Файл: Перельман Я. И. - Занимательная физика. Книга 1 - 1983.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 1566
Скачиваний: 12
то
последний
нам
покажется
примерно
на
1/5
меньше
первого
.
Если
черный
круг
сделать
соответственно
больше
,
они
покажутся
равными
.
Молодой
серп
Луны
кажется
принадле
-
жащим
кругу
большего
диаметра
,
чем
остальная
темная
часть
Луны
,
которая
иногда
быва
-
ет
при
этом
различима
(«
пепельный
свет
»
Луны
, –
Я
.
П
.
).
В
темном
платье
люди
кажутся
тоньше
,
чем
в
светлом
.
Источники
света
,
видные
из
-
за
края
,
производят
в
нем
кажущийся
вырез
.
Линейка
,
из
-
за
которой
появляется
пламя
свечи
,
представляется
с
зарубкой
в
этом
139
мес
окончатель
же
иллюзий
и
вовсе
не
имеет
еще
объяснения
*)
.
те
.
Восходящее
и
заходящее
Солнце
делает
словно
выемку
в
горизонте
».
В
этих
наблюдениях
все
верно
,
кроме
утверждения
,
будто
белый
кружок
ка
-
жется
больше
равного
черного
всегда
на
одну
и
ту
же
долю
.
Прибавка
зависит
от
расстоян
Рис
. 137.
Черные
кружки
кажутся
и
дали
шестиугольниками
.
Рис
. 136.
На
некотором
расстоянии
кружки
кажутся
шестиугольниками
.
ия
,
с
какого
кружки
рассматриваются
.
Сейчас
станет
понятно
,
почему
это
так
.
Отодвиньте
от
глаз
подальше
, –
иллюзия
ста
нет
еще
сильнее
,
еще
поразительнее
.
Объясняется
это
тем
,
что
ширина
добавочной
каймы
всегда
оста
-
ется
одинаковой
;
если
поэтому
в
близком
расстоянии
она
увеличивала
ширину
светлого
участка
всего
на
10%,
то
на
далеком
рай
стоянии
,
когда
само
изображе
-
ние
уменьшится
,
та
же
добавка
будет
составлять
уже
не
10%,
а
,
скажем
, 30%
или
даже
50%
его
ширины
.
Указанной
особенностью
нашего
глаза
обычно
объясня
-
ют
также
странное
свойство
Рассматривая
его
вблизи
,
вы
видите
мно
-
жество
белы
:
кружков
на
черном
поле
.
Но
отодвиньте
книгу
подальше
и
взгля
-
ните
на
рисунок
с
расстояния
2–3
шагов
,
а
если
у
вас
очень
хорошее
зрение
,
то
с
расстояния
шагов
6–8;
фигура
заметно
изменит
свой
вид
:
вы
увидите
в
ней
вме
-
сто
кружков
белые
шестиугольники
,
наподобие
пчелиных
ячеек
.
Меня
не
вполне
удовлетворяет
объяснение
этой
иллюзии
иррадиацией
,
с
тех
пор
как
я
заметил
,
что
черные
кружки
на
белом
фоне
также
кажутся
издали
шес
-
тиугольниками
хотя
иррадиация
здесь
не
увеличивает
,
а
сокращает
кружки
.
Надо
сказать
,
что
вообще
существующие
объяснения
зрительных
иллю
-
зий
нельзя
считать
ными
;
большинство
Какая
буква
чернее
?
дает
возможность
позна
-
комиться
с
другим
несовершенством
нашего
глаза
–
астигматизмом
.
Если
взглянете
на
него
одним
глазом
,
то
из
Рис
. 138.
Смотрите
на
эту
надпись
одним
глазом
.
Одна
из
букв
представится
вам
более
черной
,
нежели
остальные
.
*)
Подробнее
об
этом
см
.
мою
книгу
«
Обманы
зрения
» –
альбом
оптических
иллюзий
.
140
х
пока
-
жет
видеть
одинаково
отчетливо
и
вер
Таким
лицам
приходится
,
чтобы
ясно
видеть
,
употреблять
спе
-
циа
разиться
о
небрежности
его
работы
и
возвратить
ему
его
аш
поддается
также
целому
ряду
обманов
,
имеющих
совершенно
иные
причины
.
переходим
.
Эта
любопытн
я
в
«
Портрете
»
прек
про
-
сводится
кроме
того
,
и
все
лицо
мы
продолжаем
черных
букв
этой
надписи
не
все
,
вероятно
,
покажутся
вам
одинаково
черными
.
