Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и особенности родительского правоотношения
1.1 Историко-правовой аспект становления родительских правоотношений
1.2 Виды родительских правоотношений
2. Осуществление родительских прав
2.1 Понятие, содержание и классификация родительских прав, принципы их осуществления
2.2 Ограничения и пределы осуществления родительских прав
2.3 Формы и способы осуществления родительских прав
3. Формы и способы защиты родительских прав
3.1 Формы защиты родительских прав
3.2 Способы защиты родительских прав
3.3 Проблемы семейного законодательства в области защиты и осуществления родительских прав
5. Передача ребенка на воспитание третьим лицам. Возможна ситуация, когда в силу тех или иных оснований правомочия по воспитанию ребенка передаются третьим лицам. Ст. 121 СК РФ содержит открытый перечень оснований для признания ребенка оставшимся без попечения родителей, при этом родители могут быть живы или не лишены родительских прав.
Кроме того, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» родители могут передать полномочия по воспитанию ребенка опекуну (попечителю) на основании, возмездного договора, а также обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о назначении их ребенку опекуна (попечителя) на определенный период времени, в течение которого они не могут в силу уважительных причин осуществлять свои родительские права по воспитанию ребенка непосредственно.
В этих и подобных случаях возникает сложное правоотношение по воспитанию ребенка, включающее в себя два самостоятельных правоотношения: родительское и то, которое возникает между ребенком и лицами, принявшими его на воспитание в семью. Дополнительное правоотношение возникает между родителями ребенка и лицами, на воспитание которым он передан.
В соответствии со ст. 148.1 СК РФ опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка. При этом опекун или попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства (п. 1 ст. 65 СК РФ). Также опекун или попечитель имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка.
По мнению Н.Н. Тарусиной, «практически все названные права и обязанности опекунов и попечителей являются ограниченными законодательством родительскими правами и обязанностями (квазиродительские права и обязанности)».
6. Характер обстановки. Ряд особенностей имеет осуществление родительских прав родителем, осужденным за совершение преступления к наказанию в виде лишения свободы. Сам факт пребывания в исправительном учреждении не влечет за собой прекращения семейных прав и обязанностей, но косвенно осужденные существенно ограничены в поддержании семейно-брачных отношений, воспитании детей, оказании внимания родителям и т.п.
Родитель, осужденный к наказанию в виде лишения свободы, не теряет возможность осуществлять свои родительские права в отношении ребенка. Данная норма обеспечивает защиту родительских прав осужденного супруга.
Родитель, осужденный за умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга, может быть лишен родительских прав в порядке, предусмотренном ст. ст. 69, 70 СК РФ. Лишение родительских прав не освобождает осужденного от обязанности содержать своих детей.
В исправительных учреждениях беременным женщинам, кормящим матерям и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, создаются условия, обеспечивающие их нормальное проживание и развитие; могут организовываться дома ребенка. Осужденным беременным женщинам создаются улучшенные бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания. Таким образом, в случае лишения свободы родителя, родительское правоотношение не прекращается, а меняется способ осуществления родительских прав.
Признание родителей (одного из них) недееспособным вследствие психического заболевания или ограниченно дееспособным не ущемляет такого родителя в родительских правах. Как полагает А.Н. Левушкин, лишь в случае непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка он может быть отобран на основании акта органа опеки и попечительства (ст. 77 СК РФ)».
Родитель, ограниченный в гражданской дееспособности, в определенной степени ограничивается и в объеме семейной дееспособности. В частности, несмотря на то, что он не может быть усыновителем (ст. 127 СК РФ), родительские права и обязанности сохраняются в полном объеме.
Что касается лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, то вопрос об их праве быть родителями и об осуществлении ими родительских прав решается гораздо сложнее. В научном мире проблема осуществления недееспособными лицами своих родительских прав в данном аспекте практически не исследовалась, несмотря на ее актуальность, особенно с позиции защиты прав и свобод человека.
Во-первых, при установлении происхождения ребенка от таких лиц, закон допускает неравноправие полов: материнство недееспособной женщины может быть удостоверено при регистрации рождения ребенка, в то время как отцовство недееспособного мужчины не может быть установлено ни в органах ЗАГС, ни в судебном порядке. Причины этого вполне понятны: материнство устанавливается в силу самого факта рождения ребенка определенной женщиной. Однако, когда обсуждается вопрос о возможности установления в органах ЗАГС или в суде отцовства недееспособного лица, такая возможность отрицается в силу того, что недееспособное лицо не может лично выразить свою волю стать родителем, т.е. лично осуществить свое право на родительство, подтвердить или опровергнуть факт происхождения ребенка от него. С учетом сказанного представляется, что подход законодателя к вопросу об установлении происхождения ребенка от недееспособных родителей не отличается научностью и последовательностью.
Прежде всего, необходимо решить одинаково для матери и отца вопрос о том, придавать юридическое значение их воле при установлении происхождения от них ребенка или нет? Скорее всего, ответ должен быть отрицательным: родительские права и обязанности не могут зависеть от желания родителей стать таковыми. Юридическим фактом, на основании которого они возникают, является происхождение детей от родителей (ст. 47 СК РФ). Но в таком случае для установления подлинного происхождения ребенка, как от недееспособной матери, так и от недееспособного отца необходимы объективные доказательства (судебно-биологическая экспертиза, свидетельские показания и т.п.).
