Добавлен: 31.01.2019
Просмотров: 2933
Скачиваний: 5
Внешние информационные ресурсы - к данной группе относится информация о других производителях, возможных потребителях, поставщиках. Такая информация может быть получена на информационных рынках. Выделяют следующие основные секторы мирового рынка информации:
1. Деловая информация, обслуживающая сферу бизнеса:
макроэкономическая (характеризует общее состояние экономики); финансовая (характеризует конъюнктуру различных рынков); биржевая (о котировках на фондовом рынке); коммерческая (содержит сведения о предприятиях, их производственных связях и пр.); статистическая (экономическая, финансовая, биржевая и др. информация, представленная в виде динамических рядов); деловые новости (представляется информационными агентствами и охватывает различные сферы бизнеса). 2. Научная и профессиональная информация. 3. Социально-политическая и правовая информация. 4. Массовая и потребительская информация.
Внутренние информационные ресурсы - данная группа содержит информацию, которая создается в процессе функционирования предприятием и формируется специалистами его различных подразделений.
Внутренние информационные ресурсы могут быть организованы:
1. по экономическому содержанию:
данные управленческого учета; различные сметы и бюджеты; плановые и оперативные данные о производстве и реализации; данные о закупках и расходование сырья; данные об издержках и пр.
2. по источникам формирования:
бухгалтерия; финансовый отдел и другие.
29. Оценка ликвидности баланса.
Ликвидность
баланса —
возможность субъекта хозяйствования
обратить активы в наличность и погасить
свои платежные обязательства, а точнее
— это степень покрытия долговых
обязательств предприятия его активами,
срок превращения которых в денежную
наличность соответствует сроку погашения
платежных обязательств. Она зависит от
степени соответствия величины имеющихся
платежных средств величине краткосрочных
долговых обязательств.
Ликвидность
баланса предполагает изыскание платежных
средств только за счет внутренних
источников.
Оценка
ликвидности баланса заключается
в сравнении средств по активу,
сгруппированных по степени их ликвидности
и расположенных в порядке ее убывания,
с обязательствами по пассиву,
сгруппированными по срокам погашения
и расположенными в порядке их возрастания.
Приводимые ниже группировки осуществляются
по отношению к балансу.
В
зависимости от степени ликвидности,
т.е. скорости превращения в денежные
средства, активы организации разделяются
на следующие группы:
А1
- абсолютно
и наиболее ликвидные активы —
денежные средства организации и
краткосрочные финансовые вложения;
А2
- быстро
реализуемые активы —
дебиторская задолженность и прочие
активы. Желательно, использовав данные
бухгалтерского учета, вычесть расходы,
не перекрытые средствами фондов и
целевого финансирования, и суммы расчетов
с работниками по полученным ими ссудам.
Расходы, не перекрытые средствами фондов
и целевого финансирования, а также
превышение величины расчетов с работниками
по полученным ими ссудам над величиной
ссуд банка для рабочих и служащих
представляют собой иммобилизацию
оборотных средств.
A3
- медленно
реализуемые активы —
группа статей «Запасы» раздела II актива
баланса, за исключением статьи «Расходы
будущих периодов», а также статей
«Доходные вложения в материальное
ценности» и «Долгосрочные финансовые
вложения» раздела I актива баланса и
дебиторская задолженность, платежи по
которой ожидаются более чем через 12
месяцев после отчетной даты;
А4
- труднореализуемые
активы —
статьи раздела I актива баланса
«Внеоборотные активы», за исключением
статей этого раздела, включенных в
предыдущую группу. При этом, так как из
итога к разделу I актива баланса вычитается
только часть суммы, отраженной по статье
«Долгосрочные финансовые вложения», в
составе труднореализуемых активов
учитываются вложения в уставные фонды
других организаций.
