Файл: Перельман Я. И. - Занимательная физика. Книга 1 - 1983.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 1559
Скачиваний: 12
4
5
«
Занимательная
физика
»
Якова
Исидоровича
Перельмана
–
одна
из
самых
старых
и
самых
популярных
книг
по
физике
,
которую
читало
и
изучало
с
инте
-
ресом
не
одно
поколение
молодых
людей
в
нашей
стране
.
Впервые
эта
книга
появилась
на
прилавках
книжных
магазинов
в
1913
г
.
и
с
тех
пор
пользовалась
у
читателей
неизменным
спросом
.
В
течение
многих
лет
автор
работал
над
книгой
,
совершенствуя
и
дополняя
текст
;
изменялось
и
художественное
оформление
книги
.
Последний
раз
при
жизни
автора
«
Занимательная
физика
»
вышла
в
свет
в
1936
г
.
тринадцатым
изданием
(
Я
.
И
.
Перельман
умер
в
блокадном
Ленинграде
в
1942
г
.).
Четырнадцатое
и
пятнадцатое
издания
(1947
и
1949
гг
.)
были
выпущены
под
редакцией
А
.
Б
.
Млодзеевского
.
В
подготовке
шестнадцатого
издания
(1959-
1960
гг
.)
принял
участие
В
.
А
.
Угаров
.
В
последующие
годы
книга
переиздава
-
лась
без
изменений
.
Предлагаемое
двадцать
первое
издание
«
Занимательной
физики
»
подготов
-
лено
к
столетнему
юбилею
Я
.
И
.
Перельмана
.
Яков
Исидорович
Перельман
родился
в
1882
г
.
в
Белостоке
.
Окончив
(
в
1909
г
.)
Петербургский
лесной
институт
и
получив
диплом
лесовода
,
Я
.
И
.
Пе
-
рельман
занялся
педагогической
,
научной
и
литературной
деятельностью
.
Он
стал
автором
ряда
учебников
и
многочисленных
научно
-
популярных
книг
и
ста
-
тей
,
был
редактором
журнала
«
Природа
и
люди
», «
В
мастерской
природы
»,
со
-
трудничал
в
таких
известных
современному
читателю
журналах
,
как
«
Знание
–
сила
», «
Техника
молодежи
».
После
«
Занимательной
физики
»
Я
.
И
.
Перельман
написал
целую
серию
ув
-
лекательных
книг
по
физике
,
астрономии
и
математике
,
в
которых
в
полной
мере
раскрылся
его
замечательный
дар
популяризатора
науки
.
Его
«
Занимательная
арифметика
», «
Занимательная
астрономия
», «
Живая
математика
», «
Математиче
-
ские
рассказы
и
головоломки
», «
Занимательная
геометрия
», «
Занимательная
алгебра
»
сравнительно
хорошо
известны
нашим
молодым
читателям
.
Другие
книги
Я
.
И
.
Перельмана
(
изданные
только
при
жизни
автора
)
ныне
стали
биб
-
лиографической
редкостью
.
Среди
них
: «
Знаете
ли
вы
физику
?», «
Занимательная
механика
», «
Алгебра
на
клетчатой
бумаге
», «
Арифметические
ребусы
», «
Весе
-
лые
задачи
. 101
головоломка
для
юных
математиков
», «
Дважды
два
–
пять
!
Ма
-
тематические
софизмы
», «
Квадратура
круга
», «
Ящик
загадок
и
фокусов
».
Некоторые
из
книг
Я
.
И
.
Перельман
посвятил
проблемам
межпланетных
путешествий
(«
Межпланетные
путешествия
», «
К
звездам
на
ракете
», «
Мировые
дали
»
и
др
.).
К
.
Э
.
Циолковский
,
большой
ценитель
таланта
и
творчества
Я
.
И
.
Перельмана
,
так
писал
о
нем
в
предисловии
к
книге
«
Межпланетные
путешест
-
вия
»: «
Автор
давно
известен
своими
популярными
,
остроумными
и
вполне
на
-
учными
трудами
по
физике
,
астрономии
и
математике
,
написанными
к
тому
же
чудесным
языком
и
легко
воспринимаемыми
читателями
».
Эти
слова
в
полной
6
мере
относятся
и
к
«
Занимательной
физике
» – «
первенцу
в
многочисленной
книжной
семье
ее
автора
»
и
в
какой
-
то
степени
раскрывают
секрет
успеха
книг
Я
.
И
.
Перельмана
у
современников
писателя
.
Но
не
устарели
ли
безнадежно
книги
Перельмана
сейчас
,
в
том
числе
и
«
За
-
нимательная
физика
»?
