Файл: Статус несовершеннолетних родителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закон ставит на первое место обязанности родителей, а потом уже их права: родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (ст. 63 СК РФ), имеют право представлять, как законные представители права и интересы детей без специальных полномочий. Со стороны родителей воспитание своих детей - это их обязанность и право.

В научной литературе существующая в СК РФ связь между правами и обязанностями родителей по воспитанию детей понимается по-разному. В частности, В.А. Рясенцев говорил о том, что «права родителей являются, в то же время, их обязанностью». Данная позиция нашла широкое распространение в научной литературе.

По мнению A.M. Рабец., А.Е. Казанцевой, Е.А. Чефрановой, права и обязанности родителей не могут совпадать, так как существуют в плоскости различных правоотношений: между родителями и детьми; между родителями и государством; между родителями и третьими лицами.

Как отмечает A.M. Рабец, «в родительском правоотношении дети являются только управомоченными, а родители только обязанными субъектами». Обязанность родителей по воспитанию детей корреспондирует праву самих детей на получение правильного семейного воспитания.

Единство родительских прав и обязанностей имеет и легальное закрепление в п. 1 ст. 61 СК РФ: «Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права)». Невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию детей влечет утрату родительского права, ограничение в родительских правах.

Пункт 1 ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка специально говорит о праве ребенка на заботу со стороны родителей.

Классификация родительских прав представляется возможной при проведении анализа положений СК РФ. Глава 12 СК РФ, именуемая «Права и обязанности родителей», содержит упоминания о личных правах и обязанностях родителей.

К личным неимущественным родительским правам можно отнести:

1)право на воспитание детей, на заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии (п. 1 ст. 63 СК РФ);

2)право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ);

3)право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения (ст. 68 СК РФ);


4)право на защиту прав и интересов детей за исключением случаев, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия (ст. 64 СК РФ);

5)право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования, если он проживает с другим родителем (ст. 66 СК РФ);

6)право отдельно проживающего родителя на получение информации о своем ребенке из лечебных учреждений, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений (ст. 66 СК РФ).

Современная юридическая литература предлагает классификацию родительских прав личного характера на: право по воспитанию и образованию ребенка; право на защиту прав и интересов детей; право на защиту самих родительских прав.

К личным неимущественным обязанностям родителей СК РФ относит обязанность: воспитывать своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ); заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном, нравственном развитии своих детей (абз. 2 п. 1 ст. 63 СК РФ); заботиться о получении детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ); защищать прав и интересы своих детей без специальных на то полномочий (п. 1 ст. 64 СК РФ).

Имущественные правоотношения между родителями и детьми можно разделить на две группы: к первой относятся правовые отношения по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом; ко второй - отношения по алиментированию. Ныне действующий СК РФ содержит принципиально новое положение: родители не имеют права собственности на имущество ребенка, ребенок не имеет права собственности на имущество родителей.

Что касается алиментных обязательств, то родители обязаны содержать своих несовершеннолетних, а также совершеннолетних, но нетрудоспособных детей. С другой стороны, нетрудоспособные и нуждающиеся в материальной поддержке родители имеют право требовать выплаты алиментов от трудоспособных совершеннолетних детей.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Родительское право представляет собой совокупность правомочий родителей по воспитанию, образованию и содержанию несовершеннолетних детей, осуществляемых как возможное и должное поведение с целью обеспечения интересов несовершеннолетних.

2. Содержание родительских прав определяется на основании провозглашенного в законодательстве принципа единства родительских прав и обязанностей.

3. Понятие «родительские права и обязанности» объединяет совокупность имущественных и неимущественных прав и обязанностей, которые принадлежат родителям как субъектам родительских правоотношений и определены нормами семейного и иного отраслевого законодательства.


4. Анализ структуры большинства родительских прав дает основания утверждать: родители обязаны осуществлять свои права. Это означает, что, осуществляя свои права, в то же время родители исполняют и свои обязанности, которые, в свою очередь, обеспечивают реализацию прав детей.

5. Классификация родительских прав возможна посредством выделения личных неимущественных, а также имущественных прав и обязанностей родителей.

В отсутствие нормативно закрепленных принципов семейного воспитания детей в частности и принципов осуществления родительских прав в целом, их содержание может быть определено посредством анализа соответствующих норм Семейного кодекса РФ.

В науке семейного права наиболее пристальное внимание к принципам взаимоотношений родителей и детей проявлял В.Н. Леженин. Он предлагал выделять следующие принципы: принцип целенаправленности воспитания, его связь с жизнью; принцип комплексного подхода; принцип единства слова и дела; принцип сочетания педагогического руководства с развитием активности и инициативы ребенка; принцип систематичности и последовательности воспитания; принцип воспитания в труде на общую пользу; принцип единства требований и уважения к личности ребенка; принцип учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей ребенка.