Пассивы
баланса группируются по степени срочности
их оплаты:
П1
- наиболее
срочные обязательства —
к ним относятся кредиторская задолженность,
а также ссуды, не погашенные в срок, из
формы № 5. В составе наиболее срочных
обязательств ссуды для рабочих и служащих
учитываются лишь в размере превышения
над величиной расчетов с работниками
по полученным ими ссудам — это превышение
означает использование целевых ссуд
банка не по назначению и поэтому должно
быть обеспечено наиболее ликвидными
активами для срочного погашения;
П2
- краткосрочные
пассивы —
краткосрочные кредиты и заемные
средства;
ПЗ
- долгосрочные
пассивы —
долгосрочные кредиты и заемные
средства;
П4
- постоянные
пассивы,
т.е. собственные средства, — статьи
раздела III пассива баланса. Для сохранения
баланса актива и пассива итог данной
группы уменьшается на сумму иммобилизации
оборотных средств по статьям раздела
II актива, величины по статье «Расходы
будущих периодов» раздела II актива,
величины убытков (и увеличивается на
сумму строк 640 и 650.
Для
определения ликвидности баланса следует
сопоставить итоги приведенных групп
по активу и пассиву. Баланс считается
абсолютно ликвидным, если имеют место
следующие соотношения:
А1
≥ П1; А2 ≥ П2; A3 ≥ ПЗ; А4 ≤ П4.
В
случае, когда одно или несколько
неравенств имеют знак, противоположный
зафиксированному в оптимальном
варианте, ликвидность
баланса
отличается от абсолютной. При этом
недостаток средств по одной группе
активов компенсируется их избытком
подругой, хотя компенсация имеет место
лишь по стоимостной величине, поскольку
в реальной платежной ситуации менее
ликвидные активы не могут заместить
более ликвидные.
С
помощью анализа
ликвидности баланса осуществляется
оценка изменения финансовой ситуации
в организации с точки зрения ликвидности.
30.Финансовое планирование на предприятии.
ФП - это процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.
Основные задачи ФП:
1. Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия;
2. Определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени его рационального использования;
3. Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
4. Установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, обслуживающими банками и контрагентами;
5. Соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
6. Контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
ФП включает в себя следующие этапы:
1. Анализ финансовой ситуации (Анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период на основе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности предприятия и определить проблемы, стоящие перед ним.);
2. Разработка общей финансовой стратегии предприятия (разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия, на этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на предприятии);
3. Составление текущих финансовых планов (уточнение и конкретизация основных показателей прогнозных финансовых документов путем составления текущих ФП);
4. Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана (состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием);
5. Осуществление оперативного финансового планирования
6. Выполнение финансового плана (осуществление текущей производственной, финансовой и прочей деятельности предприятия, определяющей конечные финансовые результаты деятельности в целом);
7. Анализ и контроль выполнения плана (определение фактических конечных финансовых деятельности, сопоставление их с запланированными показателями, выявление причин и следствий отклонений от плановых показателей, разработка мер по устранению негативных явлений
Все подсистемы ФП на предприятии находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходный этап планирования - прогнозирование основных направлений финансовой деятельности, осуществляемое в процессе перспективного планирования, которое определяет задачи и параметры текущего ФП. База для разработки оперативных финансовых планов формируется на стадии текущего финансового планирования.
31. Запасы предприятия и их структура
Виды запасов на предприятии могут быть различными в зависимости от их предметного содержания, фаз воспроизводства, на которых они создаются, и функционального предназначения. Запасы товарно-материальных ценностей образуются на всем пути продвижения продукции от мест производства к местам потребления. Материальные запасы – это товарно-материальные ценности, предназначенные для использования, но временно не используемые, ожидающие поступления в процесс производственного или личного потребления.
Запасы предназначенной к реализации продукции, хранящиеся на складах предприятий-изготовителей, на предприятиях оптовой, мелкооптовой, розничной торговли, в заготовительных организациях, и транспортные запасы называют запасами в каналах сферы обращения или товарными запасами.
