ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1811
Скачиваний: 4
При активном участии БРИКС и стран Африки были осуществлены первые шаги на пути расширения представительства развивающихся стран в МВФ, достижения большей прозрачности процедур принятия решений и формирования руководства этого института. В частности, были увеличены вклады стран БРИКС в МВФ, пересмотрены квоты голосов этих стран. Квота голосов Китая возросла с 3,996% до 6,394%; Индии – с 2,443% до 2,751%; России – с 2,494% до 2,706%; Бразилии – с 1,783% до 2,316%.
Продолжается работа по проблемам стандартов деятельности банков, внедрения эффективных инструментов надзора и мониторинга банковской деятельности. Наличие в этой области обширной теневой зоны является серьезной угрозой для функционирования финансовых систем стран БРИКС и всех развивающихся государств.
Страны БРИКС требуют преобразования Всемирного банка «из института, в основном выполняющего посреднические функции между Севером и Югом, в институт, поощряющий равноправное партнерство со всеми странами в целях решения проблем развития и преодоления устаревшего разделения на доноров и реципиентов»79. При этом Всемирный банк в своей деятельности призван отражать видение всех его членов и формировать структуры управления с учетом новых экономических и политических реалий. В этой связи приветствуется избрание президентом ВБ кандидата от развивающихся стран.
Вместе с тем, Делийский саммит БРИКС (2012 г.) выразил обеспокоенность медленным ходом реформ и подчеркнул необходимость осуществления комплексного пересмотра формулы расчета квот «для более точного отражения экономического веса и увеличения числа голосов и представительства стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран – в 2013 г.»80.
В Этеквинской декларации V саммита БРИКС (26–27 марта 2013 г.) критические мотивы в адрес западных стран были усилены. Вместе с тем уточнены и расширены позиции и пожелания по проблемам содержания реформирования в финансовой и кредитно-денежной сферах.
В документе содержится упрек в адрес стран Европы, США и Японии в связи с тем, что некоторые предпринимаемые ими меры в целях уменьшения кризисных рисков ведут к «переливу» негативных последствий в другие экономики мира81.
Страны БРИКС потребовали от крупнейших центральных банков избегать последствий произвольного наращивания ликвидных средств в мире, что ведет к «увеличению волатильности потоков капитала, валют и цен на сырьевые товары, что может иметь негативный эффект для роста экономик развивающихся стран»82.
Наряду с этим страны БРИКС вновь подтвердили обеспокоенность медленными темпами реформ международных финансовых институтов и призвали завершить согласование формулы расчета квот и их общий пересмотр к январю 2014 г., а также приложить необходимые усилия, направленные на создание универсальной международной системы резервных валют.
Важно также отметить включение в число приоритетных задач, учитывая «крутую траекторию роста Африканского континента», достижение многосторонних соглашений между экспортно-импортными банками о софинансировании инфраструктуры в Африке и других проектов в сфере устойчивого развития.
В этих условиях можно обоснованно утверждать, что процесс взаимодействия Африки и БРИКС по важнейшим вопросам развития мировой экономики становится все более содержательным и эффективным.
Торгово-экономическое партнерство –
важный фактор сотрудничества
В развитии сотрудничества с континентом БРИКС придерживается принципов, заметно отличающихся от политики помощи развитию со стороны традиционных партнеров.
Во-первых, это приверженность принципу «обоюдного выигрыша», взаиморазвития. Понятия «страна-донор», «страна-реципиент» исключаются. Обе стороны призваны быть равноправными партнерами и каждая получать от сотрудничества свою адекватную выгоду. Упор делается на расширение объемов торговли, на коммерчески взаимовыгодных инвестиционных проектах. Широкое применение находят «пакетные» формулы реализации проектов, когда инвестиции стран БРИКС (чаще всего в горнодобывающий сектор) сопровождаются предоставлением льготных кредитных линий, долгосрочных займов, грантов для строительства объектов инфраструктуры, обрабатывающей промышленности, социальных учреждений и др. Приоритетное значение придается сочетанию государственных и частнокапиталистических интересов, капиталов, маркетинговых возможностей.
Во-вторых, сотрудничество строится на прагматичной основе, без явных увязок с политическими, тем более, идеологическими условиями. Выдвижение таких условий рассматривается как нарушение национального суверенитета и принципа невмешательства (исключение составляет требование Китая о разрыве отношений с Тайванем). БРИКС старательно отмежевывается от выдвижения таких распространенных в практике западных стран условий, как соблюдение правил надлежащего управления, проведение демократических реформ, борьба против нарушения прав и свобод личности.