Ведь
жизнь
не
стоит
на
месте
.
Давно
уже
на
скоростных
железных
дорогах
лежит
бесстыковое
железнодорожное
полотно
. 75),
дав
-
но
уже
домохозяйки
пользуются
в
быту
отлитыми
из
пластмассы
воронками
,
изготовленными
как
будто
бы
по
рецепту
Перельмана
и
не
всякий
школьник
,
особенно
городской
,
знает
,
как
выглядит
обыкновенная
керосиновая
лампа
(
. 82).
В
наши
дни
стали
реальными
полеты
человека
в
космос
.
Наука
и
техника
сделали
стремительный
шаг
вперед
.
Многие
факты
из
«
Занима
-
тельной
физики
»
и
удачные
когда
-
то
технические
решения
,
известные
современ
-
никам
Перельмана
,
теперь
уже
отнюдь
не
новинки
,
а
скорее
любопытные
приме
-
ры
из
истории
науки
и
техники
.
И
все
же
«
Занимательная
физика
»
Я
.
И
.
Перельмана
не
утратила
своей
при
-
влекательности
и
познавательной
ценности
для
молодого
читателя
,
прежде
всего
для
школьников
средних
и
старших
классов
,
точно
так
же
,
как
не
утратили
сво
-
его
значения
работы
ученых
XVIII-XIX
веков
,
классиков
естествознания
,
изу
-
чаемые
в
курсах
физики
студентами
вузов
.
Я
.
И
.
Перельман
так
подобрал
основ
-
ное
содержание
«
Занимательной
физики
»,
что
оно
,
иллюстрируя
и
углубляя
ос
-
новные
сведения
из
физики
,
не
устарело
и
сейчас
.
Поэтому
при
подготовке
два
-
дцать
первого
издания
редакция
не
ставила
своей
целью
коренную
переработку
текста
.
Более
того
,
отчасти
было
решено
вернуться
к
старым
,
прижизненным
изданиям
автора
.
Так
,
были
«
восстановлены
»
некоторые
из
статей
Я
.
И
.
Перельмана
,
опущенные
в
предыдущих
изданиях
.
В
новом
издании
дополнения
и
примечания
редактора
помещены
в
конце
книги
.
Там
же
отмечены
некоторые
неточности
и
устаревшие
утверждения
,
опубликованные
до
этого
в
прежних
изданиях
«
Занимательной
физики
».
От
-
дельные
исправления
были
выполнены
по
письмам
читателей
,
которые
до
сих
пор
приносит
редакционная
почта
,
иногда
на
имя
...
Перельмана
.
Несмотря
на
популярный
характер
изложения
,
в
«
Занимательной
физике
»
Я
.
И
.
Перельмана
рассматривается
довольно
много
сложных
физических
явле
-
ний
.
Иллюстрацией
некоторых
из
них
служат
сравнительно
простые
физические
опыты
.
Советуем
вам
проделать
их
самостоятельно
.
Ведь
,
как
сказал
однажды
Л
.
Д
.
Ландау
, «
верховным
судьей
всякой
физической
теории
является
опыт
».
«
Работа
руками
»
сделает
вашу
встречу
с
«
Занимательной
физикой
»
еще
более
интересной
и
позволит
вам
ближе
познакомиться
с
физикой
–
одной
из
самых
красивых
экспериментальных
наук
.
И
не
будет
,
видимо
,
ошибкой
сказать
,
что
знакомство
с
физикой
на
уровне
этой
книги
окажется
полезным
не
только
для
будущих
физиков
,
но
и
для
любого
молодого
человека
,
в
какой
бы
области
на
-
родного
хозяйства
ему
не
пришлось
в
дальнейшем
работать
.
А
.
В
.
Митрофанов
7
ИЗ
ПРЕДИСЛОВИЯ
АВТОРА
К
ТРИНАДЦАТОМУ
ИЗДАНИЮ
В
этой
книге
автор
стремился
не
столько
сообщить
читателю
новые
знания
,
сколько
помочь
ему
«
узнать
то
,
что
он
знает
»,
т
.
е
.
углубить
и
оживить
уже
имеющиеся
у
него
основные
сведения
из
физики
,
научить
сознательно
ими
рас
-
поряжаться
и
побудить
к
разностороннему
их
применению
.
Достигается
это
рас
-
смотрением
пестрого
ряда
головоломок
,
замысловатых
вопросов
,
занимательных
рассказов
,
забавных
задач
,
парадоксов
и
неожиданных
сопоставлений
из
области
физики
,
относящихся
к
кругу
повседневных
явлений
или
черпаемых
из
общеиз
-
вестных
произведений
научно
-
фантастической
беллетристики
.
