Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 5836

Скачиваний: 169

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Фирма «Локхид-Мартин» разрабатывает проект аэростата, который может 

подниматься на высоту 20...22 км, где практически отсутствует ветер 
(рис. 7.16), что обеспечивает устойчивость положения аэростата. 

Рис. 7.16 

Основной проблемой в этом случае является возможность автономного 

электроснабжения. 

Комплекс 420К оснащен радиолокатором L-88(V)3, расположенным в 

нижней части аэростата в радиопрозрачной гондоле. РЛС имеет антенну с раз­
мером апертуры 8,7 м. Круговой обзор для обнаружения низколетящих целей 
обеспечивается механическим вращением антенны. 

Дальность зоны обзора 370 км определяется радиогоризонтом. 
Рассматриваются также варианты использования РЛС L-диапазона с ан­

тенной типа АФАР цилиндрической формы, размещаемой в радиопрозрачном 
обтекателе того же размера. 

Наряду с аэростатами рассматривается возможность использования авто­

матических высотных дирижаблей для размещения информационно-разведы­
вательных комплексов. По сравнению с аэростатами они обладают большей 
оперативностью, автономностью, большей грузоподъемностью. Всепогодное, 
круглосуточное электроснабжение при полетах на высотах 20-22 км обеспечи­
вается солнечными батареями большой площади и электрогенераторами. Ком­
плексы на дирижабле могут непрерывно работать в течение нескольких меся­
цев и даже лет [4] (рис. 7.17). Дальность обзора низколетящих, морских и на­
земных целей на таких высотах достигает 600 км. 


background image

Рис. 7.17 

Радиолокаторы комплексов будут иметь антенны типа АФАР с излучате­

лями, размещенными на боковой поверхности дирижабля (рис. 7.18). 

Рис. 7.18 

Детальное наблюдение морских и наземных целей обеспечивается в ре­

жиме синтезирования апертуры при работе в Х-диапазоне, что позволяет полу­
чить разрешение (детальность изображения) 1,5...15 м в зоне обзора по даль­
ности 20 и 200 км. Дирижабль в этом режиме должен двигаться со скоростью 

100 км/ч. 

В этом режиме обеспечивается обнаружение малоразмерных наземных 

целей (танков, БМП, ЗРК и т. п.). Режим селекции движущихся целей позволя-


background image

ет выделять цели, имеющие радиальную скорость от 1,0 до 200 км/ч. В ин-
терферометрическом режиме измеряется высота рельефа местности с точно­
стью 10... 15 м. 

Разведывательно-информационные комплексы, размещаемые на аэроста­

тах и дирижаблях, дополняют авиационные комплексы типа АВАКС и Джи-

старс, обеспечивая длительное непрерывное патрулирование в дежурном ре­

жиме. Кроме РЛС комплекс содержит тепловизор, телевизионную систему, 

станции РТР и радиоразведки, в том числе сотовой связи, измеритель радиа­
ции. Дополнительными задачами комплекса являются метеонаблюдение и 
ретрансляция. 

Литература 

1. Верба В. С. Тенденции развития авиационных средств разведки и дозора. - Наукоемкие тех­

нологии, 2004,  № 8 - 9 . 

2. Верба B.C., Гандурин В.А., Трофимов А.А. Бортовая РЛС для перспективного многофункцио­

нального авиационного комплекса разведки, оповещения и управления (МАК РОУ) с цифро­
вой АФАР. - Наукоемкие технологии, 2004, № 8 - 9. 

3. Верба B.C., Мирошничен А.В., Морозов Ю.А. Выбор варианта бортовой РЛС с АФАР для 

многофункционального авиационного комплекса разведки, оповещения и управления. - Ра­
диотехника, 2006, № 1. 

4. Верба B.C., Гандурин В.А. Радиолокатор с синтезированной апертурой на высотном беспи­

лотном дирижабле. - Антенны, 2004, № 8 - 9. 

5. Верба B.C., Гандурин В.А., Меркулов В.И. Живучесть авиационных комплексов радиолокаци­

онного дозора и наведения. - Информационно-измерительные и управляющие системы, 2008, 

т.6, № 3. 

6. Верба B.C. Актуальные вопросы создания многофункциональных радиотехнических ком­

плексов нового поколения. - Наукоемкие технологии, 2006, № 7 - 8. 

7. Верба B.C. Перспективы развития систем и комплексов разведки, дозора и управления авиа­

ционного базирования и проблемы по обеспечению их создания. - Радиопромышленность, 
2006,  № 1 . 

8. Верба B.C. Особенности формирования технического облика радиотехнических комплексов 

многофункциональных информационно-управляющих средств воздушного базирования. -
Радиотехника, 2005, № 5. 

