Файл: BRIKS_i_Afrika_-_partnerstvo_i_vzaimodeystvie.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1802

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Африка придает первостепенное значение расширению связей со странами БРИКС. Развитие отношений с ними открывает перед африканцами новые возможности решения проблем разви­тия, повышения своего веса на мировой арене и более широкого участия в формировании нового регионального и глобального по­литико-экономического пространства.


Независимость, равноправие, демократический правопо­рядок – основные векторы международного взаимодействия


Взаимодействие и координация усилий по международным де­лам является важнейшим направлением развития сотрудничества между БРИКС и Африкой. В центре стоит проблема создания многополярного или, другими словами, полицентрического мира. В Этеквинской декларации V саммита БРИКС (Дурбан, март 2013 г.) в этой связи говорится о многосторонности международ­ной системы отношений, подчеркиваются принципы всеобщно­сти подходов и солидарности, инклюзивности сотрудничества.

Между тем на практике по текущим международным пробле­мам противоречия, как внутри БРИКС, так и между африкански­ми странами сохраняются. БРИКС и Африка не всегда говорят на международной арене одним голосом. Об этом свидетельствуют, в частности, итоги голосования государств-участников БРИКС по резолюциям в ходе работы Генеральной Ассамблеи (см. таблицу 1).

Таким образом, полное согласие между странами БРИКС за 2006–2011 гг. было достигнуто по 56–63% резолюций, которые были поставлены на голосование ГА; частичное согласие – по 28–35% резолюций и полностью отсутствовало согласие по 6–10% вотировавшихся резолюций67.


Таблица 1

Уровень совпадения позиций стран БРИКС

при голосовании в ГА ООН


Степень согласия

2006–2007

2007–2008

2008–2009

2009–2010

2010–2011


Число резолюц­ий


Уровень совпаден­ия пози­ций в % от числа

ре­золюций


Число резолюц­ий

Уровень совпаден­ия пози­ций в % от числа ре­золюций


Число резолюц­ий

Уровень совпаден­ия пози­ций в % от числа

ре­золюций


Число резолюц­ий

Уровень совпаден­ия пози­ций в % от числа

ре­золюций


Число резолюц­ий

Уровень совпаден­ия пози­ций в % от числа

ре­золюций

Полное

со­гласие68

53

61,6

47

59,5

44

57,9

39

56,5

46

63

Частичное согласие69

27

31,4

24

30,4

27

35,5

24

34,8

21

28,8

Полное

не­согласие70

6

7

8

10,1

5

6,6

6

8,7

6

8,7

Число

ре­золюций, вынесен­ных на го­лосо-вание на ГА

86

100

79

100

76

100

69

100

73

100


Источник: Подсчитано по данным unbisnet.un.org; The EU foreign policy towards BRICS. 2011 – www.europarl.europa.eu/studies



Если смотреть на результаты голосований в рабочих органах, то в Первом комитете (разоружение и международная безопас­ность) полное согласие в 2010–1011 гг. наблюдалось по 34,8% ре­золюций, частичное – по 52,2%, отсутствовало согласие – по 13%. Бóльшая сплоченность имела место в Специальном комите­те по деколонизации – 88,2 и 11,8% соответственно.

В целом после образования БРИКС консолидированность по­зиций стран-участниц несколько возросла.

По вопросам реформирования ООН страны БРИКС и Африка единодушно выступают за сохранение центральной роли этой ор­ганизации в поддержании мира и международной безопасности на основе Устава ООН и общепризнанных норм международного права. Об этом свидетельствует содержание деклараций самми­тов БРИКС и одобренного Африканским союзом общеафри­канского документа «Консенсус Эзулвини»71. Камнем преткнове­ния стала проблема трансформации Совета Безопасности ООН. Все страны (некоторые, правда, с оговорками) признают необхо­димость расширения СБ, включения в его состав в качестве по­стоянных членов представителей Африки, Азии, Латинской Аме­рики и Европы. Однако по конкретным кандидатурам общее со­гласие еще не достигнуто ни в рамках БРИКС, ни в рамках Афри­канского союза.

В Этеквинской декларации V саммита позиции глав госу­дарств-участников БРИКС сформулированы следующим об­разом: «…Мы вновь подтверждаем необходимость всеобъемлю­щей реформы ООН, включая ее Совет Безопасности, имея в виду сделать его более представительным, эффективным и действен­ным… В этом контексте Китай и Россия подтверждают важность, которую они придают статусу Бразилии, Индии и Южной Афри­ки в международных делах, и подтверждают их стремление иг­рать более значимую роль в ООН»72.

Поиски приемлемой формулы расширения СБ продолжаются. Продолжается и поиск нового баланса полномочий и компетен­ций между Генеральной Ассамблеей и СБ, постоянными и непо­стоянными членами СБ. БРИКС и страны Африки достаточно сплоченно выступают за то, чтобы намечаемые реформы способ­ствовали повышению роли развивающихся стран в ООН на всех уровнях принятия решений.

