопрос   о   поле   совпадения   национальных  

интересов  стран  БРИКС  и  их  сочетаемости  важен  для  определения  судьбы  
самого  объединения.  

Не   секрет,   что   в   «южном   крыле»   БРИКС   (Бразилия,   Индия,   Южная  

Африка)   многие   видят   всего   лишь   новую   ипостась      группировки   стран      
глобального   Юга,   которая   призвана   противостоять   Северу.   Эти   мнения  
стали   особенно   заметны   в   связи   с   председательством   ЮАР   в   БРИКС   в  

2013      г.   В   итоговом   документе   саммита   в   ЮАР   значительное   место  
уделено   африканским   проблемам.      В   нем   говорится,   что   страны   БРИКС  
приветствуют  усилия  Африканского  союза  и  Экономического  сообщества  
западноафриканских   государств,   нацеленные   на   восстановление  
суверенитета   и   территориальной   целостности   Мали,   озабочены  
ухудшением  

ситуации  

в  

Центрально-­‐Африканской  

Республике,  

нестабильностью  в  Демократической  Республике  Конго.  [1]  

В   истории   международных   отношений   был   прецедент   объединения  

развивающихся   стран   «третьего   мира»   в   Движение   неприсоединения,  
которое   выдвинуло   идею   сотрудничества   по   линии   «Юг   –   Юг»,  
направленного   на   развитие   взаимопомощи   и   обмена   технологиями  
между  развивающимися  странами.            После  окончания  холодной  войны  
Движение   неприсоединения   фактически   оказалось   в   коме,      сказалась  
зависимость  его  участников  от  более  богатых  и  могущественных  стран.    

           Однако   идея   альтернативного   пути   развития,   которую   пытались  

реализовать   страны   движения,   приобрела   новый   импульс   в   связи   с  
кризисом   однополярной   системы   после   завершения   эпохи   блокового  
противостояния.  Эхо  этих  ожиданий  слышно  и  в  оценке  БРИКС.  Но  БРИКС  
может   достичь   целей   развития   только   в   сотрудничестве,   а   не  
конфронтации   с   Западом.            Представляется,   что   именно   БРИКС   может  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

8   

стать      центром   выработки   альтернативной   стратегии   глобального  
развития,   в   которой   свое   место   займет   и   Запад,   но   уже   без   попыток  
диктата.   В   этой   связи      возникает   вопрос   об   адаптации   статуса   БРИКС   к  
существующим  

и  

новым  

задачам,  

о  

соответствующей  

институционализации  «пятерки».      

В  чем  отличие  БРИКС  от  других  объединений  и  альянсов,  в  том  числе  

существовавших  на  протяжении  истории  человечества?  В  первую  очередь  

в   том,   что   это   форма   взаимодействий   не   только   национальных  
государств,   но   цивилизаций.   Каждая   из   стран   также   является   центром  
тяготения   обширного   региона.      Российский   исследователь   А.Виноградов  
указывает   на   то,   что   «страны   БРИКС   представляют   не   только   разные  
социально-­‐экономические  модели,  но  и  разные  цивилизации.....  Создание  
БРИКС   отразило   две   тенденции   –   увеличение   роли   новых   субъектов   в  

мировых   делах   и   кризис   системы   международных   отношений   –   и,  
безусловно,   стало   значительным   шагом   в   направлении   формирования  
новых  принципов  мирового  порядка».[2]  

Поэтому  можно  говорить  о  БРИКС  как  об  объединении  нового  типа,  

реализующего  «соединение  различий».  Миссия  объединения  –  выработка  
и   внедрение   новых   начал   в   глобальном   управлении,   создание   модели  
международных   отношений,   которая   обеспечила   бы   предотвращение  

межгосударственных   разногласий   и   конфликтов,   гармонизацию  
международных  отношений.  БРИКС  может,  наверное,  претендовать    даже    
на   мироустроительные   функции.   На   повестку   дня   становится   задача  
выработки   долгосрочной   стратегии   БРИКС   как   в   плане   тех   рецептов,  
которые   крупнейшие   восходящие   державы   могут   предложить   в   области  
стратегии   развития,   так   и   в   области   международной   безопасности.   А  

следующий   логически   вытекающий   вопрос   –   об   организационных  
формах,  которые  могут  позволить  эту  миссию  реализовать.  