В-третьих, придание приоритетного значения развитию горнодобывающей промышленности в тесной увязке с расширением дорожной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктуры, развитием продовольственного комплекса, внедрением новых технологий. До сих пор роль «пылесосов» природных ресурсов Африки играли страны Европы и Америки. Государства БРИКС стремятся эту ситуацию изменить в свою пользу.
В-четвертых, поиск таких схем взаиморасчетов, которые позволяли бы задействовать национальные валюты и не создавали бы угроз накопления обременительной задолженности. Такая модель экономического сотрудничества призвана обеспечивать достаточно широкое поле для совмещения интересов стабильного экономического роста обеих сторон.
И, наконец, в-пятых, страны БРИКС смело идут на политические и финансово-коммерческие риски предпринимательства в африканских условиях, стараясь минимизировать их прежде всего за счет использования антикоррупционных схем и соответствующих форм предпринимательства.
В последние годы БРИКС не только существенно изменяет традиционную картину торговых и инвестиционных отношений стран Африки, но и создает новые возможности для африканских экономик. Своим ростом в последние годы Африка во многом обязана сотрудничеству с БРИКС83.
Совокупная торговля стран БРИК с Африкой выросла с 22 млрд долл. в 2000 г. до 166 млрд. в докризисном 2008 г.84 При этом на долю Китая пришлись 2/3 ее объема, доля Индии составила 20%, Бразилии – 11%, России – 4%. В 2010 г. объем китайско-африканской торговли составил 126,9 млрд долл. (в 2011 г. – 160 млрд)85, торговли Индии с Африкой – 46 млрд долл.86, Бразилии – 20 млрд87, России – 10,9 млрд долл. (2011 г.). Внешнеторговый оборот между странами БРИКС и Африкой превышает 200 млрд долл.88 По имеющимся прогнозам, к 2015 г. он возрастет до 530 млрд долл., а доля этой группы в африканской торговле увеличится с 20 в 2010 г. до 33–35% – в 2015 г.89.
Страны БРИК, вложившие с 2003 по 2012 гг. более 70 миллиардов долларов в Африку, стали её ведущими инвесторами, уступая лишь Европе, странам Ближнего Востока и США90.
На Китай приходится от 60-70% общего объема торгово-экономического, инвестиционного и технического сотрудничества стран БРИКС. Во многих странах континента он обгоняет традиционных партнеров Африки. По общему объему связей с Африкой Китай уже переступил порог, за которым его влияние становится системным фактором. Возможно, пока еще не в рамках всего континента, но в рамках многих африканских стран. Сотрудничество с Африкой дает Китаю широкие возможности для решения актуальных проблем, порождаемых бурным развитием отечественной экономики: расширения минерально-сырьевой базы, завоевания рынков сбыта для промышленных товаров, обретения сфер выгодного приложения собственных инвестиционно-финансовых ресурсов, снижения демографического прессинга, утверждения статуса глобального игрока на мировом политическом, финансово-экономическом, военно-стратегическом пространстве. В 2010–2011 гг. 30% импорта нефти, 85% кобальта поступали в Китай из Африки. Широкий масштаб получили культурные, гуманитарные связи. 19 китайских университетов установили и развивают сотрудничество с 29 университетами африканских стран91.
Темпы развития китайско-африканских отношений вряд ли сохранятся на уровне конца ХХ – начала XXI веков. Но их значимость для той и другой стороны, учитывая глубину их побудительных факторов, вряд ли ослабнет.
Индия имеет давние корни всесторонних отношений с африканцами. С самого начала ХХ века на континент устремился достаточно значительный поток индийских эмигрантов в страны Восточной и Южной Африки. Индийские предприниматели занимают важные позиции в текстильной и ювелирной промышленности, в торговле, банковском деле. В XXI веке по уровню экономического потенциала, международно-политического влияния страна прочно обрела статус региональной державы, влиятельного актора международных отношений.
В 2000-х годах Индия расширила свои связи со странами Африканского континента. В 2010 г. индийско-африканская торговля превысила 46 млрд долл. и ожидают, что она составит 70 млрд к 2015 г.92 Индийские инвестиции в Африку превысили в 2010 г. 25 млрд долл.93 Стремление Индии к всестороннему сотрудничеству с Африкой имеет долгосрочный и стратегический характер. Индийские партнеры прилагают настойчивые усилия для реализации на африканских рынках своих технологий в области сельского хозяйства, продуктов программного обеспечения, компьютерных систем, в налаживании производства лекарственных препаратов, телекоммуникаций.
