ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 220

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выбор того или иного варианта диктуется ЛПР наличными собственными средствами до начала продаж, т.е. в нулевом квартале, или получаемыми из выручки от продаж величиной инвестиций, затратами на хранение КиМ и ГП, режимом финансирования производства, а также уровнем инфляции. При этом процедура составления плана производства увязывается с процедурой составления плана продаж.

Приступая к решению задачи по распределению объемов продаж по кварталам, как уже указывалось, ЛПР рассматривает два варианта каждой производственной программы- Di (i= 1, 2), для каждого из которых он может применить несколько стратегий процесса изготовления и продаж продукции в течение планового периода и выбрать тот вариант, который обеспечит большую прибыль. Следует обратить внимание на то, что продукция, произведенная в данном квартале, может быть реализована в следующих за ним кварталах, включая и последний, четвертый квартал, в то время как изготовление продукции ограничивается предпродажным периодом и первыми тремя кварталами. Соответствующим образом поквартально распределяются закупка и запасы КиМ для производства, запасы готовой продукции предназначенной для продажи, а также финансирование производства, хранения КиМ и ГП, рекламной кампании.

Производимые партии изделий для i-й производственной программы должны удовлетворять следующим условиям:


Dio + D11 + Di 2 + Di3 Di, если продукция производится в нулевом квартале и в последующих трех кварталах периода продаж;

D11 + D12 + D13Di , если продукция производится в первых трех кварталах периода продаж, а также

Dit Qсt, , i= (0,1,2,3), j=(1,2,3,4),


где Qсt – совокупный суммарный спрос рынка на продукцию предприятия в t - том квартале, шт.;

Qс - совокупный спрос на продукцию предприятия за год (шт.);

Dio – величина произведенной партии изделий i-той программы до начала периода продаж (в шт.) в нулевом квартале;

Di1, Di2, Di3 - величины произведенных партий изделий i - той программы в первом, втором и третьем кварталах, при этом Dit 0; Dit = 0, если ЛПР принимает решение не производить продукцию в t - том квартале.

С увеличением масштаба производства (т.е. величины производственной программы Di) себестоимость продукции снижается на каждые сто тысяч единиц продукции на 1,0%, при этом исходная себестоимость в предпродажный период – в нулевом квартале составляет С0= 5000 руб. с последующей индексацией.

Готовая продукция и КиМ запасаются и хранятся на арендованных складах в течение времени до тех пор, пока не будет полностью использован запас КиМ для изготовления продукции и не продана вся произведенная продукция. При этом, как уже отмечалось, КиМ запасаются на складах одномоментно, а расходуются равномерно, а ГП запасается и расходуется равномерно по мере увеличения объемов производства и объемов продаж.

Стоимость (цена) хранения единицы ГП в течение одного квартала составляет 2% и 3% от цены готовой продукции, а стоимость (цена) хранения одного комплекта КиМ составляет 3% 4% от цены комплекта КиМ (см. таблицу №2).


Цена на один комплект КиМ первоначально устанавливается в размере 70% от начальной себестоимости единицы продукции (5000 руб.) и корректируется ежеквартально с начала второго квартала в зависимости от темпа инфляции. В структуре цены выделяется неизменяемая часть – зарплата и изменяемая – затраты на приобретаемые КиМ.

Поквартальные расходы на маркетинг (рекламу) составляют соответственно в первом квартале 5%, во втором 15%, в третьем 10%, в четвертом 5% от цены продаваемой в квартале партии изделий.

Эти и другие данные сведены в таблицу 2; данные о производственных программах и емкости рынка для заданий на курсовую работу приведены в таблице 1.


    1. Спрос, продажи и цена.


С целью получения максимальной прибыли в рамках одной производственной программы ЛПР своими действиями оптимизирует объемы производства и продаж в кварталах, при этом количество производимой и продаваемой продукции определяется следующими факторами:

  • потерями с течением времени от инфляции;

  • квартальным распределением цен;

  • необходимостью срочного возврата кредита инвестору;

  • стоимостью хранения ГП и КиМ;

  • повышением или понижением цен на продукцию применительно к сложившимся условиям в данном квартале (при наличии конкурента);

  • величиной спроса на продукцию предприятия;

  • предложением и качеством продукции конкурента;

  • распределением объемов производства изделий во времени поквартально.

Реализация продукции завершается всегда в конце квартала. Последний квартал, где может быть продана продукция - четвертый. Всякий раз, переходя от одного квартала к другому, ЛПР определяет целесообразность продажи товара в данном квартале; так как возможно в следующем квартале с учетом перечисленных выше факторов прибыль будет больше.

