Файл: Перельман Я. И. - Занимательная физика. Книга 1 - 1983.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 1560

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

усиливается

если

 

закрыть

 

глаза

тогда

 

положительно

 

нельзя

 

определить

 

по

 

слу

-

ху

где

 

находятся

 

часы

Строители

 

средневековых

 

замков

 

нередко

 

создавали

 

такие

 

звуковые

 

курьезы

помещая

 

бюсты

 

либо

 

в

 

фокусе

 

вогнутого

 

звукового

 

зеркала

либо

 

у

 

конца

 

пере

-

говорной

 

трубы

искусно

 

скрытой

 

в

 

стене

На

 

рис

. 151, 

заимствованном

 

из

 

ста

-

ринной

 

книги

 XVI 

века

можно

 

видеть

 

эти

 

хитроумные

 

приспособления

потолок

 

в

 

форме

 

свода

 

направляет

 

к

 

губам

 

бюста

 

звуки

приносимые

 

извне

 

трубой

ог

-

ромные

 

переговорные

 

трубы

замурованные

 

в

 

здании

приносят

 

разнообразные

 

звуки

 

со

 

двора

 

к

 

каменным

 

бюстам

размещенным

 

у

 

стен

 

одного

 

из

 

залов

Посе

-

тителю

 

такой

 

галереи

 

казалось

что

 

мраморные

 

бюсты

 

шепчут

напевают

 

и

 

т

п

Рис

. 151. 

Звуковые

 

диковинки

 

в

 

древнем

 

замке

 – 

говорящие

 

бюсты

Звуки

 

в

 

театральном

 

зале

 

Кто

 

много

 

раз

 

посещал

 

различные

 

театры

 

и

 

концертные

 

залы

тому

 

хорошо

 

известно

что

 

в

 

смысле

 

слышимости

 

залы

 

бывают

 

с

 

хорошей

 

акустикой

 

и

 

с

 

пло

-

хой

 

акустикой

в

 

одних

 

помещениях

 

голоса

 

артистов

 

и

 

звуки

 

музыкальных

 

инст

-

рументов

 

внятно

 

слышны

 

на

 

далеком

 

расстоянии

в

 

других

 – 

звуки

 

даже

 

вблизи

 

воспринимаются

 

неотчетливо

Причина

 

этого

 

явления

 

очень

 

хорошо

 

изложена

 

в

 

книге

 

американского

 

физика

 

Вуда

 «

Звуковые

 

волны

 

и

 

их

 

применения

»

*)

«

Любой

 

звук

произведенный

 

в

 

здании

довольно

 

долго

 

раздается

 

по

 

окончании

 

зву

-

чания

 

источника

вследствие

 

многократных

 

отражений

 

он

 

несколько

 

раз

 

обходит

 

кругом

 

здания

, – 

а

 

тем

 

временем

 

раздаются

 

другие

 

звуки

и

 

слушатель

 

часто

 

не

 

в

 

состоянии

 

уло

-

вить

 

их

 

в

 

надлежащем

 

порядке

 

и

 

в

 

них

 

разобраться

Так

например

если

 

звук

 

длится

 3 

секунды

 

и

 

оратор

 

говорит

 

со

 

скоростью

 

трех

 

слогов

 

в

 

секунду

то

 

звуковые

 

волны

соот

-

ветствующие

 9 

слогам

будут

 

двигаться

 

по

 

комнате

 

все

 

вместе

 

и

 

создадут

 

полную

 

неразбе

-

риху

 

и

 

шум

из

-

за

 

которого

 

слушатель

 

не

 

сможет

 

понимать

 

оратора

Оказавшемуся

 

в

 

таких

 

условиях

 

оратору

 

остается

 

говорить

 

очень

 

разборчиво

 

и

 

не

 

слишком

 

громко

Но

 

обычно

 

ораторы

как

 

раз

 

наоборот

стараются

 

говорить

 

громко

 

и

 

этим

 

только

 

усиливают

 

шум

». 