Приверженность принципам суверенитета и невмешательства во внутренние дела служит главной опорой в общей внешнеполи­тической стратегии стран Африки и БРИКС. Некоторые отече­ственные и зарубежные политологи утверждают, что в развиваю­щихся странах в целом и в восходящих, в частности, соблюдение суверенитета ставится выше, чем утверждение демократии и прав человека. Такое противопоставление суверенитета демократии не представляется продуктивным. Тем более, что в основополагаю­щих правовых документах и Африканского союза и БРИКС со­держится признание обоснованности внешнего вмешательства в случаях совершения актов геноцида, преступлений против чело­вечности, массовых нарушений прав человека.


В 2005 г. Генассамблеей ООН единогласно была принята резо­люция «Об ответственности при защите». В ней устанавливалось, что, если государство не может или не хочет взять на себя ответ­ственность за защиту своего населения в случаях геноцида, пре­ступлений против человечности, то международное сообщество вправе действовать вместо него при соответствующем решении Совета Безопасности ООН. В развивающихся странах эти реше­ния были встречены с известной сдержанностью. В этом прояв­ляются и уроки колониального прошлого, и нежелание этих стран самим выступать в роли агрессора или оказаться жертвой внеш­него вмешательства. Вместе с тем, этим странам приходится при­нимать в расчет, что их тотально негативное отношение к опера­циям принуждения может осложнить использование миротворче­ского и миростроительного потенциала ООН, затруднить реше­ние задач реформирования структур глобального регулирования на приемлемой для них основе. Учитывая эти соображения, Бра­зилия предложила формулу «ответственности в ходе проведения операций по защите» вместо «ответственности при защите».

Показательны в этом отношении позиции африканских стран и государств-участников БРИКС по проблемам Ливии и Сирии. Не возражая в принципе против соответствующих резолюций Со­вета Безопасности, они сделали упор на критике их произвольно­го толкования, некорректного исполнения странами НАТО. При голосовании 17 марта 2011 г. резолюции 1973 по Ливии, открывшей дорогу для вооруженного вмешательства НАТО, Бразилия, Индия, Китай и Россия воздержались, тогда как Габон, Нигерия, ЮАР проголосовали «за»73. Предпринятые затем против военных действий НАТО демарши Африканского союза, в конечном счете, были отвергнуты странами НАТО. А уже в августе 2011 г. африканские страны заявили о признании «переходного правительства», сформированного ливийскими повстанцами, опередив соответствующие решения высших органов Африканского союза.

В какой-то мере тот же сценарий повторяется и в связи с собы­тиями в Сирии. Если Россия и Китай заветировали резолюцию, открывающую дорогу для вмешательства с целью отстранить от власти президента Б. Асада, то ЮАР и Индия воздержались. В Этеквинской декларации V саммита БРИКС (Дурбан, 26-27 марта 2013 г.) выражается «глубокая озабоченность в связи с ухудшением положения в сфере безопасности, осуждаются слу­чаи нарушения прав человека. Саммит подтвердил неприятие лю­бой дальнейшей милитаризации конфликта и заявил: «Возглав­ляемый сирийцами переходный политический процесс может быть обеспечен только через широкий национальный диалог, …., уважающий независимость, территориальную целостность и су­веренитет этой страны»74. Данные заявления довольно четко определяют границы возможного взаимодействия как между го­сударствами-участниками БРИКС, так и между ними и странами Африки на двусторонней или многосторонней основах. При определении позиций по такого рода вопросам решающую роль, по-видимому, будут и впредь играть прагматические соображе­ния сторон в каждом отдельном случае. Однако при этом стрем­ление оптимально сузить возможные нарушения независимости и национального суверенитета сохраняет роль ключевого фактора политико-дипломатического партнерства.


В той или иной мере расширение взаимодействия стран БРИКС и Африки в области поддержания мира и международной безопасности наблюдается по всем направлениям: от урегулиро­вания международных и внутренних конфликтов до проблем рас­пространения оружия массового уничтожения, международного терроризма, наркотрафика и трансграничной преступности.

Особое значение африканцы придают участию стран-членов БРИКС в миротворческих операциях ООН на Африканском континенте, что способствует укреплению климата взаимной симпатии и доверия в отношениях между сторонами75. В настоя­щее время в Африке развернуто 7 ОПМ. В апреле 2013 г. СБ ООН санкционировал проведение ОПМ в Республике Мали (Многокомпонентная комплексная миссия ООН во стабилизации в Мали – MINUSMA) численностью до 12640 «голубых касок». Все страны – участницы БРИКС представлены своими контин­гентами в ОПМ ООН в Африке. Общая численность континген­тов составляет, по данным Департамента миротворческих опера­ций ООН, 11.450 человек, в том числе, от Индии – 7.270, ЮАР – 2.173, Китая -1.637, России – 325. ЮАР играла в последние годы ключевую роль в международных миротворческих усилиях в странах Центральной и Южной Африки, в Судане.