Назначаемый в конкретном t-м квартале объем продаж для варианта i-й программы - Fit должен быть меньше или равен величине спроса на продукцию в данном квартале:


Fпit Qпt;


Fпit =0 означает, что в i-ом квартале продажа не ведется. Кроме того, сумма продаж по всем кварталам Fпit не должна превосходить величину производственной программы:

Fпi = Di

При отсутствии конкурента предприятие продает товар по неизменным начальным ценам в несезонные кварталы (I и IV кварталы) по 8500 руб. за единицу, а в сезон (II и III кварталы) с 27% надбавкой - по 10800 руб. за единицу.

В каждом квартале ведется подсчет валовой прибыли по следующей формуле: валовая прибыль = выручка - затраты на хранение ГП - затраты на хранение КиМ - затраты на маркетинг - себестоимость - проценты по кредиту - кредит.

Появление конкурента в каждом квартале приводит к перераспределению емкости рынка в сторону уменьшения спроса на продукцию предприятия и, соответственно, к снижению его прибыли.

Часть совокупного спроса (емкости) рынка, которая может быть удовлетворена продукцией конкурента Gkt (Pot) в t-ом квартале определяется с использованием вероятности появления конкурента в t - том квартале (t) и распределением вероятностей - {B3t} объема предложения конкурента B3 в каждом квартале.При определении предложения конкурента в t - том квартале – (Gkt) следует воспользоваться понятием условной вероятности.


Данные о предложениях конкурента приведены в таблице 4 и таблице 5, которая заполняется студентами путем переноса данных из табл. 4 в табл. 5 в соответствии с вариантом задания на курсовую работу.

Различие в конкурентоспособности продукции предприятия и конкурента дополнительно влияет на перераспределение спроса между субъектами рынка.

Очевидно, что чем более конкурентоспособна продукция конкурента и чем больше его предложение, тем большая часть емкости рынка (совокупного спроса) отойдет конкуренту.

Конкурентоспособность изделий предприятия и конкурента рассчитывается на основе одного из известных методов с использованием данных таблиц 6 и 7, последняя заполняется студентами для конкретного варианта задания.

Цены на продукцию конкурента остаются неизменными в течение всего периода продаж: в первом и четвертом кварталах - 8500 руб., втором и третьем - 10800 руб. Уменьшение доли рынка предприятия вынуждает его проводить ценовую политику, уменьшая или увеличивая цену в зависимости от эластичности спроса в том или ином квартале.

Таким образом в процессе формирования наиболее выгодной стратегии, возникает противоречивая ситуация: для того, чтобы отвоевать большую долю рынка, увеличив спрос на свою продукцию, предприятию выгодно снизить цены, но при этом, если спрос неэластичен возможно уменьшение выручки; при неэластичном спросе для получения большей прибыли наоборот цену следует повышать, что, в свою очередь, влечет за собой сокращение доли рынка предприятия. Поэтому при повышении или снижении цены ЛПР должен согласовывать изменение уровня цен, эластичность спроса и распределение долей рынка, чтобы в конечном счете минимизировать потери дохода от появления конкурента.

Формирование комплексного плана предприятия в условиях конкуренции происходит по тем же решающим правилам, что и при отсутствии конкуренции.


3.3 Финансирование

Как уже говорилось, производство и продажа продукции финансируется как из собственных, так и за счет привлеченных средств в виде кредита. Собственные средства предприятия состоят из накопленных до начала планового года денежных средств (40% от себестоимости производственной программы по себестоимости продукции в нулевом квартале), и из полученной выручки от продаж продукции в течение планируемого года.

Объём внешних заимствований за весь год зависит от объёма производственной программы и составляет не более 60% её себестоимости в нулевом квартале.

Первоначальная себестоимость продукции в нулевом квартале со временем под воздействием инфляции и роста капитала производства претерпевает изменения. Считается, что в структуре себестоимости та её часть, которая связана с затратами на КиМ, растет с ростом цены на комплект КиМ из-за увеличения инфляции, а в целом уменьшается из-за роста масштаба производства. Первоначально себестоимость единицы продукции в нулевом и первом кварталах составляет С0 = 5000 руб., а с начала последующих кварталов претерпевает соответствующие изменения.


Важным внутренним резервом для покрытия затрат на производство и продажу является выручка от продажи изделий, что уменьшает внешнюю задолженность предприятия и, таким образом, повышает его прибыльность. Какую часть выручки после реализации продукции в текущем квартале направить на деятельность предприятия, а какую положить в банк, решает ЛПР, исходя из складывающейся производственно-рыночной ситуации в данном квартале и перспектив её дальнейшего развития в последующих кварталах. Это же относится и к размеру кредита в том или ином квартале, величина которого зависит от возможности его погашения до конца года и от потребности в денежных средствах на проводимые мероприятия.