 

149

                                                                 

Еще

 

не

 

так

 

давно

 

сооружение

 

театра

 

с

 

хорошей

 

акустикой

 

считалось

 

делом

 

счастливой

 

случайности

В

 

настоящее

 

время

 

найдены

 

приемы

 

успешной

 

борьбы

 

 

*)

 

Эта

 

превосходная

 

книга

 

вышла

 

в

 1934 

г

в

 

русском

 

переводе

 


background image

с

 

нежелательной

 

длительностью

 

звука

  (

называемой

  «

реверберацией

»), 

которая

 

портит

 

слышимость

В

 

этой

 

книге

 

не

 

место

 

входить

 

в

 

подробности

интересные

 

только

 

для

 

архитекторов

Отмечу

 

лишь

что

 

борьба

 

с

 

плохой

 

акустикой

 

состоит

 

в

 

создании

 

поверхностей

поглощающих

 

излишние

 

звуки

Самым

 

лучшим

 

погло

-

тителем

 

звука

 

является

 

открытое

 

окно

 (

как

 

лучшим

 

поглотителем

 

света

 

служит

 

отверстие

); 

квадратный

 

метр

 

открытого

 

окна

 

принят

 

даже

 

за

 

единицу

которой

 

измеряется

 

поглощение

 

звука

Очень

 

хорошо

 – 

хотя

 

и

 

вдвое

 

хуже

нежели

 

от

-

крытое

 

окно

, – 

поглощают

 

звуки

 

сами

 

посетители

 

театра

каждый

 

человек

 

равно

-

значен

 

в

 

этом

 

отношении

 

примерно

 

половине

 

квадратного

 

метра

 

открытого

 

окна

И

 

если

 

правильно

 

замечание

 

одного

 

физика

что

  «

аудитория

 

поглощает

 

речь

 

оратора

 

в

 

самом

 

прямом

 

смысле

 

слова

», 

то

 

не

 

менее

 

верно

что

 

пустой

 

зал

 

не

-

приятен

 

для

 

оратора

 

также

 

в

 

непосредственном

 

смысле

 

слова

Если

 

поглощение

 

звука

 

слишком

 

велико

это

 

также

 

создает

 

ухудшенную

 

слышимость

Во

-

первых

чрезмерное

 

поглощение

 

приглушает

 

звуки

во

-

вторых

уменьшает

 

реверберацию

 

до

 

такой

 

степени

что

 

звуки

 

слышатся

 

как

 

бы

 

оборванными

 

и

 

производят

 

впечатление

 

некоторой

 

сухости

Поэтому

если

 

следует

 

избегать

 

слишком

 

длительной

 

реверберации

то

 

и

 

слишком

 

короткая

 

реверберация

 

также

 

нежелательна

Наилучшая

 

величина

 

реверберации

 

для

 

различных

 

залов

 

не

 

одинакова

 

и

 

должна

 

быть

 

установлена

 

при

 

проектировании

 

каждого

 

зала

В

 

театре

 

имеется

 

и

 

другой

 

предмет

интересный

 

с

 

точки

 

зрения

 

физики

суф

-

лерская

 

будка

Обратили

 

ли

 

вы

 

внимание

 

на

 

то

что

 

во

 

всех

 

театрах

 

она

 

имеет

 

одну

 

и

 

ту

 

же

 

форму

Это

 

оттого

что

 

суфлерская

 

будка

 – 

своего

 

рода

 

физический

 

прибор

Свод

 

будки

 

представляет

 

собой

 

вогнутое

 

звуковое

 

зеркало

имеющее

 

двоякое

 

назначение

задерживать

 

звуковые

 

волны

идущие

 

из

 

уст

 

суфлера

 

в

 

сто

-

рону

 

публики

а

 

кроме

 

того

отражать

 

эти

 

волны

 

по

 

направлению

 

к

 

сцене

Эхо

 

со

 

дна

 

моря

 

Долгое

 

время

 

человек

 

не

 

извлекал

 

из

 

эха

 

никакой

 

пользы

пока

 

не

 

продуман

 

был

 

способ

 

измерять

 

с

 

помощью

 

его

 

глубину

 

морей

 

и

 

океанов

Изобретение

 

это

 

возникло

 

случайно

В

 1912 

г

затонул

 

почти

 

со

 

всеми

 

пассажирами

 

огромный

 

океанский

 

пароход

 «

Титаник

», – 

затонул

 

от

 

случайного

 

столкновения

 

с

 

большой

 

льдиной

Чтобы

 

предупредить

 

подобные

 

катастрофы

пытались

 

в

 

туман

 

или

 

в

 

ночное

 

время

 

пользоваться

 

эхом

 

для

 

обнаружения

 

присутствия

 

ледяной

 

прегра

-

ды

 

впереди

 

судна

Способ

 

на

 

практике

 

себя

 

не

 

оправдал

зато

 

натолкнул

 

на

 

дру

-

гую

 

мысль

измерять

 

глубину

 

морей

 

с

 

помощью

 

отражения

 

звука

 

от

 

морского

 

дна

Мысль

 

оказалась

 

очень

 

удачной

На

 

рис

. 152 

вы

 

видите

 

схему

 

установки

У

 

одного

 

борта

 

корабля

 

помещается

 

в

 