Транспортные запасы, или запасы в пути, – это запасы продукции, на момент учета находящиеся в пути (в процессе территориального перемещения) от предприятий-изготовителей к потребителям, предприятиям оптовой торговли, погруженные в железнодорожные вагоны, автомобили, суда, самолеты.
В специальной литературе часто запасы готовой продукции, создаваемые на складах предприятий-изготовителей для обеспечения бесперебойной отгрузки, называют сбытовыми запасами.
На складах или в других местах хранения у потребителей создаются производственные запасы.
Производственными запасами называются находящиеся на предприятиях запасы предметов труда и средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте, предназначенные для производственного потребления, но еще не вступившие в производственный процесс, еще не использованные и не подвергнутые обработке, и служат для обеспечения бесперебойности производства, сглаживания неравномерности спроса, производства и снабжения. Они составляют на промышленных предприятиях значительную часть оборотных средств, а потому заслуживают особого внимания.
Говоря о видах запасов на предприятии, необходимо пояснить, что они состоят из запасов, образующихся в результате закупочной деятельности, так называемых запасов закупаемой продукции, и запасов, возникающих за счет собственного производства и именуемых запасами выпускаемой продукции.
Запасы закупаемой продукции имеются практически на всех предприятиях и организациях. В торговле и промышленности эти запасы – неотъемлемый атрибут деятельности, но они есть и в подавляющем большинстве других организаций, действующих в сфере обслуживания.
Запасы выпускаемой продукции, в свою очередь, всегда относятся к производственной деятельности и состоят из полуфабрикатов или готовых изделий.
Совокупные запасы товарно-материальных ценностей на предприятии, осуществляющем производственную деятельность, состоят из производственных запасов, запасов незавершенного производства, необходимых для обеспечения непрерывности производственного цикла между последовательными операциями (стадиями) или цехами, и запасов готовой продукции.
В зависимости от пространственного положения в конкретном месте производственно-хозяйственной деятельности или фазе кругооборота оборотных средств товарно-материальные ценности видоизменяются следующим образом. Материальные ресурсы, поступившие на предприятие, превращаются в производственные запасы. Эти последние по мере их отпуска в производство частично становятся запасами незавершенного производства или, пройдя полный производственный цикл, комплектацию, технический контроль и другие необходимые операции, – готовой продукцией, которая отгружается потребителю или сдается на склад готовой продукции, трансформируясь в запасы готовой продукции, называемые часто сбытовыми или товарными запасами.
32. сущность планирования денежных потоков.
Планирование
денежных потоков предприятия составляет
неотъемлемую часть его внутрифирменного
финансового планирования и базируется
на использовании трех основных систем:
1)
прогнозирование целевых параметров
развития денежных потоков; 2) текущее
планирование денежных потоков; 3)
оперативное планирование денежных
потоков.
Все системы планирования
находятся во взаимосвязи и реализуются
в определенной последовательности.
Прогнозирование
целевых параметров развития денежных
потоков осуществляется для установления
минимального уровня рентабельности
операционной деятельности предприятия:
1)
уровня затрат на продукцию; 2) минимального
уровня текущей платежеспособности.
Текущее планирование заключается в
разработке конкретных видов текущих
финансовых планов на предстоящий период.
Наиболее полно отражает состав
активов и пассивов балансовый план.
Показатели балансового плана позволяют
вместе с другими видами планов определить
конечные результаты формирования
денежных потоков предприятия. Оперативное
планирование заключается в разработке
комплекса краткосрочных плановых задач.
Главная форма такого планирования —
бюджет. Прогноз денежного потока сводится
к построению бюджетов де нежных средств
в планируемом периоде; объемов реализации,
доли выручки за наличный расчет, прогноз
дебиторской и кредиторской задолженности.
Прогноз осуществляется на определенный
период: год, квартал, месяц. В любом
случае методика прогноза строится в
следующей последовательности: прогноз
денежных средств по периодам, отток
денежных средств по периодам, расчет
чистого денежного потока по периодам,
определение совокупной потребности в
краткосрочном финансировании в
подпериодах.