Каковы  возможные  сценарии  эволюции  БРИКС?  

 

На   протяжении   ближайшего   будущего   возможна   стабилизация  

без   значительной   динамики,      сохранение   нынешнего   уровня   и  
спектра  

взаимодействия  

стран-­‐членов,  

ограничение  

их  

деятельности  

координаци

ей

  

в  

основном  

финансово-­‐

экономически

х

 

вопрос

ов

.  Такой  вариант  был  бы  более  или  менее  

приемлем   для   Запада,   хотя   и   вызвал   бы   недовольство   ведущих  

«центров   силы»   из-­‐за   появления   фактора,   ограничивающего   их  
свободу   принятия   решений   в   одной   из   ключевых   сфер  
глобального   регулирования.   При   этом   нет   необходимости   в  
значительном  укреплении  институциональной  базы.  

 

В   большей   мере,   однако,   Запад   устраивало   бы   постепенное  

выхолащивание   содержательной   стороны   сотрудничества      в  
БРИКС,   сведение   взаимодействия   только   к   периодическим  
саммитам  и  другим  формальным  мероприятиям.  Такой  сценарий  

возможен   из-­‐за   усилений   противоречий   между   странами,   их  
неспособности  договориться  по  актуальным  проблемам  мирового  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

9   

развития,  а  также  скромных  результатах  в  области  практического  
взаимодействия  в  рамках  БРИКС.  

 

России,   на   наш   взгляд,   следует   стремиться   к   превращению  

объединения   в   полноформатный   механизм   стратегического   и  
тактического   взаимодействия   по   ключевым   вопросам   мировой  
политики  и  экономики,  хотя  ясно,  что  он  не  сможет  и  не  должен  
приобретать   черты   военно-­‐политического   союза.   Для   этого  
необходимо   продвигаться   по   пути   создания   институциональной  
основы  объединения  пяти  государств.    

В   этом   случае   БРИКС   постепенно   может   трансформироваться   во  

влиятельного  

коллективного  

участника  

глобальной  

политики,  

предлагающего   как   новую   модель   социально-­‐экономического   развития   ,  
так   новую   формулу   международных   отношений,   которая   позволяет  
преодолевать   старые   разделительные   линии   Восток–Запад   или   Север–
Юг.   Одним   из   аспектов   такого   позиционирования   может   стать   помощь  

развитию,    в  т.ч.  беднейшим  странам  Африки.  

Проблемы  организационного  строительства  

Касательно   форм   эволюции   объединения   хотелось   бы   привести    

слова   С.Лаврова:   «Россия   является   убежденной   сторонницей   метода  
сетевой   дипломатии,   предполагающего   создание   гибких,   в   том   числе  
взаимопересекающихся   объединений   государств   в   соответствии   с   их  
совместными   интересами.   Один   из   успешных   примеров   формирования  

подобных  объединений  с  участием  государств,  расположенных  на  разных  
континентах,   представляет   собой   БРИКС.   [3]      Миссия   России   –   поиск  
общего   знаменателя,   выдвижение   модернизационной   повестки   и  
организационное  укрепление  союза.      

Магистральное  направление  БРИКС  на  ближайшие  три-­‐четыре  года  –  

всемерное   совершенствование   взаимодействия   нынешних   участников  

объединения   и   укрепление   его   позиций   на   международной   арене.   Было  
бы   преждевременно   стремиться   к   расширению   группировки,   которая  
сама   пока   еще   не   определила   своих   задач   и   места   в   мире,   где  
противоречия   между   участниками   вполне   реальны,   Они   обусловлены  
принадлежностью   партнеров   к   разным   цивилизационным   общностям,  
различиями  

в  

параметрах  

социально-­‐экономического  

развития,  

расхождениями   в   моделях   модернизации   и   в   политических   системах,   не  

всегда  

совпадающими  

внешнеполитическими  

приоритетами,  

ограниченным  пока  потенциалом  практического  взаимодействия  в  сфере  
экономики,   немалой   зависимостью   стран   «пятерки»   от   характера   их  
отношений  с  традиционными  центрами  мировой  системы.  