трюме

близ

 

днища

патрон

порождающий

 

при

 

зажигании

 

резкий

 

звук

Звуко

-

вые

 

волны

 

несутся

 

сквозь

 

водную

 

толщу

достигают

 

дна

 

моря

отражаются

 

и

 

бегут

 

обратно

неся

 

с

 

собой

 

эхо

Оно

 

улавливается

 

чувствительным

 

прибором

установленным

как

 

и

 

патрон

у

 

днища

 

корабля

Точные

 

часы

 

измеряют

 

проме

-

жуток

 

времени

 

между

 

возникновением

 

звука

 

и

 

приходом

 

эха

Зная

 

скорость

 

зву

-

ка

 

в

 

воде

легко

 

вычислить

 

расстояние

 

до

 

отражающей

 

преграды

т

е

опреде

-

лить

 

глубину

 

моря

 

или

 

океана

150 


background image

 

151

Эхолот

как

 

назвали

 

эту

 

установку

совершил

 

на

-

стоящий

 

переворот

 

в

 

практике

 

измерения

 

морских

 

глубин

Пользование

 

глубомерами

 

прежних

 

систем

 

возможно

 

было

 

лишь

 

с

 

неподвижного

 

судна

 

и

 

тре

-

бовало

 

много

 

времени

Лотлинь

 

приходится

 

спус

-

кать

 

с

 

колеса

на

 

котором

 

он

 

намотан

довольно

 

мед

-

ленно

 (150 

м

 

в

 

минуту

); 

почти

 

так

 

же

 

медленно

 

про

-

изводится

 

и

 

обратный

 

подъем

Измерение

 

глубины

 

в

 

км

 

этим

 

способом

 

отнимает

 3/4 

часа

С

 

помощью

 

эхолота

 

то

 

же

 

измерение

 

можно

 

произвести

 

в

 

не

-

сколько

 

секунд

на

 

полном

 

ходу

 

корабля

получая

 

при

 

этом

 

результат

несравненно

 

более

 

надежный

 

и

 

точный

Ошибка

 

в

 

этих

 

измерениях

 

не

 

превосходит

 

четверти

 

метра

 (

для

 

чего

 

промежутки

 

времени

 

опре

-

деляются

 

с

 

точностью

 

до

 3000-

й

 

доли

 

секунды

). 

Если

 

точное

 

измерение

 

больших

 

глубин

 

имеет

 

важное

 

значение

 

для

 

пауки

 

океанографии

то

 

воз

-

можность

 

быстро

надежно

 

и

 

точно

 

определять

 

глу

-

бину

 

в

 

мелких

 

местах

 

является

 

существенным

 

под

-

спорьем

 

в

 

мореплавании

обеспечивая

 

его

 

безопас

-

ность

благодаря

 

эхолоту

 

судно

 

может

 

смело

 

и

 

бы

-

стрым

 

ходом

 

приближаться

 

к

 

берегу

В

 

современных

 

эхолотах

 

применяются

 

не

 

обыч

-

ные

 

звуки

а

 

чрезвычайно

 

интенсивные

  «

ультразву

-

ки

», 

неслышимые

 

человеческим

 

ухом

с

 

частотой

 

порядка

 

нескольких

 

миллионов

 

колебаний

 

в

 

секун

-

ду

Такие

 

звуки

 

создаются

 

колебаниями

 

кварцевой

 

пластинки

  (

пьезокварца

), 

помещенной

 

в

 

быстропеременное

 

электрическое

 

поле

1)

Жужжание

 

насекомых

 

Почему

 

насекомые

 

часто

 

издают

 

жужжащие

 

звуки

В

 

большинстве

 

случаев

 

у

 

них

 

вовсе

 

не

 

имеется

 

для

 

этого

 

никаких

 

особых

 

органов

жужжание

слышимое

 

только

 

при

 

полете

обусловлено

 

просто

 

тем

что

летая

насекомые

 

взмахивают

 

крылышками

 

несколько

 

сотен

 

раз

 

в

 

секунду

Крылышко

 – 

это

 

колеблющаяся

 

пластинка

а

 

мы

 

знаем

что

 

всякая

 

достаточно

 

часто

 (

чаще

 16 

раз

 

в

 

секунду

ко

-

леблющаяся

 

пластинка

 

порождает

 

тон

 

определенной

 

высоты

Теперь

 

вы

 

поймете

каким

 

образом

 

удалось

 

узнать

сколько

 

именно

 

взмахов

 

делает

 

в

 

секунду

 

при

 

полете

 

то

 

или

 

иное

 

насекомое

Для

 

этого

 

достаточно

 

лишь

 