Для расчета возможных
денежных поступлений важно знать, как
оплачивается реализация товара: за
наличный расчет, в кредит; для оплаты
счетов требуется время, и можно рассчитать,
какая часть выручки за реализованную
продукцию поступит в том или ином
периоде. Отток денежных средств связан
с погашением кредиторской задолженности,
выплатой заработной платы, административными
и другими постоянными расходами,
налоговыми платежами, выплатой дивидендов,
а также сопоставлением притока и оттока
и выявлением недостатка денежных средств
или их излишка.
Бюджет денежных
средств разрабатывается на основе
будущих на личных поступлений и выплат
предприятия за различные промежутки
времени. Имея эту информацию, финансовый
директор может лучше определить будущие
потребности в денежных средствах,
спланировать их для финансирования и
осуществить контроль.
Бюджет денежных
средств можно составить на любой период,
и чем они менее предсказуемы, тем период
должен быть короче.
При прогнозировании
объема продаж используется как внутренняя,
так и внешняя информация по отделу
маркетинга.
Следующие прогноз и
расчет связаны с определением объема
де нежных поступлений: наличного, в
кредит.
Денежные поступления могут
увеличиваться за счет реализации
основных фондов, товарно-материальных
ценностей, получения процентов и
дивидендов.
Следующий шаг — прогноз
наличных выплат. Издержки производства
должны быть нацелены либо на реализацию,
либо держаться на относительно постоянном
уровне, при этом варианте производственные
запасы ниже.
После следуют выплаты
дивидендов, пени, краткосрочных кредитов.
Такая информация позволяет определить
источники денежных поступлений:
собственные и заемные, а при наличии
избытка денежных средств — отток на
рынок ценных бумаг.
Основная цель
планирования доходов и затрат —
установление суммы притока денежных
средств в планируемом периоде.
Основная
форма планирования доходов и затрат
предприятия — их бюджетирование. Для
составления бюджета используется целый
ряд экономических показателей. Основой
разработки плановых бюджетов служат
расчеты доходной и расходной частей.
Расходная часть бюджета включает оттоки
производственных расходов, погашение
кредиторской задолженности, уплату
налогов и другие расходы.
33.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, прогноза банкротства. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (СОС) показывает достаточность у организации собственных средств для финансирования текущей деятельности. Согласно Приказу ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 "Об утверждении "Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций" коэффициент рассчитывается следующим образом (в Приказе он называет коэффициент обеспеченности собственными средствами):
Коэффициент обеспеченности СОС = (Собственный капитал – Внеоборотные активы) / Оборотные активы
Смысл данного коэффициента заключается в следующем. Сначала, в числителе формулы вычитают из собственного капитала внеоборотные активы. Считается, что самые низколиквидные (внеоборотные) активы должны финансировать за счет самых устойчивых источников – собственного капитала. Более того, должна остаться еще некоторая часть собственного капитала для финансирования текущей деятельности.
Данный коэффициент не имеет распространения в западной практике финансового анализа. В российской практике коэффициент был введен нормативно Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р и ныне не действующим Постановление Правительства РФ от 20.05.1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий". Согласно указанным документам, данный коэффициент используется как признак несостоятельности (банкротства) организации. Согласно указанным документам, нормальное значение коэффициента обеспеченности собственными средствами должно составлять не менее 0,1. Следует отметить, что это достаточно жесткий критерий, свойственный только российской практике финансового анализа; большинству предприятий сложно достичь указного значения коэффициента.
Коэффициент прогноза банкротства (Кпб) рассчитывается по формуле:
Кпб = (Зндс + НЛА - П5) / ВБ , |
(7.11) |
где Зндс - запасы и НДС; НЛА - наиболее ликвидные активы; П5 - краткосрочные обязательства; ВБ - валюта баланса.
Коэффициент показывает способность предприятия расплачиваться по своим краткосрочным обязательствам при условии благоприятной реализации запасов. Чем выше значение показателя, тем ниже опасность банкротства.
34.Цели и задачи финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.
Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.