Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 5837

Скачиваний: 169

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

7.4.5. Палубный самолет дальнего радиолокационного обнаружения 

и управления «Хокай-2000» с БРЛС типа АФАР 

Комплекс «Хокай-2000» является модернизированным (пятое поколение) 

вариантом системы Е-2С (рис. 7.13). 

Рис. 7.13 

Основные ТТХ палубного самолета «Хокай» (экипаж самолета состоит из 

двух летчиков и трех операторов) представлены ниже: 

Максимальная взлетная масса 24,6 τ 
Максимальная скорость полета на высоте 4000 м 600 км/ч 
Крейсерская скорость 576 км/ч 

Продолжительность патрулирования на удалении 370 км от корабля 5,5 ч 
Практический потолок 8,8 км 
Максимальная перегоночная дальность полета 2700 км 
Геометрические размеры: 

длина фюзеляжа 17,54 м 
размах крыла/в сложенном положении 24,56/8,94 м 
высота (с учетом обтекателя РЛС) 5,58 м 

Главными задачами при модернизации комплекса Е-2С по программе соз­

дания системы «Хокай-2000» и в дальнейшем «Усовершенствованный «Хо­

кай», являются: 

1) обеспечение обнаружения воздушных целей всех типов как над мор­

ской поверхностью, так и в приобрежных зонах и над земной поверхностью со 
сложным рельефом местности; 


background image

2) увеличение в 1,5 раза дальности обнаружения и сопровождения мало­

размерных, малозаметных, малоскоростных и высокоскоростных воздушных 

целей и надводных целей (ракетных и торпедных катеров, перископов подвод­
ных лодок, малых судов в прибрежной зоне); 

3) обнаружение момента пуска и сопровождение противокорабельных и 

крылатых ракет с различных носителей (воздушных, морских); 

4) увеличение одновременно сопровождаемых воздушных целей (до 2600); 

5) повышение помехозащищенности и электромагнитной совместимости 

за счет пространственно-временной обработки сигналов. 

Элементы бортового радиоэлектронного комплекса условно сведены в 

шесть основных взаимосвязанных подсистем: обнаружения, опознавания, нави­
гации, связи и передачи данных, обработки данных, отображения и управления. 

Главным отличием комплекса оборудования «Усовершенствованный Хокай» 

является использование новой импульсно-доплеровской БРЛС с активной фа­

зированной антенной решеткой AN/APS-XX. 

Как и ранее, антенная решетка расположена во вращающемся обтекателе 

размером 7,32 χ 0,77 м и имеет антенную структуру из 18 элементов, работаю­
щих в Р-диапазоне (415.. .450 МГц). Структура БРЛС показана на рис. 7.14. 

Рис. 7.14 

Высокостабильный опорный генератор и синтезатор сигналов обеспечи­

вают когерентность всего тракта РЛС и формирование всех высокочастотных 
сигналов и сигналов синхронизации. 

При помощи фазовращателей ФВ обеспечивается требуемое фазовое рас­

пределение излучаемой ЭМВ на апертуре антенны и, соответственно, положе­
ние по азимуту и форма ДН антенны на передачу. Формирователь зондирую-


background image

щего сигнала и усилители мощности передающих модулей обеспечивают не­
обходимую форму и мощность излучаемых импульсов. 

При приеме отраженной ЭМВ каждый элемент антенной решетки при по­

мощи переключателей прием-передача ППП подсоединяется на вход своего 
малошумящего усилителя МШУ. На выходе МШУ аналоговые сигналы при 
помощи АЦП преобразуются в цифровые сигналы. 

Соединение элементов антенной решетки с приемопередающими модуля­

ми осуществляется через вращающийся переход ВП. 

Диаграмма направленности на прием формируется в цифровом виде про­

цессором. 

При механическом круговом вращении антенной решетки со скоростью 

6 об/мин (один оборот за 10 с) одновременно может проводиться электронное 
сканирование ДН в секторе ±60° с различной скоростью. 

Адаптивная пространственно-временная обработка сигналов обеспечивает: 

1) формирование нулей ДН антенны в направлении источников помех 

(станции РЭП; телевизионные, связные и другие станции, работающие в этом 
же диапазоне частот); 

2) оптимизацию селекции сигналов воздушных и надводных целей на лю­

бом мешающем фоне; 

3) повышение эффективности обнаружения и захвата сигналов малораз­

мерных целей и точности измерения координат. 

Процессоры сопровождения и наведения обеспечивают решение задач 

целеуказания и наведения своих истребителей и ракет на воздушные и мор­
ские цели. 

Преимуществом новой РЛС является возможность изменения в широком 

диапазоне параметров сигналов излучения и алгоритмов обработки. Пере­

стройка несущей частоты производится от одной когерентной пачки импульсов 
к другой. Модуляция сигнала внутриимпульсная, частотная 0,5...3,5 МГц (ко­
эффициент сжатия импульсов 100...700). Длительность зондирующих импуль­
сов 1...20; 50; 100 и 150 мкс, частота повторения импульсов 125... 1500 Гц. Вы­
бор сигналов проводится в зависимости от решаемых задач и сложившейся ра­
диоэлектронной обстановки. 