определить

 

по

 

слуху

 

высоту

 

издаваемого

 

насекомым

 

тона

потому

 

что

 

каждому

 

тону

 

отвечает

 

своя

 

частота

 

колебаний

С

 

помощью

  «

лупы

 

времени

» (

см

гл

. 1

удалось

 

установить

что

 

частота

 

взмахов

 

крыльев

 

у

 

каждого

 

насекомого

 

почти

 

неизменна

регулируя

 

полет

насекомое

 

изменяет

 

лишь

 

величину

 

взмаха

 («

ам

-

плитуду

» 

колебаний

и

 

наклон

 

крыльев

число

 

взмахов

 

в

 

секунду

 

увеличивается

 

лишь

 

под

 

влиянием

 

холода

Вот

 

почему

 

и

 

тон

издаваемый

 

насекомым

 

при

 

поле

-

те

остается

 

неизменным

...

2)

Найдено

например

что

 

комнатная

 

муха

 (

издающая

 

при

 

полете

 

тон

 

F

делает

 

в

 

секунду

 352 

взмаха

 

крылышками

Шмель

 

взмахивает

 220 

раз

 

в

 

секунду

Пчела

издающая

 

тон

 

А

взмахивает

 

крыльями

 440 

раз

 

в

 

секунду

когда

 

она

 

летит

 

сво

-

Рис

. 152. 

Схема

 

действия

 

эхолота

.

 


background image

бодно

и

 

всего

 330 

раз

  (

тон

 

В

), 

когда

 

летит

 

нагруженная

 

медом

Жуки

порож

-

дающие

 

при

 

полете

 

более

 

низкие

 

тона

движут

 

крыльями

 

менее

 

проворно

На

-

против

комар

 

делает

 

крылышками

 500-600 

колебаний

 

в

 

секунду

Для

 

сравнения

 

заметим

что

 

пропеллер

 

самолета

 

делает

 

не

 

более

 40 

оборотов

 

в

 

секунду

Слуховые

 

обманы

 

Если

 

мы

 

почему

-

либо

 

вообразили

что

 

источник

 

легкого

 

шума

 

находится

 

не

 

вблизи

 

нас

а

 

значительно

 

дальше

то

 

звук

 

покажется

 

нам

 

гораздо

 

громче

По

-

добные

 

иллюзии

 

слуха

 

случаются

 

с

 

нами

 

довольно

 

часто

мы

 

только

 

не

 

всегда

 

обращаем

 

па

 

них

 

внимание

Вот

 

любопытный

 

случай

который

 

описал

 

в

 

своей

  «

Психологии

» 

американ

-

ский

 

ученый

 

Уильям

 

Джеймс

«

Однажды

 

поздно

 

ночью

 

я

 

сидел

 

и

 

читал

вдруг

 

из

 

верхней

 

части

 

дома

 

раздался

 

страшный

 

шум

прекратился

 

и

 

затем

черев

 

минуту

снова

 

возобновился

Я

 

вышел

 

в

 

зал

чтобы

 

прислушаться

 

к

 

шуму

но

 

он

 

там

 

не

 

повторился

Как

 

только

 

я

 

успел

 

вернуться

 

к

 

себе

 

в

 

комнату

 

и

 

сесть

 

за

 

книгу

снова

 

поднялся

 

тревожный

сильный

 

шум

точно

 

перед

 

началом

 

бури

Он

 

доносился

 

отовсюду

Крайне

 

встревоженный

я

 

снова

 

вышел

 

в

 

зал

и

 

снова

 

шум

 

прекратился

Вернувшись

 

во

 

второй

 

раз

 

к

 

себе

 

в

 

комнату

я

 

вдруг

 

открыл

что

 

шум

 

производила

 

своим

 

храпом

 

маленькая

 

собачка

спавшая

 

на

 

полу

!.. 

При

 

этом

 

любопытно

 

то

что

раз

 

обнаружив

 

истинную

 

причину

 

шума

я

 

уже

 

не

 

мог

несмотря

 

на

 

все

 

усилия

возобновить

 

прежнюю

 

иллюзию

». 

Вероятно

читатель

 

сможет

 

припомнить

 

подобные

 

же

 

примеры

 

из

 

своей

 

жиз

-

ни

Мне

 

случалось

 

наблюдать

 

их

 

неоднократно

Где

 

стрекочет

 

кузнечик

Очень

 

часто

 

мы

 

ошибочно

 

определяем

 

не

 

расстояние

а

 

направление

в

 

каком

 

находится

 

звучащий

 

предмет

Уши

 

наши

 

довольно

 

хорошо

 

различают

раздался

 

ли

 

звук

 

выстрела

 

справа

 

или

 

слева

 

от

 

нас

 (

рис

. 153). 

