Файл: Статус несовершеннолетних родителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Ограничения и пределы осуществления родительских прав

Основная идея семейного воспитания, суть осуществления родительских прав воплощаются в п. 1 ст. 63 СК РФ посредством установления сложной правовой конструкции - предоставления родителям права воспитывать детей и возложения на них обязанности воспитывать своих детей. Все вопросы педагогического характера, как правило, разрешаются матерью и отцом паритетно, либо одним из них с одобрения или молчаливого согласия другого.

Между тем, как справедливо отмечает М.С. Кокорина, процесс семейного воспитания значительно сложнее. Во-первых, закон называет лишь основные правомочия (педагогические) действия родителей, которые могут осуществляться разнообразными актами поведения, но в пределах, установленных законом. Во-вторых, не все педагогические действия родителей получили правовую форму, например, экологическое, половое, художественное, правовое воспитание и т.д. Поэтому, совершая конкретные акты поведения в названных сферах воспитания, родители действуют под общим воздействием правовых норм, и в пределах, установленных для осуществления родительского права на воспитание. Таким образом, необходимо определить и нормативно закрепить пределы осуществления родительских прав, которыми следует руководствоваться при оценке правомерности актов поведения родителей.

В науке семейного права высказываются различные мнения относительно проблематики пределов осуществления родительских прав. В частности, М.С. Кокорина утверждает, что: «Критерием (пределом), которым следует руководствоваться при оценке правомерности тех или иных действий родителей при осуществлении ими своего права на воспитание, следует считать интересы детей». В качестве обоснования своей позиции она предлагает классифицировать правовые нормы, охватываемые понятием «интересы ребенка», на три группы.

В первую входят нормы-принципы (ч. 1 ст. 65 СК РФ), где существование родительского права на воспитание оправдывается тем, что оно существует для ребенка и должно осуществляться в пределах интереса ребенка.

Во второй группе интересы ребенка играют конкретизирующую функцию. Речь идет об использовании понятия «интересы ребенка» с целью уточнения, что должно иметь место: например, в ч. 1 ст. 65 СК РФ указывается, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей…; согласно ч. 2 данной статьи все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.


В третью группу М.С. Кокорина выделяет те нормы, где интересы детей формируют поведение родителей в исключениях из общего правила или под их общим правовым воздействием, которые допускаются самой семейно-правовой нормой. Пример: положение ч. 1 ст. 65 СК РФ, где говорится, что родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

М.С. Кокорина делает весьма категоричный и, полагаем, не совсем обоснованный вывод: «Иными словами, «интересы ребенка» служат и мерилом, и пределом воспитательных действий родителей, за рамками которого их действия следует рассматривать не только как злоупотребление правом, но и порой, как преступление».

Конечно, родители должны руководствоваться интересами детей, но не в исключительной степени. В некоторых случаях родители могут принимать решения, руководствуясь только личными интересами, намереваясь обеспечить защиту своих родительских прав, но при этом предполагается и учет интересов ребенка. Например, требуя возврата ребенка от третьих лиц, удерживающих его не на основании закона или судебного решения.

В СК РФ отсутствуют какие-либо специальные принципы взаимоотношений родителей и детей. Не вызывает сомнений то, что полная правовая регламентация отношений между родителями и детьми невозможна.

2.3 Формы и способы осуществления родительских прав

Основной целью осуществления родительских прав является создание максимально благоприятных условий для развития ребенка, становления его личности. Представляется, что осуществление родительских прав следует понимать, как поведение правообладателя (родителя), соответствующее содержанию принадлежащих ему родительских прав и обязанностей.

Научная дискуссия по вопросу о содержании прав родителей обсуждается многими авторами. Родители не вправе передавать свои родительские права другим лицам, то есть данные права являются неотчуждаемыми. При этом если родители помещают детей в детские воспитательные или образовательные учреждения (например, школа с полным пансионом), или в некоторых случаях передают на воспитание иным лицам, то их действия рассматриваются лишь «как один из способов осуществления родителями права на воспитание».

Необходимо упомянуть и новое для семейного законодательства личное неимущественное родительское право, введенное ФЗ «Об опеке и попечительстве» - право единственного родителя несовершеннолетнего ребенка определять на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку, которое так же имеет особенности реализации. Так согласно п. 5 ст. 13 ФЗ «Об опеке и попечительстве», орган опеки и попечительства может отказать в назначении опекуном или попечителем лица, указанного родителем в случае, если такое назначение противоречит гражданскому или семейному законодательству либо законным интересам детей.