При этом целесообразно устанавливать происхождение только в судебном порядке, причем в порядке особого производства, если только опекун недееспособного родителя не возражает против установления факта отцовства или материнства. Если не исключается возможность установления факта отцовства умершего лица, то почему такой факт не может быть установлен в отношении живых лиц, которые также не могут выразить свою волю и лично защитить свои права?
Во-вторых, закон не придает юридического значения воле недееспособных родителей при решении вопроса о семейном устройстве их детей. Такие дети считаются детьми, оставшимися без попечения родителей, хотя на практике, чаще всего, надзор за ними и их воспитание осуществляет опекун недееспособного родителя. Однако усыновление детей осуществляется без согласия как недееспособных родителей, так и их опекунов, с чем нельзя согласиться.
В связи с этим представляется необходимым внести в СК РФ дополнения о том, что усыновление детей лиц, признанных судом недееспособными, осуществляется без их согласия, но с обязательным учетом мнения опекунов недееспособных родителей. Необходимо также предоставить опекунам недееспособных родителей или одному из них преимущественное перед другими лицами (при прочих равных условиях) право усыновить ребенка своего подопечного, установить над ним опеку или попечительство, либо иным образом устроить его на воспитание в свою семью.
Следующей разновидностью являются правоотношения по осуществлению родительских прав в экстремальной ситуации. Право на общение родителей с ребенком может возникнуть по причине нахождения родителей либо самого ребенка в экстремальной ситуации: задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое. По аналогии с п. 2 ст. 55 СК РФ, предусматривающей право ребенка, находящегося в экстремальной ситуации, на общение с родителями в порядке, установленном законом, родитель, находящийся в подобной ситуации, также имеет право на общение со своими детьми.
О существовании такого права говорится в правовых нормах, имеющих другую отраслевую принадлежность. Так, пункт 62 Типового положения о специальном лечебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 №420, не допускает ограничения или лишения воспитательных контактов воспитанника с родителями. Родители имеют право посещать воспитанника без каких-либо ограничений. При этом создаются условия для их временного проживания (п. 70 того же Положения).
Статья 18 ФЗ РФ от 30 марта 1995 №38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» предусматривает, что родители, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, имеют право на совместное пребывание с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения, оказывающего им медицинскую помощь.
В соответствии с п. 3 ст. 51 ФЗ РФ от 21 ноября 2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка.
Таким образом, осуществление родительских прав в экстремальной обстановке обеспечивается посредством установления в законе специальных правил, которым должны следовать родители и иные лица.
7. Наличие генетического родства. Как правило, основанием возникновения родительского правоотношения является биологическое (генетическое) родство между ребенком и его родителями и имеет правовое значение при регулировании отдельных семейных отношений. Так, ст. 14 СК РФ признает родителей и детей близкими родственниками и запрещает заключение брака между ними.
Рассмотрим такой важный момент, как правоотношения между суррогатной матерью и ребенком, которого она выносила и родила, ведь российское законодательство допускает возможность применения методов искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона.
Одна из основных проблем - отношения между «заменяющей матерью» и генетическими родителями, а также решение вопроса о субъекте родительских прав. В таких родительских правоотношениях ребенок лишен права иметь биологических родителей. Несмотря на то, что между женщиной, вынашивающей ребенка и зародышем во время беременности устанавливается биологическая связь, она прекращается с моментом рождения, генетическая связь же, бесспорно, сохраняется и передается из поколения в поколение.
Государственная регистрация рождения ребенка и совершение актовой записи о матери является основаниями возникновения родительского правоотношения между ребенком и суррогатной матерью, которая приобретает полный комплекс родительских прав и обязанностей и осуществляет их по общим правилам.
К следующей группе относятся правоотношения между супругами, давшими согласие на применение метода искусственного оплодотворения, и ребенком, родившимся у них в результате данного метода. Несмотря на «неполноценность» генетической связи и в данном случае правоотношение имеет общий характер, родительские права и обязанности осуществляются по общим правилам.
Предложенная классификация видов родительских правоотношений позволяет признать юридическое значение критериев данной классификации, специфику осуществления и защиты родительских прав в зависимости от вида правоотношения между родителями и детьми.
2. Осуществление родительских прав
2.1 Понятие, содержание и классификация родительских прав, принципы их осуществления
Важнейшим среди родительских прав и обязанностей является право родителей на воспитание детей. По мнению М.В. Антокольской, «этот процесс выражается в совершении родителями целенаправленных действий, предполагающих достижение определенного результата, и бессознательном воздействии на ребенка, происходящего постоянно в процессе общения ребенка и родителей, и влияние, которое оказывают на ребенка поведение и пример родителей».
Вопрос о содержании родительских прав и обязанностей как личного, так и имущественного характера относится к числу спорных. В соответствии с семейным законодательством, при рождении ребенка между ним и его родителями возникает комплекс прав и обязанностей: ребенок наделяется правом жить и воспитываться в семье, правом знать своих родителей, правом на заботу родителей, правом на совместное с ними проживание, правом на воспитание своими родителями, и т.д.
Что же касается родителей, то они имеют право и обязаны воспитывать своих детей, кроме того, родители несут за это ответственность. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (ст. 63 СК РФ), обязаны защищать права и интересы своих детей.