9. Виноградов М.А. Перспективные комплексы воздушной радиолокационной разведки веду­

щих зарубежных стран. - Зарубежное военное обозрение, 2007,  № 2 1 . 


background image

ГЛАВА 8 

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ КОМАНДНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

АВИАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ РАДИОЛОКАЦИОННОГО 

ДОЗОРА И НАВЕДЕНИЯ 

• 

8.1. Основные направления совершенствования 

методов наведения 

В существующих АК РЛДН [2, 34] используется ограниченный набор ме­

тодов наведения, ориентированный только на наведение истребителей на не-
маневрирующие воздушные цели в дуэльной ситуации. В то же время методы 
наведения, предназначенные для использования в АК РЛДН нового поколения, 
должны удовлетворять существенно большему перечню разнородных и часто 

противоречащих друг другу требований, отражающих необходимость наведе­
ния ЛА как на одиночные, так и на групповые воздушные и наземные цели, в 
том числе и сверхманевренные и гиперзвуковые, в условиях воздействия 
средств РЭП противоборствующей стороны. Кроме того, необходимо прини­
мать во внимание перспективу включения АК РЛДН в состав глобальной сете-
центрической информационно-управляемой системы [5] с учетом экономиче­

ских и технологических факторов [13, 14]. 

В таких условиях использовать методы наведения, адекватно соответст­

вующие каждому конкретному типу целей и конкретным условиям их примене­
ния, с различным информационным обеспечением, нерационально. В то же вре­
мя использование единого универсального метода наведения, одинаково пригод­
ного для всех случаев, является весьма проблематичным. Наиболее рационально 
использование нескольких методов наведения, каждый из которых обслуживает 
достаточно большой набор целей в различных условиях их применения. 

Целесообразно использование трех групп методов, один из которых обес­

печивает наведение на все типы воздушных целей, включая сверхманевренные 
и гиперзвуковые; второй реализует наведение самолетов на наземные объекты, 
включая и подвижные и малоразмерные. Третий тип способов наведения дол­
жен обеспечивать наведение средств поражения с ударных БЛА. Необходимо 
отметить, что управление несколькими ЛА в варианте многопозиционного 
наведения на воздушные и наземные объекты может быть получено на основе 


background image

первых двух групп методов. При этом координированное наведение несколь­
ких групп ЛА с одновременным выводом на одну цель может быть получено 
как частный случай многопозиционного наведения. 

Следует подчеркнуть, что проблема разработки перспективных методов 

наведения имеет два аспекта: управленческий и информационный. 

Первый из них связан с разработкой алгоритма траекторного управления, 

реализующего возможности наведения определенных типов ЛА на определен­
ные типы цели в конкретных условиях. 

Второй аспект связан с возможностью реализации алгоритмов оценива­

ния всех фазовых координат, используемых в алгоритмах наведения, в тех же 
условиях применения, в том числе и в условиях радиопротиводействия. 

В общем случае методы наведения должны обеспечивать: 

1) минимум времени наведения; 

2) максимальную дальность действия системы командного радиоуправления; 
3) минимальные мгновенные перегрузки объекта управления; 
4) минимальный расход энергии управляющих сигналов; практическую 

реализуемость; 

5) инвариантность системы радиоуправления к условиям применения 
6) сопряжение с методами самонаведения, используемыми в дальнейших 

этапах наведения ВЦ. 

Для выполнения первых четырех требований траектория наведения 

должна быть как можно более прямолинейной. Практическая реализуемость 

подразумевает возможность формирования оценок всех требуемых фазовых 
координат относительного и абсолютного движения цели и ОУ при сущест­
вующих измерителях, реальных объемах памяти и быстродействии бортовых 
вычислителей и реальных расходах энергии на управление. Инвариантность 
предусматривает возможность выполнения наведения во всем требуемом диа­
пазоне дальностей, скоростей и высот независимо от условий применения. При 
этом наибольшее значение имеют всеракурсность перехвата и обеспечение вы­
сокой чувствительности метода к ошибкам управления как на больших, так и 
на малых расстояниях при наведении и на малоподвижные и интенсивно ма­
неврирующие цели. 

Большое значение имеет также сопряжение методов командного наведе­

ния и используемых в дальнейшем методов самонаведения, при котором обес­
печивается органичный (без существенных переходных процессов) переход 
авиационной системы радиоуправления наводимых ЛА от этапа дальнего к 
этапу ближнего наведения. Такое сопряжение в свою очередь обеспечивается 
не только методами дальнего и ближнего наведения, но и типом визирной сис­
темы, используемой для поиска, обнаружения и автоматического сопровождения 
целей, а также возможностями командной радиолинии управления (п. 5.5). От­
метим, что наибольшую вероятность выполнения дальнего наведения обеспе-