Но

 

они

 

зачастую

 

бессильны

 

определить

 

положение

 

источника

 

звука

если

 

он

 

находится

 

прямо

 

впереди

 

или

 

позади

 

нас

  (

рис

. 154): 

выстрел

произведенный

 

впереди

нередко

 

слышится

 

как

 

донесшийся

 

сзади

Рис

. 153. 

Где

 

произведен

 

выстрел

справа

 

или

 

слева

Мы

 

способны

 

в

 

таких

 

случаях

 

отличать

 

лишь

 – 

по

 

силе

 

звука

 – 

отдаленный

 

выстрел

 

от

 

близкого

Вот

 

опыт

который

 

может

 

нас

 

многому

 

научить

Посадите

 

кого

-

нибудь

 

на

 

стул

 

посреди

 

комнаты

 

с

 

завязанными

 

глазами

 

и

 

попросите

 

его

 

сидеть

 

спокойно

не

 

поворачивая

 

головы

Затем

взяв

 

в

 

руки

 

две

 

монеты

ударяйте

 

ими

 

одну

 

о

 

дру

-

152 


background image

гую

оставаясь

 

все

 

время

 

в

 

той

 

отвесной

 

плоскости

которая

 «

рассе

-

кает

» 

голову

 

вашего

 

гостя

 

пополам

между

 

его

 

глазами

Пусть

 

испы

-

туемый

 

попробует

 

угадать

 

место

где

 

щелкнули

 

монеты

Результат

 

получается

 

прямо

 

невероятный

звук

 

произведен

 

в

 

одном

 

углу

 

ком

-

наты

а

 

испытуемый

 

указывает

 

на

 

совершенно

 

противоположную

 

точку

Если

 

вы

 

отойдете

 

от

 

упомянутой

 

плоскости

 

симметрии

 

головы

 

в

 

сторону

ошибки

 

будут

 

уже

 

не

 

так

 

грубы

Это

 

и

 

понятно

теперь

 

звук

 

в

 

ближайшем

 

ухе

 

вашего

 

гостя

 

слышен

 

немного

 

раньше

 

и

 

громче

благодаря

 

этому

 

испытуемый

 

может

 

определить

откуда

 

исходит

 

звук

Этот

 

опыт

 

объясняет

между

 

прочим

почему

 

так

 

трудно

 

заметить

 

стрекочущего

 

в

 

траве

 

кузнечика

Резкий

 

звук

 

раздается

 

в

 

двух

 

шагах

 

от

 

вас

справа

 

от

 

дорожки

Вы

 

смотрите

 

туда

но

 

ничего

 

не

 

видите

звук

 

доносится

 

уже

 

слева

Поворачиваете

 

голову

 

туда

но

 

звук

 

уже

 

доносится

 

из

 

какого

-

нибудь

 

третьего

 

места

Чем

 

быстрее

 

поворачи

-

ваетесь

 

вы

 

в

 

сторону

 

стрекочущего

 

звука

тем

 

проворнее

 

совершают

-

ся

 

эти

 

прыжки

 

невидимого

 

музыканта

На

 

самом

 

деле

однако

насе

-

комое

 

сидит

 

на

 

одном

 

месте

его

 

изумительные

 

прыжки

 – 

плод

 

ваше

-

го

 

воображения

следствие

 

обмана

 

слуха

Ошибка

 

ваша

 

в

 

том

что

 

вы

 

поворачиваете

 

голову

помещая

 

ее

 

при

 

этом

 

как

 

раз

 

так

что

 

кузнечик

 

находится

 

в

 

плоскости

 

симметрии

 

вашей

 

головы

При

 

этом

 

условии

как

 

мы

 

знаем

легко

 

ошибиться

 

в

 

направлении

 

звука

стрекотание

 

кузнечика

 

раздается

 

впереди

 

нас

но

 

вы

 

по

 

ошибке

 

относите

 

его

 

в

 

противоположную

 

сторону

3)

Отсюда

 

практический

 

вывод

если

 

хотите

 

определить

откуда

 

до

-

носится

 

звук

 

кузнечика

пение

 

кукушки

 

и

 

тому

 

подобные

 

отдаленные

 

звуки

не

 

поворачивайте

 

лица

 

на

 

звук

а

напротив

отворачивайте

 

его

 

в

 

сторону

Впрочем

мы

 

это

 

и

 

делаем

когда

как

 

говорится

, «

насто

-

раживаемся

». 

Рис

. 154. 

Где

 

произведен

 

выстрел

 

153