Отношения между родителями и детьми регулируются нормами различного отраслевого законодательства. В частности, ст. 156 УК РФ предусматривает уголовное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Под «неисполнением обязанностей» подразумевается неучастие в воспитательном процессе в виде полного отстранения от него либо участие не в полном объеме, а также частичное выполнение обязанностей по воспитанию, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним со стороны лиц, на которых возложены обязанности по его воспитанию. Ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего считается нечеткое, формальное, несвоевременное, неправильное, а чаще всего преднамеренно неполное их осуществление. Следует отметить, что неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего является преступлением только в том случае, если оно соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

По данным МВД РФ, по собранным материалам уголовные дела по ст. 156 УК РФ возбуждаются лишь в 20% случаев. Не принято относить к случаям неисполнения родительских прав, соединенного с жестоким обращением с ребенком, факты непредоставления ребенку пищи, одежды и обуви со стороны тех родителей, которые не имеют места работы, но получают пособия на детей и расходуют их на приобретение спиртных напитков. В данной ситуации правоприменители руководствуются правилами, установленными в ст. 65 СК РФ, любое отступление от которых уже представляет собой ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Весьма интересным и значимым представляется вопрос об определении содержания понятий «ненадлежащее осуществление родительских прав», «ненадлежащее исполнение родительских обязанностей», «ненадлежащее воспитание» и т.п. Данные понятия используются учеными при исследовании правоотношений между родителями и детьми, судьями при оценке поведения родителей, упоминается данное понятие и в постановлении Пленума Верховного суда РФ №10 от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

Понятие «ненадлежащее» выполнение обязанностей по воспитанию законодатель использует при регулировании алиментных обязательств между отчимом (мачехой) и пасынком (падчерицей), в частности, последние могут быть освобождены от исполнения алиментной обязанности, если отчим (мачеха) выполняли свои обязанности по воспитанию или содержанию пасынка (падчерицы) ненадлежащим образом (ст. 97 СК РФ).


Понятие «злоупотребление родительскими правами» определено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». Согласно п. 11 данного постановления под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например, создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п. В частности, в судебной практике приводится пример последствий злоупотребления родительскими правами: «…один семиклассник (лидер хоккейной команды) покончил жизнь самоубийством из-за того, что родители запретили ему играть в хоккей, пока он не окончит музыкальную школу».

Достаточно часто злоупотребление родительскими правами заключается в расходовании денежных средств, предназначенных для нужд ребенка. Известны случаи, когда родители, зачастую злоупотребляющие спиртными напитками, живут на детские пособия, не заботясь о детях, не уделяя никакого внимания их воспитанию и содержанию, оставляют ребенка без пищи и тепла.

Исследование форм и способов осуществления родительских прав позволяет утверждать о наличии следующих особенностей:

1) осуществление родительских прав основано на свободе выбора родителями в принципе любого варианта поведения, обусловленного содержанием принадлежащих им прав и обязанностей;

2)никто не имеет права препятствовать родителю (в том числе и второй родитель) осуществлять свои родительские права;

3)формально-объективным препятствием в осуществлении родительских прав являются интересы ребенка, противоречие которым со стороны родителей запрещено законом (ст. 65 СК РФ);

4)родители по своему усмотрению могут как осуществлять свои родительские права, так и отказаться от них.

В отличие от гражданских прав, фактический отказ от родительских прав влечет правовые последствия в виде применения к родителям мер юридической ответственности и лишь впоследствии имеет место формальное подтверждение отказа от родительских прав.

3. Формы и способы защиты родительских прав

3.1 Формы защиты родительских прав


В науке семейного права семейно-правовые санкции делят на две группы: меры ответственности и меры защиты. В осуществлении родительских прав наблюдаются особые формы сочетания мер ответственности и мер защиты.

В частности, лишение прав одного из родителей, является мерой ответственности по отношению к нему и может быть мерой защиты прав ребенка и другого родителя. Меры защиты родительских прав могут использоваться и с целью предотвращения в будущем их нарушения (заключение соглашения об определении порядка осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка).

Некоторые ученые полагают, что право на защиту является просто элементом содержания субъективного права. Другие, с которыми мы согласимся, считают, что право на защиту более самостоятельно, по их мнению, оно является основанием, условием защиты права, а не ее элементом.

Выделяют две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, органы внутренних дел, органы ЗАГС и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.

Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно. Большинство ученых такие действия называют самозащитой прав.

Основной формой защиты родительских прав является судебная защита. Однако специфика семейных отношений такова, что в ряде случаев судебный способ разрешения семейного спора является далеко не лучшим.

Самозащита в семейном праве - это совершение управомоченным лицом дозволенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его семейных прав. Следует отметить, что вопрос о самозащите семейных прав недостаточно освещен в правовой литературе. Представляется, что самозащита родительских прав имеет место в «постоянном режиме», поскольку в соответствии с законом родители имеют преимущественное право перед всеми третьими лицами в воспитании ребенка, могут в любой момент потребовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его не на основании закона или судебного решения и т.п.

В современной науке семейного права активно обсуждаются вопросы досудебного разрешения споров, возникающих между родителями, применения различных альтернативных форм и способов разрешения семейных конфликтов до превращения их в судебный спор о праве на воспитание, о защите прав ребенка или родительских прав. Согласно п. 2 ст. 65 СК РФ все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.