Пока    центростремительные  тенденции  позволяют  их  преодолевать,  

поскольку    на  повестке  дня  –  вопросы,  по  которым  у  партнеров  отмечена  
наибольшая   общность   интересов   (реформирование   международной  

финансово-­‐экономической   архитектуры,   повышении   роли   восходящих  
центров  в  международной  системе  в  целом).  

Есть   ли   основа   для   развития   организационной   структуры   и  

институ

цион

ализации   БРИКС?   Сейчас   в   его   рамках   сформировался  


background image

   

   

БРИКС   и   Африка:   сотрудничество   в   целях   развития   

   

10   

разветвленный   механизм   взаимодействия,   не   носящий,   однако,   постоянного  
характера.   К   основным   формам      взаимодействия   относятся   саммиты   БРИКС,  
сложились   их      процедуры   и   механизмы   взаимодействия.      Проводятся  
регулярные  встречи  по  18  направлениям  –  в  области  сельского  хозяйства,  
финансов,   торговли,   здравоохранения,   руководителей   центральных  
банков,  

старших  

должностных  

лиц  

по  

научно-­‐техническому  

сотрудничеству,   высоких   представителей,   ответственных   за   вопросы  

национальной      безопасности.   На   саммите   в   Дурбане   в   марте   2013   г.  
созданы  Деловой  форум  БРИКС,  Совет  экспертных  центров.  Планируется  
значительное  расширение  сотрудничества  в  таких  областях,  как  наука  и  
технологии,   добыча   и   использование   минерального   сырья,   единая  
энергетическая   стратегия,   «зеленая   экономика»,   изменение   климата,  
продовольственная  безопасность,  борьба  с  бедностью.    

В   деле   институализации   БРИКС   особую   роль      может   сыграть   Банк  

развития   БРИКС.      Подобно   тому,   как      Бреттон-­‐Вудские   институты  
выступают  инструментом  реализации  линии  стран  ОЭСР  во  всей  мировой  
экономике,  так  и  Банк  развития  БРИКС  мог  бы  стать  центром  выработки  
стратегии,   конкретных   программ   для   стран   «пятерки»,   в   т.ч.   с   точки  
зрения   помощи   их   развитию.      Целями   его   стратегии   могли   бы   стать  
повышение   роли   БРИКС   в   глобальном   управлении,   качество   роста  

национальных  экономик,  модернизация  этих  стран.  Саммит  в  Дурбане    в  
принципиальном   плане   согласовал   создание   Банка   и   поручил   экспертам  
проработать  этот  вопрос.  

Российскими   исследователями   также   выдвинута   идея      создания  

Банка   международных   расчетов   БРИКС,   который   мог   бы   проводить  
многосторонние  расчеты  в  национальных  валютах,  а  также  кредитование  

временных  дефицитов  при  таких  расчетах.[4]  

В  академическом  сообществе  и  в  политических  кругах,  причастных  к  

проблематике  БРИКС  ведется  дискуссия  относительно  целесообразности  
подведения   более   прочного   институционального   фундамента   под  
деятельность   в   формате   БРИКС.   Хотя   его   не   надо   искусственно  
форсировать,   ясно,   что   без   такого   движения   импульс   БРИКСа   будет  
затухать.   Как   выражается   известный   российский   политик   и   ученый  

В.Никонов,  

необходимо,  

чтоб  

возникала  

сила  

бюрократии,  

заинтересованной  в  прогрессе  БРИКС.    

Российский  

исследователь  

К.Беликова  

(РУДН)  

высказывает  

следующее   мнение   относительно   институционализации   БРИКС:  
«представляется,  

что  

наилучшим  

вариантом  

развития  

институциональной  

составляющей  

сотрудничества  

стран  

этого  

объединения   станет   создание   в   нем   постоянно   действующего  

Секретариата.   В   его   функции   логично   вписать   осуществление  
оперативной   поддержки   организации   и   проведения   саммитов   глав  
государств   БРИКС,   встреч   высших   должностных   лиц   министерств,   ЦБ   и  
др.,  

придав  

ему  

не  

только  

административно-­‐технические  

и  

организационно-­‐координационные,  но  и  совещательные  функции.    Имея  
возможность   анализировать   результаты   и   материалы   встреч   в   рамках