Файл: BRIKS_i_Afrika_-_partnerstvo_i_vzaimodeystvie.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1759

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При активном участии БРИКС и стран Африки были осуще­ствлены первые шаги на пути расширения представительства раз­вивающихся стран в МВФ, достижения большей прозрачности процедур принятия решений и формирования руководства этого института. В частности, были увеличены вклады стран БРИКС в МВФ, пересмотрены квоты голосов этих стран. Квота голосов Китая возросла с 3,996% до 6,394%; Индии – с 2,443% до 2,751%; России – с 2,494% до 2,706%; Бразилии – с 1,783% до 2,316%.

Продолжается работа по проблемам стандартов деятельности банков, внедрения эффективных инструментов надзора и монито­ринга банковской деятельности. Наличие в этой области обшир­ной теневой зоны является серьезной угрозой для функциониро­вания финансовых систем стран БРИКС и всех развивающихся государств.

Страны БРИКС требуют преобразования Всемирного банка «из института, в основном выполняющего посреднические функ­ции между Севером и Югом, в институт, поощряющий равно­правное партнерство со всеми странами в целях решения проблем развития и преодоления устаревшего разделения на доноров и ре­ципиентов»79. При этом Всемирный банк в своей деятельности призван отражать видение всех его членов и формировать струк­туры управления с учетом новых экономических и политических реалий. В этой связи приветствуется избрание президентом ВБ кандидата от развивающихся стран.

Вместе с тем, Делийский саммит БРИКС (2012 г.) выразил обеспокоенность медленным ходом реформ и подчеркнул необ­ходимость осуществления комплексного пересмотра формулы расчета квот «для более точного отражения экономического веса и увеличения числа голосов и представительства стран с форми­рующейся рыночной экономикой и развивающихся стран – в 2013 г.»80.

В Этеквинской декларации V саммита БРИКС (26–27 марта 2013 г.) критические мотивы в адрес западных стран были усилены. Вместе с тем уточнены и расширены позиции и пожела­ния по проблемам содержания реформирования в финансовой и кредитно-денежной сферах.

В документе содержится упрек в адрес стран Европы, США и Японии в связи с тем, что некоторые предпринимаемые ими меры в целях уменьшения кризисных рисков ведут к «переливу» нега­тивных последствий в другие экономики мира81.

Страны БРИКС потребовали от крупнейших центральных банков избегать последствий произвольного наращивания лик­видных средств в мире, что ведет к «увеличению волатильности потоков капитала, валют и цен на сырьевые товары, что может иметь негативный эффект для роста экономик развивающихся стран»82.

Наряду с этим страны БРИКС вновь подтвердили обеспокоен­ность медленными темпами реформ международных финансовых институтов и призвали завершить согласование формулы расчета квот и их общий пересмотр к январю 2014 г., а также приложить необходимые усилия, направленные на создание универсальной международной системы резервных валют.


Важно также отметить включение в число приоритетных за­дач, учитывая «крутую траекторию роста Африканского конти­нента», достижение многосторонних соглашений между экс­портно-импортными банками о софинансировании инфраструк­туры в Африке и других проектов в сфере устойчивого развития.

В этих условиях можно обоснованно утверждать, что процесс взаимодействия Африки и БРИКС по важнейшим вопросам раз­вития мировой экономики становится все более содержательным и эффективным.


Торгово-экономическое партнерство –

важный фактор сотрудничества


В развитии сотрудничества с континентом БРИКС придержи­вается принципов, заметно отличающихся от политики помощи развитию со стороны традиционных партнеров.

Во-первых, это приверженность принципу «обоюдного вы­игрыша», взаиморазвития. Понятия «страна-донор», «страна-реципиент» исключаются. Обе стороны призваны быть равно­правными партнерами и каждая получать от сотрудничества свою адекватную выгоду. Упор делается на расширение объемов тор­говли, на коммерчески взаимовыгодных инвестиционных проек­тах. Широкое применение находят «пакетные» формулы реализа­ции проектов, когда инвестиции стран БРИКС (чаще всего в гор­нодобывающий сектор) сопровождаются предоставлением льгот­ных кредитных линий, долгосрочных займов, грантов для строи­тельства объектов инфраструктуры, обрабатывающей промыш­ленности, социальных учреждений и др. Приоритетное значение придается сочетанию государственных и частнокапиталистических интересов, капиталов, маркетинговых возможностей.

Во-вторых, сотрудничество строится на прагматичной основе, без явных увязок с политическими, тем более, идеологическими условиями. Выдвижение таких условий рассматривается как на­рушение национального суверенитета и принципа невмешатель­ства (исключение составляет требование Китая о разрыве отно­шений с Тайванем). БРИКС старательно отмежевывается от вы­движения таких распространенных в практике западных стран условий, как соблюдение правил надлежащего управления, про­ведение демократических реформ, борьба против нарушения прав и свобод личности.