Бразилия имеет особую привлекательность для африканцев. С бывшими португальскими колониями (Ангола, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Мозамбик) ее связывает общность языка и культурных ценностей. Бразилия обладает большими запасами природных ресурсов и активно их разрабатывает. Взаимодействие с бразильскими производителями на мировых рынках минеральных ресурсов представляет для африканцев большой интерес94. К концу XX века страна совершила огромный скачок в своем экономическом развитии. По объему ВВП (по номиналу) Бразилия занимает 8-е место в мире. Созданы новые отрасли промышленности (оборудование, авиационная промышленность и др.). Объемы производства сельскохозяйственных продуктов приобрели такие масштабы, что Бразилию стали называть «всемирной фермой»95. Сформировавшиеся мощные национальные корпорации с участием государственного капитала (Vale – добыча минерального сырья, Petrobras – нефть, газ, Embrayer – авиационная промышленность, Bancan Ito и др.) вступили на путь энергичной внешней экспансии, в том числе на африканском направлении. Будучи президентом страны (2002–2010 гг.) Лулу да Силва посетил 75 стран, открыл 33 новых посольства Бразилии, в том числе 14 – в африканских странах96. Сумма бразильских инвестиций в Африку составляет более 14 млн долл.97, общий объем товарооборота превысил 10 млрд долл.98
Россия остается влиятельным игроком на Африканском континенте. Африканцы высоко ценят большой политико-дипломатический потенциал новой России и в своих подходах к вопросам развития отношений с ней исходят из уверенности, что Россия в достаточно близкой перспективе восстановит экономический потенциал великой державы, станет одной из крупнейших экономик мира.
За последние годы сфера российско-африканского экономического партнерства существенно расширилась, хотя темпы этого процесса значительно отстают от имеющихся возможностей. Объем внешнеторгового оборота России со странами Африки в 2012 г. составил 12,2 млрд долл. Российские активы в Африке в 2012 г. перешагнули 10 млрд долл. (в 2006 г. – 2,2 млрд)99, а заявленные российскими компаниями инвестиции превышают, по оценкам, 15 млрд. долл.100
Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственная африканская страна, входящая в БРИКС. Она является наиболее развитой, экономически и политически мощной страной континента. На ее долю приходятся 23% ВВП Африки и около 40% ВВП стран к югу от Сахары. На территории ЮАР сосредоточено 25% железнодорожной сети континента.
Свержение апартеида и приход к власти Африканского национального конгресса (АНК) во главе с Н. Манделой в 1994 г. сняло печать проклятия с этой страны и вернуло ее в лоно африканского сообщества в качестве его полнокровного участника. ЮАР стала влиятельной региональной державой. Она энергично расширяет свои экономические позиции в странах южного конуса континента и все активнее пытается расширить свое влияние за его пределы. В рамках БРИКС она стремится позиционировать себя как представитель всего Африканского континента и как «широко открытые ворота» для всех инициатив сотрудничества БРИКС – Африка.
«Африканская повестка дня» БРИКС
БРИКС пока не имеет коллективных структур, программ или фондов, призванных координировать и стимулировать развитие партнерства с африканскими и другими развивающимися странами. Предполагается, что создаваемый Банк развития стран БРИКС будет также задействован для реализации инвестиционных проектов и в африканских странах. В Этеквинской декларации указывается на возможность его участия в со-финансировании странами БРИКС инфраструктурных проектов в Африке.
Представляется правомерным говорить о наличии общей повестки дня по проблемам содействия странами БРИКС развитию Африки и других развивающихся регионов. Страны БРИКС прилагают усилия в целях решения следующих задач:
– достижение в установленные сроки Целей развития тысячелетия, сформулированных на саммите ООН в 2000 г.;
– содействие продовольственной независимости;
– решение задач энергетической независимости;
– расширение партнерства в сфере новых технологий и инновационной политики;
– взаимодействие в реформировании международных финансово-экономических институтов.
БРИКС как солидарно действующая организация делает только первые шаги, и практическая реализация этой повестки дня пока обеспечивается в рамках двусторонних отношений и оказания совместной поддержки африканским странам во Всемирном банке, Международном валютном фонде, других международных валютно-кредитных учреждениях и, разумеется, в ВТО.
Выступая на встрече с лидерами африканских стран в рамках пятого саммита БРИКС в Дурбане (ЮАР, 26–27 марта 2013 г.), президент РФ В. Путин заявил: «Страны БРИКС сообща отстаивают права и интересы Африки, других стран с переходными экономиками, выступают за повышение их роли и влияния в глобальной системе управления…»101.
В Этеквинской декларации саммита особое внимание уделено проблеме развития инфраструктуры на континенте. «Мы будем стремиться, – говорится в документе, – стимулировать инвестиции в инфраструктуру на основе взаимной выгоды для стимулирования промышленного развития, создания рабочих мест, повышения квалификации кадров, обеспечения продовольственной независимости»102.