Что касается России, то она выступает за выработку макси­мально сбалансированных и эффективных мандатов для миро­творческих миссий. Ее военнослужащие, полицейские, наблюда­тели, гражданские служащие участвовали во всех миротворче­ских операциях в Африке. Финансовый вклад России в миротвор­ческие усилия ООН в Либерии, Кот-д’Ивуар, Дарфуре составил 22 млн долл.76

В Этеквинской декларации V саммита БРИКС дается содер­жательный анализ продолжающихся конфликтов в Мали, Цен­трально-Африканской Республике, Демократической Республике Конго. Подтверждается всемерная поддержка усилий ООН, Аф­риканского Союза, субрегиональных организаций, направленных на скорейшее прекращение насильственных действий в этих стра­нах.

Активная роль БРИКС в осуществлении миротворческих опе­раций способствует повышению ее международного престижа и ответственности в этой важнейшей для африканцев сфере дея­тельности.

Нарастающие многоплановость и многокомпонентность меж­дународных отношений, расширение масштабов разрушительных последствий в результате недостаточно продуманных и широко скоординированных действий на международной арене, а также повышающийся уровень международной ответственности стран БРИКС, как и Африканского континента, требуют ускорения процессов трансформации БРИКС в полноформатный и оперативный механизм координации по ключевым вопросам международной политики, как между участниками этой организации, так и с внешними партнерами, вплоть до создания наднациональных структур.

БРИКС и Африка и проблемы формирования

новой систе­мы глобального управления



Международный экономический и финансовый кризис, разра­зившийся в 2007–2008 гг., продемонстрировал неспособность ва­лютно-финансовой системы и институтов глобального управле­ния адекватно реагировать на новые вызовы, обеспечивать необ­ходимые условия стабильности мирового развития, что требует оптимального учета возросшего экономического веса и влияния стран с развивающейся рыночной экономикой.

По словам нобелевского лауреата по экономике М. Спенса, кризис 2007–2009 гг. выявил очевидность «губительной недоста­точности управления глобальной системой, которая стала пре­дельно взаимосвязанной, не обладая при этом достаточно благо­разумными сдержками и противовесами»77.

Государства-участники БРИКС выдвинули собственные предложения относительно создания новой мировой ва­лютно-финансовой архитектуры, пересмотра принципов, целей и задач функционирования бреттон-вудских институтов, расшире­ния возможностей использования других валют в международ­ных расчетах, усиления контроля и координации банковской дея­тельности и др. (подробнее см. главу II данной монографии).

Эта программа служит эффективным стимулом для сближения между БРИКС и Африкой, расширения координации их усилий на этом направлении.

Страны БРИКС рассматривают «Группу 20-ти» в качестве главной площадки реформирования валютно-финансовой систе­мы и разработки целостной финансовой и экономической страте­гии на посткризисный период78. Этот новый формат был создан в 1999 г. по инициативе развитых стран, признавших, что в современном мире никакие реформы международных структур и институтов невозможны без конструктивного сотрудничества промышленно развитых стран с восходящими экономиками. В составе «большой двадцатки» фигурируют 11 стран с развивающейся рыночной экономикой, включая все государства-участники БРИКС. С 2008 г. этот форум собирается раз в год на уровне глав государств. Состоялось уже семь саммитов. Очередной саммит состоится в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 г.

Африканцы, со своей стороны, создали «Комитет 10-ти», в ко­торый вошли министры финансов Алжира, Ботсваны, Египта, Ка­меруна, Кении, Нигерии, ЮАР, председатели Центрального Банка государств Западной Африки и Центрального Банка госу­дарств Центральной Африки. Комитет создан под эгидой Эконо­мической комиссии ООН по Африке и Африканского банка раз­вития. На Комитет возложены задачи отслеживать воздействие мирового экономического и финансового кризиса на Африку и разрабатывать соответствующие предложения в сфере экономи­ческой политики, продвигать предложения о более широком уча­стии Африки в управлении международными финансовыми институтами и разрабатывать платформу взаимодействия с «большой двадцаткой». «Комитет 10-ти» собирается накануне каждого саммита «Группы 20-ти» и вырабатывает общие позиции по повестке дня ее предстоящего саммита, которые делегация ЮАР призвана отстаивать в ходе работы этого форума. Таким об­разом, Африка нашла механизм своего косвенного, но достаточно эффективного участия в деятельности самого важного в настоя­щее время международного органа в сфере реформирования мировой финансово-экономической системы.