В-третьих, придание приоритетного значения развитию горно­добывающей промышленности в тесной увязке с расширением дорожной, телекоммуникационной и энергетической инфраструк­туры, развитием продовольственного комплекса, внедрением но­вых технологий. До сих пор роль «пылесосов» природных ресур­сов Африки играли страны Европы и Америки. Государства БРИКС стремятся эту ситуацию изменить в свою пользу.

В-четвертых, поиск таких схем взаиморасчетов, которые поз­воляли бы задействовать национальные валюты и не создавали бы угроз накопления обременительной задолженности. Такая мо­дель экономического сотрудничества призвана обеспечивать до­статочно широкое поле для совмещения интересов стабильного экономического роста обеих сторон.


И, наконец, в-пятых, страны БРИКС смело идут на политиче­ские и финансово-коммерческие риски предпринимательства в африканских условиях, стараясь минимизировать их прежде всего за счет использования антикоррупционных схем и соответ­ствующих форм предпринимательства.

В последние годы БРИКС не только существенно изменяет традиционную картину торговых и инвестиционных отношений стран Африки, но и создает новые возможности для африканских экономик. Своим ростом в последние годы Африка во многом обязана сотрудничеству с БРИКС83.

Совокупная торговля стран БРИК с Африкой выросла с 22 млрд долл. в 2000 г. до 166 млрд. в докризисном 2008 г.84 При этом на долю Китая пришлись 2/3 ее объема, доля Индии соста­вила 20%, Бразилии – 11%, России – 4%. В 2010 г. объем ки­тайско-африканской торговли составил 126,9 млрд долл. (в 2011 г. – 160 млрд)85, торговли Индии с Африкой – 46 млрд долл.86, Бразилии – 20 млрд87, России – 10,9 млрд долл. (2011 г.). Внешне­торговый оборот между странами БРИКС и Африкой превышает 200 млрд долл.88 По имеющимся прогнозам, к 2015 г. он воз­растет до 530 млрд долл., а доля этой группы в африканской тор­говле увеличится с 20 в 2010 г. до 33–35% – в 2015 г.89.

Страны БРИК, вложившие с 2003 по 2012 гг. более 70 милли­ардов долларов в Африку, стали её ведущими инвесторами, усту­пая лишь Европе, странам Ближнего Востока и США90.

На Китай приходится от 60-70% общего объема торгово-эко­номического, инвестиционного и технического сотрудничества стран БРИКС. Во многих странах континента он обгоняет тради­ционных партнеров Африки. По общему объему связей с Афри­кой Китай уже переступил порог, за которым его влияние стано­вится системным фактором. Возможно, пока еще не в рамках всего континента, но в рамках многих африканских стран. Со­трудничество с Африкой дает Китаю широкие возможности для решения актуальных проблем, порождаемых бурным развитием отечественной экономики: расширения минерально-сырьевой базы, завоевания рынков сбыта для промышленных товаров, об­ретения сфер выгодного приложения собственных инвестици­онно-финансовых ресурсов, снижения демографического прес­синга, утверждения статуса глобального игрока на мировом поли­тическом, финансово-экономическом, военно-стратегическом пространстве. В 2010–2011 гг. 30% импорта нефти, 85% кобальта поступали в Китай из Африки. Широкий масштаб получили культурные, гуманитарные связи. 19 китайских университетов установили и развивают сотрудничество с 29 университетами аф­риканских стран91.

Темпы развития китайско-африканских отношений вряд ли сохранятся на уровне конца ХХ – начала XXI веков. Но их значи­мость для той и другой стороны, учитывая глубину их побуди­тельных факторов, вряд ли ослабнет.

Индия имеет давние корни всесторонних отношений с афри­канцами. С самого начала ХХ века на континент устремился до­статочно значительный поток индийских эмигрантов в страны Восточной и Южной Африки. Индийские предприниматели зани­мают важные позиции в текстильной и ювелирной промышлен­ности, в торговле, банковском деле. В XXI веке по уровню эконо­мического потенциала, международно-политического влияния страна прочно обрела статус региональной державы, влиятельно­го актора международных отношений.


В 2000-х годах Индия расширила свои связи со странами Аф­риканского континента. В 2010 г. индийско-африканская тор­говля превысила 46 млрд долл. и ожидают, что она составит 70 млрд к 2015 г.92 Индийские инвестиции в Африку превысили в 2010 г. 25 млрд долл.93 Стремление Индии к всестороннему со­трудничеству с Африкой имеет долгосрочный и стратегический характер. Индийские партнеры прилагают настойчивые усилия для реализации на африканских рынках своих технологий в обла­сти сельского хозяйства, продуктов программного обеспечения, компьютерных систем, в налаживании производства лекарствен­ных препаратов, телекоммуникаций.