Дальность обнаружения малоразмерной низколетящей цели составляет 

340 км (максимальная дальность действия - 620 км), а разрешающая способ­
ность по дальности — 45 м. 

Дальнейшая модернизация комплекса «Хокай» предполагает использовать 

в надфюзеляжном обтекателе три неподвижных АФАР в виде равностороннего 
треугольника, что обеспечит электронное сканирование ДН антенны в круго­
вом секторе. Диапазон рабочих частот АФАР будет изменен в сторону L-, 

S-диапазонов. 


background image

7.4.6. Самолет базовойпатрульнойавиации Р-8А «Посейдон» 

В США разработан новый самолет БПА Р-8А «Посейдон», который дол­

жен заменить существующие самолеты Р-ЗС «Орион». Важной особенностью 
нового самолета является применение в составе бортового разведывательного 
оборудования РЛС, имеющей возможность вести разведку в режимах синтези­
рования апертуры и инверсного синтезирования. Последний режим особенно 
эффективен при решении задач по разведке надводных целей (включая задачу 
обнаружения перископов подводных лодок). 

Бортовая радиолокационная система РЛС AN/APY-10, которая является 

модернизированным вариантом AN/APS-137(V)S, была разработана как поис­
ковая, способная обнаруживать и сопровождать наземные цели, перископы и 
шноркели подводных лодок. Она имеет широкие возможности в плане иденти­
фикации обнаруженных целей, оценки боевых потерь и слежения. Более эф­
фективное обнаружение перископов подводных лодок обеспечивается за счет 
использования цифрового сканирующего конвертера и малошумящего преду-

силителя на входе. Архитектура ИРСА позволяет вести съемку с высоким раз­

решением, повышает возможности по распознаванию (классификации) малых 

быстродвижущихся целей, располагающихся недалеко от берега. Основные 
функциональные возможности РЛС: 

1) обнаружение и слежение за наземными (надводными) целями на боль­

шом расстоянии; 

2) более надежное обнаружение перископов; 
3) ведение морской разведки с большой высоты; 
4) сопровождение множественных целей; 
5) высокая устойчивость к подавлению и противодействие ложным целям; 
6) управление на программном уровне; 
7) совместимость с системами управления ракетами «Гарпун», «Томахок» 

и другими; 

прямое взаимодействие с системами управления оружием. 
Радиолокационная система работает в режимах: 
РСА (длительность импульса 13,2 мкс, средняя мощность 350 Вт, разре­

шение 2.. .200 м, частота следования импульсов зависит от дальности); 

ИРСА (соответственно 10 мкс, 230...500 Вт; разрешение 0,6...1,2 м и 

500... 1000 Гц); 

обнаружение перископов (5 мкс, 460 Вт и 1,854 кГц); 
поиск/навигация (10 мкс, 200 Вт и 388 Гц). 
Также планируется оснастить самолет комплексом электронного противо­

действия, состоящим из системы управления средствами РЭБ AN/ALQ-213 (V), 

системы направленных ИК-помех, системы предупреждения о радиолокацион­
ном облучении и системы постановки активных помех. 


background image

7.4.7. Информационно-разведывательные комплексы 

на аэростатах и дирижаблях 

Аэростаты и дирижабли, оснащенные информационно-разведывательны­

ми комплексами, могут обеспечить выполнение функциональных задач ком­
плексов типа Авакс, Хокай и Джистарс. 

Главным преимуществом таких комплексов по сравнению с авиационны­

ми является возможность непрерывного при неограниченной длительности 
контроля воздушного, надводного и наземного пространства в заданной зоне 
ответственности при минимальной стоимости жизненного цикла (создания, 
применения и технической эксплуатации). Так, стоимость эксплуатации аэро­
статного комплекса в течение года может быть на порядок меньше эксплуата­
ции комплекса типа АВАКС, а стоимость обеспечения зоны обзора протяжен­
ностью 1000 км - в три раза меньше. 

Примером использования таких комплексов служит создаваемая сеть 

TARS (Tethered Aerostat Radar System - радиолокационная система на привяз­
ных аэростатах) на южной границе США. Привязной аэростат 420К объемом 

11340 м заполнен гелием и имеет аэродинамическую форму корпуса длиной 

62,7 м и максимальным диаметром 20,7 м (рис. 7.15). 

Рис. 7.15 

Аэростаты поднимаются на высоты 3,0...4,5 км и опускаются при помощи 

лебедки. Они могут непрерывно находиться в воздухе 5...7 дней. Электропита­

ние подается по кабель-тросу. В случае неблагоприятных погодных условий 
(тайфуны) аэростаты опускают и швартуют к причальной мачте. Для южных 
штатов США, где расположены аэростаты, их боеготовность составляет 98%. 
Полезная нагрузка на рабочей высоте составляет 480 кг.