Заметьте
,
какая
буква
всего
чернее
,
и
поверните
рисунок
боком
.
Произойдет
неожиданная
перемена
:
самая
черная
буква
станет
серой
и
чернее
прочи
ся
теперь
уже
другая
буква
.
На
самом
же
деле
все
четыре
буквы
одинаково
черны
,
они
только
заштрихо
-
ваны
в
различных
направлениях
.
Если
бы
глаз
был
так
же
безупречно
устроен
,
как
дорогие
стеклянные
объективы
,
то
направление
штрихов
не
отражалось
бы
на
черноте
букв
.
Но
глаз
наш
по
различным
направлениям
не
вполне
одинаково
преломляет
лучи
,
а
потому
мы
не
можем
сразу
тикальные
,
и
горизонтальные
,
и
косые
линии
.
Редко
у
кого
глаза
совершенно
свободны
от
этого
недостатка
,
а
у
некоторых
людей
астигматизм
достигает
такой
степени
,
что
заметно
мешает
зрению
,
пони
-
жая
его
остроту
.
льные
очки
.
У
глаза
есть
и
другие
органические
недостатки
,
которых
при
изготовлении
оптических
приборов
мастера
умеют
избегать
.
Знаменитый
Гельмгольц
выразил
-
ся
по
поводу
этих
недостатков
так
: «
Если
бы
какой
-
нибудь
оптик
вздумал
про
-
дать
мне
инструмент
,
обладающий
такими
недостатками
,
я
счел
бы
себя
вправе
самым
резким
образом
вы
прибор
с
протестом
».
Но
и
кроме
этих
иллюзий
,
которые
обусловлены
известными
недостатками
строения
,
глаз
н
«
Живые
»
портреты
Всем
,
вероятно
,
приходилось
видеть
портреты
,
который
не
только
смотрят
прямо
на
нас
,
но
даже
следят
за
нами
глазами
,
обращая
их
в
ту
сторону
,
куда
мы
ая
особенность
таких
портретов
издавна
подмечена
и
всегда
казалась
многим
загадочной
;
нервных
людей
она
положительно
пугает
.
У
Гогол
расно
описан
подобный
случай
:
«
Глаза
...
вперились
в
него
и
,
казалось
,
не
хотели
ни
на
что
другое
глядеть
,
как
только
на
него
...
Портрет
...
глядит
мимо
всего
,
что
ни
есть
вокруг
,
прямо
в
него
, –
глядит
сто
тем
разгадка
ее
к
п
к
нему
вовнутрь
...»
Немало
суеверных
легенд
связано
с
этой
таинст
-
венной
особенностью
глаз
на
портретах
(
вспомните
тот
же
«
Портрет
»),
а
между
ростому
обману
зрения
.
Все
объясняется
тем
,
что
зрачок
на
этих
портретах
помещен
в
середине
глаза
.
Именно
такими
мы
видим
глаза
человека
,
который
смотрит
прямо
на
нас
;
когда
же
он
смотрит
в
сторону
,
мимо
нас
,
то
зрачок
и
вся
радужная
оболочка
кажутся
нам
находящимися
не
посредине
глаза
,
но
несколько
перемещенными
к
краю
.
Когда
мы
отходим
в
сторону
от
портрета
,
зрачки
,
разу
-
меется
,
своего
положения
не
меняют
–
остаются
посредине
глаза
.
А
так
как
,
Рис
. 139.
Загадочный
портрет
.
видеть
в
прежнем
положении
по
отноше
-
141
у
и
следит
за
нами
.
нию
к
нам
,
то
нам
,
естественно
,
кажется
,
будто
портрет
повернул
голову
в
нашу
сторон
Таким
же
образом
объясняются
и
другие
озадачивающие
особенности
неко
-
торых
картин
:
лошадь
едет
прямо
на
вас
,
куда
бы
мы
ни
отходили
от
картины
;
человек
указывает
на
нас
:
его
протянутая
вперед
рука
направлена
прямо
к
нам
,
и
т
.
п
.
Образец
подобной
картины
вы
видите
на
Такого
рода
плакатами
нередко
пользуются
для
агитационных
или
рекламных
целей
.
142
Если
вдуматься
хорошенько
в
причину
подобных
иллюзий
,
то
становится
яс
-
ным
,
что
в
них
не
только
нет
ничего
удивительного
,
но
даже
наоборот
:
удиви
-
тельно
было
бы
,
если
бы
такой
особенностью
картины
не
обладали
.