Бразилия имеет особую привлекательность для африканцев. С бывшими португальскими колониями (Ангола, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Мозамбик) ее связывает общность языка и культур­ных ценностей. Бразилия обладает большими запасами природ­ных ресурсов и активно их разрабатывает. Взаимодействие с бра­зильскими производителями на мировых рынках минеральных ресурсов представляет для африканцев большой интерес94. К кон­цу XX века страна совершила огромный скачок в своем экономи­ческом развитии. По объему ВВП (по номиналу) Бразилия зани­мает 8-е место в мире. Созданы новые отрасли промышленности (оборудование, авиационная промышленность и др.). Объемы производства сельскохозяйственных продуктов приобрели такие масштабы, что Бразилию стали называть «всемирной фермой»95. Сформировавшиеся мощные национальные корпорации с участи­ем государственного капитала (Vale – добыча минерального сы­рья, Petrobras – нефть, газ, Embrayer – авиационная промышлен­ность, Bancan Ito и др.) вступили на путь энергичной внешней экспансии, в том числе на африканском направлении. Будучи президентом страны (20022010 гг.) Лулу да Силва посетил 75 стран, открыл 33 новых посольства Бразилии, в том числе 14 – в африканских странах96. Сумма бразильских инвестиций в Африку составляет более 14 млн долл.97, общий объем товарооборота превысил 10 млрд долл.98

Россия остается влиятельным игроком на Африканском континенте. Африканцы высоко ценят большой политико-дипло­матический потенциал новой России и в своих подходах к вопро­сам развития отношений с ней исходят из уверенности, что Рос­сия в достаточно близкой перспективе восстановит экономиче­ский потенциал великой державы, станет одной из крупнейших экономик мира.

За последние годы сфера российско-африканского экономиче­ского партнерства существенно расширилась, хотя темпы этого процесса значительно отстают от имеющихся возможностей. Объем внешнеторгового оборота России со странами Африки в 2012 г. составил 12,2 млрд долл. Российские активы в Африке в 2012 г. перешагнули 10 млрд долл. (в 2006 г. – 2,2 млрд)99, а заяв­ленные российскими компаниями инвестиции превышают, по оценкам, 15 млрд. долл.100


Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственная аф­риканская страна, входящая в БРИКС. Она является наиболее развитой, экономически и политически мощной страной конти­нента. На ее долю приходятся 23% ВВП Африки и около 40% ВВП стран к югу от Сахары. На территории ЮАР сосредоточено 25% железнодорожной сети континента.

Свержение апартеида и приход к власти Африканского нацио­нального конгресса (АНК) во главе с Н. Манделой в 1994 г. сняло печать проклятия с этой страны и вернуло ее в лоно африканско­го сообщества в качестве его полнокровного участника. ЮАР стала влиятельной региональной державой. Она энергично расширяет свои экономические позиции в странах южного конуса континента и все активнее пытается расширить свое влияние за его пределы. В рамках БРИКС она стремится позиционировать себя как представитель всего Африканского континента и как «широко открытые ворота» для всех инициатив сотрудничества БРИКС – Африка.


«Африканская повестка дня» БРИКС


БРИКС пока не имеет коллективных структур, программ или фондов, призванных координировать и стимулировать развитие партнерства с африканскими и другими развивающимися страна­ми. Предполагается, что создаваемый Банк развития стран БРИКС будет также задействован для реализации инвестицион­ных проектов и в африканских странах. В Этеквинской деклара­ции указывается на возможность его участия в со-финансирова­нии странами БРИКС инфраструктурных проектов в Африке.

Представляется правомерным говорить о наличии общей по­вестки дня по проблемам содействия странами БРИКС развитию Африки и других развивающихся регионов. Страны БРИКС при­лагают усилия в целях решения следующих задач:

достижение в установленные сроки Целей развития тысяче­летия, сформулированных на саммите ООН в 2000 г.;

содействие продовольственной независимости;

решение задач энергетической независимости;

расширение партнерства в сфере новых технологий и инно­вационной политики;

взаимодействие в реформировании международных финан­сово-экономических институтов.

БРИКС как солидарно действующая организация делает толь­ко первые шаги, и практическая реализация этой повестки дня пока обеспечивается в рамках двусторонних отношений и оказа­ния совместной поддержки африканским странам во Всемирном банке, Международном валютном фонде, других международных валютно-кредитных учреждениях и, разумеется, в ВТО.

Выступая на встрече с лидерами африканских стран в рамках пятого саммита БРИКС в Дурбане (ЮАР, 26–27 марта 2013 г.), президент РФ В. Путин заявил: «Страны БРИКС сообща отстаи­вают права и интересы Африки, других стран с переходными эко­номиками, выступают за повышение их роли и влияния в гло­бальной системе управления…»101.

В Этеквинской декларации саммита особое внимание уделено проблеме развития инфраструктуры на континенте. «Мы будем стремиться, – говорится в документе, – стимулировать инвести­ции в инфраструктуру на основе взаимной выгоды для стимули­рования промышленного развития, создания рабочих мест, повы­шения квалификации кадров, обеспечения продовольственной не­зависимости»102.