Предложенная классификация заслуживает внимания, но обозначенные принципы имеют ограниченную сферу применения и могут учитываться лишь при реализации родителями своих прав и обязанностей по воспитанию детей.

В юридической литературе уже были предприняты попытки определить перечень и содержание принципов осуществления родительских прав. В частности, по мнению Л.М. Пчелинцевой, такими принципами являются: обеспечение прав и интересов детей; решение вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по взаимному согласию родителей, исходя из интересов и с учетом мнения детей.

Полагаем, такой подход к формулированию основных положений, определяющих поведение родителей в отношениях с детьми, полностью соответствует предписаниям ст. 65 СК РФ. Однако названные принципы не в полной мере отражают специфику осуществления родителями своих прав.

Семейное законодательство исходит из принципа равенства прав мужчины и женщины, в том числе отца и матери при осуществлении родительских прав. Реализация данного принципа имеет очень важное значение, поскольку достаточно часто один из родителей проживает отдельно от ребенка, что создает иногда сложности в осуществлении им своих родительских прав.


Некоторые авторы совершенно справедливо замечают, что определенные отступления от принципа равенства прав родителей неизбежны.

Во-первых, как уже отмечалось, существенно различаются правила удостоверения материнства и отцовства, предусмотрены обязанности мужа по содержанию жены (бывшей жены) до достижения ребенком возраста трех лет и т.п. Косвенно из данного положения, а также из правила об ограничении права мужа на расторжение брака в течение года после рождения ребенка вытекает преимущественное право женщины на непосредственную заботу о малолетнем ребенке (ст. ст. 19, 48, 89-90 СК РФ), что подтверждается судебной практикой.

Во-вторых, при раздельном проживании родителей равенство также заведомо и объективно не может быть обеспечено.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, кроме того, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей (ст. 65 СК РФ). Закон не определяет понятия «интересы ребенка» и вряд ли это возможно. Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 20 апреля 2006 №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» разъясняет, что под интересами детей, в частности, при усыновлении ребенка следует понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для его воспитания и развития.

В юридической литературе данный принцип формулируется как «необходимость учета интересов ребенка».

По мнению Старосельцевой М.М. правильнее говорить о том, что осуществление родительских прав не должно противоречить интересам детей, в связи с этим соответствующий принцип может быть сформулирован как «непротиворечие интересам детей». Интересы детей не должны быть единственным мерилом «качества семейного воспитания. Таким образом, следующий принцип осуществления родительских прав должен быть сформулирован как «Учет интересов родителей при осуществлении ими родительских прав».

В юридической науке выделяется еще один принцип, близкий по содержанию к вышеназванному, но имеющий самостоятельное значение. Интересы родителей должны соответствовать интересам ребенка, и только тогда осуществление родительских прав будет надлежащим. «В соответствии со ст. 64 СК РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий». Представительство интересов детей как раз означает то, что интересы родителей не должны противоречить интересам детей.


Самостоятельное значение имеет принцип, в соответствии с которым родители не должны злоупотреблять своими правами. В качестве самостоятельного принципа должен быть указан также - осуществление родительских прав в соответствии с их назначением. Родители, наделенные правами и обязанностями в отношении детей, должны четко представлять, с какой целью они их осуществляют, каким образом закон формализует их «родительскую миссию».

Представляется необходимым отметить преимущественный характер родительских прав перед всеми третьими лицами в сфере воспитания детей. Это означает, что только родители и больше никто, даже самые близкие родственники, не говоря уже о посторонних лицах, могут решать вопросы, связанные с воспитанием своих детей.

Достаточно серьезной проблемой реализации родителями преимущественного права на воспитание ребенка является осуществление своих полномочий лицами, на воспитание которых передан ребенок (опекунами, попечителями и др.). Федеральный закон от 24 апреля 2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» предоставил родителям легальную возможность передать в административном порядке свои полномочия по воспитанию ребенка третьему лицу.

В соответствии со ст. 13 названного закона родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя.

Итак, исходя из вышеизложенного можно включить в принципы осуществления родительских прав следующие: единство родительских прав и обязанностей; равенство родительских прав обоих родителей; непротиворечие интересам детей; учет интересов родителей; совпадение интересов детей и родителей; недопущение злоупотребления родительскими правами; осуществление родительских прав в соответствии с их назначением; преимущественный характер родительских прав перед всеми третьими лицами.

Названные принципы регламентируют значительную сферу семейных отношений, составляющих предмет отрасли семейного права, - отношения между родителями и детьми.