Материалом
по
-
следнего
рода
составитель
пользовался
особенно
широко
,
считая
его
наиболее
соответствующим
целям
сборника
:
приведены
отрывки
из
произведений
Жюля
Верна
,
Уэллса
,
Марка
Твена
и
др
.
Составитель
старался
,
насколько
мог
,
придавать
изложению
внешне
инте
-
ресную
форму
,
сообщать
привлекательность
предмету
.
Он
руководствовался
той
психологической
аксиомой
,
что
интерес
к
предмету
повышает
внимание
,
облег
-
чает
понимание
и
,
следовательно
,
способствует
более
сознательному
и
прочному
усвоению
.
Вопреки
обычаю
,
установившемуся
для
подобного
рода
сборников
,
в
«
За
-
нимательной
физике
»
весьма
мало
места
отводится
описанию
забавных
и
эф
-
фектных
физических
опытов
.
Эта
книга
имеет
иное
назначение
,
нежели
сборни
-
ки
,
предлагающие
материал
для
экспериментирования
.
Главная
цель
«
Занима
-
тельной
физики
» –
возбудить
деятельность
научного
воображения
,
приучить
читателя
мыслить
в
духе
физической
науки
и
создать
в
его
памяти
многочис
-
ленные
ассоциации
физических
знаний
с
самыми
разнородными
явлениями
жиз
-
ни
,
со
всем
тем
,
с
чем
он
обычно
входит
в
соприкосновение
.
Установка
,
которой
составитель
старался
придерживаться
при
работе
над
книгой
,
была
дана
В
.
И
.
Лениным
в
следующих
словах
: «
Популярный
писатель
подводит
читателя
к
глу
-
бокой
мысли
,
к
глубокому
учению
,
исходя
из
самых
простых
и
общеизвестных
данных
,
указывая
при
помощи
несложных
рассуждений
или
удачно
выбранных
примеров
главные
выводы
из
этих
данных
,
наталкивая
думающего
читателя
на
дальнейшие
и
дальнейшие
вопросы
.
Популярный
писатель
не
предполагает
не
думающего
,
не
желающего
или
не
умеющего
думать
читателя
, –
напротив
,
он
предполагает
в
неразвитом
читателе
серьезное
намерение
работать
головой
и
помогает
ему
делать
эту
серьезную
и
трудную
работу
,
ведет
его
,
помогая
ему
делать
первые
шаги
и
уча
идти
дальше
самостоятельно
»
*)
.
«
Занимательной
физике
»
посчастливилось
проникнуть
–
как
свидетельст
-
вуют
письма
читателей
–
в
самые
глухие
уголки
Союза
.
Значительное
распро
-
*)
В
.
И
.
Ленин
.
Полн
.
собр
.
соч
.-5-
е
изд
.,
т
. 5,
с
. 358.
странение
книги
,
свидетельствующее
о
живом
интересе
широких
кругов
к
физи
-
ческим
знаниям
,
налагает
на
автора
серьезную
ответственность
за
качество
ее
материала
.
Сознанием
этой
ответственности
объясняются
многочисленные
из
-
менения
и
дополнения
в
тексте
«
Занимательной
физики
»
при
повторных
издани
-
ях
.
К
автору
поступали
от
иных
читателей
просьбы
воздерживаться
от
перера
-
ботки
текста
,
чтобы
не
вынуждать
их
«
из
-
за
десятка
новых
страниц
приобретать
каждое
повторное
издание
».
Едва
ли
подобные
соображения
могут
освободить
автора
от
обязанности
всемерно
улучшать
свой
труд
. «
Занимательная
физика
»
не
художественное
произведение
,
а
сочинение
научное
,
хотя
и
популярное
.
Ее
предмет
–
физика
–
даже
в
начальных
своих
основаниях
непрестанно
обогащает
-
ся
свежими
материалом
,
и
книга
должна
периодически
включать
его
в
свой
текст
.
С
другой
стороны
,
приходится
нередко
слышать
упреки
в
том
,
что
«
Зани
-
мательная
физика
»
не
уделяет
места
таким
темам
,
как
новейшие
успехи
радио
-
техники
,
расщепление
атомного
ядра
,
современные
физические
теории
и
т
.
п
.
Упреки
такого
рода
–
плод
недоразумения
. «
Занимательная
физика
»
имеет
впол
-
не
определенную
целевую
установку
;
рассмотрение
же
этих
вопросов
–
задача
иных
сочинений
.
1936
г
.
Я
.
Перельман
8