«
Воткнутые
линии
»
и
другие
обманы
зрения
Начерченная
на
группа
булавок
не
представляет
на
первый
взгляд
ничего
особенного
.
Но
поднимите
книгу
на
уровень
глаз
и
,
закрыв
один
глаз
,
смотрите
на
эти
линии
так
,
чтобы
луч
зрения
скользил
вдоль
них
. (
Глаз
нужно
поместить
в
той
точке
,
где
пересекаются
продолжения
этих
прямых
.)
При
таком
рассматривании
вам
покажется
,
что
булавки
не
начерчены
на
бумаге
,
а
воткнуты
в
нее
стоя
.
Отводя
голову
немного
в
сторону
,
вы
увидите
,
что
булавки
словно
наклоняются
в
ту
же
самую
сторону
.
Эта
иллюзия
объясняется
законами
перспективы
:
линии
начерчены
так
,
как
должны
были
бы
проектироваться
на
бумагу
отвесно
торчащие
воткнутые
бу
-
лавки
,
когда
на
них
смотрят
описанным
выше
образом
.
Способность
нашу
поддаваться
зрительным
обманам
вовсе
не
следует
рас
-
сматривать
только
как
недостаток
зрения
.
Она
имеет
и
свою
весьма
выгодную
сторону
,
о
которой
часто
забывают
.
Дело
в
том
,
что
,
если
бы
глаз
наш
неспосо
-
бен
был
поддаваться
никаким
обманам
,
не
существовало
бы
живописи
и
мы
ли
-
шены
были
бы
всех
наслаждений
изобразительных
искусств
.
Художники
широко
пользуются
этими
недостатками
зрения
.
В
своих
знаменитых
«
Письмах
о
разных
физических
материях
»
гениальный
ученый
XVIII
века
Эйлер
писал
:
*)
Издано
в
С
.-
Петербурге
в
1774
г
.
в
переводе
С
.
Румовского
.
Рис
. 140.
Поместите
один
глаз
(
закрыв
другой
)
приблизительно
в
точке
,
где
пересекаются
продолжения
этих
линий
.
Вы
увидите
ряд
авок
,
словно
воткнутых
в
бумагу
.
При
легком
перемещении
рису
ка
из
стороны
в
сторону
булавки
кажутся
качающимися
.
бул
н
-
Рис
. 141.
Буквы
поставлены
прямо
.
Рис
. 142.
Кривые
линии
этой
фигуры
кажутся
спиралью
;
между
тем
это
окружности
,
в
чем
легко
убедиться
,
водя
по
ним
заостренной
спичкой
или
циркулем
.
«
На
сей
обманчивости
все
живописное
художество
основано
.
Ежели
бы
мы
привык
-
ли
судить
о
вещах
по
самой
истине
,
то
бы
сие
искусство
(
т
.
е
.
художество
. –
Я
.
П
.
)
не
могло
иметь
места
,
равно
как
когда
бы
мы
были
слепы
.
Всуе
художник
истощил
бы
все
свое
ис
-
кусство
на
смешение
цветов
;
мы
бы
сказали
:
вот
на
сей
доске
красное
пятно
;
вот
голубое
,
здесь
черное
и
там
несколько
беловатых
линий
;
все
находится
на
одной
поверхности
,
не
видно
на
ней
никакого
в
расстоянии
различия
,
и
не
можно
бы
было
изобразить
ни
единого
предмета
.
Что
бы
на
картине
ни
написано
было
,
так
бы
нам
казалось
,
как
письмо
на
бума
-
ге
...
При
сем
совершенстве
не
были
ли
бы
мы
сожаления
достойны
,
лишены
будучи
удо
-
вольствия
,
которое
приносит
нам
ежедневно
столь
приятное
и
полезное
художество
?»
Оптических
обманов
очень
много
,
можно
наполнить
целый
альбом
различ
-
ными
примерами
таких
иллюзий
.
Многие
из
них
общеизвестны
,
другие
менее
знакомы
.
Привожу
здесь
еще
несколько
любопытных
примеров
оптических
об
-
манов
из
числа
менее
известных
.
Особенно
эффектны
иллюзии
и
с
линиями
на
сетчатом
фоне
:
глаз
положительно
отказывается
верить
,
что
буквы
на
поставлены
прямо
.
Еще
труднее
поверить
тому
,
что
на
перед
Рис
. 143.
Расстояния
AB
и
АС
равны
,
хотя
первое
кажется
большим
.
143