Режим финансирования производства определяется выбранной ЛПР схемой производственной стратегии: либо продукция частично изготавливается до начала продаж в нулевом квартале и продолжается в течение периода продаж, либо её изготовление начинается в первом квартале и продолжается во втором и третьем кварталах. В первом случае кредит под i - ю производственную программу до начала продаж не берется так как изготовление изделий осуществляется за счет собственных средств, кредит берется только после начала продаж, при этом выплаты по кредиту и по процентам производятся в конце любого из кварталов в объёмах, предусмотренных ЛПР (см. рис.1 «Временная диаграмма производства, продаж и финансирования»). Во втором случае финансирование производства в первом и последующих кварталах осуществляется как из собственных, так и из заимствованных средств. При этом как в первом, так и во втором случае суммы кредитных средств, направляемых в производство и на продажу, не должны превосходить общую сумму кредита:

,

где

Ki - общая сумма кредитных средств на i-ю производственную программу за весь год (составляет не более 60% от i-ой программы)

Kit - часть кредита для финансирования мероприятий в первом, втором и третьем кварталах (t = 1,2,3);включая производство, хранение КиМ и ГП, рекламу;

Ki4 – часть кредита для финансирования мероприятий в четвертом квартале, где продукция не изготавливается.

Если Kit = 0, то в t-ом квартале продукция не изготавливается, не хранится и не рекламируется или же эти мероприятия финансируются из собственных ресурсов предприятия и/или за счет выручки от продажи продукции.

Объём финансирования (Kit) пропорционален количеству производимой в том или ином квартале продукции с учетом затрат на хранение и на рекламу.

Объемы возвращаемых кредитору денежных сумм из полученной выручки устанавливает ЛПР: он сам решает, когда и в каком квартале ему делать выплаты по кредитам, вместе с процентами или отдельно.

Как уже говорилось ранее, при наличии свободных денежных средств от выручки предприятие с целью получения дополнительной прибыли их может вложить в банк под 60% годовых (15% в каждом квартале).


Данные, относящиеся к финансовой деятельности предприятия, отражаются в таблицах (2, 11,12,13).



  1. Указания по выполнению курсовой работы.


Лабораторная \ курсовая работа выполняется в два этапа.

Первый этап включает в себя построение маркетинговой стратегии предприятия для получения максимальной прибыли от продаж и соответствующие расчеты показателей комплексного объемно-календарного плана предприятия при отсутствии конкурента. На этом этапе предприятие действует на рынке как монополист.

Второй этап является развитием первого, когда на рынке появляется конкурент с аналогичной продукцией, что вынуждает предприятие вступить в конкурентную борьбу для минимизации потерь прибыли из-за утраты части рынка. В связи с этим ЛПР разрабатывает новую маркетинговую стратегию и заново пересчитывает объемы производства и продаж и соответствующие финансовые показатели в каждом квартале.

Ход выполнения курсовой работы представлен в виде блок-схемы формализованного сценария (рис.2), в котором отражена последовательность действий при пошаговом конструировании плана предприятия. Принцип пошагового конструирования состоит в том, что решения, принимаемые в данном квартале, зависят не только от решений в предыдущих кварталах, но и от предполагаемых ЛПР последствий этих решений в следующих кварталах. Принятое решение в данном квартале должно обеспечивать наибольший прирост годовой прибыли при любом развитии маркетинговой стратегии.

Важно отметить, что решения, принимаемые в каждом квартале, требуют одновременного учета таких факторов, как:

  • объем совокупного спроса;

  • величина производственной программы;

  • собственное и внешнее финансирование;

  • стремление продавать по высоким ценам во втором и третьем кварталах;

  • рост инфляции по мере удаления от начала года;

  • желание закупить КиМ как можно раньше по низким ценам;

  • рост стоимости их хранения с течением времени и др. (см. разделы 2.2 и 3.2).

При этом необходимо строго следовать временной расстановке мероприятий, отражающей особенности функционирования предприятия на рынке (см. рис. 1) В частности исключается продажа партии по частям в процессе изготовления: партия продается с начала любого следующего квартала, при этом время и затраты на доставку к месту продажи не учитываются (детально процедура формирования плана описана в разделах 2.2, 3.1 и 3.2).

Как известно, одной из особенностей деятельности предприятия является то, что до начала периода продаж (нулевой квартал) продукция может изготавливаться только за счет собственных ресурсов, которые составляют 40% от себестоимости производственной программы. Это, в частности, объясняется нежеланием руководства в условиях неустойчивой рыночной конъюнктуры рисковать кредитами и возможно нереализуемыми запасами продукции. При этом затраты на хранение КиМ на предпродажной стадии при расчете прибыли от продажи партии этих изделий не учитываются, а учитываются только стоимость хранения готовой продукции в первом квартале и затраты на рекламу в начале или в конце квартала по соглашению ЛПР c рекламным агентом.